Чем грозит уход Porsche из WEC и Ле-Мана?

Гэри Уоткинс
5 августа 2017 в 9:26

Какое бы решение ни приняло руководство чемпионата мира по гонкам на выносливость после ухода из категории LMP1 марки Porsche, лучше не будет, а будет только хуже. Более того, своим отказом от дальнейшего участия в высшем классе первенства на выносливость немецкий концерн ставит под угрозу весь автоспорт. Слово Гэри Уоткинсу...

Решение Porsche покинуть главную категорию WEC может обернуться серьезными проблемами для чемпионата. И главных проблем две: одна краткосрочная, а вторая – долгосрочная.

Самым очевидным следствием ухода немецкой марки является то, что в следующем году в авангарде WEC и легендарного суточного марафона в Ле-Мане может оказаться в лучшем случае один производитель, а в худшем их не будет вовсе. И ни один из этих вариантов поклонников спорта устроить не может. Это что касается краткосрочной проблемы.

Долгосрочная же проблема проявляется, когда понимаешь, что даже новый регламент чемпионата на 2020 год, который был сформулирован не без помощи технических специалистов Porsche, не смог убедить совет директоров компании в том, чтобы остаться в категории, которую все мы считаем одной из высших точек мирового автоспорта.

В нынешней ситуации можно ожидать, что в следующем году Toyota будет сражаться в гонках сама с собой, если вообще сохранит свое место в чемпионате.

В случае, если японский производитель решит, что оставаться в высшей категории WEC без должного противостояния со стороны соперников и в одиночку возить свои машины по всему миру не имеет никакого смысла, место топового класса могут занять частники P1. Такой сценарий тоже мало кого обрадует.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Чемпионату мира по гонкам на выносливость просто необходимо присутствие производителей в категории LMP1 в качестве вишенки на многослойном торте. Не стоит забывать о том, что в первенстве должно быть четыре класса, и именно заводская категория LMP1, привлекающая мировые бренды, а с ними и лучших гонщиков в мире, обеспечивает приток болельщиков на трибуны по всему миру, а тех, кто не смог посетить этап лично, – заставляет включать телевизоры или наблюдать за перипетиями гонок в онлайне.

Частные команды – это, безусловно, очень важная составляющая гонок спорткаров. Так было всегда, и, надеюсь, так будет и впредь. Но ни WEC, ни "24 часа Ле-Мана" просто не выживут, если главным образом будут опираться на независимые коллективы.

И финансовый вопрос здесь играет далеко не последнюю роль. Производители приносят в спорт деньги. И речь даже не о тех взносах в размере €360,000, которые команды вынуждены платить за участие в высшей категории WEC, а о гораздо больших суммах, идущих на представительские расходы, рекламу и все остальное – особенно в Ле-Мане.

Чемпионату мира обязательно нужны производители, но сегодня, судя по всему, он не привлекает их внимание. По крайней мере это касается Porsche.

Руководство компании в Штутгарте решило, что в настоящее время Формула Е обеспечивает лучшую платформу для развития и продвижения бренда, объявившего о планируемом выпуске своих первых электромобилей еще до конца нынешнего десятилетия.

© autosport.com
Фото: autosport.com

И если даже флагманский производитель категории LMP1 полагает, что WEC не предоставляет необходимых возможностей для развития технологического прогресса в меняющемся мире, то что говорить об остальных?

И это очень серьезный вопрос. Ведь новые производители не выстраиваются в длинную очередь, чтобы лично опробовать новый экологичный и сверхгибридный регламент.

Что же будет с чемпионатом мира в дальнейшем? И сможем ли мы вообще его так именовать? Предположительно между Западным автомобильным клубом, являющимся организатором WEC, и Международной автомобильной федерацией есть соглашение, по которому для сохранения статуса чемпионата мира в высшем эшелоне первенства должны соревноваться как минимум две заводские команды.

Вспомните 2012 год, когда WEC только возрождался. Компания Peugeot объявила об отказе от участия в чемпионате всего за несколько месяцев до старта первенства, вследствие чего Toyota, которая изначально планировала приехать лишь на несколько гонок, вынуждена была проводить полный сезон, чтобы чемпионат мог сохранить за собой статус мирового.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Руководитель серии Жерар Невё лишний раз напомнил об этом в конце прошлого года. В свете ухода из чемпионата команды Audi француз подчеркнул, что для удержания статуса чемпионата мира в высшем класса должны соревноваться как минимум два производителя, тогда как различные источники говорили о трех заводах.

Ситуация изменилась в конце минувшего сезона, когда титулы в категории GT для пилотов и производителей обрели статус мирового чемпионства. Такое повышение в классе было произведено после того, как в прошлом году компания Ford присоединилась к GTE Pro, а в BMW заявили, что последуют их примеру в 2018-м.

Источники в WEC не преминули напомнить об этом в свете ухода Porsche из чемпионата. Они также настаивают на том, что в следующем году гонщики прототипов LMP1 и LMP2 вновь будут бороться за мировую корону, однако производители в классе P1 не смогут называть себя чемпионами мира.

Но есть и более насущные проблемы, чем то, как именно будет именоваться первенство, и будут ли участники сражаться за титул, кубок, трофей или памятный вымпел.

Если в следующем году в категории LMP1 вовсе не будет заводских команд, и в то же время производители – именно так, во множественном числе – не обеспечат Западный автомобильный клуб четкими гарантиями своего присутствия в чемпионате в 2020-м, организаторы первенства совместно с FIA могут внедрить План Б. И последствия этого могут быть печальными.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Идею о том, что от категории LMP1 могут отказаться, а топовым классом станут машины LMP2 нового поколения, даже рассматривать не стоит. Не забывайте, что уже был представлен новый регламент для частных команд подкласса P1 с гарантией стабильности до 2022 года. Просто невозможно прийти сейчас к Ginetta, BR Engineering и Perrinn и сказать, мол, спасибо, в ваших услугах мы более не нуждаемся.

Да и хотим ли мы, чтобы категория, постепенно приближающаяся к моноклассу, вставала во главе чемпионата мира по гонкам на выносливость? Вряд ли. Идея о том, что за первенство в Ле-Мане будет бороться лишь один двигатель Gibson V8, противоречит духу легендарного суточного марафона на кольце Сартэ.

Таким образом, мы подходим к варианту использования заокеанской концепции Daytona Prototype international. Привлечение модернизированной техники класса P2 с новыми двигателями из чемпионата спорткаров IMSA действительно могло бы стать временным спасительным решением для WEC, ну или по крайней мере для марафона в Ле-Мане. Так хотя бы можно было сохранить присутствие производителей в первенстве, если Toyota также решит свернуть свою программу.

Технику DPi можно приравнять к частному классу P1, но только при отсутствии гибридных прототипов высшей категории LMP1. Не забывайте о том, что в этом году независимым коллективам были сделаны определенные поблажки в правилах, позволяющие им немного приблизиться к производителям.

Кроме того, интерес со стороны категории DPi присутствует. Североамериканское подразделение Mazda всегда выражало желание представить свою программу прототипов, ныне управляемую Joest, в суточном марафоне, да и в Cadillac дали понять, что не против такого развития событий.

Роджер Пенске, чья команда в следующем году дебютирует в классе DPi с брендом Honda Acura, не раз открыто заявлял о своем желании присоединиться к суточной гонке на кольце Сартэ. Но сработает ли концепция привлечения техники DPi в WEC?

© autosport.com
Фото: autosport.com

Я не думаю, что кто-либо из американских производителей пожелает принять участие в чемпионате мира по гонкам на выносливость на полном расписании. Они делают упор на национальные программы с местными спонсорами. Те же машины Acura, к примеру, распространены лишь на территории США.

Глобальное освещение суточной гонки в Ле-Мане может, конечно, пойти на пользу американским производителям техники класса DPi, но вряд ли они будут заинтересованы в том, чтобы привозить свои машины в Китай или Бахрейн.

Но категория DPi и подобные ей не могут стать решением для чемпионата в долгосрочной перспективе. В Toyota уже заявили, что если первенство пойдет этим путем, они предпочтут остаться дома. А компания Porsche своим решением сменить WEC на Формулу Е лишний раз подняла вопрос о целесообразности трат десятков миллионов долларов производителями на автоспорт.

Ле-Ман должен сохранить статус глобальной гонки, в которой автопроизводители со всего мира будут демонстрировать свои технологические достижения. Вопрос лишь в том, как WEC и Ле-Ману достичь этой цели на фоне все более уверенного наступления электрических технологий Формулы Е и повышения привлекательности демонстрации своих передовых технологий для производителей в центрах крупнейших городов...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7639/the-real-problems-caused-by-porsche-shock-exit

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle