Чем рискует Ferrari, оставляя в составе Кими Райкконена?

Эд Стро
17 сентября 2017 в 9:23

Накануне Гран При Бельгии команда Ferrari объявила о продлении контракта с Кими Райкконеном еще на год, и гонку на одной из своих любимых трасс финн провел довольно убедительно. Но это не исключает риска, на который пошли в Скудерии, оставляя в своем составе финского ветерана. Слово Эду Стро...

Следующий сезон будет уже восьмым для Кими Райкконена в красном комбинезоне. За всю историю Больших Призов лишь шесть гонщиков провели в одной команде больше лет.

Михаэль Шумахер (Ferrari), Джек Брэбем (Brabham), Джим Кларк (Lotus, хотя сезон-1968 стал для него трагически коротким), Дэвид Култхард и Мика Хаккинен (McLaren), а также Жак Лаффит (Ligier) – вот та шестерка пилотов, которые проявили еще большую приверженность своим гоночным коллективам.

Но опыт Райкконена уникален тем, что в 2009 году он получил восьмизначную сумму от Ferrari за то, чтобы… не гоняться в красных цветах в следующем сезоне. Также он схож с Лаффитом в Ligier тем, что свою историю отношений с командой разбил на два этапа – с 2007-го по 2009-й, а затем с 2014-го и по нынешний день.

Для Формулы 1 такие длительные отношения пилотов с командами – большая редкость. За всю историю Гран При, берущую свои истоки в 1950 году, менее полусотни гонщиков оставались верны одному конструктору на протяжении шести и более лет.

И это число включает в себя такие примеры, как Харри Шелл, который пилотировал Maserati семь лет, но лишь три из них – в составе заводской команды, или Дженсон Баттон, проведший семь сезонов в одном коллективе, который за это время сменил три названия – BAR/Honda/Brawn, и еще восемь – в другом (если считать его появление в этом году на Гран При Монако за McLaren).

Есть, конечно, случаи, когда гонщики даже по три раза возвращались в одну и ту же команду. Но это исключение, да и делали они это в большинстве случаев без особого успеха.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Гонщики, проведшие в одной команде семь и более лет
ПилотКомандаСезоны
Михаэль ШумахерFerrari11
Джек БрэбемBrabham9
Джим КларкLotus9
Дэвид КултхардMcLaren9
Мика ХаккиненMcLaren9
Жак ЛаффитLigier9
Дженсон БаттонMcLaren8
Пьерлуиджи МартиниMinardi8
Фелипе МассаFerrari8
Брюс МакларенCooper8
Нельсон ПикеBrabham8
Ник ХайдфельдSauber/BMW Sauber8
Марио АндреттиLotus7
Грэм ХиллBRM7
Денни ХалмMcLaren7
Найджел МэнселлWilliams7
Ален ПростMcLaren7
Кими РайкконенFerrari7
Нико РосбергMercedes7
Марк УэбберRed Bull7
Дженсон БаттонBAR/Honda/Brawn7

Любопытно взглянуть на представленную выше таблицу из 21 пилотов, проведших в одном коллективе не меньше сезонов, чем Кими.

Есть здесь и суперзвезды, и неудивительно, что дюжина из 33 гонщиков, когда-либо выигрывавших титул в Ф1, проводили с командой, в которой добились успеха, немало лет. И Райкконен из их числа.

Но были и преданные одной команде гонщики, которые так и остались в шаге от завоевания трофея. И первыми здесь на память приходят Дэвид Култхард, Жак Лаффит (в лучшие для Ligier годы) и Фелипе Масса.

Но не только топ-командам бывают преданы гонщики. Пьерлуиджи Мартини и Пьеркарло Гиндзани доказали своим примером, что можно хранить верность и не самым сильным гоночным коллективам.

Что касается Кими Райкконена, то его можно отнести сразу к нескольким категориям. Сегодня финн совершенно точно является вторым номером в Ferrari, всячески помогающим Себастьяну Феттелю добиться результата для команды, при этом сам он вполне мог претендовать на победы как минимум в Монако и Венгрии в этом году.

В сезоне-2007, когда Кими пришел на смену самому Михаэлю Шумахеру в Скудерии, он считался главным активом красных. И хотя финн в первый же свой год в стане Ferrari завоевал титул, было довольно странно видеть, насколько сильно на его фоне смотрелся и Фелипе Масса.

Стоит отметить, что среди 21 перечисленного гонщика лишь Денни Халм, помимо Кими, показал лучший результат с командой в свой первый же сезон, когда в 1968-м в статусе действующего чемпиона мира перешел в McLaren и стал третьим.

Обычно, по статистике, лучшим для гонщика сезоном в одной команде является четвертый, и здесь Райкконен выбивается из общей схемы, поскольку четвертый год в Ferrari и первый после возвращения стал для него худшим в карьере.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что мы ясно понимаем из приведенного выше списка, так это то, какую модель состава решили выбрать в Ferrari – сильный первый номер при поддержке надежного номера два. Именно в этом качестве и был переподписан Райкконен, с учетом того, что его последняя победа в составе Скудерии была достигнута аж восемь лет назад в Спа за рулем далеко не лучшей машины.

"Надежный второй номер" – худшей характеристики для гонщика и не придумаешь. Так после совместного сезона с Михаэлем Шумахером в Benetton сам себя назвал Мартин Брандл, и это прозвище приклеилось к нему на всю оставшуюся часть карьеры. Это сродни тому, когда про восходящую звезду формульных гонок говорят, что он мог бы сделать отличную карьеру в спорткарах – обычно это означает, что в Формуле 1 ему рассчитывать просто не на что.

Но в Больших Призах немногим суждено добиться действительно больших успехов – в этом нет ничего предосудительного. И если смириться с тем, что в Ferrari решили пойти по четкой схеме первого и второго номеров, то продление контракта с Кими выглядит вполне логичным ходом.

При ближайшем рассмотрении представленного списка можно отметить две фамилии, которые тесно связаны друг с другом – это Хаккинен и Култхард. В период с 1996-го по 2001-й они были напарниками по McLaren, и за это время финн выиграл 20 гонок и два чемпионских титула, тогда как на счету шотландца было вдвое меньше побед и одно второе место в чемпионате.

И, по иронии судьбы, именно Райкконен, заменивший в этом тандеме своего соотечественника, теперь исполняет роль Култхарда в Ferrari, хоть и является совершенно иным по характеру гонщиком.

И хотя часто вторые номера в командах безропотно, но неохотно выполняют свои функции, надеясь однажды выйти на лидирующие роли, как в случае с Рубенсом Баррикелло в бытность партнерства с Шумахером в Ferrari, Райкконен, как кажется, вполне доволен своим нынешним положением в Скудерии. В Маранелло, конечно, очень рады этому и при случае упоминают, что Кими никогда не "раскачивает лодку".

© autosport.com
Фото: autosport.com

Разумеется, команду понять можно, но сложившаяся ситуация на деле может оказаться еще более опасной, чем наличие двух соперничающих пилотов, отбирающих друг у друга очки.

Вспомните неудачную погоню за третьим титулом Мики Хаккинена в сезоне-2000 – тогда Култхард помог напарнику тем, что отобрал важные очки у его главного соперника Шумахера, лишь дважды в 17 гонках.

Итоговое преимущество Михаэля, завоевавшего свой первый трофей в составе Ferrari, составило 19 очков, но если бы напарник Хаккинена показал себя более боевитым гонщиком, разница могла оказаться гораздо меньше.

И хотя в этом случае часто любят вспоминать 1986 год, когда напарники по Williams Найджел Мэнселл и Нельсон Пике так увлеклись борьбой между собой, что отдали титул Алену Просту на McLaren, не стоит забывать и о тех годах, когда более слабые напарники не могли оказать лидеру достойную поддержку в борьбе за чемпионство.

И в точке пересечения личных и командных интересов и заключается главная дилемма в автоспорте. В гонках эти вещи абсолютно неразделимы, как ни в одном другом виде спорта. В футболе игрок может стать обладателем Золотого мяча, но главной целью любого футболиста является командный успех (хотя и там есть редкие игроки, для которых личные награды находятся в приоритете).

Командам нужна стабильность и здоровая рабочая атмосфера, к тому же, они любят, когда их звездные гонщики счастливы. Сегодня главной звездой в Ferrari является Себастьян Феттель, и новый трехлетний контракт с ним – лишнее тому подтверждение. Но ясно и то, что продление соглашения с Райкконеном добавило спокойствия и душевного равновесия немцу.

Однако команде нужен и результат. И именно поэтому в списке преданных командам спортивных долгожителей большую часть составляют очень успешных гонщики.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Играя в такие игры, Ferrari серьезно рискует. Райкконен, конечно, преданный боец, ходит по струнке и выражает всяческое удовлетворение. Он отвечает всем нынешним требованиям Скудерии, но всё ли с этими требованиями в порядке? Может так оказаться, что в сражении за Кубок конструкторов итальянской конюшне не хватит именно тех очков, которые мог бы принести Райкконен. Вы скажете, что Ferrari не так важен командный зачет, но я с вами не соглашусь – деньги ни для кого не лишние.

И может настать момент, когда сам Феттель пожалеет о том, что в соседнем с ним гараже нет гонщика, способного всеми силами вгрызаться в очки. Как бы Райкконен ни блистал в свои лучшие годы, мало кто будет спорить, что сегодня – и на то есть масса причин – финн уже не тот.

Да, Кими по-прежнему обеспечивает прекрасную обратную связь инженерам, отлично работает в команде, а иногда даже выдает потрясающую скорость на трассе, но с каждым годом его становится всё труднее рассматривать в качестве главного актива для топ-команды.

Представьте себе, что к финальной гонке сезона в Абу-Даби Ferrari и Mercedes подойдут примерно в одинаковой форме. В одном из сценариев Феттель лидирует, и для победы в чемпионате ему необходимо, чтобы напарник оттеснил Льюиса Хэмилтона или Валттери Боттаса на третью строчку. В другом впереди уже один из пилотов Mercedes, и уже его напарник должен сдержать Феттеля на третьей позиции. У кого больше шансов?

Можно ответить как угодно, но ясно то, что Ferrari вполне четко обозначила свою позицию. Риск же состоит в том, что такая консервативная игра зачастую может больно ударить по команде. В конце концов, в функции второго номера входит поддержка лидера в отношении набранных очков.

Слетанная пара пилотов и доверительные отношения в команде – это, конечно, здорово, но временами итоговый результат такого тандема может быть даже хуже, чем при двух первых номерах, отбирающих друг у друга очки.

Есть еще одна устойчивая характеристика в бизнесе – "человек компании". Как раз человеком компании и стал Кими Райкконен в Ferrari, и именно благодаря этому получил свой новый контракт...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7690/why-raikkonen-remains-a-risk-for-ferrari

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться: