Провал Ferrari на родной земле в Монце. Что пошло не так?

Бен Андерсон
4 сентября 2017 в 15:09

Несмотря на не в меру оптимистичные комментарии Себастьяна Феттеля после Гран При Италии, всем понятно, что иначе как крахом или провалом выступление Скудерии на домашнем автодроме в Монце не назовешь. Но что это: просто неподходящая SF70H трасса или новая тенденция? Разбирается Бен Андерсон...

После гонки в Италии преданные тифози встретили облаченного в красный комбинезон Себастьяна Феттеля на подиуме бурей оваций, а заодно освистали победителя Гран При Льюиса Хэмилтона, испортившего, как он и обещал, 70-летний юбилей легендарной итальянской марке.

Пилоты Mercedes принесли своей команде в Монце заслуженный дубль, тогда как Феттель финишировал третьим с огромным отставанием – не самый лучший итог для Скудерии, особенно на домашней земле, в храме скорости.

36 долгих секунд Себастьян еще ехал по трассе после фактического завершения гонки, и за это время Хэмилтон успел впервые в этом сезоне выйти на первое место в личном зачете чемпионата. К тому же, это был лишь первый случай в сезоне, когда две гонки подряд выиграл один и тот же гонщик!

Разумеется, все понимали до гонки, что бесконечные прямые Монцы, перемежаемые редкими шиканами и поворотами, идеально подходят Mercedes, у которых самый мощный мотор в пелотоне, но даже в стане "Серебряных стрел" были удивлены тем, насколько плохо выступили пилоты алых машин.

«Складывается ощущение, что в этот уик-энд команда Ferrari сделала явный шаг назад, – сказал в воскресенье вечером руководитель Mercedes F1 Тото Вольф. – Да, мы были очень быстры, но соперники не показали темпа, которого от них ожидали.

Проанализировав пятничные данные, мы предполагали, что они будут гораздо ближе к нам в гоночном темпе, особенно с учетом событий недельной давности в Спа. Я не скажу, какой разрыв мы предполагали, но больше 30 секунд – это уже за гранью.

Гонщик Red Bull, стартовавший с конца пелотона, едва не приехал на подиум. Думаю, это был какой-то статистический выброс, просто что-то пошло не так».

© autosport.com
Фото: autosport.com

В пятницу днем Феттель подобрался на дистанцию двух десятых секунды к Mercedes, но на длинных отрезках у обоих пилотов Ferrari были серьезные проблемы с балансом на настройках с низкой прижимной силой. В команде отнесли это на счет особенностей строения шасси.

«Если брать во внимание только конфигурацию трассы в Монце, она просто нам не подходит, несмотря на то, что это домашний автодром для команды, – сказал напарник Себастьяна Кими Райкконен. – Думаю, нам придется серьезно поработать с шасси в отношении настроек на такие трассы с низкой прижимной силой. Не знаю, что еще сказать, у нас сегодня просто не было скорости, вот и всё».

Еще до старта уик-энда всё говорило о том, что это будет бенефис команды Mercedes, и это стало еще более очевидным после новостей о том, что обновлений двигателя у Ferrari не будет.

В Спа неделю назад гонщики Скудерии порядка 8 км/ч уступали на длинной прямой Kemmel, но бельгийская трасса отличается от итальянской тем, что там важен компромисс в настройках между быстрыми первым и третьим секторами и извилистым вторым. В Монце такой задачи перед командами не стоит – поворотов здесь слишком мало, чтобы Ferrari могла надеяться отыграть гандикап за счет прижимной силы.

Ни Кими, ни Себастьян не были довольны тем, как машина вела себя в пятницу на длинных отрезках, и результатом стало среднее отставание в 0,8 секунды с круга – для Формулы 1 это целая вечность.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Можно было попытаться сократить этот гандикап путем дополнительной настройки машины в заключительной тренировке в субботу с утра, но предательская итальянская погода разрушила все планы Ferrari. К тому же, Скудерия столкнулась с серьезными проблемами с резиной в финальном сегменте дождевой квалификационной сессии. В результате красных гонщиков опередили соперники из Williams, Force India и Red Bull, а поул уверенно взял Льюис Хэмилтон из Mercedes.

Ferrari так и не удалось вывести "синие"шины в рабочий диапазон температур в условиях дождя, а Райкконен заявил, что осадки лишь усугубили проблемы шасси с управляемостью в Монце.

В чем бы ни состояли проблемы Скудерии, президент компании Серджио Маркионе после гонки остался крайне разочарован увиденным.

«Думаю, это настоящий провал, – сказал итальянец в интервью немецкому вещателю RTL. – Настройки для машины были выбраны неверно. Полагаю, мы просто недооценили характеристики трассы. После Спа гонку здесь можно назвать неудачной.

Теперь нам необходимо вернуться на базу и разобраться, что же пошло не так».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Штрафы, выписанные пилотам Red Bull на стартовой решетке, по крайней мере позволили гонщикам Ferrari отправиться в бой с третьего ряда, а не с четвертого.

После того, как погасли огни, Райкконен сумел вырваться на четвертое место, пройдя Валттери Боттаса в шикане Roggia, но еще до конца первого круга пустил пилота Mercedes обратно по внешней в знаменитой "Параболике".

У Кими возникали определенные проблемы с машиной в плане сцепления, и позже по ходу гонки он пожаловался по радио, что просто не знает, как приструнить заднюю часть шасси. И тогда как Боттас довольно быстро и легко прошел Эстебана Окона и Лэнса Стролла в борьбе за второе место следом за напарником, его соотечественник безропотно пустил вперед в первом Lesmo своего партнера по команде.

К концу восьмого круга Феттель сумел оставить позади пилотов Force India и Williams и выйти на чистое третье место с отставанием в 9,134 секунды от лидера. За оставшиеся 45 кругов дистанции немец потерял в сравнении с Льюисом еще 27,183 секунды, что эквивалентно среднему дефициту в 0,604 секунды с круга.

«Мы старались держаться к ним как можно ближе, но у нас просто не было необходимой скорости, – признался после гонки Феттель. – Я знаю, что на то есть масса причин, но я бы не хотел сейчас вдаваться в технические подробности.

На протяжении последних 20 кругов я испытывал проблемы – я вылетел за пределы трассы в первом повороте, и, судя по всему, в машине что-то сломалось. Рулевое управление немного сместилось, и больше я не мог полностью доверять машине, особенно на торможениях. А это трасса торможений, так что по моим заключительным кругам нельзя судить о нашей истинной скорости».

© autosport.com
Фото: autosport.com

В Ferrari подтвердили, что на подходе к шикане Rettifilo в начале 40-го круга на машине Себастьяна возникли проблемы с гидроусилителем. В результате на одном этом круге он уступил Хэмилтону порядка 3,5 секунд, но в дальнейшем ему удалось восстановить баланс и сильно не уступать лидеру, несмотря на потерю уверенности в машине.

«Мы теряли в среднем примерно по полсекунды на круге, но у нас были разные отрезки, – сказал немец. – Я не слишком беспокоюсь по поводу отставания. Монца – особенная трасса, на которой огромное значение имеет уверенность в машине.

Мы знали, что гонка будет трудной, но рассчитывали оказаться к Mercedes ближе. Неприятно видеть их победу, но мы сделали все возможное».

И если поражение Скудерии от Mercedes в Монце было вполне ожидаемым, то уступать подиум Red Bull в планы алой команды уж никак не входило. И все же Даниэль Риккардо заставил изрядно понервничать поклонников итальянского коллектива в конце заезда.

Стартовав с далекого восьмого ряда, австралиец начисто опроверг все предположения о том, что у RB13 будут серьезные проблемы с темпом на скоростной трассе в Монце, и смог за счет альтернативной шинной тактики прорваться в первую пятерку на финише, став "гонщиком дня".

© autosport.com
Фото: autosport.com

Даниэль довольно быстро прорвался сквозь ряд медленных машин и уже к концу седьмого круга занимал девятую позицию. Его жертвами на этом отрезке стали Паскаль Верляйн, Маркус Эрикссон, Карлос Сайнс, Нико Хюлькенберг, Даниил Квят и Кевин Магнуссен, и еще одно место он отыграл за счет столкновения между его напарником Максом Ферстаппеном и Фелипе Массой в шикане Rettifilo на третьем круге гонки.

На 17-м обороте вокруг Монцы в шикане Roggia Риккардо оставил позади Серхио Переса, а после заезда в боксы Стролла, Окона и Массы и вовсе поднялся на четвертую строчку.

Свой отрезок на шинах Soft австралиец растянул аж на 37 кругов из 53, после чего нырнул на пит-лейн и сменил резину на Supersoft. А ехал он до этого так быстро, что смог вернуться на трассу впереди группы пилотов из Стролла, Окона и Массы.

Шины на его Red Bull были мягче и свежее, чем у остальных пилотов в группе лидеров, и уже очень скоро Риккардо подобрался к Кими Райкконену, после чего опередил финна в начале 41-го круга на торможении перед шиканой Rettifilo. Этот маневр напомнил его потрясающий обгон Боттаса здесь же год назад в борьбе за пятое место.

Впереди было 13 кругов дистанции, чтобы догнать и попробовать атаковать Феттеля за подиум. На протяжении девяти из этих кругов Даниэль отыгрывал у немца в среднем по 0,889 секунды с круга, после чего четырехкратный чемпион мира пришел в себя и тоже прибавил.

Последние четыре круга в исполнении Феттеля были близки по темпу к Риккардо, так что австралиец так и остался в итоге в четырех секундах от подиума.

После гонки Себастьян выглядел не слишком расстроенным и пытался сохранить лицо, хотя было очевидно, что его команда на голову уступила соперникам на домашней трассе. Да, Монца – одна из самых необычных трасс в календаре в плане конфигурации, и почти нет сомнений в том, что в следующих гонках Ferrari будет выглядеть сильнее, особенно это касается Сингапура. Но вряд ли Феттелю могло понравиться, что гонщик Льюис Хэмилтон впервые в этом чемпионате вышел в лидеры личного зачета чемпионата, и произошло это именно на родной для Скудерии трассе в легендарной Монце.

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Поддержка трибун была просто потрясающей, и, несмотря на все негативные моменты в гонке, я полон оптимизма, – заявил Себастьян. – Я знаю, что сотрудники Ferrari придут завтра на работу в офис еще более воодушевленными. У нас есть общий дух, и мы должны его сохранить».

Но одного лишь духа недостаточно, чтобы завершить начатое. Этап в Монце явно продемонстрировал преимущество Mercedes относительно Ferrari в области мощности силовой установки и на трассах, где необходимо до предела урезать аэродинамику. Фактически мотор позволяет чемпионской дружине оставлять гораздо большие углы атаки антикрыльев без необходимости волноваться о лобовом сопротивлении.

Ferrari должна беспокоиться о том, что в Mercedes используют наработки в области регулировок шасси, полученные в Монце, для дальнейшего прогресса, особенно после ровного темпа команд в Спа.

«Наша машина с самого старта уик-энда поехала очень быстро, – сказал Тото Вольф. – С новым шасси мы до сих пор продолжаем экспериментировать и пытаемся максимально близко моделировать на базе реальные условия на трассе.

В Спа мы пару секторов проезжали очень быстро, но в итоге нам пришлось пойти на компромисс в гонке, из-за чего нам не хватало стабильности с низким прижимом на торможениях, в апексах поворотов и на разгоне. Мы постарались понять, в чем была проблема, и оптимизировали эти моменты к Монце.

И в Италии, как видите, мы не испытывали подобных проблем на медленных участках трассы. Наша машина прекрасно проходила повороты, причем любые, и это очень воодушевляет».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Боттас, завершивший четвертый круг гонки с отставанием от напарника в 3,397 секунды, до финиша проиграл Льюису еще всего одну секунду и обратил внимание на высокую стабильность в этот уик-энд по сравнению с прошлыми гонками, тогда как сам Хэмилтон отметил, что работа, проделанная на базе после гонки в Спа, должна положительно сказаться на подготовке к оставшимся этапам сезона.

«В Спа на каких-то участках трассы быстрее были Ferrari, на каких-то – мы, – сказал новый лидер чемпионата. – На базе мы проанализировали ситуацию и нашли моменты, в которых наши настройки уступали. Надеюсь, с этого уик-энда дела у нас пойдут в гору.

Сделанные по итогам прошедших двух гонок выводы помогут нам при подготовке к следующему этапу в Сингапуре. Но там, конечно, Ferrari будут быстры – они славятся своей скоростью в медленных и среднескоростных поворотах».

И действительно, трасса Марина-Бэй должна подходить Скудерии примерно так же, как Монца подходила Mercedes. И если и там Ferrari не удастся одолеть Mercedes, о чемпионских амбициях Себастьяну Феттелю можно будет забыть...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7700/how-ferrari-fell-apart-at-its-home-race

© autosport.com
Фото: autosport.com