Синусоида Вассёра или гармонические колебания в Хинвиле

Александр Гинько
13 июля 2017 в 9:19

В среду, 12 июля, команда Sauber официально объявила имя нового руководителя швейцарского коллектива. Им стал Фредерик Вассёр, ровно полгода и один день назад покинувший расположение Renault F1. Что творится с командой, которая в следующем году отметит свой четвертьвековой юбилей в Больших Призах? Размышляет редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько...

Что первое приходит в голову, когда вы слышите слово Sauber? Пожалуй, у каждого ассоциации будут свои, но для меня это в первую очередь приветливое лицо основателя одноименной команды в Формуле 1 Петера Заубера, и лишь затем чистый швейцарский воздух, успешные выступления спортпрототипов в Ле-Мане, веселенькие – не в пример нынешним – цвета машин Ф1, победа Кубицы и многое другое.

Помните, как во всеми любимом мультфильме: «Ботинок есть, а ребенка в нем нет». Так же теперь и в команде из Хинвила – название есть, а человека, основавшего ее и давшего ей свое имя, нет. Ведь в момент приобретения Sauber инвесторами из швейцарской компании Longbow Finance была осуществлена передача всех акций, находившихся во владении Петера и Мониши Кальтенборн, новым владельцам. И если Мониша пусть и ненадолго, но сохранила свой пост руководителя команды, то основатель коллектива после этого окончательно отошел от дел.

Петер Заубер
Петер Заубер

«А при чем здесь Фредерик Вассёр?» – спросят некоторые. А при том, что, несмотря на заверения "неизвестных отцов" из Longbow Finance о предполагаемой стабильности в команде после приобретения ими активов, создается ощущение, что именно в этот момент в коллективе начались разброд и шатания. Да, сообщения о невыплаченной зарплате, которые то и дело появлялись в прошлом году, исчезли, значит, деньги регулярно выплачиваются. Осталось лишь разобраться, за что...

Что наводит на мысли о непреодолимом кризисе в команде?

Во-первых, в последние месяцы поползли слухи о явном фаворитизме в стане Sauber в пользу одного из пилотов – а в Формуле 1 такие истории на ровном месте обычно не возникают и до добра доводят редко. Во-вторых, вслед за этими слухами ушла с поста руководителя команды Мониша Кальтенборн с официальной причиной "расхождение во взглядах на управление командой".

Напомним, что именно с такой неофициальной формулировкой ровно полгода и один день назад должность руководителя заводской команды Renault покинул Фредерик Вассёр. И позже он в своем интервью подтвердил, что именно "разошелся во взглядах" с высшим руководством. Что ж, по крайней мере Фредерика и Монишу роднит то, что… у них есть свой взгляд.

Мониша Кальтенборн и Петер Заубер
Мониша Кальтенборн и Петер Заубер

В среду появилось официальное подтверждение этого назначения, хотя этому мало кто удивился, ведь еще за две недели до этого наш сайт писал, что француз является главным кандидатом на место Кальтенборн. Тогда Фредерик был замечен на базе Sauber в Хинвиле, и, как выяснилось позже, приезжал он туда явно не на термальные источники.

Мы не будем сегодня подробно останавливаться на карьере Вассёра в автоспорте, скажем лишь, что в молодежных сериях образованная им команда ART Grand Prix выиграла практически все соревнования, в которых принимала участие. Четыре титула в серии GP2 с двумя Нико – Росбергом и Хюлькенбергом, Льюисом Хэмилтоном и Стоффелем Вандорном, четыре личных и шесть командных кубков в GP3, чемпионский титул с Роменом Грожаном в Азиатском первенстве GP2 и пять триумфов в Евросерии Формулы 3.

Кстати, любопытно, что один из нынешних пилотов Sauber – Маркус Эрикссон – провел две гонки в составе команды ART в Азиатской серии GP2 в сезоне 2009-2010, но очков не набрал. Есть между ними и еще одна параллель – в конце сезона-2016, когда подошло время трансферных сделок, Эрикссон открыто заявлял в интервью, что вел переговоры о переходе в Renault, которую на тот момент возглавлял Вассёр. Никаких теорий заговора, просто факты.

Фредерик Вассёр
Фредерик Вассёр

Таким образом, в молодежных сериях имя Фредерика Вассёра стало практически синонимом слова успех, но молодежь – это молодежь, там Призы не такие Большие… Что касается Формулы 1, то здесь первые шаги француза уверенными не назовешь – всего один год в Renault и сразу "расхождение во взглядах".

Что касается перехода Фредерика на руководящий пост в Sauber, то буквально за день до официального объявления появился любопытный слух о расторжении сделки на поставку моторов Honda коллективу из Хинвила в следующем сезоне. Об этом во вторник сообщил источник AutoBild. Швейцарское издание Blick тут же подхватило эту историю и предположило, что либо Honda собирается свернуть свою программу в Формуле 1, либо в руководстве японской компании недовольны кадровыми перестановками в Sauber, поскольку договаривались о союзе они еще с Монишей Кальтенборн. В Honda ожидаемо опровергли эту информацию.

В среду же авторитетный журналист Пино Аллиеви из Gazetta dello Sport сообщил, что в McLaren рассматривают в числе альтернативных вариантов на следующий сезон переход на моторы Ferrari. Казалось бы, при чем здесь Sauber… Но не стоит забывать, что Формула 1 – это большой паззл, в котором необходимо правильно расставить элементы мозаики, и картинка проявится. И зачастую помогает умение читать между строк.

Сколько в этих слухах правды, а сколько домысла, мы узнаем совсем скоро, а пока лишь приходится признать, что при всех допусках нынешнюю ситуацию в Sauber трудно назвать оптимистичной.

Также стоит упомянуть, что Большие Призы – это прежде всего большие скорости. А как раз со скоростью у команды есть серьезные проблемы. Напомним, что одним из предметов пресловутых "разногласий с руководством" Мониши был человек по имени Йорг Цандер, занимающий пост технического директора команды и утверждающий план обновления шасси.

И если в прошлом году от Sauber никто ничего не требовал ввиду ограниченных финансов, то с приходом сильного инвестора появилось много разговоров о предстоящих доработках шасси C36, и команда действительно часто стала привозить пакеты обновлений. Но сработало ли хоть одно из них? Увы. Да и двигатель на этот сезон команда взяла прошлогодний, хотя Мониша и заверяла, что такое решение было принято не из финансовых соображений.

Но эпоха в команде сменилась, и теперь у руля Фредерик Вассёр. Кто выиграет, а кто проиграет в связи с этим назначением?

Sauber C36
Sauber C36

Для француза этот переход трудно назвать шагом вперед, особенно с учетом годичного опыта работы в полноценной заводской команде Ф1. К тому же, Sauber и в прошлом году, и в нынешнем идет позади Renault.

Для команды смена руководства может обернуться как настоящим прорывом, что вряд ли, поскольку никаких предпосылок в пользу такого развития событий пока не видно, так и неудачей, особенно на фоне постепенно набирающей обороты McLaren.

А поскольку в момент ухода Мониши команда неизбежно разделилась на два лагеря, есть серьезные опасения, что часть сотрудников последует за своим бывшим руководителем, а какие возникают проблемы с наймом персонала Ф1 для работы на швейцарской базе, все мы наслышаны.

Что касается гонщиков, то Паскалю Верляйну ввиду своей молодости, возможно, будет более комфортно работать с Фредериком, имеющим немалый опыт общения с молодыми и одаренными пилотами. И хотя в молодежных сериях Паскаль выступал исключительно за немецкие команды, а значит, с Вассёром они не пересекались, вероятно, они поладят.

Эрикссон старше своего напарника на четыре года, и в молодежных первенствах он эпизодически работал в составе ART. После ухода Кальтенборн швед довольно сдержанно и холодно отвечал на вопросы о смене руководства, тогда как Паскаль тепло попрощался с ней и сказал массу слов благодарности.

Сложится ли у Фредерика Вассёра в Sauber? Пожалуй, это вопрос в большей степени не к нему, а к тем, кто "заказывает музыку". Компания Longbow Finance, исходя из названия [Longbow – длинный лук, англ.], не прочь покрепче натянуть тетиву и засадить инвестиционную стрелу точно в яблочко. Но как бы не вышла осечка – будет очень жаль, если стрела заденет жизненно важную артерию команды, у которой до сих пор сохраняется приличная армия поклонников…

Sauber C12, 1993 год
Sauber C12, 1993 год