Лауда vs Прост. История победы в чемпионате с разницей в 0.5 очка

Бен Андерсон
23 сентября 2017 в 9:23

Сезон 1984 года по сей день остается единственным примером того, как судьбу титула решили каких-то пол-очка. Чемпион того года Ники Лауда вспоминает, как он не дал Алену Просту завоевать свой первый трофей...

Восемь раз в истории Больших Призов судьбу титула решало одно-единственное очко – в 1958, 1961, 1964, 1976, 1981, 1994, 2007 и 2008 годах, – и лишь раз на финишной ленточке преимущество лидера было меньше.

Кто-то может сказать, что в 2008 году плотность борьбы за трофей была плотнее – шутка ли, тогда Фелипе Масса пересек финишную черту фактически чемпионом, но пробыл им всего полминуты – до того момента, пока Льюис Хэмилтон не обогнал Тимо Глока. Но с точки зрения статистики первенство в отношении разрыва между двумя лидерами по итогам чемпионата, безусловно, принадлежит сезону-1984 – дебютному для Айртона Сенны и практически прощальному для Ники Лауды.

Это была классическая для Формулы 1 битва между молодым и опытным напарниками по команде McLaren. На тот момент Лауда уже был весьма тертым калачом в Больших Призах – два чемпионских титула вместе с Ferrari, между которыми было возвращение в строй после страшной аварии 1976 года, уход из чемпионата после двух неудачных лет в Brabham и возвращение с McLaren, с которой он вновь начал побеждать в гонках.

Ален Прост был на шесть лет моложе Ники – тогда ему было 29, и он вернулся в коллектив из Уокинга, в котором начинал свою карьеру в 1980-м, после довольно успешного, но противоречивого отрезка в Renault.

Прост, по сути, потерял место во французской команде в конце 1983-го, проиграв чемпионство в борьбе с Нельсоном Пике. В то же время пилот McLaren Джон Уотсон не смог достигнуть договоренности с Роном Деннисом относительно продления контракта на шестой год, и его место при поддержке главного спонсора коллектива из Уокинга – компании Marlboro – занял Ален Прост.

«Джону не удалось договориться с Роном, но я советовал им все же подписать контракт, иначе непонятно будет, чего ждать, – вспоминает Лауда. – Они очень долго не могли сойтись в условиях соглашения. Примерно в то же время в Южной Африке, где Прост упустил титул в борьбе с напарником по команде, Renault решила отказаться от услуг француза.

Контракт с Уотсоном подписан не был, так что у нас было место в команде, и в Marlboro сказали: "Мы хотим Проста". И Рон подписал Проста. Для команды это было верное решение».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Сам же Лауда, по его собственному признанию, предпочел бы, чтобы McLaren продлила соглашение с Уотсоном, поскольку понимал, что в сезоне-1984 шасси MP4/2 с новым турбированным двигателем TAG/Porsche вместо старенького Cosworth DFV будет главным претендентом на титул. Ники прекрасно знал Уотсона и понимал, чего от него можно ожидать. В то же время Прост для него был неизведанной силой, но инстинкты говорили двукратному чемпиону мира, что все будет в порядке.

«Тогда я подумал, что никаких проблем у меня с Аленом не будет, ведь он всего лишь гонщик, я его легко одолею, – продолжил австриец. – Я относился к ситуации именно так. К тому же, я мало что о нем знал и решил, что новый напарник – это всегда интересно».

Но очень скоро Лауда был шокирован скоростью Проста, переквалифицировавшего его на дебютном этапе сезона в Бразилии более чем на полсекунды. Хуже того, француз и гонку выиграл, тогда как Ники сошел с дистанции из-за проблем с электрикой.

И это был не единичный случай – Лауда на протяжении всего сезона проигрывал новому напарнику в квалификациях. Единственный раз из 16 гонок, когда Ники удалось занять место на решетке выше Алена, был в Далласе. Более того, лишь в Брэндс-Хэтче, родной Австрии и Южной Африке он смог уложиться в 1,2 секунды с напарником – на всех остальных трассах он уступал больше.

«Мне очень не нравилось правило 600 лошадиных сил на гонку и 1200 – на квалификацию, и эти квалификационные шины, – попытался оправдаться Лауда. – Я терпеть не мог эту систему. Это была просто какая-то дикость.

Ты выезжал на квалификацию с удвоенной мощностью мотора и на других шинах, и трасса становилась другой – скорость больше, точки торможения совсем другие. Мне это всё очень не нравилось – сам принцип очень странный».

© autosport.com
Фото: autosport.com

У Проста был приличный опыт пилотирования машины с турбодвигателем, приобретенный в Renault, и в этом было его явное преимущество над титулованным напарником. К чести Лауды стоит отметить, что он очень быстро сообразил, что в плане чистой скорости он тягаться с французом не сможет, так что переключил все свое внимание на соперничество с ним в гоночном режиме.

«Я никогда не забуду дебютный Гран При того сезона в Бразилии, где Прост меня опередил в квалификации, – вспоминает Ники. – Мне это жутко не понравилось. В гонке я сошел из-за проблем с двигателем или из-за чего-то в этом роде, и тут же отправился в отель. Включив телек, я увидел, что Прост выиграл гонку, и подумал: "Вот черт, не лучшее начало сезона!"

Обдумав все, я пришел к выводу, что с новым напарником нужно быть начеку, он очень опасен. Перед следующей гонкой я решил прибавить по части квалификационной скорости.

Приехав в Южную Африку, я выложился по максимуму, чтобы не позволить ему стартовать в гонке выше меня. Но на мой прогресс он ответил своим, и я снова не смог догнать его в квалификации. Вы даже представить себе не можете, как меня это взбесило. Ведь чтобы выигрывать гонки, нужно быть быстрейшим.

Поразмыслив еще, я решил сменить тактику и философию – отныне я использовал пятницу и субботу лишь в качестве подготовки к гонке по настройкам шасси, шинам и балансу».

Прост взял три поула в сезоне, тогда как Лауда ни разу не смог подняться на стартовой решетке выше третьего места. Сейчас даже представить трудно, чтобы кто-то выиграл чемпионат, ни разу не стартовав с первого ряда.

«Ален был на тот момент быстрейшим гонщиком – тут нет никаких вопросов, – признал Лауда. – Он был моложе меня и пришел в команду, сразу получив лучшую машину, тогда как я фактически вынужден был для него ее доводить до ума. А потом он садился за руль и обгонял меня. Меня это ужасно бесило.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Мне нужно было превзойти его ментально и интеллектуально, и я решил сосредоточить все свое внимание на гонках, а не на квалификациях. Больше я не парился о поулах, я работал с прицелом на гонку. Именно этому решению я обязан тем, что выиграл свой третий титул».

Такой подход позволил Лауде выиграть две из первых восьми гонок. Но стоит упомянуть, что в обоих случаях – в Южной Африке и во Франции – у Проста возникали проблемы с машиной. В Кьялами француз был вынужден стартовать с пит-лейна из-за поломки топливного насоса (финишировал он вторым), а в гонке на родине плохо прикрученное колесо стало причиной лишней остановки в боксах, по причине чего он пришел к финишу за пределами очковой зоны.

В борьбе за второе место в Канаде также не обошлось без проблем с мотором на машине Проста. Так что даже после смещения акцента на гонки Ники не стал по воскресеньям на голову превосходить напарника. Не помогло ему и то, что он не смог финишировать в Бразилии (электрика), Бельгии (оба пилота McLaren сошли), Имоле (мотор) и Детройте (снова электрика), развернулся в дождевом Монако с половинными очками и завершил гонку в отбойнике в Далласе. Всё это привело к тому, что на старте второй половины сезона австриец уступал французу 11,5 очков.

Однако Лауда смог собраться и выиграл две из трех следующих гонок – в Англии и Австрии, – а в Германии финишировал вторым в очень плотной борьбе с Простом. Весы качнулись в сторону Ники. Что касается британского и австрийского этапов, в первом случае у Алена возникли проблемы с коробкой передач, когда он лидировал, а во втором француза, шедшего вторым, развернуло на трассе. Лауда воспользовался этим, опередил в борьбе за лидерство Пике на Brabham и выиграл, несмотря на потерю четвертой передачи ближе к концу дистанции.

Следующую гонку в голландском Зандворте выиграл Прост, подобравшись в личном зачете к напарнику на пол-очка. Но уже в Монце Ники одержал убедительную победу (с проскальзывающим тормозным диском!), тогда как у Алена возникли проблемы с мотором. Таким образом, перед двумя финальными гонками австриец обеспечил себе достаточный задел.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Глупая ошибка при попытке обгона на круг Spirit Мауро Бальди на Нюрбургринге привела к тому, что Ники смог финишировать лишь четвертым, тогда как Прост одержал свою третью победу в последних пяти гонках.

Перед заключительным этапом в Португалии Лауда опережал напарника на 3,5 очка. И австрийский гонщик проявил максимум прагматизма для завоевания своего третьего и последнего трофея – правда, не без доли везения.

«Когда ты ведешь борьбу в чемпионате с собственным напарником по команде, то всегда наблюдаешь за тем, что он делает, – пояснил Ники. – Худшее, что может быть для гонщика – это напарник, бьющийся за титул. Будь у него другая машина – не проблема. Но за рулем одинаковой техники у тебя нет никаких оправданий.

В квалификации я ничего путного не показал [лишь 11-е время против второго у Проста], так что для него это была довольно простая гонка. Помню, в то утро он очень нервничал, и я начал свою обычную игру, стараясь вывести его из себя.

Надевая шлем перед гонкой, я сказал себе: "Если я допущу сегодня хоть одну ошибку – задену кого-нибудь при обгоне, сломаю крыло или что-то подобное, я просто убью себя". Такова была моя цель – провести безошибочный заезд.

Мы с Нельсоном [Пике] были очень дружны, и он сказал мне перед гонкой: "Я тебе помогу". Я спросил, что он может сделать, на что он ответил: "Если я буду рядом с Простом, я его выбью". И он не шутил!

© autosport.com
Фото: autosport.com

Знаете, очень приятно, когда кто-то тебе такое говорит. У меня был лишь один друг, и он решил мне помочь. Классный парень. Я ему доверял. Но на первом же круге этого идиота развернуло! Я увидел его на траве и воскликнул: "Вы только посмотрите на этого придурка! Сам же вызвался мне помочь и улетел!". Я был взбешен!»

Прост уверенно выиграл гонку, и большего он сделать не мог. Лауда, которого развернуло в квалификации, после чего ему пришлось дважды менять двигатель перед гонкой, пробился на третье место, сохранив машину после небольшого контакта со Стефаном Йоханссоном в борьбе за четвертую позицию. Ники нужно было финишировать вторым, чтобы обеспечить себе титул, но Lotus Найджела Мэнселла был в полуминуте впереди, и догнать его австриец просто не мог.

«На втором круге дистанции камень повредил левую турбину на моей машине – я жал обгонную кнопку, но мощность не прибавлялась, – вспоминает Лауда. – Это было сложно. Я стартовал 11-м или 12-м и смог бы пройти пелотон практически без проблем. Но на прямой, когда я жал кнопку, ничего не происходило.

Если бы двигатель работал как надо, у меня бы не возникло никаких проблем, а так я просто застрял в пелотоне. Повезло, что у Мэнселла возникли проблемы с машиной, и я стал в итоге вторым».

Найджела развернуло за 18 кругов до финиша из-за проблем с тормозами, что позволило Лауде добрать два недостающих очка и всего на полбалла опередить Проста в борьбе за титул.

«Перед гонкой один из парней Marlboro сказал мне, что они уже распечатали постеры со словами "Прост – чемпион мира" и символикой Marlboro, – продолжил Ники. – Они сделали это еще перед гонкой. И тогда я сказал себе: "Ну теперь он точно не выиграет титул!"

И первым делом после гонки я подошел к тому парню со словами "Покажи мне тот постер". "Какой постер?" – непонимающе ответил он. "Покажи мне тот постер!" – повторил я. "Да нет у меня никакого постера". "Не ври!"

Он мне так и не показал его, но он понял, о чем я.

На подиуме Ален стоял на высшей ступени, но нем лица не было, и тогда я сказал ему: "Не волнуйся, следующий год может стать твоим". Мне он нравился. Мы были соперниками, но ненависти между нами не было. Это не как с Росбергом и Хэмилтоном.

Мы очень уважали друг друга, так что я искренне обнял его».

Слова Лауды оказались пророческими. В следующем году Прост завоевал свой первый чемпионский трофей, а Ники провел свой заключительный сезон.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Сезон-1985. Финальный залп от Ники Лауды

Надо отметить, что уход трехкратного чемпиона мира Ники Лауды из Формулы 1 не был триумфальным. В своей последней гонке в Австралии он немного пободался на трассе с будущей звездой Больших Призов Айртоном Сенной, но в итоге сошел досрочно из-за проблем с тормозами, приведших к развороту на задней прямой.

Этот эпизод стал заключительным в не самом лучшем сезоне карьеры титулованного австрийца. Ники занял в личном зачете лишь десятое место с одной победой, тогда как его напарник Ален Прост уверенно выиграл чемпионат.

«Было ясно, что сезон-1985 в партнерстве с Аленом будет для меня сложным, – сказал по прошествии лет Лауда. – Я это знал. Я боролся с ним изо всех сил, но к тому моменту он уже многому научился и приобрел опыт второго года выступления в команде, так что мне просто нечего было ему предложить».

И все же свою лебединую песню Ники исполнил, одолев более молодого напарника в Зандворте.

«Это был очень сложный сезон, – продолжил Лауда. – Прост становился все быстрее, и мне необходимо было это принять. Но была и гонка в Зандворте.

В квалификации я показал лишь десятый результат, тогда как Ален стартовал третьим. На стартовой решетке присутствовал один журналист, с которым мы вместе писали книги. Перед гонкой он наклонился ко мне и сказал: "Ты выиграешь эту гонку".

Сумасшедший какой-то! Я стартовал черт-те откуда! А Прост выигрывал гонку за гонкой! Ни о какой победе и говорить не стоило. Я ответил: "Я надеюсь, что мой движок просто взорвется, чтобы мне не пришлось долго тут сидеть". А что еще я мог сказать идиоту, который говорит мне о какой-то победе?

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но после того, как на старте у Пике забарахлил движок, я смог вырваться на второе или третье место [Ники был пятым в конце первого круга]. Просто все застряли за Пике, а я прошел по внешней. Затем я подумал: "Вот теперь назло этому журналистишке выиграю!" И позиция позволяла бороться.

Из-за одного идиота я решил выиграть гонку. И я провел отличный заезд. Думаю, Рон Деннис хотел поставить мне жесткие шины. Когда я заехал в боксы, мне поставили неправильную резину на заднее левое колесо, из-за чего у меня возникла избыточная поворачиваемость. Баланс был ужасным, и это меня очень беспокоило. Я понимал, что что-то пошло не так.

Но я знал, что нужно делать. На прямой я быстро разгонялся, чтобы Прост не мог меня догнать, а на внутренней части трассы немного сбавлял обороты. Это была потрясающая гонка. Ален сидел у меня на хвосте, но выиграл я».

В целом же Лауда провел не лучший сезон в плане защиты титула, но он понимал, что примерно так и будет, и еще перед домашней гонкой в Австрии решил по окончании чемпионата повесить шлем на гвоздь.

«Честно говоря, мне очень нелегко было соперничать с Простом, и я понимал, что мои дни в Ф1 подходят к концу, – признал Лауда. – Это был мой второй уход из Больших Призов. Однажды я уже заканчивал карьеру, но на этот раз я понимал, что это край. Это был лучший момент для завершения карьеры.

Я знал, что пора заканчивать. Прост был быстрее меня. Нет, я не выпал из седла, просто он был действительно быстрее. Если бы моим напарником был Уотсон, я провел бы еще один сезон...»

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7653/how-lauda-won-f1-closest-title-battle
Автор: Бен Андерсон

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle