Как Себастьян Феттель упустил верную победу на Гран При Испании

Бен Андерсон
15 мая 2017 в 15:28

После удачного старта и на протяжении большей части гонки в Барселоне было похоже, что на испанской земле будет ликовать именно Себастьян Феттель в алом окружении Ferrari. Однако безупречное пилотирование и блестящие тактические решения позволили Льюису Хэмилтону одержать уверенную победу. Обзор испанского уик-энда глазами Бена Андерсона...

Гран При Испании изначально рассматривался большинством болельщиков как лакмусовая бумажка для определения того, кто на протяжении оставшейся части нынешнего сезона будет доминировать – Mercedes или Ferrari.

На трассе в Барселоне команды по давней традиции обкатывают все свои новые аэродинамические решения, и только здесь можно явно понять, работают те или иные новинки или нет.

Что касается первых четырех гонок чемпионата, то в них серебряные и красные машины поровну поделили победы, при этом Mercedes была ощутимо быстрее в квалификациях (когда работа с шинами Pirelli не доставляла им проблем), а Ferrari отыгрывала гандикап действующих чемпионов в гоночном режиме.

В Испанию команда из Брэкли привезла довольно ощутимый пакет обновлений (который мы подробно опишем в традиционном техническом обзоре уик-энда позже), и все в паддоке синхронно задержали дыхание – неужели наметившемуся паритету в борьбе за чемпионство между Mercedes и Ferrari пришел конец?!

Или не столь радикальных изменений шасси Скудерии хватит, чтобы сохранить статус-кво? Это и было главным вопросом уик-энда в Испании начиная с пятницы…

© autosport.com
Фото: autosport.com

К счастью, вскоре все смогли с облегчением выдохнуть, поскольку ни о каком доминировании "Серебряных стрел" говорить не пришлось. Более того, после не самой удачной пятницы команда Ferrari вновь – второй этап подряд – показала более впечатляющую квалификационную скорость. И если бы не ошибка Себастьяна Феттеля на торможении в последней шикане на решающем круге, вполне вероятно, что именно немец стартовал бы в воскресенье с поула.

Что касается гоночного темпа красных, то здесь после пятничных заездов остались довольно смутные впечатления. При этом в первых четырех гонках сезона Ferrari выделялась на фоне главных соперников именно в этом компоненте, так что вряд ли стоило ожидать, что в Испании всё вдруг разрушится.

Как и на старте чемпионата, и как и должно быть в спорте высших достижений, в Барселоне всё вновь определяли нюансы. И хотя объективно у Феттеля была быстрейшая машина в пелотоне, великолепный темп Льюиса Хэмилтона наряду с обновлениями шасси и мотора, а также своевременными тактическими решениями на командном мостике, позволили британцу подняться на первую ступеньку подиума.

При этом после старта всё говорило за победу Себастьяна, который в полной мере воспользовался привезенными на каталонскую землю обновлениями подрулевого лепестка сцепления и продемонстрировал лучший старт, опередив к первому повороту Льюиса, ушедшего в бой с поула.

Ferrari скопировала концепцию стартовой системы у Mercedes

«Я видел, что у Льюиса возникли проблемы на старте с прокручиванием колес, и у меня было то же самое, – сказал после гонки Феттель. – Но я быстро отреагировал, поджав сцепление, чтобы попробовать отыграться во второй фазе старта, что сработало отлично».

© autosport.com
Фото: autosport.com

В то же время такой обмен позициями на старте гонке значительно затруднил гонку самому немцу. С третьей позиции на старте Валттери Боттас стартовал заметно лучше своего напарника по команде и Себастьяна, но не смог протиснуться между ними, чтобы во второй гонке подряд выйти в лидеры заезда.

В результате финн рано затормозил в первом повороте, чтобы избежать столкновения с Феттелем, и это позволило второму пилоту Ferrari Кими Райкконену атаковать соотечественника по внешней траектории.

В свою очередь хорошо стартовавший Макс Ферстаппен стал обходить двух финнов еще левее. В результате Боттас невольно запустил цепную реакцию, задев Кими. Тот ударил Макса, и оба вылетели за пределы трассы.

Любопытно, что Валттери, инициировавший инцидент, вышел из воды сухим. Оба его соперника в результате столкновения сошли с дистанции досрочно.

Этот эпизод привел к тому, что Себастьяну пришлось в одиночку сражаться с двумя соперниками на серебристых машинах. Кроме того, такой сложный старт заставил Ferrari думать, что Mercedes по-прежнему преследуют проблемы с резиной, как это было в первых гонках сезона.

Потеря времени Боттасом относительно Феттеля на первом отрезке гонки

© autosport.com
Фото: autosport.com

На протяжении всей первой фазы дистанции Валттери не хватало темпа на шинах Soft. На его машине наблюдалась недостаточная поворачиваемость, и в целом сцепления было недостаточно – свою роль сыграл контакт с Кими на старте. Это ошибочно позволило Скудерии думать о том, что Хэмилтону также будет трудно удержаться за Феттелем на этих шинах.

Первый отрезок гонки шел, а Льюис удерживал интервал до Феттеля в районе 2,5 секунды. В Ferrari зазвали своего пилота в боксы в конце 14-го круга 66-круговой дистанции, чтобы не дать Mercedes использовать с Хэмилтоном тактику более раннего пит-стопа.

Себастьян покинул боксы позади Даниэля Риккардо и потерял некоторое время за RB13 на третьем секторе трассы, прежде чем решился на обгон при помощи DRS на главной прямой.

«Мы ожидали, что Даниэль затруднит жизнь Феттелю, – сказал позже руководитель Mercedes F1 Тото Вольф, – но скорость немца была гораздо выше, и он легко прошел его на прямой.

В тот самый момент мы поняли, что надо действовать. Но выбор у нас был не так велик, и мы решили максимально продлить первый отрезок, чтобы в конце гонки иметь более свежие шины».

Но было и еще одно секретное оружие Mercedes против Феттеля – использовать низкий темп Валттери Боттаса, чтобы сдержать фактического лидера гонки после пит-стопа и выиграть для Хэмилтона несколько секунд.

Сам Льюис заехал в боксы в конце 21-го круга, и команда поставила ему более медленные шины Medium, чтобы разнести его стратегию с Феттелем, который продолжил ехать на Soft.

Боттаса проинструктировали, чтобы он как можно дольше растянул свой первый отрезок на Soft, и в десятом повороте 22-го круга Феттель практически "уткнулся" в финна. Себастьян попытался обогнать соперника в первом повороте 24-го круга, но Боттас закрыл внутреннюю траекторию довольно опасным маневром, что едва не привело к столкновению.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Феттель потратил еще целый круг на подготовку атаки и на следующем круге с использованием DRS все же опередил соперника. Перед этим четырехкратный чемпион мира дважды сменил траекторию, тем самым пытаясь обмануть оппонента, после чего нырнул внутрь и успешно завершил маневр.

«Шины у него на тот момент полностью износились, так что они просто пытались меня сдержать, – сказал после гонки немецкий пилот. – При этом Валттери удавалось лучше выходить из поворотов, так что я не сразу смог с ним справиться.

Во второй попытке я подумал: "Ну всё, в этот раз я точно найду к нему ключик, пусть даже проеду по траве!"

Сначала я обманным маневром нырнул внутрь, затем вышел наружу и снова сместился внутрь, тем самым обманув его. Это сработало, но в то же время я едва не потерял машину – мое крыло было открыто, и при этом я очень агрессивно крутил рулем».

Проезд Феттеля по траве добавил эпизоду драматичности, напомнив знаменитый маневр Найджела Мэнселла против Нельсона Пике в борьбе за победу на Гран При Великобритании в Сильверстоуне в 1987-м.

Феттель потерял четыре секунды в заочной борьбе с Хэмилтоном в попытках обогнать его напарника, но, вырвавшись на свободное пространство, снова принялся штамповать быстрые круги.

Mercedes сообщила Льюису по радио, что ему нужно стараться держаться в темпе Себастьяна и ждать, пока шины соперника начнут уходить, но британец возразил, сказав, что это невозможно будет сделать на Medium.

Старания Хэмилтона поддерживать темп Феттеля на втором отрезке гонки

© autosport.com
Фото: autosport.com

На этом отрезке дистанции Хэмилтон проигрывал Феттелю порядка восьми десятых секунды, и казалось, что единственной надеждой Mercedes может быть отчаянная атака в концовке гонки на шинах Soft.

Но всё вышло иначе. На 34-м круге лидеров Стоффель Вандорн разбил свою машину в первом повороте, стараясь не пустить вперед Фелипе Массу.

Дирекция гонки решила ввести режим виртуальной машины безопасности, и в Mercedes тут же почувствовали ветер перемен. Многие пилоты из середины пелотона нырнули в боксы, но в чемпионской дружине ждали до самого 36-го круга, рассудив так, что пит-стоп на последнем круге режима VSC не оставит Ferrari времени, чтобы ответить на их маневр.

«В какой-то момент мы поняли, что нам необходимо максимально разнести стратегию с Ferrari, и постарались провести остановку в боксах под самый занавес режима виртуального сейфти-кара, – сказал Вольф. – Мы великолепно выбрали время. Я снимаю шляпу перед нашими стратегами во главе с Джеймсом [Воулесом]».

В тот момент, когда в Ferrari решили ответить на маневр соперников, режим VSC уже был снят, хотя круг заезда Феттеля в боксы стартовал еще на "медленной трассе". Это стоило Себастьяну порядка четырех секунд, но нельзя не отметить и того, что Хэмилтон на этом круге показал великолепное время.

Пит-стоп Феттеля прошел довольно резво, но время уже было потеряно, так что немец выехал на трассу прямо под колеса Льюиса.

Хэмилтон попытался обогнать соперника в первом повороте по внешней траектории, но был встречен агрессивным маневром Себастьяна, по сути, вытолкнувшим соперника на бровку.

«Я пытался остаться впереди, но мне было трудно рассчитать точку торможения при выезде из боксов, – сказал позже Феттель, чьи шины в тот момент были еще очень холодными. – Мой маневр сработал, но для Льюиса не осталось места.

В то же время он отреагировал адекватно, избежав контакта. Там всё было очень близко».

Хэмилтон был возмущен поведением Феттеля по радио, назвав его маневр опасным, но сменил гнев на милость после гонки.

«Я по-прежнему уважаю Себастьяна, – сказал британец. – Думаю, он сражался на грани, не переходя ее пределы. Если бы он меня задел, все было бы иначе».

© autosport.com
Фото: autosport.com

В этот момент у Себастьяна снова появилась надежда на победу. Но хотя шины Medium в воскресенье вели себя лучше, чем многие ожидали, все же скорости им не хватало, чтобы соперничать с более мягким составом.

Феттель отчаянно пытался защитить свое лидерство в гонке на протяжении нескольких кругов, но открытое заднее антикрыло на машине соперника в начале 44-го круга не оставило немцу ни малейших шансов.

Себастьян сказал по радио, что ничего не мог поделать с соперником, который «промчался мимо, как поезд». Но кто знает, сумел бы Хэмилтон пройти соперника, если бы FIA перед стартом этапа не решила расширить зону DRS на стартовой прямой на 100 метров. Тут на память приходит прошлогодний Гран При Испании, где Райкконену так и не удалось на финише заезда опередить Ферстаппена.

«Думаю, это было бы сделать сложнее, но не невозможно, – отреагировал Хэмилтон. – Мне кажется, я прошел Себа еще в конце пит-лейна – на выезде с него, а не дальше.

Инженеры сказали, что дополнительные 100 метров зоны DRS дают порядка 4-5 метров дистанции. Это значит, что обгон просто произошел бы чуть позже.

Обгон был завершен метров за 200 до поворота. Обычно здесь очень сложно обгонять, так что я поддерживаю это решение. В прошлые годы DRS здесь включалась очень поздно, и гонщики просто продолжали ездить друг за другом».

Выйдя в лидеры, Льюис услышал настоятельную рекомендацию от команды нарастить отрыв во избежание перехода Ferrari на "План C", который мог заключаться в третьем пит-стопе немца с переходом на Soft и попыткой атаки Хэмилтона на последних 22 кругах дистанции.

«Мы старались удерживать зазор на случай пит-стопа в районе 2,5 секунд, чтобы иметь возможность отреагировать, – прокомментировал после гонки Вольф. – Это можно сравнить с хождением по лезвию ножа – надо одновременно и удерживать отрыв, и обеспечить шинам продолжительность жизни на ближайшие 32 круга».

Уже к 52-му кругу дистанции Хэмилтон смог увеличить отрыв до искомых 2,5 секунд, при этом в Ferrari сомневались в том, что лидер сможет продержаться до конца гонки на шинах Soft, особенно с учетом ранних проблем у Боттаса, так что решили оставить Феттеля на трассе.

Таким образом, единственной надеждой Скудерии на победу было дождаться, когда шины Льюиса придут в негодность.

Отрыв Хэмилтона на заключительном отрезке гонки

© autosport.com
Фото: autosport.com

В итоге опасения Льюиса, что его задние шины перегреются еще до клетчатого флага, не оправдались. Более того, за два круга до конца британец установил лучшее время гонки, что позволило ему удержать Феттеля позади и завоевать свою вторую победу в сезоне, сократившую отрыв Себастьяна в чемпионате до шести очков.

После гонки Хэмилтон предположил, что именно обновления шасси помогли ему поддерживать стабильный темп до самого финиша, но справедливости ради надо заметить, что с составом Soft у Mercedes с самой первой гонки сезона проблем не было.

Было бы интересно посмотреть, что было бы, если бы не эта задержка Феттеля за Боттасом и режим виртуальной машины безопасности. Если сложить четыре секунды, потерянные за финном, и четыре – в режиме VSC, получается, что теоретически немец мог выиграть заезд с отрывом в 4,5 секунды. Но не будем забывать, что шины у Льюиса были быстрее, и, скорее всего, британец нашел бы способ обогнать соперника до клетчатого флага.

И все же Хэмилтон признал после гонки, что это была настоящая борьба за победу, в которой ему приходилось очень нелегко.

«Гонка была на пределе, – сказал изможденный Льюис. – Я атаковал изо всех сил. Быстрее ехать я просто не мог.

Что мне нравится в сражениях с Феттелем… Знаете, я люблю теннис, и мне нравится наблюдать за противостоянием Джоковича и Федерера в финалах. Я восхищаюсь той стабильностью, которую они демонстрируют буквально в каждом ударе по мячу. Одно неверное движение может привести к поражению в матче. За этим очень интересно наблюдать.

И сегодня у нас тоже было настоящее сражение. Именно такими и должны быть гонки!»

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7523/how-hamilton-won-a-race-he-seemed-to-have-lost

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle