Гран При Монако в стиле Ferrari или заклание жертвенного агнца

Бен Андерсон
29 мая 2017 в 17:33

Себастьян Феттель "неожиданно" получил преимущество от тактического хода команды Ferrari с разной стратегией пит-стопов для своих гонщиков и выиграл богатый на события Гран При Монако. Что же это было? Стечение обстоятельств или заранее спланированный манёвр? Разбирается Бен Андерсон...

После гонки в Монако Льюис Хэмилтон, приехавший к финишу седьмым, был абсолютно выразителен в своих суждениях относительно тактики Ferrari. Итогом этапа стала победа Себастьяна Феттеля, который смог довести отрыв от британца до 25 очков, и впервые с начала чемпионата возникла ситуация, при которой немец гарантированно сохранит лидерство в личном зачете и после следующей гонки, что бы ни случилось.

Хэмилтон совершенно ясно дал понять после гонки, что Скудерия просто подарила победу Феттелю на трассе, на которой очень сложно обгонять.

«Для меня очевидно, что Ferrari определилась с первым номером в команде. Они будут делать все возможное, чтобы Себастьян добывал максимум очков на всех этапах, – сказал Льюиса в интервью AUTOSPORT. – Второй машине очень сложно опередить автомобиль, идущий первым, если только команда не сделает ставку именно на нее. Для меня ситуация абсолютно очевидная».

Ни для кого не секрет, что у Ferrari есть очень богатый опыт фаворитизма в команде. Михаэль Шумахер на протяжении долгих лет выступлений за алых был несомненным номером один, после этого Фернандо Алонсо явно имел определенные преференции со стороны коллектива в соперничестве с Фелипе Массой – даже тогда, когда командные приказы в Ф1 официально оказались под запретом.

Что касается Кими Райкконена, то с ним ситуация двоякая – финн побывал по обе стороны баррикад. В последних четырех гонках сезона-2007, когда Кими завоевал титул чемпиона мира, Райкконен явно пользовался благодушием команды в сравнении с Массой. Но уже в следующем сезоне они с бразильцем словно поменялись ролями – теперь уже Фелипе боролся за чемпионское звание, а финн всячески ему в этом содействовал.

Но ни в одном этих случаев роли пилотов не были поделены до старта сезона. Кими Райкконен – чемпион мира и один из наиболее одаренных гонщиков современности. Он до сих пор считает, что гоняется только ради побед в гонках для себя и команды. И он явно не ожидал, что станет подобием жертвенного агнца на красном алтаре Маранелло уже после шести гонок сезона из двадцати.

© autosport.com
Фото: autosport.com

То, как Кими вел себя после финиша на втором месте в Монако, где он стартовал с поула и уверенно лидировал на протяжении 34 кругов, откровенно говорило о том, что финн недоволен таким поворотом событий.

Конечно, стоит отметить, что накануне этапа в горном княжестве Райкконен уже уступал напарнику по команде целых 55 очков в личном зачете, и если в Ferrari действительно определились с явным первым номером в своей команде, то им необходимо было жертвовать личными интересами финна.

Такой подход способен значительно повысить шансы Скудерии на чемпионство в этом сезоне, особенно с учетом проблем с настройками и шинами, с которыми в Mercedes столкнулись в Монако. Хэмилтон впервые за долгое время не смог пробиться в третий сегмент квалификации и вынужден был просто минимизировать потери в гонке, в итоге завоевав седьмое место.

Но корректны ли слова трехкратного чемпиона мира о том, что в Ferrari уже окончательно и бесповоротно сделали выбор в пользу Себастьяна? Или Райкконену добиться своей первой победы после Гран При Австралии 2013 года помешало лишь неудачное стечение обстоятельств?

© autosport.com
Фото: autosport.com

Лидерство Райкконена

Отрыв Кими Райкконена от Себастьяна Феттеля на первом отрезке гонки

© autosport.com
Фото: autosport.com

С момента возвращения в Скудерию в 2014 году Кими не демонстрировал должной стабильности выступлений, безоговорочно проиграв в том и последующем сезонах сначала Фернандо Алонсо, а затем и Феттелю. Но в 2016 году финн начал приходить в себя, опередив Себастьяна в большинстве квалификаций по ходу второй половины сезона и набрал гораздо больше очков в итоге по сравнению с двумя предыдущими годами.

В первых двух гонках сезона нынешнего Кими испытывал проблемы с настройкой шасси SF70H, но в Бахрейне его дела пошли в гору, в России он смог вплотную приблизиться к завоеванию поула и считал, что в Барселоне также может претендовать на первый ряд. К сожалению, небольшие помарки в третьем сегменте не позволили ему этого сделать.

В Монако финский гонщик, наконец, собрал всё воедино и смог впервые с французского Гран При 2008 года завоевать поул-позицию. И когда после старта заезда Кими сохранил лидерство, тогда как Валттери Боттас, шедший третьим, постепенно начал откатываться назад, казалось, что только механическая поломка может не позволить ему одержать победу на узких улочках княжества.

Кими довольно быстро нашел ритм и за первые 13 кругов увеличил преимущество над напарником до 2,5 секунд, а над Боттасом – до 6,5.

Всё было довольно понятно – Райкконен был в среднем на несколько сотых быстрее напарника на протяжении большей части первого отрезка дистанции, тогда как Валттери по паре десяток проигрывал лидерам и постепенно ушел в тень.

Между пилотами Ferrari разрыв был небольшим, но Кими всё держал под контролем.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Райкконен теряет контроль над ситуацией

Разрыв между лидерами во второй части первого отрезка гонки

© autosport.com
Фото: autosport.com

Начиная с 22-го круга темп Райкконена начал постепенно падать, и до 33-го круга дистанции финн терял в среднем по три десятки на круге. Скорость Феттеля также немного снизилась, тогда как Боттас, наоборот, прибавил – на этом отрезке он отыгрывал у двух пилотов Скудерии в среднем более чем по десятке на круге. Макс Ферстаппен, шедший следом, также подтянулся.

Кими потерял время при прохождении на круг Дженсона Баттона и Паскаля Верляйна, которые пошли на альтернативную тактику с заездом в боксы на первом круге гонки. Британца финн догнал на 25-м круге и не мог его обогнать, пока тот не подвинулся на выходе из Бассейна в конце 27-го круга. Еще пара кругов потребовалась Кими, чтобы опередить Верляйна.

Этим можно объяснить падение темпа на трех кругах, но что насчет остальных? Феттель предположил, что в этот момент они с напарником синхронно начали испытывать проблемы с задней резиной, при том, что на первом отрезке у Кими ничего подобного не наблюдалось.

«Машина вела себя превосходно, никаких проблем не возникало, – сказал после гонки Райкконен. – Я вынужден был немного снизить агрессию в паре мест трассы, но в остальном все было нормально. Основное время я потерял за круговыми».

До падения темпа Кими мог рассчитывать на то, что достаточно увеличит отрыв от шедшего шестым Карлоса Сайнса, чтобы после возвращения из боксов не застрять за неуступчивым испанцем. Но снижение скорости привело к тому, что лидирующая группа постепенно начала собираться вместе. В Red Bull решили воспользоваться этой возможностью, чтобы зазвать Ферстаппена в боксы раньше, чем Mercedes сделает это с Боттасом. Макс заехал на пит-лейн на 32-м круге, а Валттери последовал его примеру кругом позже.

Оба пилота выехали из боксов за Сайнсом, при этом Боттас по-прежнему опережал своего главного соперника в этой гонке – Ферстаппена. При этом ни финн, ни голландец не показывали какой-то запредельной скорости ни в попытке приблизиться к Карлосу, ни при прохождении круговых Баттона и Верляйна после того, как испанец заехал в боксы.

В Ferrari позвали Кими на пит-стоп на 34-м круге. Из боксов он выехал впереди Сайнса, но снова застрял за Дженсоном и Паскалем. Если сравнить круги выезда из боксов двух пилотов Скудерии, несложно заметить, что Райкконен потерял целую секунду в сравнении с напарником в трафике.

В Ferrari заявили, что заранее спланировали время пит-стопа финна, заверив, что их гонщики вольны были соперничать друг с другом. Кроме того, представитель команды заметил, что они «никогда не стали бы жертвовать результатом одного пилота в пользу другого путем выпуска его на трассу в трафик, поскольку это могло привести к потере дубля для команды».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Стратегическая война

На момент заезда в боксы на 34-м круге преимущество Кими над Феттелем составляло 1,238 секунды, но после пит-стопа немца шестью кругами позже финн уже отставал от напарника на 2,058 секунды.

И хотя правы те, кто утверждают, что Кими потерял 0,8 секунды в борьбе с круговыми при выезде из боксов, основная причина такого отставания состояла в медленном круге заезда финна на пит-лейн – 1.34,039 в сравнении с 1.32,673 напарника – и средней потере по 0,2 секунды с круга на отрезке из пяти кругов на свежих шинах Supersoft, когда Феттель доезжал на изношенных Ultrasoft.

«У лидирующей машины обычно есть приоритет при более раннем заезде в боксы, и все стремятся провести пит-стоп раньше напарника, чтобы скорее получить свежие шины, – сказал после гонки Себастьян. – Пожалуй, сегодня мы видели один из редких случаев, когда более поздний пит-стоп сработал лучше. Мне повезло.

У нас не было заранее оговоренной командной тактики. При этом я понимаю разочарование Кими, я бы на его месте тоже был расстроен».

Такое же тактическое ухищрение сработало и в случае с Хэмилтоном в борьбе в середине пелотона, и с Даниэлем Риккардо, который использовал последние крохи сцепления своих изношенных Ultrasoft, чтобы обойти Боттаса и Ферстаппена в борьбе за третье место.

Макс был просто взбешен таким исходом событий, но руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер философски заметил, что в подобном сценарии трудно угодить обоим пилотам.

«Мы могли бы зазвать Даниэля в боксы раньше, и если бы он провел чистый круг выезда с пит-лейна, он вполне мог переиграть Макса, а он снова был бы недоволен, – сказал британец. – В гонках такое случается сплошь и рядом».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Ключевым параметром в этом уравнении оказалась живучесть изношенных шин Ultrasoft на автомобилях Феттеля и Риккардо.

Как правило, новый комплект более жесткой резины едет немного быстрее прилично изношенных мягких шин при условии, что изначальная разница в скорости между двумя составами не слишком велика.

Но трасса в Монако не так требовательна к шинам, и здесь традиционно выжать из резины сцепление бывает труднее, чем привести ее в негодность или перегреть.

Если пилоту удается сохранять шины в оптимальном диапазоне и не скользить по трассе, то и прилично потертая резина держится здесь довольно долго, особенно с нынешними составами от Pirelli.

По данным, полученным во время тренировок, можно было сделать вывод, что состав Ultrasoft вполне способен выдержать всю дистанцию гонки. Специалисты Pirelli не обнаружили на шинах практически никакой деградации после 25 кругов, и Риккардо после квалификации говорил о потенциально выгодной стратегии более поздних пит-стопов.

Конечно, не было никакой гарантии, что в этот раз такая тактика с Феттелем и Риккардо сработает. Но она сработала.

Феттель вырвался на свободу

Отрыв Феттеля от Райкконена на втором отрезке дистанции

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Я просто старался ехать максимально быстро и ждал сигнала для заезда в боксы, – сказал Феттель. – Я был удивлен тем, что выехал с пит-лейна впереди Кими. Те несколько кругов оказались решающими. Я выдавал абсолютный максимум и ехал даже лучше, чем в квалификации.

Я старался поддерживать темп, поскольку только так мог остаться впереди Валттери. Я был удивлен тем, что могу ехать так быстро – даже быстрее 1.16.

Такое ощущение, что у шин открылось второе дыхание, поскольку до этого я испытывал проблемы с задней резиной. Можно сказать, что шины могли проехать и больше, но до гонки такой темп на них трудно было предположить.

Я понимаю разочарование Кими. Он отлично проехал первый отрезок гонки, но затем получил сообщение о заезде на пит-лейн. Конечно, обидно, когда кто-то выезжает впереди тебя».

Что действительно удивляет, так это темп Райкконена на Ultrasoft перед пит-стопом, даже учитывая трафик. Позвать его в боксы, чтобы не дать преимущество Боттасу и Ферстаппену, – это было логично, особенно учитывая, что с прогревом обоих составов резины по ходу всего уик-энда серьезных проблем не наблюдалось.

В Ferrari также заявили, что такое решение было обусловлено еще и попыткой переиграть Риккардо за счет продления отрезка Феттеля. Но Даниэль был далеко позади, а оба пилота Скудерии были быстры на свежих шинах Supersoft, чтобы рассматривать Red Bull в качестве серьезного конкурента в борьбе за победу. Все это говорит о том, что Себастьяна могли позвать в боксы и раньше.

К тому же, в стане красных сказали, что «дали возможность Себастьяну побороться за победу в гонке», продлив его отрезок в сравнении с Райкконеном. В любом случае, если бы Кими ехал быстрее в районе своего пит-стопа, избежал трафика и лучше проходил круги на свежих шинах Supersoft, у него вполне могли бы появиться шансы зацепиться за победу.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но в реальности все оказалось иначе. Финн не продемонстрировал темп по ходу заключительного отрезка гонки и не смог воспользоваться выездом машины безопасности в результате инцидента между Баттоном и Верляйном, чтобы оказать давление на напарника.

Феттель, в свою очередь, отлично отработал на рестарте и за 11 кругов до окончания дистанции увеличил свой отрыв до 2,5 секунд. Это позволило ему отпраздновать успех в Монако, где Ferrari не побеждала долгих 16 лет, а в последний раз это удалось Шумахеру в далеком 2001-м.

После этого успеха Себастьян значительно оторвался в личном зачете от Хэмилтона, а Скудерия смогла опередить Mercedes в Кубке конструкторов.

Для Льюиса, слова которого мы привели выше, произошедшее в Монако было очевидно, но босс Mercedes F1 Тото Вольф не стал делать столь категоричных заявлений.

«Было непонятно, как будут работать шины. Нужно было позвать на пит-стоп одного из пилотов и поставить Supersoft. Так в Ferrari и поступили, – сказал Вольф в интервью AUTOSPORT. – На Supersoft Кими не хватало скорости, а Феттель в это время проехал несколько потрясающих кругов на Ultrasoft, что и позволило ему опередить напарника.

Сомневаюсь, что в Ferrari предвидели такое развитие событий. С точки зрения ситуации в личном зачете такой результат выглядит наиболее подходящим, но я не думаю, что в Скудерии это подстроили».

Ну а вы вправе сами решить для себя, кто из них ближе к истине...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7544/was-raikkonen-sacrificed-for-vettel

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle