Чему Формуле 1 стоит поучиться у MotoGP?

Дитер Ренкен
12 июля 2017 в 9:27

Новый спортивный директор Больших Призов Росс Браун заявил недавно, что Формула 1 вполне может поучиться у MotoGP. Что же Королева автоспорта может почерпнуть у главного мотогоночного первенства мира? Разбирается Дитер Ренкен...

В последнее время в качестве оппонента Формуле 1 в плане организации мероприятий и структуры чемпионата все чаще стали называть не конкурирующие автогоночные серии вроде IndyCar, а главное мотоциклетное первенство планеты – MotoGP. При этом сравнения идут в области организации молодежной лестницы на вершину спорта, финансовых требований к участникам, производителям, спонсорам, телевещателям и промоутерам, а также маркетинговой деятельности. Но есть и еще один очень важный элемент мозаики – стабильность чемпионата.

В минувшем феврале руководство трассы Сепанг в Малайзии объявило о досрочном расторжении сделки на проведение этапа Формулы 1. При этом соглашение было аннулировано без дополнительных штрафных санкций (одна из последних инициатив Берни Экклстоуна в роли исполнительного директора Ф1), однако не обошлось без язвительного заявления со стороны Берни о том, что все эти годы он взимал чрезмерно большую плату с организаторов Гран При Малайзии.

Как и ожидалось, подобный комментарий привел в бешенство промоутеров этапа и, по понятным причинам, нынешнее руководство Больших Призов. После этого руководство автодрома нарочито положительно отозвалось о проведении у себя этапа MotoGP. И причины очевидны. В последние годы гонку мотоциклетного первенства мира на Сепанге посещает более 150 тысяч человек. К тому же, и Shell продлила свое соглашение с Малайзией в ущерб Гран При Бельгии в легендарном Спа.

В руководстве MotoGP также заявляют, что Сепанг прилично зарабатывает на проведении их этапа, чего нельзя было сказать о Гран При Формулы 1, в балансе которого начиная с 1999 года присутствовали одни красные цифры.

Кроме того, в ответ на критику со стороны Экклстоуна исполнительный директор автодрома Сепанг Разлан Разали встретился с прессой в Лондоне, не упустив возможности лишний раз похвалить организаторов мотоциклетного этапа.

«У MotoGP есть всё необходимое для проведения полноценного этапа, – сказал Разлан. – У них выстроена отличная молодежная лестница в виде серий Moto3 и Moto2. Таким образом, мы получаем сразу три гонки первенства мира в рамках одного мероприятия, а поклонники с большим удовольствием следят и за младшими категориями.

Когда молодой мотогонщик приходит в класс Moto3, поклонники тут же начинают пристально наблюдать за его карьерой. Тот же Маверик Виньялес, к примеру, проделал полный путь от Moto3 до MotoGP, и то же самое сделали его персональные болельщики».

© autosport.com
Фото: autosport.com

В адрес новых руководителей Формулы 1 – компании Liberty Media – Разлан сказал следующее: «Нет ничего зазорного в том, чтобы чему-то поучиться у MotoGP. Отбросьте свой эгоизм и всё, что у вас есть, и посмотрите, что делают другие чемпионаты».

Судя по всему, комментарии Разали не остались без внимания в Liberty Media, поскольку вскоре после этого новый спортивный директор Формулы 1 Росс Браун заявил о проведенной встрече с исполнительным директором компании Dorna, владеющей коммерческими правами на MotoGP, Кармело Эспелетой, в процессе которой были сделаны акценты на том, чему Ф1 может поучиться у своего двухколесного брата.

«У нас нет никакой гордыни, и мы абсолютно спокойно общаемся с руководством других чемпионатов, чтобы почерпнуть всё самое лучшее, – сказал Браун, попутно похвалив меритократический подход организации серий Moto3, Moto2 и MotoGP. – Мне интересны также их коммерческие методы работы – то, как они структурируют команды, а также то, как они взаимодействуют с клиентскими коллективами».

Действительно, руководству Ф1 стоит поучиться у Dorna выстраиванию и налаживанию коммерческих структур. В Больших Призах любят хвастаться тем, что их первенству уже больше 60 лет, но не стоит забывать, что Международная мотоциклетная федерация (FIM) провела свой первый полноценный чемпионат еще на год раньше – в 1949 году. От коммерческих прав на спорт FIM избавилась в 1992 году – на пять лет раньше аналогичной сделки между FIA и Экклстоуном.

Различие состоит лишь в том, что в мотоциклетном мире коммерческие договоры пролонгируются каждые пять лет, в связи с чем компания Dorna всецело заинтересована в процветании чемпионата, тогда как FIM имеет право вмешиваться в процесс формирования условий соглашений и финансовой политики.

В то же время FIA с легкой руки Макса Мосли буквально подарила (иного слова у меня не находится) коммерческие права семье Берни Экклстоуна сроком на 113 лет в обмен на единовременную выплату взноса плюс операционные взносы.

Так или иначе, в 1998 году фонд CVC приобрел Dorna, а через восемь лет избавился от активов, но только по требованию Европейской Комиссии. Мы все знаем, как это повлияло на судьбу Формулы 1, но важно уяснить, что в MotoGP контракты FIM пересматриваются каждые пять лет, тогда как FIA в настоящее время застряла на месте с вековым соглашением на руках.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но вернемся к стабильности чемпионата мира по мотогонкам. Если проследить за изменениями в последние годы, можно легко заметить, что в Формуле 1 всё менялось часто, быстро, необдуманно, с повторными возвращениями к прежним правилам, тогда как в MotoGP что-то меняли только после тщательного анализа и консультации со всеми сторонами.

Международная ассоциация гоночных команд (IRTA) является третьим участником всех без исключения дискуссий, проводящихся в рамках главного мотоциклетного первенства наряду с FIM и Dorna. Также в Комиссии Гран При к ним примыкает Ассоциация производителей спортивных мотоциклов (MSMA).

Стабильность чемпионата MotoGP стала даже поводом для шуток, когда директор по коммерческим вопросам Dorna По Серраканта в феврале на спортивном бизнес-семинаре в Дюссельдорфе начал свою речь с извинений перед аудиторией, которая выглядели практически так же, как и шесть лет назад, сказав, что в MotoGP ничего не меняется, так что ему просто придется повторить свою давнишнюю презентацию.

«Сегодня утром по пути сюда я пытался вспомнить, о чем я говорил несколько лет назад. Вспомнил и понял, что с тех пор в плане стратегии практически ничего не изменилось, – сказал он. – MotoGP – старейшее гоночное первенство в мире, оно даже на год старше Формулы 1 – может, этот лишний год и позволяет нам принимать более взвешенные решения?»

Семинар прошел довольно предсказуемо и даже скучно – с 2011 года действительно практически ничего не изменилось в их подходе, что лишний раз свидетельствует о правильности выбранного Dorna вектора развития.

В дополнение к MotoGP и двум юниорским категориям компания Dorna также является промоутером суперкросса, World Superbikes и различных побочных чемпионатов под эгидой SBK, азиатского Talent Cup, его британского эквивалента, стартующего со следующего сезона, а также Red Bull Rookies' Cup и других первенств. При этом управление производится по одной и той же четко отлаженной схеме.

Неудивительно, что ваш покорный слуга еще год назад предлагал Берни Экклстоуну передать свои полномочия Кармело Эспелете.

«Наш спорт очень впечатляет, – продолжил свое выступление на семинаре Серраканта. – Мы полагаем, что ключом к успеху чемпионата является полная поддержка со стороны всех производителей, и я очень рад, что в этом году к нам присоединилась KTM.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Когда мы производим внутренний анализ, что является одним из ключевых факторов нашего успеха, мы всегда стараемся учиться на своих ошибках. В прошлом году мы отметили 25-летний юбилей управления компанией спортом. И за эти четверть века было допущено множество промахов. Но мы также получили бесценный опыт управления таким сложным механизмом».

Да, не стоит рассматривать эту статью как славную песнь в адрес MotoGP. У чемпионата также были взлеты и падения, и были свои ошибки, в числе которых снижение количества мотоциклов на стартовой решетке на стыке десятилетий, 800-кубовая формула двигателей и установление монополии на поставку резины.

Но моторная формула была очень быстро "вылечена", а в Michelin изменили конструкцию передней шины в ответ на жалобы гонщиков, и сделано это было без потери качества первенства.

«Думаю, самое главное, что мы ежегодно стараемся сохранять и поддерживать стабильность чемпионата, – продолжил Серраканта. – Это ключевой момент. У нас очень устойчивый спорт. Наши акционеры осведомлены о том, кто управляет первенством, и знают, что успех будет достигнут, и сделано это будет коллективно, без ущерба для сторон».

Сегодня, когда коммерческие права на Формулу 1 приобрела компания, представленная на фондовой бирже, вполне можно ожидать, что и в этом чемпионате будет принята такая ответственная методика управления. Но на пути становления этой системы могут возникнуть подводные камни, которые в MotoGP давно преодолели. К чему может привести такой корпоративный стиль управления? У Серраканты есть ответ.

«Являясь владельцами акций, промоутеры этапов знают, что мы привезем к ним лучших гонщиков в мире. Также они уверены в том, что у нас заключены выгодные сделки с телевидением, которое в полной мере сможет осветить их мероприятие. Таким образом, у них не возникает никаких сомнений относительно продажи билетов.

Команды также осознают стабильность своего положения за счет того, что контракты с ними обновляются каждые пять лет. Они знают, что мы выплатим причитающиеся им деньги, что они получат все необходимые пропуска в паддок, что логистика будет выстроена на высшем уровне.

Они также уверены в том, что телевизионная картинка будет на высоте, что позволит им повысить уровень отдачи для своих спонсоров. Мы предлагаем им все необходимое для того, чтобы они чувствовали полную защищенность».

Что касается Формулы 1, то руководитель практически любой команды скажет вам, что ни о какой стабильности в Больших Призах и речи быть не может. Спорт уже давно управлялся сродни феодальной вотчине со своими капризами и прихотями.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Dorna взаимодействует с производителями на уровне равных партнеров, а не конкурентов, и каждый раз подчеркивает, что работает не только с FIM, но в равной степени и с ассоциацией команд IRTA.

«Они уверены, что каждая гонка будет организована на высшем уровне, с высочайшими стандартами безопасности, при полных трибунах и с отличной телевизионной картинкой. У них в ходу такое выражение: "Выигрывай в воскресенье, продавай в понедельник". И эта схема работает. Именно поэтому KTM присоединилась к чемпионату. Они используют участие в MotoGP для повышения количества продаж своих мотоциклов. Мы предоставляем им стабильную рекламную площадку, и все счастливы».

Кроме того, стоит отметить взаимодействие Dorna с сателлитными командами, не представляющими непосредственно производителей. В 2017 году был утвержден новый потолок на аренду техники в расчете 2,2 млн евро на одного гонщика, и в договорах Dorna с командами всё это четко прописано. Босс Tech3 Yamaha и президент IRTA Эрве Поншараль сказал, что эти суммы составляют почти половину всего бюджета команды, исчисляющегося восемью-девятью миллионами евро.

На фоне того, что в Формуле 1 число спонсоров постоянно сокращается, у Dorna с этим нет никаких проблем.

«Спонсоры знают, что чемпионат проводится на лучших и самых безопасных в мире трассах с участием лучших гонщиков, команд и производителей, кроме того, он очень активно освещается на телевидении, что убеждает их в выгодности своих вложений», – продолжил Серраканта.

Очевидно, что в Liberty Media изначально видели потенциал в Формуле 1, иначе их акционеры никогда не одобрили бы сделку по приобретению активов спорта. Вероятно, они предполагают, что в Больших Призах не до конца используют свои медийные возможности.

Напротив, в MotoGP медийный отдел Dorna включает, по словам Серраканты, большую часть сотрудников: «Наш департамент тратит огромные суммы на то, чтобы получить фантастическую картинку и обеспечить командам превосходный телевизионный показ.

Медийная часть – одна из самых важных в том, что мы делаем. Но не менее важны и социальные медиа. Мы всегда действовали на упреждение. Когда на рынке появились все эти средства, мы поняли что наши поклонники только поддерживают динамический подход к освещению и готовы мыслить нестандартно, им от нас нужен самый разнообразный контент.

Мы начали очень активную работу в современных социальных медиа, и отдача превысила все ожидаемые цифры. В конце концов, это очень полезный инструмент для привлечения новой аудитории. Сегодня все коммерческие мероприятия гоняются за так называемым поколением двухтысячных, и у нас в этом аспекте полный порядок».

Также стоит отметить, что в прошлом году Dorna со своим аккаунтом MotoGP в YouTube завоевала награду Golden Baton Award за "более чем десятикратное превосходство в освещении событий по сравнению с другими гоночными сериями".

© autosport.com
Фото: autosport.com

Также Серраканта отметил приверженность MotoGP к 45-минутным гонкам в качестве еще одного фактора успешности чемпионата.

«Сегодня у поколения двухтысячных в воскресенье уйма всяких дел, – продолжил он. – Им есть чем заняться в свой выходной день. На гонку у них время, конечно, найдется, но не очень много.

Мы даже не поднимаем на наших собраниях вопросы о возможном увеличении дистанции. Вообще ни у кого нет таких идей.

У нас есть определенный формат, и мы знаем, что он работает, так что мы не хотим ничего менять. 45 минут достаточно – за это время внимание зрителя не рассеется».

Формула 1 же застряла на своих 2-часовых гонках и 200 милях – этому формату лет больше, чем многим зрителям чемпионата.

Спросите спортивного комментатора Тоби Моди о недостатках MotoGP, если хотите, чтобы он, наконец, замолчал. Максимум, что он скажет: «Я не вижу у чемпионата каких-то серьезных недостатков».

О современной Формуле 1 такого, увы, не скажешь. Но, к счастью, Браун и компания, по их собственным заверениям, "не обременены гордыней и готовы перенимать у других все лучшее". И начать с MotoGP – не самый худший вариант…

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7539/why-f1-must-adopt-motogp-key-concepts

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться: