Фото: Drive2

От Выборга до Сочи. Сколько международных серий посетило Россию за 10 лет

Иван Беликов
12 октября 2017 в 15:00

AUTOSPORT.com.ru вспоминает, какие международные автоспортивные события прошли на российской арене за последние десять лет

AUTOSPORT.com.ru в преддверии Russian Autosport Show, которое пройдет 13-14 октября на автодроме Moscow Raceway, вспоминает, какие международные автоспортивные события прошли на российской арене за последние десять лет.

Ралли Россия в Выборге

rallye-info.com
rallye-info.com

Этап чемпионата мира по ралли в России до сих пор остается несбыточной мечтой. В конце прошлого десятилетия была попытка привезти WRC в Новороссийск, где в 2008-м в рамках национального первенства состоялся кандидатский этап. Ралли было даже включено в календарь 2010 года, но, к огромному сожалению, не прошло инспекцию FIA – организаторы оказались неготовы к проведению соревнования столь высокого уровня. 

Зато на протяжении трех лет в России успешно проходил этап интерконтинентального раллийного первенства IRC, ставшее основой для чемпионата Европы по ралли (ERC) в 2013 году.

Дебютный этап IRC прошел 12-13 июля 2007 года под Выборгом, и тогда на старт вышло 82 участника, в том числе и представители России. Дистанция составляла 140 км, но уже в следующем году она была увеличена до 230 км, чего вполне хватило бы для проведения полноценного этапа мирового раллийного первенства.

В числе участников выборгского этапа IRC были Фредди Лойкс, Ян Копецки и Юхо Ханнинен, дважды, в 2008-м и 2009-м, побеждавший на извилистых гравийных дорогах в Ленинградской области. Победу в 2007 году отпраздновал перспективный на тот момент финн Антон Ален, сын чемпиона мира 1980 года Маркку Алена.

В 2010-м Россия покинула календарь IRC по большей части из финансовых соображений – за три года проведения международной гонки организаторы потратили около полумиллиона долларов, а привлечь солидных спонсоров на выборгскую гонку так и не удалось.

Этап Кубка Мира – Баха «Северный Лес»

Ралли-рейды традиционно ассоциируются с бескрайними пустынями, но есть одна уникальная гонка, во время которой экипажи преодолевают не песчаные дюны, а снежные сугробы. Баха «Северный Лес» на протяжении последних лет регулярно является первым этапом в Кубке мира по ралли-рейдам. Маршрут прописывается по лесным дорогам в Ленинградской области и в республике Карелия – буквально в считаных метрах от границы с Финляндией.

В 2009-2010 годах соревнования носили статус этапа Кубка FIA по бахам, а с 2014-го живописные и труднопроизносимые города Сортавала и Лахденпохья прочно заняли свое место в календаре Кубка мира.

Среди победителей «Северного леса» были не только отечественные звезды внедорожной езды, такие как Леонид Новицкий или Борис Гадасин, но и, например, именитый гонщик из Саудовской Аравии Язид Аль Раджи. Ему принадлежит одна из самых известных баек про снежную Баху: когда Язида спросили, как он привыкал к снегу, он ответил, что просто надел очки с желтыми стеклами и стало казаться, что вокруг песок. Видимо, в 2014 году именно это стало секретом его победы на российском этапе Кубка мира по ралли-рейдам.

Truck Battle Russia

mirtransporta.ru
mirtransporta.ru

Первыми международными кольцевыми гонками в России стала отнюдь не серия DTM или Мировая серия Renault, и даже не мотоциклетный чемпионат WSBK. 8 августа 2010 года на новенькой трассе «Смоленское кольцо» состоялся этап FIA ETRC, чемпионата Европы по гонкам на грузовиках, получивший название Truck Battle Russia.

Пусть эта серия и не пользуется большой популярностью и малоизвестна широкому кругу болельщиков, но посмотреть на битвы многотонных титанов MAN, Renault, DAF и Freightliner за уик-энд пришли 18 000 зрителей. В последующие годы заезды монстров собирали на трибунах до 25 000 болельщиков.

«Мы всегда приезжаем в Россию с удовольствием, – заявил босс  Truck Racing Organization Фабьен Кальве. – Нам нравится здесь работать. Каждый год на «Смоленском кольце» – это шаг вперед».

Но история взаимоотношений чемпионат грузовиков и Смоленского кольца получилась короткой. И вновь причина та же – финансовые проблемы и отсутствие интереса со стороны спонсоров. В 2014-м была предпринята попытка перенести Truck Battle Russia на Moscow Raceway, но закончилась эта идея провалом.

Грандиозный уик-энд WSR в Подмосковье

Moscow Raceway
Moscow Raceway

В середине лета 2012 года, 14-15 июля, состоялось автоспортивное событие невиданного ранее масштаба для нашей страны. Да, сейчас, когда есть Гран При России Формулы 1, тот уик-энд уже не кажется столь особенным. Но тогда, пять лет назад, все было иначе.

Право открывать автодром Moscow Raceway близ Волоколамска удостоилась Мировая серия Renault. Тогда чемпионат еще не лишился поддержки французского автогиганта и проводился в связке с Еврокубком ФR 2.0 и Кубком Megane, а состав участников ничем не уступал GP2 и, возможно, даже превосходил: Кевин Магнуссен, Жюль Бьянки, Уилл Стивенс, Александр Росси, Робин Фрейнс, Сэм Берд, Антониу Феликс до Кошта.

На стартовом поле были четыре россиянина: Михаил Алёшин, Сергей Сироткин и еще подававшие надежды Даниил Мове и Антон Небылицкий. Тогда российским гонщикам из ФR 3.5 не удалось блеснуть, но за них сполна отыгрался Даниил Квят, выигравший обе гонки двухлитровой серии, где также выступали Стоффель Вандорн, Оливер Роуленд, Эстебан Окон, Пьер Гасли и даже будущая звезда мирового ралли-кросса Тимми Хансен.

В свободное от гонок время публику развлекали боевые пилоты «Королевских гонок» Виталий Петров и Даниэль Риккардо, приглашенные на демонстрационные заезды.

Ну, и наконец, в торжественной церемонии открытия трассы принял участие сам Ален Прост – именно четырехкратный чемпион мира Формулы 1 перерезал ленточку на главной прямой подмосковного автодрома.

Такого автоспортивного праздника Россия никогда прежде не видела, и за уик-энд трибуны Moscow Raceway посетили 85 000 болельщиков.

Мировое Рено в разном составе приезжало в Россию еще дважды, но в календаре 2015 года Moscow Raceway заменили на Сильверстоун.

«Хорошо, когда что-то меняется, – прокомментировал тогда исполнительный директор Renault Sport Патрис Ратти. – Мы решили заменить Москву Сильверстоуном, так как команды призывали нас включить в календарь больше трасс Ф1. Это не значит, что мы не вернёмся в Россию...»

Большие мотогонки

Google Images
Google Images

Гоночный бум на Moscow Raceway продолжился через полтора месяца после торжественного открытия, когда в конце лета в Волоколамск приехал чемпионат мира по Супербайку. Пусть WSBK – это не MotoGP, но посмотреть на таких бывших соперников «великого и ужасного» Валентино Росси, как Макс Бьяджи, Марко Меландри, Карлос Чека, Джон Хопкинс, пришли 32 500 зрителей, а событие получило беспрецедентное освещение в СМИ.
Прямые трансляции заездов обоих классов Superbike и Supersport на российском ТВ вели сразу два канала – Россия 2 и Eurosport.

Казалось, это только начало, ведь контракт между промоутером этапа Александром Яхничем и Dorna был рассчитан на десять лет. Но реальность оказалось не столь радужной – гоночный уик-энд следующего года оказался омрачен гибелью итальянского мотогонщика Андреа Антонелли, в воскресном заезде в классе Supersoft упавшего на мокрой трассе под колеса соперников.

А перед началом сезона-2014 стороны объявили о расторжении соглашения. Причина была до боли банальной и хорошо известной всем организаторам различных соревнований: финансовые проблемы у организаторов и отсутствие поддержки со стороны властей и спонсоров.

Немецкое первенство на Moscow Raceway

dtm.com
dtm.com

Самым успешным проектом в истории проведения международных автоспортивных соревнований, если не считать Гран При России Формулы 1, вне всяких сомнений по сей день остается этап DTM. 

Идея организации этапа немецкой кузовной серии появилась еще в 2005-м. Тогда планировалось провести гонку на городской трассе в Москве, но все уперлось в стоимость. С появлением Moscow Raceway появилось подходящее место, и летом 2013 года подмосковный автодром открыл ворота ведущему кузовному первенству Европы.

Дебютный этап прошел на ура, собрав 45 000 зрителей. Он был признан главным событием года в DTM. А спустя год гонка на Moscow Raceway превзошла по посещаемости все другие гонки серии, проходившие за пределами Германии. Этап собрал 50 000 зрителей, опередив по данному показателю Шпильберг (47 500), Зандворт (20 000), Хунгароринг (32 000). В 2015-м эта цифра упала до 40 000, но обе стороны были довольны сотрудничеством и продлили контракт еще на два года.

По итогам сезона-2016 Moscow Raceway была удостоена награды как лучшая трасса в календаре DTM.

Автодром как бизнес: расходная и доходная часть на примере Moscow Raceway

На протяжении двух первых лет в качестве гонок поддержки вместе с немецкой кузовной серии в Москву приезжала Европейская Формула 3, и этап 2014 года ознаменовался феноменальным выступлением Эстебана Окона, выигравшего все три гонки уик-энда, тогда как Макс Ферстаппен дважды финишировал на подиуме и один раз сошел.

К сожалению, гонка DTM 2017 года стала финальной для подмосковной трассы, владельцы которой решили не продлевать контракт с промоутерами серии. И, конечно, не последнюю роль в этом играли финансовые затраты, которые ежегодно нес Moscow Raceway.

Мировой Туринг приходит в Россию

fiawtcc.com
fiawtcc.com

Буквально за два месяца до дебюта DTM в 2013-м на Moscow Raceway впервые приехала главная и наиболее статусная кузовная серия – FIA WTCC – первый в истории российского автоспорта чемпионат мира проходил именно в Подмосковье.

«Включение в календарь российского этапа было нашей приоритетной задачей, – прокомментировал тогда промоутер Марчелло Лотти, который сейчас возглавляет TCR. – Мы уже проводим гонки в Японии, Китае и США, а теперь с большой радостью отправляемся в Россию – страну, которая является новым и важным автомобильным рынком и расширяет горизонты WTCC».

В отличие от DTM, мировой Туринг не был чужд российской публике, учитывая присутствие команды Lada Sport, хотя на трибунах не удалось собрать больше 22 000 зрителей.

Зрители гонок WTCC образца 2015 года стали свидетелями тотального триумфа Lada Sport – гонщики российский команды доминировали в квалификации и тайм-триале MAC3, а в обоих заездах в воскресенье Габриэле Тарквини и Ник Катсбург завоевали победный дубль Тем обиднее, что в 2017-м российский производитель и подмосковная трасса покинули WTCC.

Объяснить это можно, в первую очередь тем, что АвтоВаз и Роснефть приняли неожиданное решение уйти из чемпионата, а значит, национальный этап мирового туринга попросту лишился спонсорской поддержки.

Международная серия TCR в Сочи

michelacerruti.com
michelacerruti.com

Стоит признать, что у Сочи Автодрома, принимающего Гран При Формулы 1, пока не складываются отношения с другими ведущими гоночными сериями. GP2 и GP3 продержались в качестве гонок поддержки Формулы 1 только два года. Да, были разговоры о том, что трасса в Олимпийском парке могла бы принять этапы WEC, MotoGP, ELMS или BlancpianGT, гонка которого проходила на Moscow Raceway в 2012-м. Но дальше дискуссий, увы, не заходит. Единственным исключением стали этапы новой международной серии TCR, которые проходили в Краснодарском крае в 2015 и 2016 годах.

«Автодром понравился гонщикам. Все однозначно говорят, что инфраструктура просто отличная, – поделился впечатлениями промоутер серии Марчелло Лотти. – Впечатления очень позитивные. Это действительно хорошее место, где в будущем мы можем развернуть значительные маркетинговые активности».

Если в 2015-м гонки международной серии TCR выиграли испанец Хорди Жене и швейцарец Стефано Комини, то спустя год во втором заезде, к радости местной публики, победу отпраздновал россиянин Михаил Грачев.

Но в календарь сезона-2017 Сочи Автодром не вошел, причиной тому стало появление в календаре TCR этапа на грузинской трассе Рустави, финансовую и организационную поддержку которому оказало Министерство внутренних дел Грузии.

Московский «Электроприз»

electricautosport.com
electricautosport.com

Гонка в столице России появилась в календаре первого сезона электрической гоночной серии абсолютно неожиданно. Когда позади было уже четыре этапа, 3 февраля 2015 года на пресс-конференции в Москве промоутеры чемпионата и руководства FIA объявили о включении в календарь нового «Электроприза» в дополнение к десяти запланированным. Подобного история современного автоспорта точно не видела, но благо организация этапа в Формуле E не требует столько времени и усилий, как в Ф1, поэтому трех месяцев вполне хватило на подготовку, и 6 июня 20 пилотов новой гоночной категории вышли на 2,3-километровую городскую трассу рядом с Кремлем, где до этого на протяжении шести лет проходило гоночное шоу Moscow City Racing с участием команд Формулы 1.

Этап прошел без эксцессов и завершился уверенной победой Нельсиньо Пике. Особенно эффектно и запоминающеся выглядела церемония награждения на Васильевском спуске – прямо на фоне Кремля и Собора Василия Блаженного. 

Очевидно, что это был своего рода эксперимент, и никто не говорил о многолетнем контракте. Из-за проблем с решением вопроса о перекрытии дорог в центре города, а также из-за начавшегося капитального ремонта парка Зарядье гонка не была включена в календарь двух следующих сезонов. Были шансы на возвращение российского этапа Формулы Е в 2018 году, но это право Москва проиграла Цюриху.

Формула 1 в Сочи

ilikevents.com
ilikevents.com

Спустя три десятилетия, бесчисленные попытки и невероятное упорство Берни Экклстоуна осенью 2014 года Формула 1 наконец-то приехала в Россию. И то, сколько было разговоров, что из-за Олимпиады гонка будет отложена на год. Но в конечном гонка не просто состоялась, а была признана лучшей в сезоне в плане организации. 

Дебютный этап в Сочи за весь гоночный уик-энда посетили более 166 000 человек. Цифры весьма неплохие, если учесть, что, к примеру, что в этом году этап в Италии, в Мекке автоспорта, за уик-энд посетили 185 000.

Были опасения, будто с уходом Берни Экклстоуна над Гран При России «нависнут тучи», но, к счастью, это были просто предположения, поскольку еще до начала сезона-2017 было объявлено о продлении контракта до 2025 года.

Все гонки, которые проводились в России, были высоко отмечены экспертами, то есть наши люди, несмотря на отсутствие серьезного автоспортивного опыта, с первой же гонки стараются быть максимально готовыми. А уж энтузиазм российских болельщиков, готовых приехать с другого конца страны, чтобы посмотреть на мировые гонки, не измерить словами. Но серии приходят и уходят. Что же не так?..

«Мы часто задаемся вопросом – что же не так делают организаторы российских гоночных серий или создатели команд, почему мы так и не видим стремительного роста интереса к автоспорту. И почти всегда безошибочно отвечаем, что просто не хватает денег или спонсоров. Но суть спонсорства не сводится к тому, что та или иная компания тратит миллионы, обклеивая своими логотипами машины или увешивая гоночные трассы, – рассказывает Оксана Косаченко, генеральный директор агенства «Манускрипт», у которого самый богатый опыт организации крупных международных событий на территории нашей страны. – Принципиально в России пока нет школы использования автомобильного спорта в маркетинге, поэтому даже очень интересные события остаются без рекламных бюджетов богатых компаний.

Глобальные изменения возможны только в случае, если мы наконец определимся, каким путем Россия будет развивать автомобильный спорт. Желание опираться на коммерческие компании практически обречено на провал, что доказывают многочисленные попытки провести крупные международные гонки в нашей стране. Не станем упоминать Формулу 1, она все же стоит особняком.

Если обратиться к опыту Северной Америки, то, возможно, зрителей на трибунах наших автодромов прибудет, увеличится медийная площадка автогонок. Значимые соревнования там проводятся исключительно при поддержке местных властей, то есть регионы используют автомобильные гонки как способ увеличить приток туристов, доход от которых идет в том числе и в казну региона. Пока что в России такой прием не используется».

Напоминаем, что 13-14 октября на подмосковном автодроме Moscow Raceway пройдет главное деловое событие гоночного сезона, посвященное развитию автоспорта в России – ежегодный Russian Motorsport Forum.

Это два дня деловых встреч, поиска и налаживания бизнес-контактов, профессионального обучения, знакомства с успешными российскими и зарубежными кейсами в области автоспортивного бизнеса.

f1madness.co.za
f1madness.co.za