Сезон гражданских войн: главные внутрикомандные баталии в Ф1

Бен Андерсон
28 июля 2017 в 9:22

После трех сезонов отчаянной борьбы между напарниками в лидирующей команде пришла пора разразиться гражданским войнам и в коллективах, находящихся в середине турнирной таблицы. И сегодня мы подробнее остановимся на этих междоусобицах. Слово Бену Андерсону...

«Что бы ни происходило на трассе, не врезайся в своего напарника». Это один из главенствующих постулатов всех времен в Формуле 1 – своеобразная первая заповедь Королевы автоспорта. Ты можешь ездить так агрессивно, как только пожелаешь, при условии, что не поставишь свои личные интересы выше командных.

И именно эту заповедь на протяжении последних трех сезонов с завидной регулярностью нарушали в чемпионской команде Mercedes. Льюис Хэмилтон и Нико Росберг боролись друг с другом явно и открыто, не особенно скрывая своих намерений оставить напарника у разбитого корыта.

Что касается их отношений, то руководитель команды Тото Вольф так охарактеризовал их динамику: «от дружбы к соперничеству, от соперничества – к противостоянию, а от противостояния – к вражде». И за эти три года между британцем и немцем произошло немало стычек как непосредственно на трассе, так и за ее пределами, что не лучшим образом сказалось на управлении коллективом.

Первый открытый конфликт между напарниками случился в 2014 году в Бахрейне, когда они боролись колесо в колесо, после чего последовала целая череда обвинений в использовании напарником запрещенных режимов двигателя, командных приказов и их нарушений – а антагонизм между бывшими друзьями достиг апогея на Гран При Бельгии, когда Росберг допустил столкновение с Хэмилтоном, за что впоследствии извинился.

В следующем году Льюис полностью доминировал в чемпионате, но без контактов между напарниками также не обошлось. И снова споры, ссоры, распри и масса впечатлений.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В сезоне-2016 вражда между напарниками по Mercedes уже никого не удивляла – они вели открытую борьбу друг против друга, и в ход шло любое оружие. На первом же этапе сезона в Мельбурне они столкнулись колесами, затем была знаменательная авария в Барселоне, и на десерт – борьба до контакта на последнем круге Гран При Австрии в Шпильберге.

К концу сезона Льюис уже не думал слушать командные приказы по радио – в Абу-Даби, где решалась судьба титула, он ехал исключительно за себя, тогда как команда слезно просила его поднять темп, чего он так и не сделал.

И если бы не неожиданный добровольный выход на пенсию Росберга, кто знает, быть может, нас ждали бы еще два сезона бескомпромиссной войны между напарниками в "Серебряных стрелах". Но Нико, завоевав трофей, решил уйти, что позволило команде сделать полную перезагрузку.

Смена регламента и напарника позволила Хэмилтону и Mercedes сместить акцент с внутреннего противостояния в команде на внешнее – с Себастьяном Феттелем и Ferrari. Таким образом, в Брэкли воцарилась абсолютная гармония – бальзам на раны тех, кто был с командой последние три года.

Конечно, внутриусобная война между Льюисом и Нико в сезонах 2014-16 была у всех на устах именно потому, что только они и боролись за чемпионский титул – иных претендентов не было.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В этой связи сразу приходят на ум командные сражения между Аленом Простом и Айртоном Сенной в McLaren в 1989-м, Нельсоном Пике и Найджелом Мэнселлом в Williams – в 1986-м и Дидье Пирони и Жилем Вильнёвом в Ferrari – в 1982-м.

Но внутренние распри характерны не только для лидеров чемпионата. Нынешний сезон проходит под знаком отчаянных противостояний между напарниками сразу в трех командах, не входящих в лидирующую группу, и накал страстей там ничуть не меньше, чем в верхушке пелотона.

В команде Force India вынуждены были прописывать дополнительные условия внутрикомандных баталий после столкновения между Серхио Пересом и Эстебаном Оконом на Гран При Азербайджана, лишившего команду верного подиума и важных очков.

Напарники по Sauber Маркус Эрикссон и Паскаль Верляйн не поделили трассу в двух из трех последних гонок, а отношения между Карлосом Сайнсом и Даниилом Квятом в Toro Rosso достигли новых "низот" после столкновения между ними в Сильверстоуне и последующего схода испанца.

Объединяющим фактором в динамике этих баталий является то, что все действующие лица – довольно молодые и амбициозные гонщики, стоящие на пороге нового витка развития своей карьеры и всеми силами пытающиеся сделать следующий шаг, ну или по крайней мере удержать завоеванные позиции.

Окон – это своеобразный ответ Mercedes Максу Ферстаппену из молодежной программы Red Bull. Эстебан одолел голландца в борьбе за титул в Европейской Формуле 3 в 2014 году, кроме того, руководитель команды Prema в Ф3 Рене Розен его способности оценивает выше, чем талант Макса, а в очной борьбе на трассе он не уступает оппоненту в непреклонности и бескомпромиссности. И сейчас француз делает все возможное, чтобы его заметили в топ-командах.

Что касается его напарника по Force India, то он на протяжении последних трех с половиной лет всеми силами старается вернуть себе репутацию, утраченную в 2013-м, когда он неудачно выступил в составе McLaren, по всем статьям уступив Дженсону Баттону. И сейчас Серхио Пересу во что бы то ни стало нужно поставить Окона на место – только так он может доказать, что достоин перехода в более титулованный коллектив.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В конце прошлого сезона в Force India предпочли Окона Паскалю Верляйну, так что немцу в этом году необходимо из кожи вон лезть, чтобы доказать свое право на присутствие в более сильных коллективах. Но и Маркус Эрикссон не собирается без боя уступать талантливому напарнику – швед сделает всё, чтобы и его приняли в когорту сильнейших гонщиков чемпионата.

Что касается Toro Rosso, то здесь Карлос Сайнс уже который год пытается доказать, что он способен на большее, чем всегда быть на подхвате у Red Bull – испанец продолжает надеяться, что сможет развить карьеру в более сильном коллективе. Его напарник Даниил Квят сейчас переживает не лучшие времена, но делает все возможное, чтобы остаться в Формуле 1. И состояние россиянина вполне понятно – не каждый сможет стойко вынести решение Red Bull понизить его в классе уже через четыре гонки после начала чемпионата.

Все шесть перечисленных пилотов – весьма амбициозные молодые люди, отчасти недооцененные, но способные и готовые доказать свою состоятельность в Больших Призах. Очки в чемпионате необходимы им как воздух – и не только для того, чтобы потешить собственное самолюбие, но и для сохранения финансовой подпитки своего участия в высшем классе формульных соревнований.

Конечно, это характерно для многих команд, но любопытно отметить, что в этом году главные баталии между напарниками происходят именно в середине пелотона, а не на вершине, где царит полная гармония в Mercedes, дружба со всеми вытекающими – в Ferrari и взаимное уважение – в Red Bull (не в последнюю очередь благодаря оптимистичному нраву Даниэля Риккардо). Что касается McLaren-Honda, то здесь Стоффель Вандорн отдает должное ветерану Фернандо Алонсо, в Haas оба пилота синхронно утверждают, что быстрее напарника у них еще не было, Фелипе Масса и Лэнс Стролл успешно выстроили отношения типа учитель-ученик в Williams, а в Renault Нико Хюлькенберг безоговорочно доминирует над Джолионом Палмером.

Во всех перечисленных командах никаких серьезных трений по ходу сезона между напарниками не возникает, чего нельзя сказать о Force India, Toro Rosso и в меньшей степени о Sauber.

Но хватит ли у этих не самых богатых команд внутренних ресурсов, чтобы выдержать такой стресс, как битва напарников? В Force India, похоже, наслаждаются тем, что и у них, наконец, возникли проблемы, характерные для лидеров чемпионата, однако этот вопрос не так прост, как кажется, особенно если учитывать спонсорские деньги, которые приносит команде Перес. Легко ли попросить гонщика, чьи спонсоры несут доллары команде миллионами, пропустить на трассе своего более юного напарника в интересах коллектива?

© autosport.com
Фото: autosport.com

Конечно, трудно. Поэтому в Force India решили, что пусть их гонщики сами решают свои проблемы на трассе, а они вмешиваться в это не собираются. В Азербайджане пилоты, разумеется, разошлись во мнении относительно того, кто был виноват в их столкновении, и, скорее всего, нас ждет еще не один очный поединок между розовыми машинами в этом сезоне, особенно с учетом того, что чаще всего в гонках Перес и Окон умещаются в один телевизионный экран. Развязка в их сражении нас еще ожидает…

В Sauber хорошо знакомы с внутрикомандными баталиями по сезону-2015. Тогда Маркус Эрикссон на поделил трассу с Фелипе Насром в Монако. Мониша Кальтенборн, бывшая в тот момент руководителем команды, прочитала своим подопечным нотацию, после чего они утихомирились.

Но тогда оба гонщика были относительными новичками в Больших Призах. Сегодня же Эрикссон выступает уже третий год в Ф1, Мониши на посту больше нет, а Верляйну есть что доказывать – и в не меньшей степени, чем его шведскому коллеге. Новый руководитель команды Фредерик Вассёр после прихода сразу отметил, что его главным приоритетом является решение вопроса с поставщиком моторов на следующий год. Но и про взаимоотношения гонщиков ему забывать не следует…

Эрикссон и Верляйн столкнулись друг с другом в Баку, тогда как шведу дали распоряжение из боксов пропустить напарника вперед во избежание потери важных очков в гонке – буквально по пятам шел Стоффель Вандорн из McLaren. Во время очной борьбы в Сильверстоуне Маркус посетовал по радио, что немец совершенно не оставляет ему места на трассе.

При этом вне кокпитов отношения между двумя пилотами Sauber пока остаются ровными. Тот же Эрикссон после этапа в Великобритании заметил, что борьба между ним и напарником идет очень жесткая, но в рамках дозволенного.

Среди трех названных команд в коллективе из Хинвила на данный момент сохраняются самые мирные отношения, но посмотрим, что будет, когда градус борьбы вновь повысится.

В Toro Rosso возникали определенные проблемы на старте сезона-2016, которые растворились сами собой, когда Макса Ферстаппена перевели в старшую команду, определив на его место привычного для Карлоса Сайнса напарника – Даниила Квята.

История гоночных взаимоотношений испанца и россиянина длится уже много лет и берет свои истоки в картинге – в этом плане дуэт из Фаэнцы напоминает Хэмилтона и Росберга.

После инцидента в Сильверстоуне, стоившего Карлосу финиша в гонке, испанец высказывался достаточно сдержанно, тогда как Квят посетовал на то, что в начале сезона Сайнс тоже часто допускал ошибки, и ему всё сходило с рук. Также россиянин отметил, что не видит смысла в обсуждении произошедшего с самим напарником, сказав при этом, что «отношения между нами никогда не были великолепными, и я не думаю, что что-то может измениться».

Ситуация в Toro Rosso осложняется еще и тем, что команда ведет отчаянную борьбу за пятую позицию в Кубке конструкторов, тогда как в компании Red Bull уже заявили, что они хотят сохранить состав пилотов своих команд на следующий год. Вероятно, руководству коллектива в лице Франца Тоста и Джеймса Ки придется непросто в деле усмирения своих "молодых бычков".

Скорее всего, им бы пошла на пользу беседа с Тото Вольфом, прошедшим через аналогичные проблемы в Mercedes. Австриец с удовольствием поделился бы с ними мнением о том, как не выпустить ситуацию из-под контроля. В то же время Вольф как никто иной знает, что нет ничего сложнее в Формуле 1, чем предотвратить гражданскую войну в команде, а после ее начала – минимизировать последствия.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7625/the-f1-teammates-verging-on-civil-war

© autosport.com
Фото: autosport.com

Комментарии для сайта Cackle