Что произошло с расстановкой сил в Монако? Где Mercedes-то?

Бен Андерсон
26 мая 2017 в 2:26

Что за таблица результатов? Ferrari впереди, Mercedes и близко нет, а их место заняли пилоты Red Bull и Toro Rosso… Не удивляйтесь, это итоги тренировок Гран При Монако. Хаотичны ли они, или в них есть какая-то закономерность? Разбирается Бен Андерсон...

В четверг в горном княжестве Монако темп задавал Себастьян Феттель на Ferrari. Пока ничего удивительного, особенно принимая во внимание, что немец уже успел выиграть две из пяти прошедших в нынешнем сезоне гонок. Но дальше в протоколе – на расстоянии почти в полсекунды от лидера – творится какая-то неразбериха.

Пилот Red Bull неожиданно для многих оказался лучшим среди остальных, но гонщики Toro Rosso удивили еще больше, показав четвертый и пятый результат соответственно и опередив второго представителя старшей команды концерна.

А что дальше? Серхио Перес на Force India с клиентским двигателем Mercedes опередил обоих представителей заводской команды-поставщика, пилотов которой также разделил Кевин Магнуссен на Haas, который в лучшем случае обычно претендует на попадание в очковую зону – не более.

Также мы уже долгое время – с самого момента принятия Фернандо Алонсо, защищающего цвета McLaren-Honda, решения пропустить гонку в Монако – слышим, что у прославленного коллектива из Уокинга на узких улочках Монте-Карло будут наивысшие шансы в сезоне завоевать приличные очки. Обновленное шасси MCL32, не такое серьезное влияние на результат мотора… А в итоге команда в полном составе в четверг осталась за пределами первой десятки.

Дальше – больше. Фелипе Масса, регулярно в этом сезоне пробивающийся в третий сегмент квалификации, остановился на далеком 13-м месте, а пилот, с которым бразилец уже привык бороться на грани первой десятки в минувших гонках – речь о Нико Хюлькенберге из Renult – и вовсе остался 17-м, опередив, по сути, лишь своего напарника по команде Джолиона Палмера, у которого возникли проблемы с двигателем, и двух гонщиков Sauber.

Странная таблица, не правда ли? Но и ей есть вполне логичные объяснения, которые мы сейчас и постараемся до вас донести.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Mercedes пошла не той дорогой...

После утренней тренировки казалось, что никаких проблем у лидера Кубка конструкторов в Монако не возникнет. Льюис Хэмилтон почти на две десятые секунды опередил своего преследователя Себастьяна Феттеля и чувствовал себя за рулем W08 просто превосходно, раз за разом проезжая круги всё быстрее.

Но прошло чуть больше двух часов, и всё куда-то подевалось… Свои первые попытки на шинах Supersoft Хэмилтон и его напарник по команде Валттери Боттас провалили. Да, они немного опередили Кими Райкконена, но при этом почти секунду проиграли партнеру финна по Ferrari Феттелю.

После заездов Льюис жаловался на то, что состав Supersoft было невероятно трудно вывести в рабочий диапазон температур, и ситуация кардинально не изменилась, когда механики Mercedes поставили ему Ultrasoft.

Хэмилтон и Боттас смогли на мягчайшем компаунде снять со своих результатов около полусекунды, но этого хватило лишь для того, чтобы "комфортно" разместиться на самом дне первой десятки.

Сравнение команд по чистому темпу

Поз.КомандаПилотСреднее
1.Ferrari Себастьян Феттель1.12,720
2.Red Bull Даниэль Риккардо1.13,207
3.Toro Rosso Даниил Квят1.13,331
4.Force India Серхио Перес1.13,799
5.Mercedes Льюис Хэмилтон1.13,873
6.Haas Кевин Магнуссен1.13,890
7.McLaren Стоффель Вандорн1.13,981
8.Williams Лэнс Стролл1.14,003
9.Renault Нико Хюлькенберг1.14,870
10.Sauber Маркус Эрикссон1.15,691


Райкконен оказался немного медленнее Даниэля Риккардо из Red Bull и при этом сохранил дефицит в полсекунды от своего напарника по команде, который был с утра. Из этого можно сделать вывод, что финн пока так и не смог раскрыть потенциал SF70H, несмотря на заявления о том, что он очень доволен поведением машины.

Глядя на итоговую таблицу, думаешь о том, что в этот зияющий полусекундный зазор между Феттелем и остальными могли бы спокойно уместиться оба пилота Mercedes. Удивительно, но они даже близко не подобрались к этой цели.

В Монако традиционно очень трудно собрать лучшие сектора, когда на трассе очень много машин, но в теории Себастьян мог бы снять еще 0,125 секунды со своего рекордного для этого автодрома времени круга. Кроме того, на своем лучшем круге Себастьян решил немного поиграть в раллийного гонщика на выходе из последнего поворота.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что касается Mercedes, то пилоты чемпионской дружины совершенно ничего не показали на шинах Ultrasoft. Боттас проехал три круга в районе 1.13,9, а если считать гипотетически лучшие сектора, время финна могло бы составить 1.13,571. Этого было бы достаточно, чтобы опередить в протоколе Магнуссена, Хэмилтона и Переса, но до пилотов Red Bull, Toro Rosso и Ferrari по-прежнему было бы не дотянуться.

Хэмилтон не закончил ни одного быстрого круга, кроме того, который в итоге и стал его лучшим – 1.13,873. Если смотреть лучшие сектора британца, то становится понятно, что улучшить свой результат он мог бы максимум на неуловимые 0,123 секунды – не густо.

«Я ничего не понимаю, – сказал Хэмилтон в четверг вечером. – Мы хорошо выступили в утренней сессии, но днём что-то пошло не так.

По каким-то причинам шины просто перестали работать. Они постоянно скользили. Надо изучить эту проблему и устранить к субботе. В нашем распоряжении будет два дня для работы над машиной».

Руководитель команды Mercedes Тото Вольф предположил, что коллектив сделал неверные шаги по настройкам между утренней и дневной сессиями.

«Нам ничего не удалось сделать, – сказал австриец в интервью Sky Sports. – Изменения были произведены существенные, и нам потребовалась бы пара часов, чтобы вернуть всё как было. Так что мы решили оставить всё как есть и собрать немного полезной информации».

Сценарий тренировочных заездов в отношении Mercedes немного напомнил то, что происходило совсем недавно на Сочи Автодроме – кстати, еще одной трассе с гладким асфальтом и отсутствием затяжных поворотов, за исключением одного. Такие характеристики трассы затрудняют равномерную загрузку шин, а значит, и вывод их в оптимальное температурное окно.

Единственным отличием было то, что в Монако Mercedes, похоже, сначала нашла ключик к трассе, а затем благополучно куда-то его засунула и забыла куда.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В среду Хэмилтон говорил о том, как непросто пилотировать и настраивать шасси W08, и, судя по всему, в Mercedes пока так и не нашли способа расширить оптимальное рабочее окно шин, от чего, к слову, страдают все команды в нынешнем сезоне, за исключением разве что Ferrari.

«Новые машины действительно труднее настраивать, – подтвердил технический директор Force India Эндрю Грин, добавив, что в Монако заставить шины работать было еще труднее, чем в Сочи. – И дело тут, скорее, не в новом поколении машин, а в новом поколении резины.

Очень проблематично вывести шины в оптимальный интервал, к тому же, на этой трассе сложно передать энергию загрузки от колес дорожному полотну, что лишь затрудняет эту задачу.

Чтобы достигнуть оптимального окна, нужно очень сильно атаковать, кроме того, новой резине достаточно немного выпасть из нужного диапазона, и вернуть ее туда будет просто невозможно.

Здесь все взаимосвязано – отсутствие нужного баланса шасси приводит к тому, что трудно становится правильно загрузить шины, передать им необходимое количество энергии, чтобы вывести их в нужное окно».

Грин также отметил, что в команде Force India решили вернуться к прежним настройкам перед второй тренировкой в Монако, что позволило их пилотам немного улучшить времена по сравнению с утренней сессий. Фактически только гонщики Mercedes выступили во второй тренировке хуже, чем в первой.

Вполне вероятно, что ситуация с Сочи повторится и на Лазурном берегу, и нескольких изменений в настройках окажется достаточно для возвращения команды на лидирующие позиции. Если же нет, у Хэмилтона и Боттаса могут возникнуть серьезные проблемы на трассе, где невероятно важен квалификационный результат.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Renault в нокауте...

Вероятно, еще большие проблемы с настройками шасси постигли заводскую команду Renault. Да, пилоты французского коллектива потеряли довольно много времени в обеих сессиях из-за различных проблем, но и временами своих болельщиков они особенно не порадовали, особенно с учетом того, что в этом сезоне они уже приучили многих к своему проходу в третий сегмент квалификации.

Всего три десятых секунды разделили девять машин с седьмого (Серхио Перес) до 15-го (его напарник Эстебан Окон) места в дневной тренировочной сессии, тогда как Нико Хюлькенберг неожиданно проиграл Окону целых восемь десяток, разместившись на далеком и непривычном для себя 17-м месте.

«Нам необходимо разобраться в том, что произошло, – сказал вечером немец. – Что-то явно пошло не так. Не сказать, чтобы с балансом шасси были какие-то проблемы – скорее, дело было в шинах. Пока всё очень плохо.

Монако – очень специфичная трасса, а с прошлого года здесь в нескольких местах переложили асфальт. Возможно, это сыграло какую-то роль.

С самой первой попытки я понял, что что-то не так. Я даже не смотрел на свои времена, поскольку и так понимал, что они ужасные».

Выступление Mercedes и Renault во второй тренировке в Монако наглядно демонстрирует, как много в современной Формуле 1 зависит от тонких настроек шасси и резины, спецификация которой изменилась с прошлого года.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Toro Rosso летит...

Командой, у которой в четверг в Монако не возникло, кажется, никаких проблем, стала Toro Rosso. Оба гонщика коллектива из Фаэнцы чувствовали себя за рулем STR12 превосходно с самых первых кругов, и картина не изменилась на протяжении всего дня.

В утренней сессии Даниил Квят показал шестое время всего в семи десятых секунды от лидера, не используя при этом шины Ultrasoft, а по итогам второй тренировки россиянин вместе с напарником Карлосом Сайнсом заняли высокие четвертое и пятое места в протоколе с разрывом друг от друга в 0,069 секунды и небольшим отставанием от Риккардо и Райкконена.

Это было довольно удивительно, особенно с учетом того, что в команде не ожидали, что обновленное шасси так эффективно сработает на этой трассе, где в прошлые годы пилоты коллектива смотрелись неплохо.

«У нас здесь почти та же машина, что и в Барселоне, – отметил Сайнс. – Мы лишь немного адаптировали настройки к этой трассе, и похоже, что угадали. Сегодня нам почти не приходилось менять регулировки».

Вероятно, трасса так хорошо подошла шасси STR12, ведь в команде всегда предпочитали строить машины с довольно высоким уровнем лобового сопротивления, что отвечает требованиям Монако и Сингапура. Но в четверг было особенно заметно, что оба пилота испытывают настоящее удовольствие от пилотирования.

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Весьма продуктивный четверг, – сказал Квят после окончания дневной сессии. – Мы проехали много кругов, причём в довольно хорошем темпе.

Теперь у нас есть много данных, которые пригодятся при подготовке к субботе. Я доволен балансом машины, мы вполне конкурентоспособны.

Машиной управлять очень приятно, к тому же, она очень надежная и предсказуемая. Моему стилю пилотирования она подходит идеально.

Нужно сохранить эту скорость и хорошо подготовиться к квалификации и гонке».

Бывший напарник Квята по Red Bull Даниэль Риккардо – единственный, кому удалось приблизиться к лидеру менее чем на полсекунды, – похоже отозвался о шасси RB13. Машина прекрасно вела себя с самых первых отрезков, и Риккардо с Ферстаппеном сразу начали плодотворно работать на трассе.

«В целом я доволен четвергом, – признался австралиец. – Мне нравится трасса, и нам удалось поймать на ней нужный ритм.

Нам всё же нужно еще кое над чем поработать, однако мы хотя бы проигрываем меньше секунды.

На городской трассе лучше не экспериментировать с настройками, поскольку нужно хорошо знать автомобиль».

© autosport.com
Фото: autosport.com

А что с McLaren?..

На предыдущем этапе в Барселоне команда McLaren представила существенный пакет обновлений шасси MCL32, и Фернандо Алонсо в квалификации удалось выжать из него всё.

Гонка пошла не по плану испанца, но квалификационный успех Алонсо сулил McLaren неплохие перспективы в Монако, где мощность двигателя играет не такую большую роль.

Конечно, Алонсо сейчас не в Монако, а заменяющий его Дженсон Баттон опробовал обновленное шасси на симуляторе и остался им весьма доволен.

По итогам четверга опытный британец и молодой Стоффель Вандорн не смогли пробиться в первую десятку, остановившись на ее пороге, и было видно, что оба пилота испытывают определенную неуверенность в пилотировании, что отразилось на временах.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Вандорн на протяжении всего старта сезона испытывает проблемы с управлением шасси, и перед этапом в Монако он изъявил желание переговорить с командой, чтобы попытаться обрести уверенность на трассе. Что касается Баттона, то он уступил молодому напарнику 0,035 секунды, при этом британец сел за руль машины Ф1 впервые с ноября прошлого года. К тому же, он отметил, что ему было непросто привыкнуть к высокой скорости новых шасси в поворотах.

У McLaren очень неплохое шасси, и на медленной трассе в Монако оно вполне способно стать четвертым по скорости в пелотоне, но для этого необходимо, чтобы гонщики уверенно чувствовали себя за рулем.

Вполне возможно, что если бы Алонсо был сейчас не в Индианаполисе, а в Монако, протокол после четверга выглядел бы иначе. Иначе бы он выглядел и если бы в Mercedes не ошиблись с настройками в перерыве между сессиями…

Современная Формула 1 целиком и полностью зависит от мельчайших нюансов, и сложно себе представить трассу, которая сильнее наказывала бы за малейшие ошибки, чем Монако...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7541/why-the-f1-order-is-mixed-up-in-monaco

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle