Семь главных вопросов перед стартом ралли-марафона "Дакар-2017"

Иван Беликов
31 декабря 2016 в 10:16

Новый маршрут, реванш «КАМАЗ-Мастер» и шансы автора главной сенсации «Шелкового пути». В преддверии «Дакара-2017» АВТОСПОРТ.com.ru рассматривает ключевые вопросы перед главным ралли-рейдом планеты…

Новый маршрут, реванш «КАМАЗ-Мастер» и шансы автора главной сенсации «Шелкового пути». В преддверии «Дакара-2017» АВТОСПОРТ.com.ru рассматривает ключевые вопросы перед главным ралли-рейдом планеты…

Чего ожидать от нового маршрута?

Маршрут прошлогоднего «Дакара» вызвал такое огромное количество нареканий со стороны самих участников, что даже в какой-то момент появились разговоры о возвращении главного ралли-рейда планеты на родину в Африку. Спору нет, было бы здорово, но всё-таки давайте признаем, что в современных реалиях подобный сценарий – утопия. Нынешний «Дакар» – это Южная Америка, и организаторы уже дали понять, что уходить оттуда в ближайшей перспективе не собираются. Это важный рынок для брендов, представленных в гонке, да и с точки зрения безопасности там гораздо меньше проблем, не говоря уже об организации.

Да и действительно ли «Дакар» в Южной Америке изжил себя? Предстоящий ралли-рейд даст точный ответ на этот вопрос. Организаторы обещают, что маршрут 39-го издания станет одним из самых сложных за всю историю. К Аргентине и Боливии, принявшим прошлогодний марафон, присоединится Парагвай, который станет 29-й новой страной для «Дакара». Именно в Парагвае – в городе Асунсьон – 2 января будет дан торжественный старт. Участники направятся в Аргентину, затем пересекут территорию Боливии и после пяти дней вновь вернутся в Аргентину, где 14 января состоится 12-й и заключительный этап. 12 этапов – это, кстати, своеобразный антирекорд, учитывая, что в последний раз меньше 13 спецучастков в программе «Дакара» было в далёком 1993 году.

С другой стороны, какие это будут 12 этапов! Из 9000 километров общей дистанции участников ждут 50% ранее неизведанных дорог, бездорожья и дюн, а протяжённость сразу семи боевых спецучастков превысит 400 км. Для сравнения, в 38-м издании «Дакара» этот показатель был превзойдён лишь на трёх этапах. Добавьте к этому огромный перепад высот, до практически 5000 метров над уровнем моря, и колебания температуры воздуха от +40 градусов по Цельсию в тропических условиях Асунсьона до минусовых температур ночью в высокогорье боливийского Альтиплано.

А главное, что времени на раскачку у участников не будет абсолютно. Если в предыдущие годы дюны обычно начинались во вторую неделю, то в 2017-м коварные пески начнутся в четвёртый день. Запредельно высокий темп предстоящей гонки подтверждает и тот факт, что уже на следующий день после дня отдыха в Ла-Пасе, 9 января, состоится марафонский этап, когда спортсмены будут предоставлены сами себе и окажутся лишены любой технической поддержки со стороны своих команд. Так что вздохнуть с облегчением можно будет лишь на финише в Буэнос-Айресе, но до него ещё нужно доехать, и понятно, что далеко не всем из 316 участников (146 мотоциклов, 83 внедорожника, 50 грузовиков и 37 квадроциклов) это удастся.

«Исходя из той информации, которая нам доступна, сложно будет в Боливии на высоте и в песках – как нам, так и автомобилю, потому что там вязкий песок, – сказал гонщик «КАМАЗ-Мастер» Айрат Мардеев в интервью АВТОСПОРТ.com.ru. – Посмотрим, конечно, сколько там песков на высоте – мы все очень удивились этому факту, когда узнали. Надеюсь, это не просто слова, и будет действительно интересно и сложно».

Болеем за наших!

Для российского автоспорта «Дакар-2017» станет особенным. Впервые в истории во всех категориях будут представлены наши участники.

Ещё каких-то четыре года назад всё ограничивалось грузовиками и внедорожниками, но в 2014-м в зачёте квадроциклов дебютировал екатеринбуржец Сергей Карякин, ну а в 2017-м дошла очередь и до мотоциклов. В самом сложной категории на старт под российским триколором заявлены сразу два участника – Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова на мотоциклах Husqvarna FR 450 Rally.

«Это мой первый «Дакар», но я рассчитываю побороться за попадание в первую тройку в женском зачёте, – поделилась ожиданиями Анастасия. – Страх – не самое лучшее чувство для гонщика. Я скорее предпочитаю говорить, что немного волнуюсь по поводу езды на высоте 3000 метров над уровнем моря и выше. Но я много тренировалась, поэтому буду в полной готовности».

В квадроциклах честь России в одиночку продолжит защищать Карякин, в то время как в категории грузовиков за 14-ю викторию поборется легендарная команда «КАМАЗ-Мастер», которая выставит четыре машины под управлением Айрата Мардеева, Эдуарда Николаева, Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова.

Как ни странно, но меньше всего россиян на «Дакаре» – во внедорожниках, где ещё два года назад было сразу десять российских экипажей. В этот раз на старт выйдут два гонщика, причём оба дебютанты – 59-летний Роман Шихотаров на автомобиле Toyota Hilux и Равиль Маганов, который выступит в подклассе UTV (мотовездеход).

А что же Владимир Васильев и Константин Жильцов, в последние годы являвшиеся нашей главной ударной силой в категории внедорожников? Обладатели Кубка мира FIA по ралли-рейдам в этот раз предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Там же выступит и победитель «Дакара-2014», гонщик «КАМАЗ-Мастер» Андрей Каргинов.

Даст ли «КАМАЗ-Мастер» реванш?

Наверное, ещё ни разу за последние 10-15 лет не было так сложно оценить шансы «КАМАЗ-Мастер» на успех. Во-первых, уж слишком тяжёлым для «Синей Армады» и лёгким для соперников, в первую очередь для Жерара де Роя, получился прошлогодний «Дакар», что не даёт возможности понять расклад сил перед стартом. А во-вторых, большие вопросы вызывает форма команды, учитывая, что в июне Владимир Чагин признал: денег для участия в «Дакаре» нет». Пришлось даже отказаться от участия в традиционных сборах в Марокко и поставить в режим ожидания дебют капотника. Решить финансовые проблемы, к счастью, удалось, но о перспективах на «Дакаре-2017» пока говорить сложно.

На пресс-конференции, прошедшей в Москве перед отправкой "КАМАЗ-Мастер" на "Дакар", представители команды были весьма сдержаны в своих комментариях – никаких громких заявлений в стиле «мы едем за победой».

«Каждый новый «Дакар» – это как жизнь с чистого листа, – сказал Чагин. – Все предыдущие успехи и промахи не в счёт. Просто выйди на старт и докажи, что ты лучший. Конечно, многое на этой двухнедельной экстремальной гонке зависит ещё и от удачи. Но, как говорили великие «удача – это готовность использовать шанс». Поэтому целый год мы упорно трудились. Готовили себя и машины. Действуя в рамках регламента, мы поработали над улучшением технических параметров спортивного грузовика. Но такую же работу, не меньше, я уверен, провели наши соперники. Предстоит интереснейшая борьба. Все едут за одним – быть на подиуме. Наши болельщики и партнёры, конечно, будут активно болеть за нас. А мы сделаем все от нас зависящее, чтобы не огорчить их».

Что же, пожелаем удачи «КАМАЗ-Мастер» и будем держать кулаки за них на протяжении всех 12 дней марафона.

Удивит ли Renault?

Если в конкурентоспособности соперников «КАМАЗа» в лице Iveco и MAN и шансах Tatra на подиум сомневаться не приходится, то настоящей «тёмной лошадкой» является Renault.

Прошлогодний «Дакар» завершился для лидера команды Mammoet Rallysport Мартина ван дер Бринка, едва начавшись, когда на втором этапе его грузовик сгорел дотла. Напарник голландца Паскаль де Баар до финиша добрался, причём на неплохом шестом месте. Тем обиднее, что сошёл опытный Ван дер Бринк. Но зато в июле на «Шелковом пути» он чуть не сотворил сенсацию, когда до заключительных этапов на равных боролся с гонщиками «КАМАЗ-Мастер» и в какой-то момент даже лидировал в генеральной классификации, став в итоге третьим. Так что к Renault и этому гонщику стоит внимательно присмотреться.

«Renault Sherpa – отличный грузовик, очень быстрый, хорошо сбалансированный и приятный в управлении, – дал комментарий Ван дер Бринк. – Я горжусь всей нашей командой и тем, чего нам удалось добиться за столь короткий отрезок времени. Мы доказали, что никогда нельзя сдаваться, а на «Дакаре» это главное».

Бросит ли кто-нибудь вызов Peugeot в категории автомобилей?

Едва ли можно сомневаться в том, что главным фаворитом в классе внедорожников будет Peugeot. В 2016 году по скорости «французским львам» не было равных ни на «Дакаре», ни на «Шелковом пути». С другой стороны, не хватало стабильности: постоянно возникали ошибки, технические проблемы, штрафы. Фактически тот, кто испытывал меньше всех проблем, и выигрывал.

На «Дакаре-2017» Стефан Петерансель, Себастьен Лёб, Сириль Депре и Карлос Сайнс-старший выступят на новой модели Peugeot 3008 DKR. Новинка неплохо проявила себя на Ралли Морокко в октябре, по крайней мере с точки зрения надёжности – Сайнс финишировал вторым, уступив 12 минут победителю Нассеру Аль-Аттие на Toyota Hilux.

Пожалуй, именно Toyota можно будет назвать главным соперником Peugeot на предстоящем «Дакаре». Во-первых, по стабильности японская команда способна дать фору любому сопернику, о чём свидетельствуют четыре подиума за пять последних лет. А во-вторых, в 2016 году Toyota значительно укрепила свой состав, пригласив в компанию к Жиньелю де Вильерсу победителя 2014 года Нани Рому и Аль-Аттию. Последний ранее выигрывал «Дакар» за рулём машин Volkwagen и Mini, так что в случае успеха повторит достижение Стефана Петеранселя, побеждавшего в категории внедорожников на трёх разных автомобилях.

«Я нашёл хороший компромисс, решив перейти в Toyota, – сказал катарец. – Этот автомобиль никогда не выигрывал «Дакар». Если я сумею победить, то войду в историю.

Я доволен машиной. Хорошо, что в Испании и Марокко мы опередили Peugeot, но не забывайте, что наша команда не является заводской, поэтому победить на «Дакаре» будет тяжело. Эта гонка серьёзно отличается от всех остальных. Так что Peugeot со своими четырьмя великолепными гонщиками остаётся фаворитом».

Не стоит списывать со счетов и Mini, побеждавшую с 2012 по 2015 год. Немецкий производитель выставит на старт три новых машины Mini John Cooper Works, на которых выступят бывший гонщик WRC Микко Хирвонен, главное открытие «Дакара-2015» Язид Аль-Раджи и Орландо Терранова, в последний момент заменивший американского дебютанта Брайса Мензиса, не успевшего оправиться от травмы плеча.

Сможет ли победить Себастьен Лёб?

«Дакар» остаётся одной из немногих вершин, которая пока не покорилась Себастьену Лёбу. Девятикратный чемпион мира по классическому ралли поднимался на подиум в Ле-Мане, побеждал в Туринге, FIA GT, в скоростном подъёме на вершину Пайкс-Пик в Колорадо и выиграл один этап WRX. В ралли-рейдах пока всё складывается не столь успешно. Себ был быстр на «Дакаре» и «Шелковом пути» в 2016 году, однако даже гонщику такого уровня не хватило опыта и везения, без которых в ралли-рейдах далеко не уедешь и не поднимешься высоко к генеральной классификации.

Учитывая сложность предстоящего «Дакара», Лёбу и его бессменному штурману Даниэлю Элене наверняка придётся непросто.

«Сложнее всего мне и Даниэлю приходится на бездорожье, – рассказал Лёб в одном из своих недавних интервью. – Непросто сохранять уверенность, когда рельеф местности постоянно меняется. В таких условиях сложно правильно сориентироваться. Нужно точно понимать, где можно атаковать. В дюнах, в принципе, всё нормально, хотя мы не застрахованы от того, чтобы нигде не застрять. Также нам нужно лучше работать с изменением давления в шинах.

Проблема не в самом преодолении дюн. Важно знать, когда нужно остановиться и сменить направление. Так делают все остальные!»

Пока лучшим достижением Лёба в международных ралли-рейдах является седьмое место на «Шелковом пути-2016». На предыдущем «Дакаре» он, напомним, после своего переворота, финишировал лишь девятым. Так что пока, наверное, говорить о победе преждевременно.

Продолжит ли KTM 15-летнюю победную серию?

Невероятно, но доминирование KTM на «Дакаре» началось ещё в далёком 2001 году, когда гонка проводилась по оригинальному маршруту «Париж – Дакар». С годами менялись правила, места проведения, поколения гонщиков, завершилась даже многолетняя дуэль Марка Кома и Сириля Депре, на двоих выигравших десять ралли-марафонов, а австрийская марка как была на вершине, так и остаётся до сих. В прошлогоднем издании победную серию продолжил молодой австралиец Тоби Прайс, проводивший свой второй в карьере «Дакар» и уверенно лидировавший по ходу второй половины дистанции.

Конечно, ничто не вечно, и рано или поздно эта серия всё-таки прервётся. Произойдёт ли это в 2017 году?

«Впереди длинная гонка и очень долгие две недели, – поделился ожиданиями Прайс. – Тем не менее мы будем концентрироваться на каждом отдельном этапе, надеяться на лучшее и атаковать. Но всё выглядит хорошо: у нас потрясающий мотоцикл и сильная команда. Мы с нетерпением ждём старта».

Одно можно сказать точно: соперники не дадут спуска KTM. Honda во главе со своим лидером Хоаном Барреда Бордом в два предыдущих года имела всё необходимое для победы, за исключением надёжности. И если в этот раз ничего не сломается, то шансы будут. Yamaha и Husqvarna находятся на ступеньку ниже, но тем не менее будут готовы воспользоваться возможными осечками соперников.