Как 150 миллионов долларов сбили Формулу 1 с верного пути

Дитер Ренкен
3 апреля 2017 в 9:42

Потеря Берни Экклстоуном 150 миллионов долларов в попытке вывести Формулу 1 на передовую медийного фронта стала поворотным моментом в развитии Больших Призов. И этот опыт необходимо использовать новым владельцам спорта для того, что привести Королеву автоспорта к новым успехам. Слово Дитеру Ренкену...

Одной из первостепенных инициатив Берни Экклстоуна после приобретения коммерческих прав на Формулу 1 (сначала на 15 лет, а затем и дольше) было внедрение в спорте прогрессивной медийной технологии, получившей название F1 Digital+. По сути, этот инновационный проект был призван обеспечить телевизионных зрителей Ф1 всем необходимым для собственноручного управления трансляцией гонок. Фактически болельщики, не отходя от экрана телевизора, становились режиссерами трансляции.

Услуга предлагалась по подписке через существующие сети телевизионных вещателей, однако, будучи впервые представленной в 1996 году, она не прожила и шести полных лет. При этом изначально Берни планировал потратить на новый сервис порядка 35 млн долларов, однако фактические расходы составили около 100 миллионов, что в пересчете на нынешние деньги составляет 150 млн.

Неудивительно, что после этого эпизода Берни потерял всяческий интерес к внедрению новых технологий в Ф1. В тот момент англичанин не смог понять, что по крайней мере половину миллиардной телевизионной аудитории Больших Призов составляют домоседы, ищущие дешевых острых ощущений, переключая каналы после сытного обеда. И доказательством этому служит падение телевизионных рейтингов Ф1 после перехода спорта на платные каналы.

Проект F1 Digital+ можно назвать одной из немногих неудач Экклстоуна в бизнесе, последствия которой оказались для Формулы 1 роковыми. По сути, этот опыт убил в Берни всё желание хоть в какой-то степени внедрять прогрессивные новинки в спорте.

И что мы имеем сегодня? Современная Формула 1 по-прежнему работает по принципам из 80-90-х годов: стартовая решетка формируется по итогам субботних заездов, гонки длятся два часа и обычно стартуют в 14:00 по местному времени в воскресенье, призовые деньги распределяются на основании таблицы, составленной в далеком 1997 году (с некоторыми негативными изменениями в отношении бонусов, введенными в 2013-м), а четырехдневные уик-энды все так же изнуряюще скучны. Этот список можно продолжать бесконечно.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что касается составления календаря, то здесь также все работает по древней кальке от 1997 года, когда впервые были проведены переговоры с Малайзией. Путь прост: идешь на Восток, ублажаешь сладостными речами о бешеном притоке туристов промоутеров и местные власти, звонишь Герману Тильке, который приезжает строить автодром с местным колоритом, поднимаешь ценник за проведение этапа до астрономических пределов с еще большим увеличением через пять лет, затем наблюдаешь за взрывом выстроенного предприятия и двигаешься дальше. Схема обкатана…

Это вновь отсылает нас к той потере Берни 150 млн долларов, поскольку именно тогда консервативный англичанин отказался от дальнейших перемен. Совсем недавно Экклстоун попробовал внедрить недальновидные новшества в виде изменения формата квалификации, но потерпел полное фиаско, после чего о новом векторе развития спорта можно было забыть.

То же самое можно сказать и в отношении коммерческих контрактов, несмотря на то, что сегодня они именуются не Договором Согласия, а двусторонними соглашениями, лишний раз подчеркивая, что заключаются они непосредственно между командами и владельцем коммерческих прав, без участия FIA, как это было раньше.

Однако и эти соглашения базируются на принципах, сформулированных последовательно в 1982, 1987 и 1992 годах, тогда как финальный вариант был принят десятью годами позже – в интервале между 2010 и 2012 годами.

Проблема состоит в том, что все эти контракты долгосрочные и рассчитаны до 2020 года, а некоторые договоренности с FIA и вовсе прописаны до 2030 года, а то и до 2110-го… Всё это приводит к тому, что не остается ни малейшего пространства для маневра в краткосрочном периоде.

И все же эту "стабильность" можно использовать и во благо. С учетом того, что все существующие коммерческие соглашения рассчитаны до 2020 года, у Liberty Media есть время, чтобы перегруппировать Формулу 1 и подготовить ее к вступлению в третью декаду 21-го века.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Главный вопрос состоит в том, что будут из себя представлять будущие договоры с командами, которые должны подразумевать справедливое распределение финансовых потоков, условия выживания независимых команд наряду с грандами, а также внедрение новых технологий, которые позволят сделать гонки более плотными и интересными.

Понятно, что всё, что было сделано до этого в плане соглашений, не может рассматриваться как базис для новых контрактов, поскольку бизнес-модель современной Ф1, уходящая корнями в 80-е годы, нуждается в полной перестройке.

К примеру, нельзя при составлении новых документов опираться на Договор Согласия, действовавший до 1998 года, поскольку он был заключен между командами, входящими в состав FOCA, и руководящим органом спорта FISA.

Соглашения от 1998-2007 годов, несмотря на то, что они были трехсторонними, также не могут дать новому руководству спорта ничего интересного, так как, по общему мнению, те контракты были составлены с единственной целью развязать руки FIA в отношении внесения изменений в регламент, которые негативно сказывались на командах. И хотя в 2009 году при продлении соглашения дисбаланс в плане корректировки правил со стороны руководящего органа был исключен, в отношении распределения доходов оставались большие вопросы.

Вообще, чем меньше при формировании новых договоров будут упоминаться действующие двусторонние соглашения, тем лучше, в том числе и потому, что в настоящее время они являются предметом разбирательства Еврокомиссии. А основанием можно считать исключение половины команд из состава Стратегической Группы и договоренности между CVC и топ-командами по поводу дополнительных бонусных выплат. С тех пор ни одна из команд, не входящих в этот привилегированный список, не одерживала побед в гонках.

С учетом всего сказанного становится понятно, что Liberty предстоит полностью изменить бизнес-модель спорта. Но какими будут новые договоренности, если все предыдущие попытки составить документы, удовлетворяющие все стороны, не увенчались успехом? Возможно, новому руководству Ф1 придется перечеркнуть всю историю спорта и обозначить вектор с нуля с учетом ключевых моментов, коими являются: справедливое распределение доходов, жизнеспособность независимых команд, формирование топ-класса, внедрение высоких технологий, наполняемость стартовой решетки, доступность спорта и одновременно его исключительность.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Справедливое распределение доходов

Ключом к успеху чемпионата является справедливость в отношении всего. Все команды должны иметь равные преференции вне зависимости от того, кто за ними стоит, и каково их наследие в Ф1. Будь то Ferrari или команда Bubblegum, если они занимают четвертое место в Кубке конструкторов, то должны получать одинаковую долю и в равной степени участвовать в процессе формирования регламента. Никаких священных коров!

Жизнеспособность независимых команд

В спорте, ежегодный доход от которого составляет порядка 1,8 млрд долларов, не должно быть места кризису в отношении финансов. Но проблемы у небольших команд не прекращаются – спросите у Tyrrell, Prost, Arrows, Minardi, Sauber, Manor, Jordan, Caterham, HRT и Lotus – все они пострадали (и не раз) в эпоху владения коммерческими правами на Ф1 Берни Экклстоуна. Стоит отметить, что за последние 20 лет "уровень смертности" команд в Больших Призах достиг отметки 50%.

Формирование топ-класса

Никто не спорит, что главным активом Формулы 1 являются топ-команды, но это не может служить оправданием для бедственного состояния остальных. Сегодня же независимые коллективы находятся в гораздо более ущемленном положении, в том числе и потому, что им уделяется не так много времени в телевизионной трансляции. Этот дисбаланс должен быть устранен за счет введения ограничения на расходы: для того, чтобы войти в элиту, не нужно обладать бюджетом в 700 млн долларов.

Внедрение высоких технологий

Современные машины Ф1 являются настоящим произведением искусства и воплощением технической мысли, и это нормально для Больших Призов. Однако применение высоких технологий не должно быть ограничено лишь топовыми командами или приводить к гонке вооружений. Справедливый регламент – ключевая фраза, но это будет возможно лишь в случае, если все команды получат равные возможности при написании правил.

Технологические ресурсы должны быть доступны всем коллективам, а не только тем, кто получает бонусы. В регламенте должны быть проставлены соответствующие акценты, чтобы командам не было необходимости самим строить дорогущие аэродинамические трубы и симуляторы по примеру Ferrari и Mercedes.

Наполняемость стартовой решетки

Тогда как апологеты Формулы 1 скажут, что спорт прекрасно проживет и с 16 машинами на стартовой решетке, на самом деле чем больше автомобилей на трассе, тем лучше, особенно с учетом того, что гонки очень длинные.

В Liberty должны нацеливаться на решетку из 24 машин (12 команд). В идеале должно быть три производителя, Ferrari и восемь независимых команд. Но на этом не стоит останавливаться. Необходимо постараться привлечь в Ф1 еще двух производителей моторов, чтобы каждый моторист обслуживал две команды. Это будет отличный баланс.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Доступность спорта

Доступность вычисляется как доход минус расход. С ростом доходов непременно растут и расходы, и наоборот. При этом отчисления от спорта должны составлять порядка 60% бюджета команд, а остальное могут покрывать спонсоры.

Для достижения этого соотношения необходимо найти оптимальный баланс между бесплатными и платными трансляциями Ф1, а также между "денежными" трассами и классическими Гран При. Для этого все команды должны быть в равной степени представлены в органах, принимающих ключевые решения – будь то по календарю или по спортивному или техническому регламенту.

Исключительность Формулы 1

Формула 1 должна быть лучшей во всех без исключения аспектах, чтобы поистине считаться Королевой автоспорта. Не должно быть такого, чтобы в WEC или Формуле Е использовались более прогрессивные технологии, а мировой ралли-кросс был просто интереснее.

Для того, чтобы достичь всех означенных целей, необходимо объединить усилия FIA, владельцев коммерческих прав и, собственно, команд – только так можно добиться успеха и вернуть Формуле 1 статус вершины автоспорта.

Liberty Media будет очень непросто собрать воедино то, что годами умышленно разбивалось на части Берни Экклстоуном, проповедующим принцип "разделяй и властвуй", и фондом CVC. Новым владельцам коммерческих прав нужно создать атмосферу единения, чтобы искоренить разделение на своих и чужих, которое в последние 20 лет стало присуще Формуле 1.

Что касается коммерческой составляющей, то здесь единственным вариантом для спорта является введение модели франчайзинга. Иными словами, позвольте командам владеть (равными) долями и быть полноценными партнерами в Формуле 1.

Вспомните McDonald's: для франчайзи главной целью является процветание бренда и соответствующего продукта, поскольку в это вложены их собственные деньги. Объединение усилий – залог успеха.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Само слово франчайзи восходит к французскому "franchir" – освобождать. В 14-м веке этот термин использовался при освобождении рабов – в какой-то степени это можно отнести и к существованию в Формуле 1 некоторых команд.

Как и в случае с McDonald's, франчайзинговая модель может позволить командам стать полноценными участниками рынка. Они получат возможность продавать не только свою продукцию, но и места на стартовой решетке.

Конечно, договор франчайзинговой модели потребует одобрения со стороны всех команд, к тому же, в этом соглашении должен быть предусмотрен пункт, согласно которому коллективы обязаны будут участвовать в доле, соответствующей занимаемому месту, в формировании единого рыночного фонда, а также принимать активное участие в мероприятиях, продвигающих бренд Ф1. К примеру, любая продукция, которой будет торговать команда, должна будет в обязательном порядке содержать логотип чемпионата.

Франчайзинговая модель работает в сети фастфудов, дилерских центров, баров и автомоек, так почему эта концепция не может быть применена к Формуле 1? Особенно с учетом того, что в спорте она активно и успешно используется начиная от футбола и заканчивая бейсболом. Liberty владеет командой MLB Atlanta Braves, так что они должны лучше меня понимать все плюсы этой схемы.

Конечно, внедрение в Больших Призах модели франчайзинга потребует времени, но у Liberty есть почти четыре года до момента истечения действующих двусторонних контрактов. Если медийный гигант с таким опытом не сможет за такой длительный срок объединить Формулу 1, её уже ничто не спасет...

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7439/the-150m-gamble-that-spooked-f1

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться: