Что общего между Кими Райкконеном и Валентино Росси?

Митчелл Адамс
27 апреля 2017 в 9:27

В то время как Валентино Росси продолжает упорно бороться с трудностями в MotoGP, стараясь доказать свою состоятельность, и не без успеха, Кими Райкконен остается в Формуле 1 едва ли не по инерции. Но если проанализировать ситуации двух прославленных спортсменов, у них можно обнаружить немало общего… Слово Митчеллу Адаму...

У Кими Райкконена и Валентино Росси на самом деле гораздо больше общего, чем вы могли бы себе представить. Они оба в прошлом были чемпионами мира. Оба пилотировали машину Ф1 Ferrari и принимали участие в полновесных этапах чемпионата мира по классическому ралли. И тот и другой представляют Италию, пусть и по-разному. Оба спортсмена чрезвычайно популярны у болельщиков в своих видах дисциплин. Ну и, наконец, будучи рожденными в 1979 году, Кими и Валентино сейчас находятся на закате своей карьеры.

При этом один из них куда ближе к окончанию профессионального пути. И речь идет отнюдь не о 38-летнем итальянце, который старше своего финского коллеги на восемь месяцев. Недавно Росси заявил, что еще не знает, завершит ли он свою карьеру к февралю 2019-го, когда ему исполнится 40.

С этого момента давайте не будем рассматривать их как пилотов MotoGP и Формулы 1 соответственно. Вместо этого мы будем обращать внимание на нюансы их нынешнего положения в спорте и позиционировать их исключительно как представителей технических видов спорта.

Кого из них вы наняли бы, если бы вам нужно было сделать это уже завтра?

Ни для кого не секрет, что лучшие времена для обоих спортсменов остались далеко позади. Райкконен завоевал свой чемпионский титул в 2007-м, и 18 из 20 его побед на Гран При пришлись на период до 2010 года. Росси взял все свои семь наград в MotoGP в интервале между 2001-м и 2009-м, и тогда же одержал 77 из своих 88 побед.

© autosport.com
Фото: autosport.com

При этом оба спортсмена делали перерыв в своей профилирующей дисциплине на заре нынешнего десятилетия. Уход Кими из Ferrari позволил итальянскому коллективу пригласить в свои ряды Фернандо Алонсо, тогда как сам финн 2010 и 2011 годы провел за рулем машин NASCAR и WRC. Росси, в свою очередь, в 2011-м сделал вылазку в Ducati, которая закончилась двумя сезонами без побед и немного подтёрла блеск с прежде безупречной карьеры 46-го.

В сезоне-2012 команда Lotus дала шанс 33-летнему Райкконену вернуться в Формулу 1. Валентино вернулся в Yamaha годом позже – в 34.

В случае с финном такой ход рассматривался как рискованный, и Росси был примерно в таком же положении. Несмотря на то, что он на протяжении двух лет паузы оставался в обойме MotoGP, возвращение в Yamaha несло определенные неудобства на фоне того, что в команде понимали, что карьера Валентино клонится к закату, и не делали предпочтений в его сторону в сравнении с более молодым Хорхе Лоренсо.

Посмотрим, чего смогли добиться наши герои в следующие годы своей карьеры, если сравнивать их результаты с напарниками по команде.

Кими Райкконен с момента своего возвращения в Большие Призы провел 99 Гран При и набрал при этом 87.73% очков от суммарного баланса его напарников. Неплохой показатель, не правда ли? Но при этом если исключить два сезона, проведенные финном в Lotus, где его партнером был Ромен Грожан, и в которые он набрал 390 из 815 очков после возвращения, картина становится не столь радужной. Против Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля в составе Ferrari Кими набрал всего 59.11% очков начиная с сезона-2014.

Росси провел 74 гонки после воссоединения с Yamaha. Против Лоренсо, а теперь и Маверика Виньялеса итальянец набрал внушительные 94.69% баллов. При этом Валентино дважды за четыре сезона опережал Хорхе по итогам сезона, включая прошлый год.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Райкконен в последние годы заключает однолетние соглашения со Скудерией, а его действующий контракт, судя по всему, был подписан по инерции. Для сравнения, Росси продлил свое соглашение сразу на 2017 и 2018 годы еще до старта минувшего сезона. Можно с уверенностью предположить, что если бы итальянец выразил желание остаться в команде сразу на 2019-й, а может, и 2020-й, они бы с радостью согласились.

Трудно себе представить, что может по-настоящему выбить Валентино из седла. Казалось, что проигрыш титула в плотной борьбе с Лоренсо в 2015-м и междоусобные войны с Марком Маркесом в конце года могли быть предвестником неминуемого спада великого чемпиона. Многие тогда подумали, что это был последний шанс Росси завоевать свой юбилейный десятый титул в трех мотоклассах, и следующий сезон итальянец провалит на фоне более юного напарника.

Но всё вышло иначе. В сезоне-2016 Валентино буквально полетел на шинах Michelin, с которыми он гонялся на заре своей карьеры. Именно эти шины позволили ему вернуть себе былую уверенность в квалификациях, тогда как в предыдущие сезоны именно в этом аспекте у итальянского мотогонщика были проблемы. И поул, завоеванный Валентино в прошлом апреле в Хересе, стал лишь четвертым его успехом в нынешнем десятилетии.

До конца сезона Росси добавил в свой актив еще два поула и дважды выигрывал гонки – в Хересе и Барселоне. Вероятно, он мог бы навязать сражение за титул Маркесу, если бы не несколько проблем по ходу сезона, включая падение в Остине, отказ двигателя в Муджелло, еще одну аварию в Ассене и стратегический промах с выбором резины на Заксенринге. И во всех этих случаях, кроме Гран При США, итальянец вполне мог претендовать на победу в гонке.

К тому же, Росси смог гораздо лучше приспособиться к шинам Michelin в прохладных условиях и в итоге уверенно переиграл своего более молодого напарника, заранее подписавшего контракт с Ducati на следующий сезон. Неплохо для 37-летнего ветерана…

© autosport.com
Фото: autosport.com

При этом надо признать, что второй сезон с шинами Michelin складывается для Валентино куда сложнее первого. Французский производитель произвел изменение профиля резины в межсезонье, в результате чего каркас передней шины стал менее жестким, что привело к проблемам Валентино на жестких торможениях и потере уверенности на входах в повороты.

Сам Росси признает, что испытывает определенные проблемы с новым мотоциклом Yamaha, но отдает при этом должное юному напарнику Виньялесу, заменившему Лоренсо, который буквально летит на обновленном байке.

«К сожалению, я утратил былое чувство мотоцикла на входе в повороты, – сказал Валентино после тренировки в Аргентине, где провел свой 350-й этап чемпионата мира в трех классах. – Я недостаточно быстр и теряю время на входе в виражи.

Передок байка сильно бросает на торможениях, и у меня не получается быстро проходить повороты. Не знаю, в чем тут конкретно дело, но мне кажется, что, скорее, в байке, чем в шинах. Он очень отличается от прошлогодней модели и от всех последних мотоциклов Yamaha.

В прошлом сезоне он вел себя более естественно. При этом вы сами видите, что Виньялес прекрасно справляется с байком и всегда находится впереди, так что вряд ли дело в технике. Нам нужно разобраться».

На тренировке в Аргентине Росси показал лишь 16-й результат в 1.054 секунды от времени Виньялеса. Отставание двумя неделями ранее в Катаре исчислялось 1.098 секунды. Но вы сами помните, как закончились эти гонки – Валентино взял себя в руки и уверенно провел оба заезда, финишировав на подиуме.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В Катаре итальянец с десятого места на старте сумел прорваться в первую тройку и финишировал на подиуме с отставанием от напарника всего в 1.928 секунды. На следующем этапе в Аргентине он стоял уже на второй ступеньке подиума с отставанием в 2.915 секунды. В целом же в гонке он проигрывал лидеру 0.117 секунды с круга. На Гран При США Росси снова финишировал вторым – на этот раз за Марком Маркесом, попутно выйдя в лидеры личного зачета чемпионата.

Для 38-летней легенды, отказывающейся вешать шлем на гвоздь, такие результаты иначе чем великолепными не назовешь. Он на 16 лет старше своего напарника по команде и является одним из шести гонщиков на стартовой решетке, разменявших четвертый десяток. Следующим по возрасту является Альваро Баутиста, при этом ему всего 32 – он на пять лет и девять месяцев моложе итальянца.

В Формуле 1 помимо Райкконена есть еще четыре гонщика старше 30 лет, а следующим за финном по возрасту идет едва не ушедший на пенсию в межсезонье Фелипе Масса, который на 18 месяцев моложе Кими.

И если Валентино абсолютно спокойно можно до сих пор причислять к самым топовым современным гонщикам MotoGP, то про Райкконена в Формуле 1, увы, сказать такое можно лишь с приличной натяжкой.

Судите сами. В квалификациях к первым трем этапам сезона финский пилот то и дело проигрывал паре гонщиков Mercedes и напарнику по Ferrari, а в Бахрейне пропустил вперед даже Даниэля Риккардо из Red Bull Racing. В среднем ему не хватало до Себастьяна Феттеля 0.391 секунды с круга, тогда как отставание дебютанта Mercedes Валттери Боттаса от титулованного напарника Льюиса Хэмилтона в Австралии и Китае составляло в среднем 0.240 секунды, а в Бахрейне он и вовсе побил в субботу трехкратного чемпиона мира.

Первые две гонки сезона Райкконен завершил со средним отставанием от Феттеля в 28.898 секунды. Дефицит Боттаса от Хэмилтона на финише составлял 20.273 секунды, но это с учетом того, что в Китае финна развернуло на трассе, и он финишировал почти в минуте отставания от британца. Более того, в Шанхае Кими, по мнению многих, своим медленным темпом помешал напарнику по команде побороться ни много ни мало за победу в гонке.

© autosport.com
Фото: autosport.com

После этих событий президент Ferrari Серджио Маркионе недвусмысленно дал понять руководителю команды Маурицио Арривабене, что с Кими необходимо серьезно поговорить о его результатах, на что сам финн заметил в прессе, что у него с коллективом есть все необходимое, чтобы изменить ситуацию.

«Конечно, всегда тяжело осознавать, что ты не добиваешься результата, – сказал Кими после гонки в Шанхае. – Я уже давно в этом спорте и знаю, что здесь редко всё идет хорошо.

Это часть работы, хоть и разочаровывающая. Но я знаю, в чем нам необходимо прибавить, и у нас есть абсолютно четкое понимание того, что нужно улучшить».

Проблема в том, что эти слова можно смело отнести практически к любому гоночному уик-энду Кими после его возвращения в Ferrari в 2014-м, ну а за последние два года так точно. У него всегда есть план на будущее, и чаще всего он состоит в попытках как-то пересилить недостаточную поворачиваемость шасси, с которой он не может мириться.

Конечно, гонщик в MotoGP способен сделать больше за рулем байка, чтобы как-то компенсировать его слабые места, чем пилот Формулы 1, пусть иногда и с риском для жизни, но все же уже пришло время для Кими проявить чудеса адаптации, ну или хотя бы сделать вид, что ты пытаешься что-то изменить.

На предсезонных тестах в Барселоне Кими вселил надежду в поклонников Ferrari, показав великолепный темп. Но за рулем машины топ-команды и с таким огромным опытом за плечами этого совершенно недостаточно…

© autosport.com
Фото: autosport.com

В минувший гоночный уик-энд в Бахрейне Райкконен особенно разочаровал, особенно с учетом того, что трасса в Сахире в период второго пришествия Кими в Ferrari является наиболее приемлемой для него в плане достигнутых результатов.

В сезоне-2014 финн финишировал сразу за напарником Фернандо Алонсо, пусть они и боролись лишь за девятое место – длинные прямые Сахира обнажили недостаток максимальной скорости шасси F14T. Но в последние два года Кими приезжал вторым, а в 2015-м и вовсе едва не отобрал победу у Хэмилтона.

Феттель выиграл две гонки из первых трех прошедших в нынешнем сезоне, тогда как его напарник по команде не финишировал на подиуме начиная с девятого этапа прошлого сезона на Ред Булл Ринге. И это было за неделю до того, как Ferrari предложила ему новый контракт.

Конечно, гонка Кими на Сахире была испорчена неудачным стартом и потерей нескольких позиций с пропуском Массы из Williams. При этом сам финн сказал, что его темп был гораздо выше, чем в предыдущих гонках в этом году, признав при этом, что он потратил довольно много времени на поиск необходимого ритма. Удивительно, но после этапа в Бахрейне он не остался на тесты, чтобы окончательно привыкнуть к новому шасси.

«Честно говоря, это отняло у меня слишком много времени, – заметил Кими. – Знаете, мы полагали, что сразу вкатимся в ритм, но у нас не получилось».

Справедливости ради нужно отметить, что и Росси не сразу приспособился к новому байку Yamaha нынешнего сезона, к тому же, в Катаре итальянец потерял целый день из-за плохой погоды. Но он смог взять себя в руки и в самый нужный момент все сделать правильно. Три раза подряд.

В общем, Валентино просто взял и сделал то, о чем Кими Райкконен пока только говорит, и на что его болельщики пока могут только надеяться...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7489/how-rossi-highlights-raikkonen-shortcomings

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle