Станет ли Спа повторением катастрофы Сильверстоуна для Ferrari?

Бен Андерсон
26 августа 2017 в 2:06

Еще до уик-энда в Бельгии все говорили о том, что очередные две трассы – Спа и Монца – станут простором для доминирования Mercedes, и в пятницу мы увидели первые тревожные звоночки для Ferrari. Что ждет Скудерию в оставшейся части уик-энда? Будет ли удар от Mercedes столь же ощутимым, как в Сильверстоуне? Рассуждает Бен Андерсон...

После уверенного дубля в Венгрии, позволившего Себастьяну Феттелю увеличить свой отрыв от преследующего его Льюиса Хэмилтона до 14 очков, команда Ferrari имела полное право уйти на летний перерыв в приподнятом настроении.

Но лето подходит к концу, пелотон вновь собрался на Гран При в Бельгии, и Скудерия ожидаемо столкнулась с трудностями в отношении сохранения преимущества, полученного месяц назад.

Предстоящая гонка в Спа-Франкоршам станет лакмусовой бумажкой в сосуде претензий красной команды на чемпионство в этом году. Хунгароринг идеально подошел SF70H – короткий, извилистый, гладкий и жаркий. Эти четыре прилагательных в полной мере отвечали требованиям алого шасси с характерными для него высоким углом атаки (разница между дорожным просветом спереди и сзади) и философией, нацеленной на прижимную силу. Как итог – лучший командный результат Ferrari начиная с Монако.

Но трасса в Спа больше похожа по характеристикам на Сильверстоун – она длинная (даже бесконечная), высокоскоростная, две трети ее, если верить сведениям Renault, пилоты проходят газ в пол… По сути, машины в Бельгии на протяжении более чем минуты каждый круг идут на полной мощности, а это расстояние, равное длине круга в Венгрии, только вдумайтесь!

Mercedes в абсолютно доминирующем стиле провела Гран При Великобритании, взяв дубль, несмотря на штраф Валттери Боттаса на стартовой решетке. Что касается Ferrari, то пилоты итальянской команды более полусекунды уступили соперникам в квалификации, а в гонке, несмотря на все старания, приведшие к разрыву покрышек у Феттеля и Райкконена, так и не смогли ничего противопоставить оппонентам.

© autosport.com
Фото: autosport.com

А с учетом того, что трасса в Спа диаметрально противоположна по характеристикам Хунгарорингу и больше похожа на те автодромы, где у Ferrari были явные проблемы, в Бельгии Скудерии необходимо было целиком и полностью полагаться на свои обновления, которые были призваны решить неурядицы на таком типе трасс.

Если посмотреть на список оставшихся в сезоне трасс, то большая их часть скорее будет подходить Mercedes, нежели Ferrari. Спа, Монца, Сепанг и Сузука – всё это скоростные автодромы, требующие максимальной эффективности от аэродинамики и двигателя. Высокогорье, которым славится трасса в Мехико, также больше должно подойти действующим чемпионам.

Что касается Интерлагоса, то он тоже расположен довольно высоко, правда, характерные изгибы конфигурации могут сыграть на руку Ferrari подобно тому, как это было в Шпильберге. Трассы в Остине и Абу-Даби менее требовательны к балансу между прижимной силой/лобовым сопротивлением и мощностью мотора, тогда как городской автодром в Сингапуре должен стать вотчиной Скудерии по примеру Монако и Хунгароринга.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Не нужно быть гением в математике, чтобы понять, что при таком раскладе чемпионат должен постепенно отойти в пользу Mercedes, шасси которой в среднем в этом сезоне можно назвать самым быстрым, несмотря на периодические сбои то тут, то там.

В плане стабильности у Ferrari проблем меньше, но без прироста скорости на трассах, благоволящих их соперникам, о борьбе за чемпионский титул им можно забыть.

«Можно ли сравнивать Сильверстоун и Спа? Не уверен, – сказал до старта уик-энда в Бельгии Себастьян Феттель. – Есть, конечно, у них некоторые сходства, но и различий немало. Если бы мы снова приехали на этап в Сильверстоун, мы бы провели его куда лучше. Просто нам не удалось собрать всё воедино.

Да, Mercedes была очень быстра там. И вполне очевидно, что и в Спа они будут чувствовать себя превосходно. Что касается нас, то нам необходимо прибавлять. Мы не собираемся болтаться за их спиной. Мы будем атаковать».

И для того, чтобы атаковать, в Ferrari решили перепрофилировать аэродинамический баланс шасси SF70H и изменить подвеску перед этапом в Спа – всё это должно обеспечить им лучший контроль за дорожным просветом машины, что крайне важно для обеспечения максимальной аэродинамической эффективности работы днища.

Пилоты Ferrari неплохо начали пятничные тренировки, а Кими Райкконен возглавил протокол утренней сессии на шинах Ultrasoft. Льюис Хэмилтон уступил финну всего 0,053 секунды, но при этом был на составе Soft – на два шага жестче, чем Ultrasoft. В дневной сессии британец восстановил статус-кво, опередив Кими на одинаковых покрышках на 0,262 секунды.

Сравнение команд по чистой скорости (Ultrasoft)
  1. Mercedes (Хэмилтон) – 1.44,753
  2. Ferrari (Райкконен) – 1.45,015
  3. Red Bull (Ферстаппен) – 1.45,225
  4. Renault (Хюлькенберг) – 1.46,441
  5. Force India (Окон) – 1.46,473
  6. Toro Rosso (Сайнс) – 1.46,561
  7. McLaren (Алонсо) – 1.46,743
  8. Haas (Грожан) – 1.47,285
  9. Williams (Стролл) – 1.47,861
  10. Sauber (Эрикссон) – 1.49,214

С учетом сильных и слабых сторон соперников можно было ожидать, что пилоты Ferrari будут быстрее на извилистом втором секторе трассы, тогда как Mercedes возьмет свое на скоростных первом и третьем секторах.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Проанализировав скорость по секторам, выяснилось, что Райкконен действительно был быстрее всех на среднем участке трассы (от связки Les Combes до выхода из Stavelot) – там его преимущество над Хэмилтоном составило 0,130 секунды, а британец довольствовался лучшими временами на первом (со старта через La Source, "Красную воду" и до конца прямой Kemmel) и третьем (Frere, Blanchimont через шикану "автобусной остановки" до финиша) секторах.

На первом участке преимущество Льюиса относительно Кими составило 0,128 секунды, а на третьем – 0,169 секунды.

При этом любопытно отметить, что Феттель был немного быстрее Хэмилтона в начале и конце круга, но уступил британцу колоссальные 0,460 секунды на извилистом среднем отрезке. Напарнику по команде немец проиграл на этом секторе почти шесть десяток.

Возможно, в Ferrari пробовали разные настройки крыльев для двух своих пилотов – у Райкконена прижимной силы могло быть больше.

«Сегодня я провел не лучший день, – признался в пятницу вечером Себастьян. – Я так и не смог поймать нужный ритм, но я знаю, что могу ехать быстрее.

Что касается машины, со сцеплением с трассой всё в порядке, осталось обрести нужный баланс. Время от времени задняя часть машины проскальзывала. Но я могу с этим справиться простой корректировкой стиля пилотирования».

К слову сказать, эксперименты с манерой пилотирования по ходу уик-энда – это то, чем славится в нынешнем сезоне Хэмилтон. Британец, испытывая проблемы, с трудом поднялся на четвертое место на минувшем этапе в Венгрии, но во второй половине гонки смог значительно прибавить в темпе за счет изменения подхода к управлению машиной.

«Тут всё немного странно, – заметил Хэмилтон. – Бывает, я исхожу из требований машины и пилотирую определенным образом, но ничего не получается. После этого я перебираю кучу всяких подходов и в итоге нахожу нужный – тогда всё встает на свои места.

В Венгрии у меня с самого начала всё не заладилось. Мне пришлось изменить настройки, траектории на трассе, и в какой-то момент машина вдруг поехала. Главное поймать этот момент. И тогда ты можешь творить с машиной все что угодно.

Мне польстило, что я смог наконец найти нужный стиль, но всегда спокойнее, когда обретаешь его чуть раньше по ходу уик-энда. Но это не всегда удается. У нас нет ответов на все вопросы, есть лишь какие-то догадки, и мы пробуем их на тренировках – желательно, конечно, завершить подгонку темпа к окончанию второй пятничной сессии».

Но в Mercedes не стоят на месте в плане развития шасси и двигателя. В Спа команда привезла обновленную спецификацию силовой установки для обоих своих пилотов. В чемпионском коллективе прекрасно понимают, что сейчас самое время для нанесения решающего удара по сопернику в борьбе за титул. Следующие две трассы – Спа и Монца – традиционно предъявляют повышенные требования к мощности мотора.

И, судя по всему, в Бельгии Хэмилтону удалось сразу же обрести необходимый темп – с самых первых попыток британец поехал на четыре десятки быстрее Валттери Боттаса, который к тому же врезался в стену в первой тренировке и испытывал проблемы с задней частью шасси с малой топливной загрузкой днем, особенно на шинах Supersoft. Льюис, в свою очередь, провел отличную работу на составе Soft – самом жестком из всех, привезенных в Спа.

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Я, честно говоря, не знаю, почему у остальных возникали такие трудности на шинах Soft, у меня всё было нормально, – сказал Хэмилтон. – Возможно, мне самому не удалось выжать максимум из Ultrasoft, или соперники просто были быстрее, чем на Soft. Но мне понравился мой круг Ultrasoft.

Не знаю, можно ли здесь быть полностью довольным балансом шасси. В Спа очень много прямых отрезков, а на втором секторе нужно много прижимной силы, так что без компромиссов не обойтись..

Ferrari никогда не показывает всего, на что способна, по пятницам. Они начинают спокойно, а затем разгоняются. Сегодня они выглядели прилично – где-то в одной десятой или вроде того. И на длинных отрезках у них было всё здорово. Они были быстрее».

Сравнение темпа на длинных отрезках
  1. Ferrari (Феттель) – 1.49,975 (4 круга) – Ultrasoft
  2. Mercedes (Хэмилтон) – 1.50,575 (5 кругов) – Ultrasoft
  3. Red Bull (Ферстаппен) – 1.50,793 (4 круга) – Ultrasoft
  4. Renault (Хюлькенберг) – 1.51,574 (3 круга) – Supersoft
  5. Force India (Перес) – 1.51,894 (6 кругов) – Ultrasoft
  6. Toro Rosso (Сайнс) – 1.51,897 (4 круга) – Supersoft
  7. Haas (Грожан) – 1.52,282 (2 круга) – Ultrasoft
  8. McLaren (Вандорн) – 1.52,284 (4 круга) – Ultrasoft
    *Пилоты Williams и Sauber не показали времен на длинных отрезках

Работа команд на длинных отрезках была прервана дождем в последние 25 минут дневной сессии, но то, что мы успели увидеть, дает поклонникам Ferrari определенную надежду. Конечно, в гонке у Феттеля вряд ли будет преимущество в шесть десятых над Хэмилтоном с круга, особенно с учетом того, что Mercedes еще не выжимали максимума из своих обновленных силовых установок.

Что касается шин, то в Pirelli сообщили, что не успели должным образом проанализировать работу составов из-за погодных катаклизмов, но по первым прикидкам они считают, что шины Ultrasoft продержатся не более десяти кругов, а тактика одной остановки будет возможна, только если на пит-стопе сменить Ultrasoft на Soft.

Райкконен показал среднее время 1.50,926 на 6-круговом отрезке на Soft, из чего стало понятно, что такая долговечность этого состава объясняется в том числе и его низкой скоростью.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но долговечность резины в Спа может играть действительно важную роль. Шины здесь убиваются очень быстро – мало того, что покрытие в Спа одно из самых жестких в сезоне, так еще и нагрузки на шины колоссальные, что вкупе приводит к повышенному износу.

К тому же, после серии скоростных поворотов бывает очень нелегко привести резину в оптимальное состояние, особенно это касается составов Ultrasoft и Supersoft, температурное окно которых довольно узкое.

В Pirelli также отметили, что в пятницу наблюдали признаки пузырения резины, что может стать серьезной проблемой для команд, особенно с учетом усеченной тренировки длинных отрезков.

В Спа всегда очень трудно найти правильный баланс, что обуславливается разницей в требованиях между секторами. К примеру, если выкрутить крылья на максимум, то будет просто невозможно поддерживать оптимальную температуру резины.

В Австрии мы видели, что победитель Валттери Боттас испытывал проблемы с пузырением задней резины, тогда как в Сильверстоуне подобные проблемы характерны для внутренних кромок передних шин. Если температура воздуха в Спа будет расти с течением уик-энда, а дожди пройдут стороной, вполне можно ожидать новых проблем с пузырением резины у гонщиков.

Чтобы сохранить задние шины на длинных отрезках, команды часто настраивают шасси на недостаточную поворачиваемость. Но если гонщику необходимо будет атаковать изо всех сил на этом отрезке, он рискует очень быстро привести в негодность передние шины. И наоборот, настройки на избыточную поворачиваемость сохранят переднюю резину, но убьют заднюю. И всё это необходимо помножить на повышенные нагрузки, характерные для Спа, особенно в этом году.

В Сильверстоуне пилоты Ferrari перестарались в попытке догнать лидеров, в результате чего их шины не выдержали. И Скудерия просто не может допустить повторения этого сценария в Спа, где два года назад Феттель уже попробовал проехать очень длинный отрезок на шинах Medium – все помнят, чем это закончилось.

Себастьян сказал, что в Бельгии Ferrari даст настоящий бой Mercedes, но сделать это будет очень трудно с учетом того, что трасса идеально подходит действующим чемпионам. Позволят ли обновления аэродинамики пилотам Скудерии навязать борьбу "Серебряным стрелам"? Претензии Феттеля на чемпионский титул целиком и полностью зависят от ответа на этот вопрос, который мы получим совсем скоро...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7688/why-spa-could-repeat-ferrari-silverstone-pain

© autosport.com
Фото: autosport.com