«Ореол» – это не зло. HANS и шлемы в свое время тоже ругали...

Дитер Ренкен
7 августа 2017 в 9:27

Международная автомобильная федерация воспользовалась правом вето для внедрения в Формуле 1 защиты кокпита, получившей название "ореол". Неудивительно, что эту концепцию приняли довольно прохладно. А зря. Слово Дитеру Ренкену...

Уже в следующем году на Гран При Австралии мы увидим в действии на боевых машинах Ф1 систему защиты кокпита "ореол", которую FIA ввела в регламент единоличным решением, исходя из соображений безопасности, несмотря на то, что, как считается, девять из десяти команд проголосовали против.

На протяжении трех последних лет "ореол" разрабатывался при участии Mercedes в ответ на трагические события последних сезонов, когда погибли сразу несколько гонщиков от черепно-мозговых травм. Тем удивительнее, что именно неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда, к тому же получивший серьезные травмы в аварии 41-летней давности, был одним из самых ярых противников этой концепции, назвавшим ее "неправильной" и "чрезмерной".

Вообще, в паддоке особенно громко по поводу защиты кокпита предпочитают не высказываться. Те, кто против "ореола", не хотят строить из себя героев и публично игнорировать опасность автоспорта, унесшего в последние годы сразу несколько молодых жизней. В то же время сторонники этой концепции не желают прослыть излишне политкорректными в этом вопросе, особенно с учетом того, что именно присущая гонкам опасность многих и привлекает в первую очередь.

Еще больше усложнило ситуацию присутствие двух разных вариантов защиты кокпита – "ореол" против обтекателя, который был наспех опробован в ответ на требования FIA усилить защитные свойства конструкции. И у обеих систем были свои сторонники и противники. Таким образом, паддок разделился, по сути, на три части: на тех, кто против любой защиты, тех, кто против "ореола" и антагонистов защитного обтекателя.

Если отбросить защитные свойства конструкций, а обратиться к их внешнему виду, то у обтекателя, который на тренировке опробовал Себастьян Феттель, оказалось куда меньше противников среди гонщиков, сотрудников команд и болельщиков, тогда как "ореол" уже с чьей-то легкой руки окрестили шлепанцами, и сходство весьма очевидно...

© autosport.com
Фото: autosport.com

Уже одного этого сравнения достаточно, чтобы систему "ореол" не приняли ни в паддоке, ни за его пределами – вне зависимости от обеспечиваемой ей защиты по сравнению с обтекателем. К тому же, удивительно, что никто до сих пор не пожаловался на обзор из кокпита с учетом передней стойки конструкции – почему-то все говорят о том, как система выглядит со стороны, но никто не говорит о ее недостатках в отношении вида вперед.

Нам сказали, что команды доработают "ореол" под свои машины, и эта конструкция не будет выглядеть инородным телом на шасси. Но если вспомнить недавние носовые обтекатели, а до них – нелепые крылья, возникает вполне логичный вопрос о том, способны ли вообще современные инженеры Формулы 1 производить на свет эстетически привлекательный дизайн элементов шасси.

В Ф1 по-прежнему как мантру повторяют фразу «Если это работает, то это красиво, а если нет – уродливо». А тесты FIA показали, что «система "ореол" является на данный момент лучшим решением в области защиты кокпита от фронтальных ударов», так что…

Говоря о системе защиты кокпита, тут же на память приходит сага с внедрением в Формуле 1 другой защитной конструкции, а именно HANS – Head And Neck Support (система поддержки головы и шеи), а также установку отбойников, защитных сеток, гравийных зон безопасности, огнеупорных комбинезонов и даже шлемов.

Что касается HANS, то это устройство было изобретено в Соединенных Штатах доктором Робертом Хаббардом совместно с Mercedes Motorsport и впервые представлено на Гран При Австралии 2003 года. По этому пути было решено пойти после сразу нескольких фатальных исходов, включая гибель Роланда Ратценбергера в Имоле в 1994-м. А на следующий день после смерти австрийца произошла трагедия с Айртоном Сенной. У бразильца, попавшего в аварию в повороте Tamburello, был диагностирован перелом основания черепа, хотя медики подтвердили, что смерть наступила в результате проникновения в область мозга инородного предмета – осколка, от чего "ореол", скорее всего, спас бы.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Также от переломов основания черепа скончались и многие другие пилоты, включая гонщика Indy Скотта Брейтона и звезду NASCAR Дейла Эрнхардта. Неудивительно, что первыми – в 2001 году – систему поддержки головы и шеи пилота опробовали именно в CART/Indycar (сначала для овалов, а затем и для дорожных трасс) и в NASCAR. Однако пионерами использования подобной конструкции стали гонщики драг-рейсинга еще за пять лет до этого. В кои-то веки Формула 1 не была флагманом внедрения мер безопасности…

Изначально планировалось ввести систему HANS в гонках Гран При в 2002 году, но ее внедрение было отложено на год из-за протеста сразу нескольких команд и гонщиков. Ничего не напоминает?

Рубенс Баррикелло, частично объяснявший свою аварию на Гран При Австралии неудобством системы HANS, был одним из самых ярых противников этой защитной конструкции. Также против внедрения HANS выступал Джастин Уилсон, который был госпитализирован с диагнозом защемление нерва.

В итоге Баррикелло выхлопотал себе разрешение провести следующий Гран При в Малайзии без использования системы HANS, а сейчас без этой конструкции поддержки головы и шеи не обходится ни одна более или менее серьезная гоночная серия, включая кузовные категории, такие как WRC и WTCC. И до сих пор непонятно, почему Паскаль Верляйн не использовал HANS на Гонке чемпионов, где получил перелом шейных позвонков, после чего вынужден был пропустить первые два Гран При сезона.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В остальных же случаях сегодня трудно себе даже представить, что в той или иной гоночной категории пилот появится без системы HANS, как и без интегрального шлема, тогда как еще шесть десятилетий назад многие выступали в кожаных шапочках, а 50 лет назад привычным делом были асбестовые маски.

В конце 60-х Джеки Стюарта то и дело высмеивали за его нежелание соревноваться на трассах, не отвечающих строгим требованиям безопасности, включая защитные барьеры, зоны безопасности и наличие квалифицированного медицинского персонала с соответствующим оборудованием. Именно он первым настоял на обязательном использовании в гонках ремней безопасности и закрытых шлемов – и тогда над ним тоже все смеялись.

«Я, наверное, был бы намного более популярным чемпионом мира, если бы всегда говорил только то, что люди хотят слышать, – заметил как-то Стюарт. – Скорее всего, тогда я прожил бы гораздо меньше, но был бы более известным».

Когда нынешний консультант Red Bull Хельмут Марко потерял глаз во время французского Гран При 1972 года (тогда камень пробил пуле-увы-пробиваемое стекло визора его шлема), потребовалось целых восемь часов, чтобы найти трезвого доктора в окрестностях, который приступил к работе только после того, как поторговался о деньгах. Неудивительно, что в Red Bull поддержали собственноручно изготовленную конструкцию защитного стекла кокпита.

Любопытно то, что в Международной автомобильной федерации вынуждены были воспользоваться своим правом вето на внедрение защиты кокпита, тогда как в обычных условиях после 1 апреля им потребовалось бы единогласное одобрение команд для введения этой конструкции уже со следующего года. Такое право у FIA есть, и использовать его они могут единолично только для обеспечения безопасности гонщиков – для этого им не нужно ни их собственное согласие, ни одобрение со стороны Комиссии Ф1.

© autosport.com
Фото: autosport.com

А с учетом того, что за свои восемь лет президентства в FIA Жан Тодт впервые воспользовался таким исключительным правом вето, становится понятно, насколько серьезно в федерации относятся к вопросу безопасности открытых кокпитов. Что касается Ассоциации гонщиков Гран При (GPDA), то в целом они поддержали эту идею, заметив при этом, что внешний вид концепции мог бы быть и получше.

Как бы то ни было, решение о том, что "ореол" появится на машинах Ф1 в следующем сезоне, уже принято. В случае очередной задержки внедрения защиты кокпита FIA рисковала тем, что на организацию подали бы в суд, если бы за это время произошли другие серьезные инциденты, связанные с травмой головы пилота. Обезопасив себя, федерация тем самым подтвердила, что "ореол" дебютирует в Формуле 1 ровно через 15 лет после своего предшественника – системы HANS.

Как сегодня мы не можем себе представить гонки высокого уровня без HANS, интегральных шлемов, барьеров и зон безопасности и оборудованных по последнему слову техники медицинских центров, так через десятилетия поклонники автоспорта не смогут поверить, что когда-то кокпит был целиком открыт, и голова гонщика ничем не была защищена.

Защита головы останется в формульных гонках, и с этим нужно смириться. И чем раньше, тем лучше...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7633/why-hating-the-halo-is-pointless

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle