Долго ли придется ждать изменений от Liberty Media?

Дитер Ренкен
24 апреля 2017 в 9:46

Эпоха владения Liberty Media коммерческими правами на Формулу 1 обещает запомниться кардинальными изменениями в спорте, однако существуют серьезные преграды, которые предстоит преодолеть новым владельцам на пути к светлому будущему Больших Призов. А значит, нам всем необходимо запастись недюжинным терпением. Слово Дитеру Ренкену...

После приобретения компанией Liberty Media коммерческих прав на Формулу 1 и последующего переименования в Formula One Group стало понятно, что Большие призы в будущем ожидают серьезные перемены.

Однако в настоящее время процесс принятия решений в спорте настолько сложен и запутан, что каких-либо изменений не стоит ждать вплоть до 2018 года, да и тогда можно будет рассчитывать только на незначительные поправки.

Любые изменения, по которым может понадобиться полноценное голосование, скорее всего, будут отложены еще как минимум на год.

И это стало кристально ясно во время проведения трех сессий с участием СМИ в рамках Гран При Австралии.

Первая из них состоялась под председательством гоночного директора FIA Чарли Уайтинга и была организована с целью обсуждения вопросов, связанных с последними изменениями в правилах и тому подобного.

Вторая сессия была созвана главой по коммуникациям FOG без дополнительного уведомления прессы, и на ней присутствовали Росс Браун и Шон Братчес – спортивный и коммерческий директора FOG соответственно.

Третью, на которую были приглашены журналисты из выборочных изданий, почтил своим присутствием президент FIA Жан Тодт.

Эти три сессии были организованы вдобавок к традиционной пятничной пресс-конференции для руководителей команд и других важных лиц в гоночных коллективах.

На встрече с Уайтингом, как и ожидалось, в основном обсуждались насущные проблемы, а из тем, связанных с будущим Формулы 1, можно вспомнить разве что дискуссию по поводу защиты кокпита. Также были затронуты вопросы, связанные с собранием поставщиков двигателей 31 марта для обсуждения перспективы развития силовых установок после 2020 года, и вскользь было упомянуто о переносе крайнего срока по будущим изменениям в регламенте с 1 марта на 30 апреля.

© autosport.com
Фото: autosport.com

При этом тему двигателей можно назвать весьма интригующей, поскольку FIA намерена сохранить выбранный курс на гибридные силовые установки и следовать современным трендам производителей.

В то же время Браун в январе сказал: «Думаю, главное, с чем предстоит определиться Формуле 1, так это со своим вектором развития в будущем.

Хочет ли она быть флагманом технических инноваций, идущим в ногу со временем, или спортивной дисциплиной, допускающей отход от технологического прогресса в угоду зрительскому интересу и экономической выгоде?»

В Мельбурне Росс пошел еще дальше, добавив: «Двигатель – ключевой элемент машины Ф1, и нынешние моторы являются настоящим произведением технического искусства. Но при этом они чрезвычайно сложны и дороги.

Мы видим, что многие производители сталкиваются с серьезными проблемами. Так какие моторы мы хотим видеть в Больших Призах в будущем?

Полагаю, когда мы ответим на этот вопрос, тогда сможем решить все сопутствующие вопросы с календарем и всем остальным. Сегодня же мы [см. FOG] обеспокоены в первую очередь вопросом силовых установок».

На вопрос об изменениях, планируемых в Формуле 1 со стороны новых владельцев коммерческих прав, Жан Тодт заметил, что на данный момент законодателем в спорте является именно FIA.

«Сегодня в спорт пришла новая организация и новые люди со своими взглядами и подходами. Формула 1 выстроена вокруг владельца коммерческих прав [FOG], тогда как законотворцем по-прежнему является FIA, – сказал француз, после чего описал весьма запутанный процесс принятия решений в спорте, регламентированный согласно 100-летнему соглашению, заключенному предыдущей администрацией. – Мы прекрасно осознаем, что действуем согласно контракту, подписанному в 2001 году и названному 100-летним соглашением, по которому главная роль отведена FIA и ее президенту.

В рамках этого контракта существует также Договор Согласия, условия которого могут быть изменены, но нынешний его вариант действует до 2020 года».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Чисто технически Тодт не прав, называя этот документ Договором Согласия, поскольку в настоящее время команды связаны с FOG посредством так называемых двусторонних соглашений, а FIA и FOG взаимодействуют на основании документа, именуемого Соглашением о реализации Договора Согласия.

Но для анализа ситуации мы не будем вдаваться в тонкости, а сосредоточимся на реалиях. А реалии таковы, что Формула 1 в данный момент связана по рукам и ногам целой пачкой документов, делающих практически невозможными любые попытки внести какие-то изменения быстро и в одностороннем порядке.

И хотя Браун неоднократно ругал эту систему, он понимает ее целесообразность: «У Формулы 1, разумеется, должен быть руководящий орган – это нормально.

В то же время мы понимаем, что данная система по большей части сосредоточена вокруг принятия решений одним человеком. А если этот человек меняется? Если ему на смену придет другой человек с другими взглядами?

Так что мне кажется, что необходимо вводить управляющие процедуры, это очень важно».

Тодт в свою очередь высказал подобные же мысли, но с некоторыми оговорками.

«Управляющий орган в Формуле 1 обеспечивает командам безопасность и стабильность их присутствия в спорте, – отметил президент FIA, – но относительно принятия решений и внесения изменений нужно что-то сделать.

Я понимаю, что для каких-то перспективных проектов на будущее необходимо составить четкий план, но что касается более мелких вопросов, то их можно и нужно решать более оперативно».

При этом в вопросе стоимости на двигатели Тодт и Браун не сошлись во взглядах.

«Сегодня цены на моторы для команд очень завышены, – продолжил француз. – Тогда как бюджеты команд на сезон колеблются от 150 до 500 млн евро, коллективы вынуждены тратить на силовые установки порядка 20 млн.

От бюджета в 150 млн эта цифра составляет 12%, а от 400 млн – 5%. Это все равно достаточно дорого.

Мне кажется, команды должны платить порядка 12-15 млн евро за моторы – это приемлемая цена для небольших коллективов, и мы постоянно двигаемся в этом направлении. С каждым годом вплоть до конца 2020-го цены на силовые установки будут снижаться».

© autosport.com
Фото: autosport.com

На вопрос о том, когда именно FOG планирует вносить изменения, Росс Браун ответил довольно расплывчато.

«Полагаю, что быстрые меры в отношении технического и спортивного регламентов – это не наш метод, – сказал британец. – Нам необходимо прежде всё хорошо обдумать и выработать структурное решение.

Если возникнет какая-то срочная проблема – не знаю, что это может быть, – конечно, мы будем принимать меры.

Мы все знаем, что в Формуле 1 постоянно возникают какие-то проблемы. Это заложено в ее природе. Но сегодня я не готов сказать, что мы изменим пункты А, Б и В, и тогда гонки станут интереснее».

Вопрос в том, кто должен быть инициатором этих изменений – FIA, FOG, команды или весь чемпионат в целом? Отвечая на этот вопрос, руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер возложил всю ответственность на FOG.

«Я думаю, этим должны заниматься владельцы коммерческих прав, – сказал он. – Это их зона ответственности. Они сами должны решать, какой в будущем они хотят видеть Формулу 1 и как привлекать к спорту внимание болельщиков. Не последнюю роль здесь играет создание привлекательного телевизионного продукта, так что им необходимо определиться со своим видением перспектив.

Затем, разумеется, дело дойдет до FIA как законодательного органа, но и команды не должны оставаться в стороне. В данный момент в принятии решений участвуют две или три стороны».

Таким образом, у нас есть три разных мнения по поводу одного и того же аспекта, а действующими лицами остаются FIA, FOG и команды.

Любопытно отметить, что в годы руководства Тодта в Ferrari именно Браун выполнял функции технического директора команды. В те золотые для Скудерии времена команду вели вперед Тодт, Михаэль Шумахер, Браун и Рори Бёрн, а итогом этого сотрудничества стали 11 титулов за шесть лет – пять личных трофеев и шесть командных.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Интересно, что Тодт после предсезонных тестов в Барселоне заявил, что машины Ф1 нового поколения стали даже чересчур надежными.

«По итогам тестов в Испании мне лично больше всего запомнилась надежность машин, – сказал Жан. – Я повторю, мне кажется, что это даже слишком. В прошлом сезоне на машине Нико Росберга не возникло ни единой поломки. А единственным его сходом была авария с напарником в Барселоне.

В целом же за 42 старта двумя машинами у них возникла лишь одна проблема с силовой установкой. Это очень мало. Мне кажется, команды тратят на это слишком много денег.

Вы можете себе представить, сколько парни должны работать на заводе, чтобы добиться такого уровня надежности?

Полагаю, это слишком дорого и сложно. Чересчур. Я был просто шокирован после первого дня тестов в Барселоне. Помню, в былые времена мы радовались как дети, если нам удавалось на испытаниях проехать пять кругов без проблем. В Барселоне же машины спокойно проезжали по 70-80 кругов...»

Конечно, в Mercedes вряд ли согласятся с мнением Тодта в отношении чрезмерно высокой надежности современных машин и будут всячески противиться введению норм, которые могут снизить надежность их двигателей. Так что нас ждут очень напряженные дискуссии на эту тему…

На колкий вопрос о том, как отреагирует FIA в случае, если FOG или команды нарушат субординацию и преступят установленный порядок принятия решений, Тодт ответил невозмутимо и очень дипломатично.

«В данный момент мы находимся на стадии медового месяца, – сказал чиновник. – Мы уже обсуждали вопросы, связанные со взаимодействием, ведь это очень важно. Необходимо, чтобы каждый Гран При имел успех, и в этом отношении мы уже достигли понимания.

Мы уже встречались с новыми владельцами коммерческих прав в Женеве и Париже и обсуждали вопросы, связанные с улучшениями спорта.

Честно говоря, не хотелось бы думать о каких-то подковерных интригах, мы все вместе хотим сделать Формулу 1 максимально привлекательной».

При этом по ноткам в голосе Жана было понятно, что он всеми силами попытается сохранить законодательную власть в руках FIA, по крайней мере пока он занимает пост президента федерации.

Также Тодт признал, что, вероятно, он будет претендовать на продление срока своих полномочий на посту президента в октябре, когда подойдет к окончанию его второй четырехлетний период правления. Однако окончательное решение он примет позже.

Что же касается будущего Формулы 1, то частично оно зависит от итогов предстоящих выборов в FIA, а также от планов FOG по изменениям в спорте.

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7459/f1-faces-a-long-wait-for-real-change

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle