Чем интересна и привлекательна международная серия TCR?

Иван Беликов
31 марта 2017 в 9:51

В предстоящий уик-энд на автодроме Рустави в Грузии стартует третий в истории сезон международной серии TCR, великолепно зарекомендовавшей себя за два первых года существования. Чем полюбился болельщикам и гонщикам новый Туринговый чемпионат? АВТОСПОРТ.com.ru объясняет причины и приводит ключевые факты.

Уникальная концепция

«Всё гениальное – просто». Видимо, именно таким принципом руководствовался бывший промоутер WTCC Марчелло Лотти, когда в 2014 году объявил о создании новой гоночной серии TCR.

Доступность, конкурентоспособность и разнообразие техники, а главное масштабность – вот главные составляющие успеха. Ведь что такое TCR? Это унифицированная платформа для национальных и международных первенств, проходящих под одним техническим регламентом и с использованием одинаковой техники.

Да, у нас уже есть Туринговый чемпионат мира в виде WTCC, но проблема в том, что у него нет такого базиса на национальном уровне.

Марчелло Лотти: Я создал TCR, когда остался без работы!

За два года существования концепция TCR была взята на вооружение в двух десятках региональных первенств, начиная от России, США, ряда европейских стран, Азии и заканчивая Ближним Востоком.

Таким образом Лотти убил одним выстрелом сразу двух зайцев – не просто запустил новую международную серию, но и создал целую многоуровневую систему гонок поддержки, которая на данный момент насчитывает около 150 машин по всему миру.

Разнообразие производителей

Основой TCR являются частные команды, пользующиеся поддержкой производителей. То есть концепция не требует прямого участия завода, но при этом позволяет получать доход за счет продажи одинаковых моделей машин по всему миру и, конечно, даёт солидную маркетинговую отдачу. Так что за такой ход Марчелло Лотти тоже стоит поаплодировать.

У TCR появилась собственная гоночная Академия

Только за два первых года существования на старт в международной серии TCR вышли машины таких марок, как SEAT, Audi, Volkswagen, Honda, Ford, Opel, Subaru, Peugeot, Alfa Romeo. В 2017-м в чемпионате также появится KIA, но, правда, ушла Subaru, а в 2018-м – вернётся c новой машиной Peugeot и дебютирует Hyundai. Пожалуй, такой интерес со стороны производителей является лучшим свидетельством успешности концепции.

Уровень конкуренции

Благодаря строгому балансу сил, который определяется по результатам сравнительных тестов всех машин, все команды и гонщики имеют примерно одинаковые шансы на победу, что обеспечивает зрелищные и непредсказуемые гонки по ходу всего сезона. Чего стоит хотя бы тот факт, что в 44 заездах за два проведённых сезона выигрывали 17 разных пилотов (10 разных победителей в 22-х гонках в 2015-м и 11 в 22-х в 2016-м). Среди марок разнообразие, конечно, гораздо меньше, побеждали всего четыре машины: SEAT – 21 победа, Honda – 15, Volkswagen – 7, Audi – 1.

Марчелло Лотти: TCR – это бизнес-модель, ориентированная на клиента

Но если в сезоне-2015 титул между собой разыграли гонщики SEAT, то вот в 2016-м к сражению подключились пилоты Volkswagen и одержали верх. Правда, в обоих случаях чемпионом стал – Стефано Комини. В этом году швейцарец вновь сменил технику, пересев с VW на Audi и приняв новый вызов.

Многообразие трасс

Календарь с самого начала существования международной серии TCR выглядел предельно сбалансированным. Недаром в начале 2015 года Лотти говорил, что его вёрстка была одной из самых сложных задач.

Хотите классику? Пожалуйста. Спа, Монца, Зальцбургринг. Современные автодромы, спроектированные Германом Тильке? Сахир, Сепанг, Бурирам. Городская трасса? Марина-Бэй.

Марчелло Лотти: Мы рады, что новый сезон TCR откроется в Грузии

Увы, в сезоне-2017 не будет российского этапа, в два предыдущих года проходившего на Сочи Автодроме. Место сочинской трассы занял автодром Рустави в Грузии, который в этот уик-энд откроет чемпионат, а вместо португальского Эшторила участников ждёт новая трасса Чжецзян в Китае. Также в этом году TCR не приедет в Макао, который после нескольких лет перерыва вновь примет мировой Туринг.

Гонки поддержки Формулы 1

Первый в истории этап международной серии TCR в марте 2015 года прошёл в рамках гоночного уик-энда Формулы 1 в Малайзии, и в дальнейшем это стало доброй традицией – Шанхай-2015, Сингапур-2015, Бахрейн-2016, Сингапур-2016, Малайзия-2016.

В 2017-м этап TCR пройдёт в рамках гонок поддержки в Бахрейне и Абу-Даби, где завершится сезон. Международная серия также могла приехать в этом году в Монако, но но из-за разногласий, возникших после прихода новых владельцев Формулы 1, промоутерам пришлось отказаться от этой идеи.

Интернациональный чемпионат

TCR – по-настоящему международная серия. Наверное, сложнее назвать нацию, которая не была представлена в чемпионате за два первых сезона. Швейцария, Великобритания, Норвегия, Франция, Швеция, Бельгия, Германия, Италия, Украина, Испания, Венгрия, Дания, Финляндия, Грузия, Австрия, Португалия, Голландия, Чехия, Словакия, Сербия, Таиланд, Китай, США… Перечислять можно бесконечно.

От России в два предыдущих года на регулярном расписании выступали Сергей Афанасьев и Михаил Грачёв, в то время как ещё двое, Ильдар Рахматуллин и Владимир Шешенин, выходили на старт домашнего этапа в Сочи.

Афанасьев стартовал с поула и несколько раз был подиуме, а Грачёв одержал четыре блестящих победы по ходу 2016 года, сравнявшись по этому показателю с Пепе Ориолой и опередив даже чемпиона Стефано Комини, победившего всего трижды. Однако нестабильные результаты не позволили гонщику из Омска подняться выше восьмого места в личном зачёте.

К сожалению, ни Грачёв, ни Афанасьев не были заявлены на сезон-2017, но в командах ещё есть свободные места. Некоторые коллективы – как Leopard, Comtoyou, Zengo, Icarus – выставят вторую машину только к первому европейскому этапу сезона в Спа, так что время есть и мы не будем терять надежду.

На старт, внимание…

Чего ожидать от нового сезона, стартующего в этот уик-энд? Борьбы! Интересной и разной! Благо для этого есть все предпосылки.

У SEAT в лице флагманской команды Lukoil Craft-Bamboo Racing уже в прошлом году не было такого преимущества по скорости, как по ходу дебютного чемпионата. Соперники из Leopard Racing на автомобилях Volkswagen составили им достойную конкуренцию. В этом году сражение должно быть ещё более плотным и непредсказуемым.

Интересно также, насколько пойдёт на пользу WestCoast Racing переход с машины Honda на VW.

Круг фаворитов выглядит примерно так. Но не стоит сбрасывать со счетов новую команду Comtoyou Racing, за которую будет выступать действующий и двукратный чемпион серии Стефано Комини, хотя, конечно, многое будет зависеть от конкурентоспособности Audi RS3 LMS.

В общем, как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Первая гонка в Рустави стартует в воскресенье в 12:35 по московскому времени.

В этом году российские болельщики смогут следить за сезоном TCR на телеканалах Eurosport в формате обзорных программ. Ближайшая выйдет в четверг, 6 апреля, в 20:30 на канале Eurosport 1.