Городские пижоны. Лучший в истории Ф1 гонщик на городских трассах

Кевин Тёрнер
7 июня 2017 в 9:36

Позади остался еще один Гран При Монако. Победу в нем одержал Себастьян Феттель, а мы задались вопросом, кого можно назвать лучшим гонщиком в истории Формулы 1 на городских трассах. Взгляд в историю от Кевина Тёрнера...

Есть нечто магическое в машинах Ф1, на огромной скорости извивающихся по узким виляющим улочкам городских трасс в миллиметрах от отбойников и стен. И лучшие гонщики, как показывает история, чаще всего проявляют свои выдающиеся качества и в таких не самых привычных для себя условиях с огромным прессингом.

После очередного Гран При Монако британское издание AUTOSPORT решило сделать небольшой анализ истории проведения городских гонок в Больших Призах и выяснить, кто же был или является лучшим гонщиком Ф1 на таком типе автодромов.

Для этого был составлен список трасс и победителей на них за всю историю проведения чемпионата мира.

Задача выбора городских автодромов оказалась не столь простой, как можно было себе представить изначально. Главным критерием отбора было то, что хотя бы часть трассы должна использоваться в повседневной жизни в качестве дорог общего пользования. Также автодром должен иметь городской характер, что не позволило включить в этот список, к примеру, трассу Реймс-Гу.

Мы признаем, что на сей счет могут быть разные мнения, но к какому-то итоговому списку нам нужно было прийти. И выбор был остановлен на следующих трассах: Аделаида и Альберт-Парк (Австралия), Даллас, Детройт, Лас-Вегас, Финикс и Лонг-Бич (США), Марина-Бэй (Сингапур), Монсанту и Порту (Португалия), Монако, Монтжуик, Валенсия и Педральбес (Испания).

10 лучших "уличных бойцов" в истории Формулы 1

Пилоты, завоевавшие больше остальных побед на городских трассах

ПилотСтартыПобедыПроцент побед
 Айртон Сенна281346%
Себастьян Феттель341029%
 Михаэль Шумахер43921%
 Ален Прост36719%
Льюис Хэмилтон36617%
Фернандо Алонсо44614%
Нико Росберг36617%
 Грэм Хилл23522%
 Стирлинг Мосс11545%
 Джеки Стюарт11545%

 

С учетом того, как успешно Айртон Сенна выступал в Монако – одной из самых престижных гонок в истории Формулы 1, – не удивительно, что легендарный бразилец возглавляет этот список с 13 победами на городских автодромах.

Показатели Айртона в Монте-Карло просто потрясают воображение. Если не считать 13-ю позицию в квалификации в своем первом Гран При в Монако за рулем Toleman, когда его напарник по команде Джонни Чекотто стал лишь 18-м, во всех остальных этапах в горном княжестве Сенна ни разу не стартовал ниже третьего места.

При этом за девять визитов на улицы карликового государства в качестве гонщика бразилец пять раз брал поул, ни разу не проиграл квалификацию напарнику, а список лучших времен, помимо него, в тот период возглавляли лишь Найджел Мэнселл и Ален Прост.

А если не считать злополучную аварию в 1988 году после превосходства над Простом в квалификации в 1,4 секунды, показатели великого бразильца в Монако были бы просто безупречными.

Блестящий пилотаж Айртона под дождем в 1984 году за рулем Toleman-Hart, когда он занял второе место, трудно забыть, а в 1989, 1990 и 1991 годах он убедительно выигрывал там на McLaren.

В 1987 и 1992 годах Сенне потребовалось немного удачи в виде проблем у Мэнселла (отказ турбины и прокол соответственно), чтобы одержать победу в Монте-Карло, хотя в последнем случае ему все-таки пришлось сдерживать сопротивление более быстрой Williams британца.

В 1993 году победа Айртона была во многом обусловлена ошибкой Проста на старте и проблемами с гидравликой у Михаэля Шумахера на Benetton во время его лидирования в гонке.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но даже без этих частичек везения, которое часто оказывается решающим в городских гонках, Сенна без труда возглавил бы этот список благодаря хет-трику в Детройте и уверенным победам в Финиксе и Аделаиде.

Если посчитать, более 21% всех своих очков в Формуле 1 Айртон завоевал именно на городских автодромах – это даже больше, чем у 5-кратного победителя Монако Грэма Хилла.

Помимо Сенны в истории Больших Призов было еще 28 пилотов, кому удавалось два или более раз выигрывать гонки на городских трассах.

Вторую строчку в списке следом за бразильцем занимает Себастьян Феттель, который несколько дней назад добавил в свой актив вторую победу на Гран При Монако. Еще две победы в Альберт-Парке, четыре в Сингапуре и две в Валенсии позволили немцу опередить Михаэля Шумахера, который пять из своих девяти викторий на городских трассах одержал в Монте-Карло.

При этом выступления семикратного чемпиона мира в знаменитом княжестве нельзя назвать однозначно успешными, хотя временами он заставлял собой восхищаться даже поклонников других команд. Среди ярких моментов можно выделить потрясающий поул в 1996 году на Ferrari и одну из самых великолепных побед годом позже на мокрой трассе. Также не стоит забывать впечатляющий поул немца в его последнем появлении в Монако в качестве гонщика в 2012 году – на этот раз за рулем Mercedes.

Но были и не самые приятные эпизоды в гонках Шумахера на улицах Монте-Карло. К ним можно отнести аварию на первом круге в 1996 году, столкновения с соперниками в 1998-м и 2004-м, а также – куда без этого? – его нашумевшую парковку в районе поворота Rascasse в 2006-м.

Четвертое место в списке "городских пижонов" занимает Ален Прост с семью победами всего и четырьмя из них – на Гран При Монако. Завидная стабильность француза вкупе с умением не допускать глупых ошибок и настраивать машину под любые трассы помогала ему на всех автодромах, включая и городские. Но не стоит забывать и о неожиданной аварии Проста в конце гонки 1982 года, будучи лидером.

Присутствие Грэма Хилла в этом списке также неудивительно. Мистер Монако одержал на улочках княжества пять побед, при этом лишь дважды стартовав с поула. При этом в 1965 году он показал лучшее время в квалификации в отсутствии Джима Кларка, а в 1968-м – Джеки Стюарта.

Также на счету Грэма одна из самых блестящих побед в истории Гран При Монако. В 1965 году Хилл смог одержать триумф, по ходу гонки выехав за пределы трассы и вернувшись в пелотон лишь пятым. Вполне вероятно, это была лучшая гонка в исполнении Хилла и одна из самых выдающихся в истории княжества.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Помимо Себастьяна Феттеля двумя другими действующими пилотами Ф1 в списке являются Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо. У них в активе по шесть побед на городских трассах – столько же, сколько у повесившего шлем на гвоздь Нико Росберга. Кстати, немец занял самое высокое место в этом рейтинге среди пилотов, "лишь" раз выигравших чемпионат.

При этом Хэмилтон и Алонсо опустились бы в списке ниже, если бы в расчет брались только выступления в Монако. Что касается Льюиса, то он три года подряд проигрывал напарнику на этой сложной трассе и в этом году также не снискал успеха.

11-м в этом списке идет Дженсон Баттон, вернувшийся на Гран При Монако на одну гонку, подменяя Алонсо.

Также стоит отметить, что Стирлинг Мосс и Джеки Стюарт, замыкающие первую десятку рейтинга, провели гораздо меньше гонок на городских автодромах в сравнении со многими пилотами перед ними. Кроме того, у них обоих на счету по хет-трику в Монако, а лучшие свои гонки в Ф1 Мосс и Стюарт провели именно на этих узких улицах.

В 1961 году Стирлинг за рулем частного шасси Lotus 18, выставленного Робом Уокером, одолел превосходящую в скорости Ferrari 156s, проехав лучший круг в гонке на 2,8 секунды быстрее, чем в квалификации. А Стюарт и вовсе одержал триумф в 1971-м без задних тормозов.

При этом мнение Джеки о Гран При в Монте-Карло кардинально отличается от многих других.

«Не думаю, что в Монако так уж сложно выиграть, – сказал шотландец. – Всё, что для этого нужно – это хорошо квалифицироваться и не допускать ошибок в гонке. Не думаю, что это какое-то великое достижение.

В 1971-м я ехал там без задних тормозов – вы понимаете, что это трудно было назвать идеальным пилотированием. Это была неплохая победа, но отсутствие задних тормозов – это серьезно...»

Это говорит больше о способностях Стюарта, чем об особенностях трассы в Монако, но он прав в том, что квалификационная позиция здесь играет очень важную роль, что лишний раз демонстрирует список достижений Сенны по субботам.

Кроме того, взгляд на таблицу квалификационных результатов, представленную ниже, способен пролить свет на то, кому на городских трассах не везло чаще остальных.

10 лучших квалификационных достижений

Пилоты, завоевавшие больше остальных поулов на городских трассах

ПилотСтартыПоулы
 Айртон Сенна2816
Льюис Хэмилтон3611
Себастьян Феттель3410
 Найджел Мэнселл367
 Ален Прост366
 Михаэль Шумахер436
 Стирлинг Мосс115
 Мика Хаккинен215
 Ники Лауда265
 Хуан Мануэль Фанхио64

 

Здесь мы видим троих гонщиков, которые не были представлены в первой таблице победителей городских этапов – это Мэнселл, Кларк и Хуан Мануэль Фанхио.

Последний не прошел в первый список лишь по причине недостаточного количества стартов на уличных автодромах. Однако, стартовав шесть раз, он три раза смог одержать победу, четырежды уйдя в бой первым.

По сути, в очной борьбе в городе он потерпел поражение лишь дважды – в 1956 году от Мосса в Монако и двумя годами ранее в Испании, где финишировал третьим.

Неудачи Мэнселла в Монако мы уже вскользь упоминали выше, но ему не везло не только на улицах княжества, но и на других городских трассах – в частности в Аделаиде.

Взрыв покрышки на финальном этапе в Австралии в 1986 году стоил Мэнселлу титула, тогда как механическая проблема в 1992-м свела на нет завоеванный ранее поул. По сути, единственной победой Найджела на городской трассе в Ф1 стал его заключительный триумф в Австралии в 1994-м, когда он воспользовался столкновением между Шумахером и Деймоном Хиллом.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Монако традиционно предъявляет повышенные требования не только к пилоту, но и к машине. В минувшие годы никто не удивлялся, когда до финиша 100-круговой гонки доезжали всего две-три машины. Что говорить, если даже в 1996-м в Монте-Карло финишировали лишь три пилота.

Это частично объясняет тот факт, что Кларку так ни разу и не удалось выиграть на улочках княжества, несмотря на четыре поула.

«Джим Кларк не выиграл в Монако, потому что всегда ездил за [босса Lotus] Колина Чепмена, – сказал о своем соотечественнике Стюарт. – Раньше асфальт в Монако не был похож на бильярдный стол – там было много поребриков и крышек люков. Никто не пилотировал так плавно, как Джим Кларк, и он никогда не попадал в аварии – машина просто не финишировала».

Старт гонки 1962 года Джим проиграл, но боролся за победу с Грэмом Хиллом до самого момента отказа сцепления. Годом позже шотландец шел впереди Хилла, но на этот раз вышла из строя коробка передач. В 1964-м на машине Кларка произошла утечка масла, когда он шел вторым.

После всего этого неудивительно, что Джим решил пропустить Гран При Монако в 1965-м, чтобы, как и Фернандо Алонсо в этом году, принять участие в заокеанской гонке Инди 500. И все сложилось здорово – в итоге он не только одержал победу в американской гонке, но и выиграл титул в Ф1.

В 1966 году Кларк вернулся в Монако и сходу взял поул за рулем машины с 2-литровым мотором, тогда как многие были на 3-литровых агрегатах. В гонке ему не удалось сохранить лидерство, а позже на его машине сломалась подвеска.

Грэм Хилл, без сомнений, был самым успешным гонщиком на городских трассах в своем поколении, но ни у кого не повернется язык сказать, что по чистой скорости Кларк ему уступал.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В заключение хочется упомянуть еще двух гонщиков – Жана-Пьера Бельтуаза и Жиля Вильнёва. Первый в потрясающей дождевой гонке в Монако в 1972-м опередил на круг всех, кроме Жаки Икса, а второй выиграл на городских трассах дважды – в Лонг-Бич в 1979-м и в Монако в 1981-м.

При этом в Монако канадец продемонстрировал просто заоблачное мастерство за рулем мощной, но абсолютно непослушной Ferrari 126CK. После того, как в субботу Жиль проехал один из лучших в истории Ф1 квалификационных кругов, на 2,5 секунды и 15 мест опередив напарника по команде Дидье Пирони, он в гонке воспользовался проблемами Нельсона Пике и Алана Джонса и принес команде неожиданную победу.

Если говорить о соревновании за звание лучшего "уличного бойца" Формулы 1, то здесь, несомненно, корона принадлежит неподражаемому Айртону Сенне. Бразилец был способен показывать свои самые лучшие качества даже за рулем не самой быстрой техники, к тому же, он возглавил оба приведенных списка.

Что касается процента успешных выступлений, здесь стоит особо отметить Фанхио, Мосса и Стюарта.

Если же говорить о нынешнем поколении гонщиков, то лидирующую позицию в отношении городских трасс занимает Феттель, опережая Хэмилтона и Алонсо. При этом стоит признаться, что все трое не показывают каких-то выдающихся результатов в Монако.

И пусть Себастьян Феттель уже обошел Айртона Сенну по количеству чемпионских титулов, до величия бразильской легенды на городских автодромах немцу еще очень и очень далеко...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7543/who-is-f1-greatest-ever-street-racer