Готов ли Себастьян Феттель ответить за свои слова в Монце?

Бен Андерсон
2 сентября 2017 в 1:28

Неделю назад в бельгийском Спа пилоты Ferrari доставили своим соперникам из Mercedes куда больше хлопот, чем ожидалось, и на радостях Себастьян Феттель позволил себе весьма оптимистичное заявление, за которое в Монце ему придется держать ответ. Обзор пятничных тренировок Гран При Италии от Бена Андерсона...

«Мы были примерно в секунде позади Mercedes в Сильверстоуне, так что вполне очевиден серьезный шаг вперед, который мы сделали. Я очень и очень счастлив. Полагаю, мы на правильном пути, и теперь мы можем без лишних опасений приезжать на любой автодром».

Такими словами Феттель подвел итог Гран При Бельгии недельной давности, где он даже самого себя удивил прытью, продемонстрированной алым коллективом на трассе, которая целиком и полностью подходила Mercedes.

Но Монца – совершенно иная история. Да, это домашний автодром для Ferrari, но на этом преимущества Скудерии здесь заканчиваются. И поводов для того, чтобы опасаться набирающих ход соперников здесь у итальянской команды предостаточно, несмотря на неожиданно уверенное выступление неделю назад в Спа.

Игры с мощностью

В последние дни много говорили о решении Mercedes представить новую спецификацию силовой установки в Спа – за одну гонку до вступления в силу нового правила от FIA, регламентирующего лимит на сжигание масла объемом 0,9 литров на 100 км вместо прежних 1,2 литров – и о том, застало ли оно врасплох Ferrari, которые привезли в Монцу мотор редакции этапа в Сильверстоуне.

Как бы то ни было, из всех трасс в календаре Формулы 1 Монца предъявляет самые высокие требования к мощности двигателя. Круг здесь пилоты проезжают примерно за минуту и 20 секунд, при этом из всех 80 секунд около 60 они проходят газ в пол.

Ferrari продемонстрировала завидный прогресс в области гибридной силовой установки за последние три года, но данные замеров пиковой скорости в Спа по-прежнему свидетельствуют о превосходстве Mercedes на этом поприще, особенно в квалификационном режиме.

Первый сенсор фиксации скорости на бельгийском автодроме установлен на гребне "Красной воды", и неделю назад в квалификации пилот Mercedes промчался мимо него на скорости 317,04 км/ч против 310,6 у Ferrari. После этого пилоты проходят всю прямую Kemmel газ в пол, и снова происходит замер скорости перед связкой Les Combes. И здесь Mercedes выиграла дуэль с показателем 339,57 км/ч против 331,52 у Скудерии.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Таким образом, дефицит скорости Ferrari увеличивается от разгона в шпильке La Source до связки Les Combes с 6,44 км/ч до 8,05 км/ч на полном газу.

Как подтвердил Феттель в четверг, команда не привезла в Монцу новый двигатель, так что не стоит рассчитывать на то, что отставание может быть нивелировано путем установки нового агрегата. Хотя в субботу, конечно, моторы на красных и серебряных машинах будут раскручиваться сильнее, чем в пятницу.

Всё это говорит о том, что у Mercedes, судя по всему, сохранится преимущество над соперниками по чистой скорости.

Маловато поворотов...

В Спа главной надеждой Ferrari было прохождение второго извилистого сектора трассы. На протяжении практически всего уик-энда лучшее время на этом участке показывал Кими Райкконен, продливший контракт со Скудерией, пока в третьем сегменте квалификации не допустил там ошибку.

Пилот Mercedes Валттери Боттас в свою очередь отметил, что когда дело касается прижимной силы, тут пилоты Ferrari зачастую выглядят лучше них. Но это происходит не без ущерба для уровня лобового сопротивления, а в Монце не требуется идти на компромиссы в настройках, как в том же Спа.

Это трасса для машин с минимальной прижимной силой – чем меньше будут крылья, тем лучше, но, конечно, не стоит забывать и о прохождении шиканы, двух поворотов Lesmo и знаменитой "Параболики".

Благодаря более мощному двигателю инженерам Mercedes не придется снимать с машины весь аэродинамический обвес. Что касается Скудерии, то они вынуждены будут рисковать гораздо серьезнее – в противном случае они должны были бы пожертвовать скоростью на прямых и пытаться отыграть дефицит в редких поворотах.

Шасси SF70H обладает большим углом атаки, что выражается в разности дорожного просвета спереди и сзади, и более короткой колесной базой по сравнению с шасси Mercedes W08, что делает его более конкурентоспособным в медленных и среднескоростных поворотах, характерных для автодромов в Сочи, Баку или Шпильберге.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но с учетом того, что в Монце такие повороты занимают не больше четверти трассы, в Ferrari могут просто не успеть насладиться редким преимуществом в них, что негативно скажется на их суммарном дефиците относительно чемпионской дружины.

Анализ времен по секторам на пятничных тренировках в Италии показал, что пилоты Mercedes были быстрее Ferrari на втором секторе, включающем шикану Roggia и двойной Lesmo, тогда как Феттель даже немного отыгрывал на заключительном секторе из Ascari и "Параболики". Вероятно, объяснением этому может служить слипстрим Феттеля на этом участке, ведь немец опередил здесь напарника на 0,208 секунды и на десятку превзошел Боттаса, который точно пользовался слипстримом, если верить Хэмилтону.

Этот аэродинамический эффект имеет в Монце серьезное значение, в чем мы лишний раз убедились на примере неожиданно сильно выступивших пилотов McLaren-Honda в пятницу.

Возможно, в Ferrari постараются использовать такую тактику и в субботу. Но им придется за ночь придумать что-то еще, поскольку Монца – это, по мнению заместителя руководителя Force India Боба Фернли, «трасса Mercedes, без вопросов».

Выбор шин также в пользу "Серебряных стрел"

Один из уважаемых инженеров в паддоке охарактеризовал выбор составов Pirelli на гонку в Италии как чрезмерно консервативный. Анализ показал, что в Монцу можно было привезти и Ultrasoft, и при этом гонщики все равно смогли бы пройти дистанцию с одной остановкой в боксах.

Mercedes обычно подходит более прохладная погода и шины из жесткого спектра линейки Pirelli. Так что на резине Soft пилоты чемпионской дружины должны чувствовать себя здесь довольно комфортно.

В последний раз такой выбор шин итальянские производители делали в Сильверстоуне, а до этого в Баку – и в обоих случаях Mercedes демонстрировала подавляющее преимущество над Ferrari.

У Скудерии могут возникнуть серьезные проблемы с привезенными в Монцу шинами, как это было в столице Азербайджана, что сыграет на руку Mercedes. Но если температуры в этом регионе Италии продолжат расти на протяжении уик-энда, это может помочь Ferrari, поскольку в жару они традиционно в этом сезоне смотрятся лучше соперников.

И этот эффект мы в том числе наблюдали в разнице между результатами двух пятничных тренировок – если с утра пилоты алых машин больше секунды уступали соперникам, то днем их отставание сократилось всего до двух десяток.

Сравнение команд на длинных отрезках (Supersoft)
  1. Mercedes (Хэмилтон) – 1.24,644 (4 круга)
  2. Ferrari (Феттель) – 1.25,456 (5 кругов)
  3. Red Bull (Ферстаппен) – 1.25,894 (12 кругов)
  4. Force India (Окон) – 1.26,121 (13 кругов)
  5. Williams (Масса) – 1.26,241 (14 кругов)
  6. Haas (Грожан) – 1.26,286 (4 круга)
  7. Toro Rosso (Сайнс) – 1.26,317 (2 круга)
  8. Renault (Палмер) – 1.26,580 (7 кругов)
  9. McLaren (Алонсо) – 1.26,766 (11 кругов)
  10. Sauber (Верляйн) – 1.28,637 (3 круга)
Сравнение команд на длинных отрезках (Soft)
  1. Mercedes (Боттас) – 1.24,668 (3 круга)
  2. Red Bull (Риккардо) – 1.25,647 (10 кругов)
  3. Force India (Окон) – 1.25,490 (7 кругов)
  4. Williams (Масса) – 1.25,774 (7 кругов)
  5. Ferrari (Феттель) – 1.25,888 (5 кругов)
  6. Haas (Грожан) – 1.26,457 (7 кругов)
  7. Renault (Палмер) – 1.26,682 (6 кругов)
  8. McLaren (Вандорн) – 1.26,816 (4 круга)
  9. Sauber (Эрикссон) – 1.28,612 (9 кругов)
    *Пилоты Toro Rosso не проезжали длинные отрезки на составе Soft

Даниэль Риккардо проехал два круга на шинах Supersoft ближе к концу сессии со временем, достаточным для лидерства в этом списке, но мы не стали включать эти круги в расчет из-за низкой топливной загрузки по сравнению с соперниками.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что касается Toro Rosso, то их единственным отрезком во второй тренировке с полными баками можно считать два круга от Карлоса Сайнса на Supersoft, после чего у испанца загорелся двигатель, а у его напарника Даниила Квята возникли технические проблемы.

Гоночный инженер Даниэля Риккардо Саймон Ренни выразил опасение в дневной тренировке, что все, кто выезжают на Supersoft, испытывают определенные трудности, связанные с пузырением передних шин с увеличением пройденной дистанции.

В гонке в Спа гонщиков преследовали похожие проблемы, но там на трассе вовремя появилась машина безопасности. Так что пилотам Ferrari повезло избежать участи, постигшей их в Сильверстоуне – и благодарить они за это должны не поделивших трассу напарников по команде Force India.

Феттель отметил, что в команде вынесли уроки после гонки в Великобритании. И предстоящий этап в Монце будет еще одной проверкой этих слов, особенно с учетом серьезного отставания пилотов Ferrari в гоночном темпе.

«День оказался непростым, а под конец сессии было много трафика – это не лучшие условия для поиска базовых настроек, – пожаловался в пятницу вечером Себастьян. – Но у нас еще есть время кое-что исправить. В Монце не нужна прижимная сила. Здесь нужна полная уверенность в машине, а как раз ее мне пока недостает. Нам еще предстоит поработать над балансом шасси, особенно на торможениях. И прибавка мощности не помешает».

Фактор Хэмилтона

В Спа Льюис Хэмилтон был в просто невероятной форме – британец способен был с очень агрессивными настройками шасси проходить виражи потрясающе быстро, чего не удавалось его напарнику.

Хэмилтон проявил свои лучшие качества на втором секторе в квалификации в Спа, и в Монце он вполне способен повторить свой подвиг. Не забывайте, что год назад здесь он почти на полсекунды опередил в субботней сессии своего напарника и будущего чемпиона мира Нико Росберга.

На итальянской трассе очень важна стабильность шасси на торможениях, что лишний раз отметил Феттель, и именно в этой области Хэмилтон традиционно силен.

Сравнение команд по чистому темпу
  1. Mercedes (Боттас) – 1.21,406
  2. Ferrari (Феттель) – 1.21,546
  3. Red Bull (Ферстаппен) – 1.22,409
  4. McLaren (Вандорн) – 1.22,947
  5. Force India (Окон) – 1.22,977
  6. Williams (Масса) – 1.22,985
  7. Toro Rosso (Сайнс) – 1.23,150
  8. Renault (Хюлькенберг) – 1.23,272
  9. Haas (Грожан) – 1.23,567
  10. Sauber (Эрикссон) – 1.24,894

Тот факт, что возглавил протокол Валттери Боттас, а также незначительное отставание Ferrari от лидеров предвещает плотную борьбу в оставшейся части уик-энда.

Но вряд ли в пятницу мы увидели полную картину происходящего на Гран При Италии. Хэмилтон допустил ошибку на своем быстром круге днем и к тому же отметил, что финн явно воспользовался слипстримом в своей лучшей попытке.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Скорее, больше можно ориентироваться на утренние показатели Льюиса, когда он почти на три десятки опередил напарника на шинах Soft и проехал на 0,332 секунды быстрее Райкконена на Ferrari, продемонстрировав, на что он способен, когда всё идет по плану.

«Я определенно смог сохранить свою скорость, показанную в Спа неделю назад, – сказал в пятницу вечером британец. – Утром всё было здорово, а днем возникли определенные сложности – трасса слишком прогрелась, и баланс шасси потерял стабильность.

Валттери то и дело пользовался слиптримом на своих быстрых кругах, а мне так и не удалось проехать ни одного чистого круга днем.

Но Валттери проделал отличную работу. Если мы сможем в субботу занять весь первый ряд на старте, это будет великолепно. Но мы не уверены, потому что Ferrari еще может прибавить.

Мне бы хотелось лишить Ferrari возможности стартовать с первого ряда в Монце – особенно в день их 70-летия».

Немного истории...

К сожалению для тифози, Ferrari не может похвастаться сильными выступлениями у себя на родине в последние годы. Пилоты в красных комбинезонах не брали поул и не выигрывали здесь долгих семь лет – с момента триумфа Фернандо Алонсо в 2010-м.

Ближе всего к поулу с тех пор подобрался Кими Райкконен два года назад – тогда он уступил времени Льюиса 0,234 секунды. В прошлом сезоне отставание Скудерии увеличилось уже до 0,837 секунды.

Чаще всего в этом сезоне пилоты Ferrari не дают соперникам из Mercedes легкой жизни по субботам, но на чисто "моторных" трассах, как в Бахрейне или Баку, отрыв "Серебряных стрел" обычно возрастал. Если и в Монце гонщики Скудерии не смогут совладать с чемпионами мира в квалификации, в гонке им придется очень непросто по причине отсутствия шинного и стратегического преимущества.

«Сегодня был не лучший день, но мы не так далеко от них, – сказал Феттель. – Если до субботы мы успеем сделать пару вещей, то будем в порядке».

Если Себастьян покажет всё, на что способен, и захватит в помощь немного слипстрима, в субботу он вполне способен отнять у Mercedes половину первого ряда на старте. Но поул будет возможен только в случае возникновения проблем у Хэмилтона.

Однако с учетом того, насколько эта трасса подходит шасси Mercedes, и глядя на преимущество "Серебряных стрел" в гоночном темпе, больше верится в то, что от очкового гандикапа, оставшегося в личном зачете чемпионата у Феттеля, уже в воскресенье днем не останется и следа.

И только Феттель и Ferrari способны опровергнуть этот прогноз, что они уже не раз делали в этом сезоне...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7699/why-monza-is-a-big-test-of-vettel-bold-claim

© autosport.com
Фото: autosport.com