Почему нельзя просто взять и изменить расписание уик-энда Ф1?

Дитер Ренкен
21 апреля 2017 в 9:42

Прошедший две с половиной недели назад Гран При Китая обнажил проблему полного отсутствия гибкости Формулы 1 в отношении изменения расписания уик-энда и в частности – переноса гонки на субботу. Но винить в этом нынешнее руководство чемпионата не стоит, причины гораздо глубже. Слово Дитеру Ренкену...

«Если Берни наблюдает за тем, что происходит сейчас в Китае, он наверняка злорадно посмеивается. А если и вовсе отменят воскресную гонку...»

Это лишь один из комментариев, подслушанных мной в медиацентре в Шанхае две недели назад, когда первая тренировка Гран При Китая была превращена в фарс, а вторая и вовсе отменена. Низкая облачность и туман сделали подъем медицинского вертолета не только затруднительным, но и вовсе невозможным согласно местным законам авиации.

«Это ужасно для имиджа Формулы 1 – представьте себя не месте многочисленных поклонников, безуспешно ожидающих хоть какой-то активности на трассе, – заявил еще один журналист. – Если бы Берни по-прежнему был у власти, он бы непременно что-то придумал, воззвал бы к Высшим силам, и проблемы бы испарились».

Но прежде, чем показывать пальцем на Китай и говорить, что здесь не стоит проводить гонки, вспомните, что в последние годы пятничные тренировки отменялись в Остине, Спа, Сильверстоуне и Сузуке – вряд ли вы могли бы то же самое сказать об этих трассах, без которых – по крайней мере, без трех последних – календарь чемпионата просто не мыслится. Разумеется, болельщикам такое не нравится, но нужно смириться с тем, что соревнования иногда отменяются.

Но сейчас мы говорим не о Гран При Китая в частности, а о трудностях, связанных с изменением расписания уик-энда в принципе. В пятницу в Шанхае, к примеру, появились сообщения о том, что гонку могут перенести на субботу и провести ее в один день с квалификацией и небольшой разминкой.

Люди, которые об этом всерьез говорили, просто не имеют никакого понятия о реалиях международного права и весьма запутанных протоколах и соглашениях в Формуле 1.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Да, в пятницу действительно кратко обсуждалась такая возможность во время встречи спортивных директоров команд, созванной гоночным директором FIA Чарли Уайтингом после того, как стало известно об отмене второй тренировки.

Но это было именно непродолжительное обсуждение вопроса, в процессе которого были перечислены все возможные варианты с учетом того, что на субботу прогноз погоды был приемлемым, а на воскресенье – ужасным.

Во-первых, стоит сразу отметить, что FIA не вправе принимать подобные решения, поскольку время старта и окончания всех без исключения гоночных сессий четко оговорено в контрактах, заключенных между промоутером этапа (в данном случае компанией Juss Events) и держателем коммерческих прав – Formula One Group. FIA может лишь дать рекомендации по поводу того, когда и где гоночные сессии не могут проходить по тем или иным причинам, но в права федерации не входит перенос событий Гран При.

Промоутер этапа финансово окупает организацию мероприятия посредством продажи билетов за минусом платы за проведение этапа, тогда как все остальные виды дохода от Гран При, включая рекламную выручку и доходы от телетрансляции, сосредотачиваются в руках держателя коммерческих прав. В дальнейшем около двух третей вырученных средств распределяются (по сложной и несправедливой формуле) между командами, а держатель прав забирает остальное.

А теперь представьте, что будет, если гонку перенести на субботу. Вне зависимости от количества проданных билетов (а в том же Китае это обычно между 40 и 60 тысячами с учетом того, что в этой стране существует практика распространения билетов на подобные мероприятия между институтами для повышения посещаемости), многие из них просто не смогут посетить главное событие уик-энда из-за пересечения с учебой или работой, а также по причине ранее осуществленных заказов гостиниц и транспорта.

И что, по вашему мнению, будут делать 40 тысяч человек, каждый из который потратил впустую порядка 200 фунтов? Разумеется, они подадут в суд на промоутера мероприятия, поскольку билет по сути является контрактом между его покупателем и продавцом, объявившим о том, что гонка состоится в X часов в дату Y.

Конечно, форс-мажорные обстоятельства в виде ухудшения погодных условий никто заранее предсказать не может. Но о возможном переносе основной гонки на субботу нигде в условиях договора не указано – в конце концов, прогнозы на воскресенье могли и не сбыться, как в итоге и случилось.

Да, сильные ветра сдули накопившиеся за эти дни тучи, но это было не единственной причиной того, что организаторы в итоге зажгли зеленые огни в заранее оговоренное время. FIA удалось убедить китайские местные власти организовать соответствующий всем требованиям неврологический кабинет в больнице, находящейся от трассы в пяти километрах, а не в 40. При этом был сформирован отдельный полицейский эскорт для возможного быстрого сопровождения пострадавшего в госпиталь. Проблема была решена.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Вообще, промоутеры этапов могут и должны позаботиться о страховке на случай возникновения форс-мажора. Однако отмена гонки является едва ли не единственным выбором в случае погодных катаклизмов, тогда как перенос заезда на более ранее время – будь то на несколько часов, как предлагалось сделать (и не было сделано) в Японии в трагическом 2014-м, или на день, как в Китае в этом году – синонимичен банкротству.

Трагедия, произошедшая с Жюлем Бьянки в 2014-м, продолжает преследовать Формулу 1, и не только в эмоциональном плане. Несмотря на тщательное расследование, проведенное FIA, семья погибшего гонщика не была удовлетворена его итогами и подала в суд на виновных, по их мнению, в инциденте. Согласно различным источникам, дело по-прежнему не закрыто.

Но страдают от изменений в расписании уик-энда не только болельщики на трибунах. Держатель коммерческих прав и телевизионные компании также испытывают немалые проблемы от поспешных решений, поскольку у них на определенное время зарезервирована дорогостоящая спутниковая линия связи, а телевизионная сетка вещания заранее распланирована.

И даже в случае изменения расписания уик-энда совершенно не факт, что телевизионщики пойдут навстречу и согласятся переиначивать свою выверенную до секунды сетку, особенно с учетом уменьшающейся популярности Ф1.

Кроме того, спонсоры заключают соглашения с учетом конкретного времени появления рекламы на телевидении, и они также будут не в восторге от переноса сессий.

Есть и такое наблюдение, что гонки, проходящие в трудных погодных условиях, привлекают к экранам куда больше телезрителей, и многие из них готовы проводить долгое время у экранов даже во время красных флагов, лишь бы не пропустить рестарт.

В случае же отмены гонки должны вступать в силу какие-то страховые договоренности, ограждающие от финансовых потерь держателя коммерческих прав и телевещателей. Кроме того, у календаря Ф1 очень плотное расписание, и тот факт, что уже на следующей неделе после Китая пилоты должны были проводить гонку в Бахрейне, исключил всякую возможность переноса заезда на понедельник, как часто бывает в других крупных спортивных мероприятиях, к примеру, на Уимблдоне.

В Формуле 1 это сделать совершенно невозможно, даже если это будет заключительная гонка сезона, поскольку в организации мероприятия участвует огромное количество логистических служб и компаний. Финал теннисного матча можно провести когда и где угодно – для этого нужно всего лишь два теннисиста и судья. А матч по крикету можно организовать и вовсе на деревенской лужайке. В Формуле 1 всё не так…

© autosport.com
Фото: autosport.com

Многие помнят, как в 1985 году был отменен Гран При Бельгии, а впоследствии перенесен с июня на сентябрь из-за непригодности нового дорожного полотна на трассе.

Но это были иные времена – гонок было всего 16, и 11 из них проходили в Европе. Приехать в Бельгию командам со своих баз гораздо проще, чем в Китай, правда?

Также в качестве прецедента можно вспомнить несостоявшийся Гран При Бахрейна 2011 года. Изначально запланированный на март этап не состоялся по причине нестабильной политической обстановки. Позднее руководство Ф1 сделало попытку перенести гонку на октябрь, но встретило сопротивление со стороны команд, СМИ и болельщиков.

В конце концов Формула 1 – это деятельность, сопряженная с большими рисками, а нет больших рисков, чем проделки погоды. Отмена этапа – это не то управление рисками, которое хотелось бы видеть от руководства спорта. Другое дело – это поиск всех возможных вариантов решения проблем, как это было в Китае, где в последний момент было решено организовать неврологическое отделение в соседней клинике. Именно это я называю первоклассным решением неожиданно возникающих проблем.

И все же руководству спорта необходимо понять, что не всё зависит от них. И так будет в любую эпоху – с Берни или без него…

Нужно просто быть готовыми к тому, что с ростом количества этапов в сезоне пропорционально растет и риск возникновения форс-мажорных обстоятельств. Сузука-2014, Остин-2015, Китай-2017… Во всех этих случаях FOM и FIA удалось отработать наилучшим образом и выработать решение, позволившее провести гонку точно в означенное время.

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7479/why-f1-races-cant-be-moved-from-sunday

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться: