Накануне рестарта: итоги первой половины сезона молодёжных формул

Дмитрий Захарченко
11 августа 2017 в 9:24

Август — почти мёртвый месяц для автоспорта. В последний месяц лета передышку берёт не только Формула 1, но и почти весь европейский автоспорт. А это значит, что в отпуск ушли и участники молодёжных серий. Итоги первой половины сезона и самые интересные соперничества концовки года в молодёжных «формулах» — в обзоре AUTOSPORT.com.ru

Формула 2: триумфальный поход Шарля Леклера

Серия, некогда известная как GP2, в этом году переродилась под именем Формула 2. Пока ничего, за исключением вывески, в первенстве не изменилось, но в будущем Комиссия FIA по формульным гонкам обещает существенно поменять облик молодёжных гонок. Впрочем, пелотон Формулы 2 изменился сам по себе, и сейчас у него новый непререкаемый лидер — Шарль Леклер.

Леклер обратил на себя внимание общественности в прошлом году, выиграв в дуэли с партнёром по команде Александром Албоном чемпионский титул GP3. После победы Шарль, слушатель Академии Ferrari, перешёл в Формулу 2, где получил место в Prema Racing — фактически молодёжной команде Скудерии. В итоге пять побед в первой половине сезона и уверенное лидерство в чемпионате с перевесом в 50 очков. Так что у Леклера достаточный отрыв, чтобы гарантировать себе первое место общего зачёта даже в случае пропуска следующего этапа.

Главными преследователями юного монегаска в Формуле 2 стали уже довольно опытные Оливер Роуленд из DAMS и бессменный пилот Russian Time Артём Маркелов. Оба достаточно быстры и агрессивны, чтобы в каждой гонке сражаться за подиум, но раз за разом Леклеру удаётся уезжать далеко вперёд, а Роуленду с Маркеловым остаётся лишь отбирать очки друг у друга.

Слева направо: Оливер Роуленд, Шарль Леклер и Артём Маркелов
Слева направо: Оливер Роуленд, Шарль Леклер и Артём Маркелов

Преимущество Леклера столь велико, что титул он может проиграть только сам, и всё идёт к тому, что в 2017 году мы увидим первого со времён Нико Хюлькенберга дебютанта, который стал чемпионом. В борьбе за второе место турнирной таблицы Роуленд опережает Маркелова на 35 очков и считается в этой паре фаворитом — это только второй полный сезон британца в этом первенстве, но за счёт опыта в других сериях и победы в Формуле Renault 3.5 два года назад шансы Оливера кажутся выше.

Первую пятёрку замыкают Николя Латифи и Лука Гьотто, вторые пилоты DAMS и Russian Time соответственно, но канадец и итальянец проигрывают лидеру первенства порядка сотни очков и могут разве что помочь в командном зачёте.

Поначалу первую строчку таблицы захватила Russian Time, но в результате серии подиумов в Азербайджане, Австрии и Великобритании вперёд вышла DAMS. Prema Racing усилиями Шарля Леклера (второй пилот команды Антонио Фуоко набрал чуть более 20 очков против двух сотен у напарника) занимает вторую позицию, а Russian Time пока лишь на третьей позиции. Первую тройку, впрочем, разделяют всего 55 очков — при благоприятном развитии событии отыграть их можно за один этап.

Чемпионат Европы Формулы 3: Prema против Carlin

В последние годы главным поставщиком свежих кадров для Формулы 1 стала Формула 3 — именно этот чемпионат подарил Большим Призам Макса Ферстаппена, Лэнса Стролла и Паскаля Верляйна, который попал в Manor транзитом через DTM. За счёт сложной и мощной техники, опытных инженеров и большого числа тренировок, которые позволяют гонщику приобрести «накат», Формула 3 остаётся одной из важнейших ступеней в иерархии молодёжных формул.

В последние годы здесь доминировала самая богатая и развитая команда первенства Prema Powerteam, но в этом году борьбу ей навязал легендарный британский Carlin, за который в разные годы гонялись Феттель и Риккардо, Квят и Алёшин. Со стороны Prema в борьбе за титул участвует опытный Максимилиан Гюнтер. В прошлом году немец остался в тени Лэнса Стролла, но теперь опыт двух сезонов позволил одержать четыре победы и с преимуществом в 18 очков закрепиться на первой строчке.

Слева направо: Ландо Норрис, Максимилиан Гюнтер и Каллум Илотт
Слева направо: Ландо Норрис, Максимилиан Гюнтер и Каллум Илотт

Оппонирует Гюнтеру Ландо Норрис — дерзкий новичок из Великобритании. Норрис с первой попытки стал чемпионом MSA Formula, Toyota Racing Series и Еврокубка Формулы Renault и теперь надеется продолжить победную поступь в Формуле 3. Совсем недавно он блеснул за рулём McLaren на тестах Формулы 1 на Хунгароринге и лишь закрепил за собой статус главной надежды британского автоспорта. Но хватит ли Норрису скорости и запала, чтобы опередить в конце сезона Гюнтера? В этом и состоит главная интрига текущего сезона.

Среди других пилотов Формулы 3 этого года следует отметить Каллума Илотта, экс-пилота Red Bull Junior, который сейчас держится в общем зачёте четвёртым, и Фердинанда Габсбурга, правнука последнего императора Австро-Венгрии. Это первый сезон Габсбурга в чемпионате Европы, а на его счету уже есть победа в Спа. Харрисон Ньюи и Мик Шумахер, сыновья соответственно Эдриана Ньюи и Михаэля Шумахера, занимают десятое и одиннадцатое места, а на двенадцатой строчке расположился Никита Мазепин — в этом году россиянин завоевал свой первый в европейском первенстве подиум.

GP3 Series: шесть претендентов на титул

В GP3 назревает напряжённая борьба с участием шести претендентов на чемпионство — ART Grand Prix в полном составе из четырёх пилотов и лучшие представители догоняющих Trident и Jenzer держутся менее чем в 30 очках друг от друга.

В этом году сезон GP3, как и многие до этого, проходит при полном доминировании ART Grand Prix, пилоты которой пока выигрывают все субботние гонки. Но каждый из них хотя бы по разу сталкивался с проблемами и терял очки. Так, Джек Эйткен завоевал поул к первой гонке сезона в Барселоне, но не смог добраться до финиша, Ниреи Фукудзуми провалил этап на Сильверстоуне, а Джордж Расселл остался без очков в Венгрии. Лишь у Антуана Юбера не было таких провалов, зато француз ещё ни разу не стоял на вершине подиума.

Пилоты ART в Ф2 и GP3 слева направо: Нобухару Мацусита, Антуан Юбер, Джордж Расселл, Александр Албон, Ниреи Фукудзуми и Джек Эйткен
Пилоты ART в Ф2 и GP3 слева направо: Нобухару Мацусита, Антуан Юбер, Джордж Расселл, Александр Албон, Ниреи Фукудзуми и Джек Эйткен

Лидером сезона на перерыв ушёл Джордж Расселл, девять очков ему уступает Джек Эйткен, Антуан Юбер расположился третьим и проигрывает 14 баллов, а Ниреи Фукудзуми идёт четвёртым в 20 очках от лидера. Таким образом, гонщики ART Grand Prix занимают четыре первых позиции. Их главными преследователями являются Джулиано Алези — сын известного французского ветерана, а также Алессио Лоранди, для которого это первый полный сезон в GP3.

Победу в чемпионате наверняка одержит кто-то из числа пилотов ART — французский коллектив уже два года подряд приводит своих пилотов к титулу, а в общей сложности это может быть уже пятая победа коллектива в GP3. Но кто из четвёрки пилотов допустит меньше ошибок и будет более стабилен — большой вопрос. Кроме того, Алези и Лоранди при поддержке своих команд, в которых конкуренция не так высока, сделают всё, чтобы использовать каждый промах ART.

Формула V8 3.5: последний шанс

Лишившись поддержки концерна Renault, первенство Формула V8 3.5 явно сдало – на старте гонок собирается не более дюжины участников, а почти все крупные команды покинули чемпионат, сосредоточившись на других сериях, хотя когда-то здесь побеждали Фернандо Алонсо и Роберт Кубица, Михаил Алёшин и Кевин Магнуссен. Из крупных игроков Формуле V8 3.5 остаются верны лишь Fortec да SMP Racing и Lotus Антонина Шароуза, одного из старожилов первенства.

Исаакян и Оруджев на подиуме на Нюрбургринге
Исаакян и Оруджев на подиуме на Нюрбургринге

Именно Lotus до последнего времени лидировала в чемпионате – Пьетро Фиттипальди и Рене Биндер уверенно провели первую половину сезона и расположились на первых строчках. Но этап на Нюрбургринге перевернул таблицу с ног и на голову, и теперь, после победы и второго места на легендарной немецкой трассе, вперёд вырвался Матевос Исаакян. Россиянин на пять очков опережает Фиттипальди, в то время как третьим расположился Егор Оруджев – он в восьми баллах от соотечественника.

SMP Racing уже объявила о том, что Оруджев и Исаакян продолжат карьеру в гонках на выносливость, так что этот сезон – шанс громко хлопнуть напоследок дверью. Оруджев и Исаакян уже не раз выигрывали гонки, но нестабильные выступления не позволяли им всерьёз сражаться за титул. Правда, и конкуренция будет очень высока: сразу шесть пилотов держатся в пределах 23 очков, а это значит, что любая ошибка может стоить чемпионства.

Отметим также Константина Терещенко, который проводит в Формуле V8 3.5 свой первый сезон. Пока сравниться с более опытными пилотами россиянину не удаётся, но как раз на Нюрбургринге он финишировал четвёртым и вплотную подошёл к своему первому в этой серии подиуму. На счету Константина 57 очков, он занимает восьмую позицию в чемпионате.

Евроформула Open: русско-британская битва в Испании

В Евроформуле Open, созданной на базе открытого чемпионата Испании на машинах Формулы 3, позади ровно половина сезона — четыре этапа из восьми. И пока лучше всех в них смотрится британец Харрисон Скотт из RP Motorsport. У него на счету уже шесть побед (за один этап проходят две гонки) и 179 очков в чемпионате, в то время как у его главного преследователя — Никиты Троицкого — 111 баллов, более чем в полтора раза меньше.

Никита, воспитанник SMP Racing, провёл прошлый сезон в двухлитровой Формуле Renault, но за весь сезон лишь однажды поднялся на подиум и закончил Северо-европейский Кубок на 14-м месте (Троицкий пропустил последний этап и потенциально мог бы быть выше). В Евроформуле дела у россиянина идут куда лучше: две поул-позиции, быстрейшие круги в обеих гонках недавнего этапа на Хунгароринге и уже пять подиумов. Правда, Харрисон Скотт почти каждый раз на финише оказывается выше и набирает ещё больше очков. Так что именно британец ведёт эту борьбу в статусе фаворита.

Третьим в турнирной таблице расположен Амея Вайдянатан из Индии — один из протеже Виджея Мальи. На счету индуса победа в Спа, но, будучи менее стабильным, он проигрывает Троицкому 17 очков. Довольно опытный по меркам молодёжных серий Тьягу Виваква занимает четвёртую строчку, а замыкает топ-5 Яннес Фиттье — немец из команды Fortec. Даниил Проненко, ещё один россиянин на стартовой решётке Евроформулы, после четырёх этапов занимает 19-е место турнирной таблицы — у него пока нет ни одного зачётного балла.

Роберт Шварцман
Роберт Шварцман

Еврокубок Формулы Renault 2.0: с надеждой на Шварцмана

Ближе всех к развязке подобрался Еврокубок Формулы Renault 2.0 — здесь до конца сезона осталось всего три этапа. В восьми предстоящих гонках судьбу титула между собой разыграют три пилота — один из лучших молодых французских гонщиков, брат пилота Формулы 1 и один из самых перспективных россиян. Речь идёт о Саше Фенестразе, Роберте Шварцмане и Уилле Палмере.

После первых гонок на первую позицию чемпионата вырвался Уилл Палмер, победивший в Монце, Сильверстоуне и Монако. Вслед за ним буквально в считанных очках расположился Роберт Шварцман, проводящий в этой серии второй сезон. В восьми первых гонках Палмер и Шварцман одержали шесть побед, казалось, что никто не сможет вмешаться в их борьбу. Но в Венгрии и Австрии неожиданно выстрелил Саша Фенестраз — две победы и ещё два подиума.

В общей сложности француз в 15 прошедших гонках этого сезона 11 раз поднимался на подиум. За счёт невероятной стабильности Фенестраз набрал больше всех очков и теперь лидирует в чемпионате. Шварцман и Палмер занимают второе и третье места, уступая Фенестразу порядка 30 очков. Учитывая, что очковая система в Еврокубке аналогична применяемой в Формуле 1, вся борьба за титул тут ещё впереди.

В ней, правда, не участвует Александр Вартанян — один из самых титулованных российских картингистов последних лет. Для Вартаняна текущий сезон — первый в Еврокубке, и о победах пока думать рано. Но даже несмотря на это Александр отметился пятым и шестым местами на этапе в Венгрии и занимает 13-е место общего зачёта.

Кристиан Лундгард
Кристиан Лундгард

Формула 4: выиграет ли Армстронг два титула?

В немецкой ADAC Формуле 4 до конца сезона осталось всего два этапа — на Заксенринге и в Хоккенхайме. Главными претендентами на титул являются эстонец Юрий Випс и Маркус Армстронг, протеже Академии Ferrari. Двух лидеров разделяют 11 очков, но в их борьбу потенциально может вмешаться Фелипе Другович из Бразилии — он уступает Випсу чуть более 20 очков.

Армстронг также довольно успешно гоняется в чемпионате Италии Ф4 — за три этапа до конца чемпионата он лидирует в общем зачёте и на 12 очков опережает Лоренцо Коломбо, своего ближайшего соперника. Джоб ван Уйтерт после неудач в Валлелунге и Муджелло откатился назад, но по-прежнему сохраняет шансы на титул — он в 30 с небольшим очках от Армстронга. Ван Уйтерту, впрочем, ещё предстоит защитить третью строчку — Себастьян Фернандес и Артём Петров находится всего в десяти очках от голландца.

В британской Формуле 4 сезон проходит под диктовку Джейми Кэролайна, который выиграл девять гонок из 17. Почти 50 очков ему уступает австралиец Оскар Пиастри, а третьим расположился швед Линус Лундквист.

В северо-европейском первенстве SMP Формула 4 до конца сезона тоже два этапа — гонщиков ждёт визит на Moscow Raceway и три гонки в Голландии. Это уже третий сезон российско-финского чемпионата, и здесь по-прежнему доминируют пилоты из Европы: в 2015-м чемпионом здесь стал Нико Кари, годом позже эстафету у финна принял Ричард Версхор, а сейчас к титулу на всех парах летит Кристиан Лундгард. Лучший из россиян — Александр Смоляр — идет на втором месте и проигрывает датчанину более 50 очков. Тройку лидеров замыкает Хавьер Лловерас, пилот команды Фернандо Алонсо.

Наконец, в испанском первенстве, техническим партнёром которого также является финская Koiranen GP, пока прошёл лишь один этап, и здесь тоже лидирует Кристиан Лундгард, выигравший все три гонки в Альканисе. Никита Волегов с двумя подиумами занимает второе место, а третьим идёт Туомас Хаапалайнен. Александр Смоляр в этом чемпионате пока лишь пятый.

  • Поделиться: