Фото: LAT Photographic

Сколько команды Формулы 1 потратили в сезоне-2016?

Дитер Ренкен
7 января 2017 в 9:37

Внимание, вопрос на 1,720,000,000 фунтов стерлингов: на что команды Формулы 1 потратили столько денег? Дитер Ренкен провел традиционный ежегодный финансовый анализ состояния гоночных коллективов Больших Призов, сделав при этом любопытные выводы...

Если смотреть в целом, то доходы Формулы 1 в последние годы постоянно растут: при недавней покупке коммерческих прав на спорт компанией Liberty Media стоимость активов Ф1 была оценена в 8 миллиардов долларов (6,15 млрд фунтов), тогда как за 2015 год прибыль спорта составила 1,8 млрд долларов (1,39 млрд фунтов).

Из этой суммы команды суммарно получили порядка половины, хоть и не поровну. Их общий кусок пирога за тот период оценивается в 883 млн долларов (680 млн фунтов), и эта сумма была выплачена в течение минувшего года десятью платежами.

Финальная часть сделки между Liberty и Ф1 должна пройти до середины 2017 года. При этом все эти цифры ловко маскируют опасения, существующие относительно стабильности дел в спорте, тогда как его бизнес-модель до сих пор находится на уровне 80-х годов прошлого столетия.

Проблема в том, что телевизионные рейтинги, а с ними и способность команд привлекать больше спонсоров, в последнее время постоянно снижаются (за последние пять лет спад составил порядка 30%). В то же время календарь Ф1 застрял на отметке 20-21 этап, несмотря на разговоры о возможном расширении. Также постоянно растет градус недовольства со стороны промоутеров этапов относительно завышенных, по их мнению, сумм, требующихся для проведения Гран При.

Уже один тот факт, что команда Sauber, берущая свои истоки в далеком 1993 году, едва не прекратила свое существование, спасшись только благодаря вовремя обретенному новому спонсору, говорит о нынешнем плачевном состоянии спорта. И Liberty необходимо сделать всё, чтобы переломить ситуацию еще до 2020 года, когда истекает срок двусторонних соглашений между командами и FOM.

(c) autosport.com
(c) autosport.com

С одной стороны, выход Великобритании из Евросоюза негативно сказался на Формуле 1. С другой, команды и FOM от этого даже выиграли за счет разницы в курсах валют.

Таким образом, большинство граф в финансовых отчетах команд своим положительным балансом обязаны именно соотношению доллара и фунта. Это же подтвердил и руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер, сказавший, что «выход Великобритании из ЕС стал нашим основным спонсором».

Но не всё так печально было в ушедшем году. Желание Renault вернуться в спорт с заводской программой добавило стартовой решетке Ф1 французского шарма, а команда Haas смогла поднять интерес к Большим Призам за океаном.

К тому же, в сезоне-2016 к спорту в качестве одного из основных партнеров присоединилась пивоваренная компания Heineken, а у руководства Ф1 есть планы по расширению деятельности в социальных сетях с прицелом на молодое поколение болельщиков.

Кроме того, недавний уход из спорта новоиспеченного чемпиона мира Нико Росберга породил настоящее безумие в соцсетях, что лишний раз подтверждает, что Формула 1 по-прежнему увлекает умы поклонников спорта по всему миру.

Методология

(c) autosport.com
(c) autosport.com

Данные для приведенного ниже финансового анализа были взяты из различных достоверных источников, включая интервью, анализы и квалифицированные оценки.

Важно отметить, что представленные данные относятся к бюджетам на 2016 год, а не финансовым показателям сезона-2015. Так что определенные расхождения в цифрах могут иметь место.

При этом мы не брали в расчет расходы на производство двигателей.

Валюта расчетов была переведена из евро (Ferrari/Toro Rosso), швейцарских франков (Sauber) и долларов (FOM и спонсоры команд) в фунты по следующему курсу: £1=€1.20/SFr1.30/$1.30.

Для сравнения, с финансовым отчетом сезона-2015 можно ознакомиться здесь.

Mercedes

Mercedes
Mercedes

Деятельность корпорации Daimler в Формуле 1 разделена на две области: Mercedes Grand Prix (гоночная команда) и High Performance Powertrains (департамент производства силовых установок), которые функционируют обособленно. Что касается гоночной команды, то ее акции распределяются между Daimler, руководителем коллектива Тото Вольфом и неисполнительным директором Ники Лаудой в соотношении 60/30/10.

Одновременно с ростом численности команды и зарплат сотрудников после титула 2015 года выросли и спонсорские контракты, и отчисления от FOM, включая бонус за двойное чемпионство, оцениваемый в 30 млн фунтов. Всё это позволило Daimler снизить свое финансовое участие в проекте.

В этом году команда не делала заявлений по поводу новых спонсоров, тогда как главным партнером коллектива осталась компания Petronas, участие которой оценивается в 35 млн фунтов.

Опасения вызывает тот факт, что в конце 2018 года подходят к окончанию контракты ключевых фигур в команде, включая Вольфа, Лауду, а также Льюиса Хэмилтона. Посмотрим, как коллектив с этим справится…

Red Bull Racing

Red Bull
Red Bull

Британское подразделение Red Bull поделено на две части: Red Bull Technology и, собственно, Red Bull Racing. В RBT занимаются производством шасси для команды, а также производят коробки передач, элементы гидравлики и другие разрешенные детали для дочерней команды Toro Rosso и других компаний группы. Таким образом, чистый бюджет RBR оценивается в 215 млн фунтов.

В 2016 году команда пополнила свои основные запасы за счет поступлений в долларах (от FOM) и евро (от спонсоров), при этом потеряв титульного партнера в лице Infiniti, перешедшей к Renault. Эти потери были частично компенсированы за счет прихода нового спонсора TAG Heuer, также помог и выход Великобритании из Евросоюза. Таким образом, материнской компании, как и в случае с Mercedes, удалось снизить свое участие в деятельности команды.

В остальном же цифры коллектива остались на уровне сезона-2015, если не считать повышенных расходов на проектирование новой машины 2017 года.

Ferrari

Ferrari
Ferrari

Ferrari – уникальная команда Ф1, производящая шасси и силовую установку в одном расположении. При этом коллектив делит производственные помещения с отделом разработки дорожных автомобилей.

Это осложняет получение точных данных по бюджетам, а выход на Нью-Йоркскую фондовую биржу в октябре 2015-го стал дополнительным поводом не показывать всю актуальную финансовую информацию, чтобы избежать инсайдерской торговли.

Скудерия получает больше остальных команд от призовых выплат FOM, а компании Shell, Santander и UPS добавляют свои средства к 75 млн фунтов от Philip Morris, которые корпорация платит за цветовую гамму и участие коллектива в рекламных акциях.

Несмотря на самый большой бюджет, численность сотрудников, а также наличие в составе двух чемпионов мира, команда завершила сезон на третьем месте, не выиграв ни одной гонки. А если бы в порядке были Williams и McLaren, Ferrari рисковала бы и вовсе оказаться пятой, что явно насторожило бы инвесторов…

Force India

Force India
Force India

Несмотря на ограниченный бюджет, команда Force India с каждым годом прибавляет, и в этом году ей удалось финишировать следом за Ferrari с бюджетом, втрое меньшим, чем у Скудерии. Чистая победа в плане эффективности финансов.

Партнеры команды и личные спонсоры Серхио Переса добавляют средства в общую копилку из 30 млн фунтов, а компании, возглавляемые совладельцем коллектива Виджеем Мальей, компенсируют недостающее. При этом половину бюджета команды составляют призовые выплаты от FOM, несмотря на отсутствие дополнительных бонусов.

Выход Великобритании из ЕС помог команде впервые с 2007 года выйти на точку безубыточности, что стало хорошим подарком для коллектива на Рождество.

McLaren

McLaren
McLaren

Несмотря на отсутствие результатов на трассе начиная с 2012 года, мощь бренда McLaren (включая подразделения McLaren Automotive/McLaren Applied Technologies), а также бонусы за историческое наследие от FOM и глубина кармана Honda позволяют коллективу с высоко поднятой головой переживать все обрушившиеся на них неудачи. Что же касается чистых доходов за 2015 год (без учета бонусов), то эти суммы у команды из Уокинга были даже ниже, чем у Sauber.

Бюджет команды формируется за счет следующих составляющих примерно поровну: Honda, отчисления от FOM и спонсорские выплаты (Mobil/Johnnie Walker/Chandon, а также более мелкие партнеры вроде Hilton и KPMG).

Коллектив недавно расторг контракт с TAG Heuer и потерял поддержку ExxonMobil на сезон-2017 – оба бренда перешли к Red Bull. Однако новый исполнительный директор McLaren Зак Браун отметил, что одной из важнейших задач команды в ближайшее время будет поиск нового титульного спонсора.

Williams

Williams
Williams

С коммерческой точки зрения команда Williams сохранила стабильность по сравнению с прошлым годом – доходы и бюджет остались на прежнем уровне, хотя команда надеется получить небольшую прибыль в этом году за счет завоевания третьей позиции в Кубке конструкторов в сезоне-2015. При этом их бонус от FOM составляет 60 млн фунтов.

Что касается спонсорской поддержки, то компании Martini и Rexona примерно поровну формируют половину коммерческого дохода команды, а остаток пополняют более мелкие партнеры.

Коллектив также выиграл финансово от проведения тестов Лэнса Стролла, который в наступившем году сядет за руль боевой машины команды.

Однако в минувшем сезоне гонщики Williams не проявили себя на трассе, что негативно скажется на финансовом отчете будущего года.

Toro Rosso

Toro Rosso
Toro Rosso

Команда Toro Rosso является последней ступенькой для молодых пилотов в старший коллектив Red Bull, что уже испытали на себе Себастьян Феттель, Даниэль Риккардо, Макс Ферстаппен и Даниил Квят.

При этом возвращение россиянина в Toro Rosso совпало с приходом в коллектив нового коммерческого партнера Acronis, компенсировавшего потерю инвесторов из Абу-Даби.

Что касается бюджета, то примерно наполовину он формируется за счет поступлений от FOM, а остаток делится между материнской компанией Red Bull, коммерческими спонсорами вроде Casio и более мелкими партнерами.

Переход в следующем сезоне на двигатели Renault должен обеспечить команде рост результатов по сравнению с прошлогодней установкой Ferrari.

Haas

Haas
Haas

Дебютант сезона-2016 команда Haas вопреки ожиданиям начала набирать очки в чемпионате с самых первых своих гонок. Это обеспечит американскому коллективу отчисления призовых от FOM в следующем году, ограниченные в размере до тех пор, пока команде не удастся дважды за три года финишировать в первой десятке в КК.

Haas функционирует в довольно непривычной для Формулы 1 манере, отдавая на сторону все допустимые работы по разработке шасси. Так, двигатели для них производят в Ferrari, шасси – в Dallara, а сама команда размещается в Банбери, Великобритания.

Очень сложная схема, но пока она работает…

Renault

Renault
Renault

Компания Renault вернулась в Формулу 1 с заводской командой, выкупив активы Lotus. Финансирование команды производится из трех потоков: за счет материнской компании Renault, выделяющей порядка 130 млн фунтов в год на автоспортивное направление, примерно половина из которых идет на Ф1, призовых от FOM и коммерческих партнеров, включая спонсоров пилотов.

Крупные спонсоры вроде Infiniti и Total покрывают большую часть бюджета, тогда как личные партнеры Кевина Магнуссена и Джолиона Палмера формируют оставшуюся часть суммы.

При этом в команде недавно заявили, что до 2018 года не рассчитывают бороться за подиумы, что должно негативно сказаться на призовых выплатах от FOM в будущие периоды…

Sauber

Sauber
Sauber

В 2016 году у Sauber был выбор: покинуть спорт, заявив о банкротстве, или найти нового инвестора. К счастью для поклонников команды, они пошли по второму пути, в июле прошлого года представив швейцарский консорциум Longbow Finance в качестве нового инвестора.

Это позволило коллективу обеспечить дополнительные финансовые вливания, что вылилось в заветные два очка на финише гонки в Бразилии и начало разработки нового шасси для следующего сезона.

Manor

Manor
Manor

Команда Manor, возникшая на обломках Marussia, начала сезон-2016 с большим воодушевлением, заручившись поддержкой пилота из программы Mercedes Паскаля Верляйна и Рио Харьянто, а также установив на свое шасси мощный двигатель Mercedes и пригласив нескольких опытных сотрудников, ранее работавших в McLaren.

В Австрии Верляйн смог взять столь необходимое команде очко, и перспективы коллектива выглядели очень радужно, пока Sauber не собралась и не отобрала у Manor заветную десятую строчку в Кубке конструкторов.

Ближе к концу сезона владелец команды Стивен Фитцпатрик подтвердил, что они находятся на финальной стадии подписания соглашения с новым инвестором, но деталей сделки не раскрыл.

Таблица финансовой эффективности команд

Для составления таблицы финансовой эффективности команд я решил соотнести величину бюджета коллектива с занимаемым местом в КК. Формула расчета предполагает, что все команды начали сезон с одной и той же позиции (11-й при 11 участниках), и в течение чемпионата итоговый лидер поднялся на десять мест, команда, занявшая второе место, на девять, и так далее.

К примеру, команда Force India приобрела 7 позиций, закончив чемпионат четвертой.

Поз.КомандаБюджетПрогрессСтоимость позиции (£)
1.Force India90 млн712,9 млн
2.Williams105 млн617,7 млн
3.Red Bull215 млн923,9 млн
4.Toro Rosso100 млн425,0 млн
5.Mercedes265 млн1026,5 млн
6.Haas100 млн333,3 млн
7.McLaren185 млн537,0 млн
8.Ferrari330 млн841,25 млн
9.Renault150 млн275,0 млн
10.Sauber95 млн195,0 млн
11.Manor85 млн0-

Как и ожидалось, коллектив Force India оказался наиболее эффективным с точки зрения расходования средств, а второе место заняла команда Williams.

Любопытно, что обе используют силовые установки Mercedes в рамках клиентской программы, что позволило им сконцентрировать все свое внимание на шасси, пилотах и управлении командой.

Заключение

В минувшем сезоне все постоянно говорили о стабильном регламенте, что привело к стабильности и в отношении финансовых показателей. Однако давно известно, что в Формуле 1 стоять на месте нельзя – в этом случае ты начинаешь медленно двигаться назад. Так примерно и происходило – независимые команды застыли в бездействии, а большие потихоньку двигались.

Так что чем раньше Liberty финализирует сделку по выкупу коммерческих прав у венчурного фонда CVC Capital Partners, тем раньше они смогут избавить Формулу 1 от оков производства 80-х годов прошлого века, мешающих спорту развиваться и двигаться вперед, как это было в эпоху коммерческого, технического и спортивного взлета Больших Призов.

Главной и первостепенной задачей Liberty является выравнивание коммерческой составляющей соревновательного поля, чтобы командам с бюджетами по 85 миллионов не приходилось в равном бою встречаться с тяжеловесами, в активе которых денег и возможностей вчетверо больше.

При этом добрая половина невыгодных для спорта условий прописана в действующих двусторонних соглашениях с командами. Уничтожьте их, и 90% коммерческих проблем Формулы 1 будет решено.

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7334/how-much-did-formula-1-teams-spend-in-2016

(c) autosport.com
(c) autosport.com

  • Поделиться: