Фото: twitter.com/redbullshop

Как Red Bull украла у соперников Гран При Малайзии...

Бен Андерсон
2 октября 2017 в 16:58

Mercedes испытывала проблемы на трассе, которая изначально им подходила, но при этом все равно смогла увеличить отрыв от преследователей в чемпионате. Машина Ferrari была безусловно быстрейшей, но пилоты в красном на подиум не поднялись. А Red Bull доминировала в гонке впервые за долгие годы. Это было странное прощание Формулы 1 с Малайзией. Слово Бену Андерсону...

Прошедший этап в Малайзии оказался весьма странным, и сразу по нескольким причинам. Пилот Red Bull Racing уверенно выиграл гонку на трассе с длинными прямыми, несмотря на характерный для RB13 недостаток мощности. Mercedes испытывала немалые трудности, несмотря на обилие скоростных секций на Сепанге, которые должны были подходить их шасси. А Ferrari недосчиталась очков из-за проблем с двигателями, хотя их машина была однозначно быстрейшей на этом автодроме.

А дополнили череду странностей Гран При Малайзии-2017 совершенно необязательная авария между Себастьяном Феттелем и Лэнсом Строллом после завершения заезда и работа таксистом от Паскаля Верляйна.

Что случилось с Mercedes, которые должны были значительно прибавить после возвращения Больших Призов на более традиционные скоростные автодромы?

© autosport.com
Фото: autosport.com

На Сепанге пилоты чемпионской дружины смотрелись довольно блекло. И хотя Льюис Хэмилтон смог квалифицироваться на поуле, проехав потрясающий круг, сам он признался позже, что ему просто повезло, и он понимал, что в гонке ему придется непросто.

Хэмилтон зачастую показывает всё, на что способен, именно в заключительном сегменте квалификации, и в Малайзии он снова повторил этот трюк, несмотря на недостаток скорости W08 и трудности с поведением резины.

На Сепанг Mercedes привезла серьезные обновления шасси, но в первой влажной тренировке уступила лидерам 2,5 секунды с круга, а во второй, прошедшей посуху, – 1,4 секунды, попутно проиграв в темпе Фернандо Алонсо.

В субботу команда решила вернуть прежний аэродинамический пакет на машину Хэмилтона, тогда как Валттери Боттас продолжил обкатывать новинки. И делал это с переменным успехом.

В заключительной тренировке финн уступил лучшему времени 0,4 секунды, а во втором сегменте квалификации показал лучшее время. В решающей части сессии Валттери сумел продемонстрировать лишь пятое время.

Хэмилтон более чем шесть десяток уступил лидеру в третьей тренировке, но смог собраться и показать отменный результат в решающем сегменте квалификации. В то же время вряд ли он мог бы рассчитывать на поул, если бы не помарка на лучшем круге Кими Райкконена.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В гонке проблемная тенденция Mercedes сохранилась, а руководитель команды Тото Вольф назвал воскресенье не иначе как мучительным.

На фоне всех неурядиц лидеров чемпионата команда Ferrari просто обязана была брать уверенный дубль в Сепанге и возвращаться в борьбу за чемпионство после неожиданного провала в Сингапуре.

Однако проблемы с мотором очень быстро отправили Себастьяна Феттеля, так и не сумевшего проехать ни одного приемлемого круга, в арьергард стартовой решетки.

Тут как тут оказались пилоты Red Bull, показывавшие приличную скорость с самого старта уик-энда. В плане скорости на одном быстром круге они были очень близки к лидерам, а их гоночный темп отличался завидной стабильностью.

Да, силовая установка Renault по-прежнему ничего не может противопоставить специальным режимам моторов Mercedes и Ferrari в решающие моменты квалификации, но их темп на длинных отрезках с лихвой компенсирует недостаток мощности. Кроме того, в Сепанге обратило внимание на себя шасси RB13 – пожалуй, лучшее на стартовой решетке в данный момент.

С учетом того, что пилоты Ferrari еще до старта гонки, по сути, самоустранились, Red Bull оставалось сосредоточиться на Mercedes и их проблемах. После того, как погасли стартовые огни, на мгновение показалось, что гонщики Mercedes оставили все неурядицы позади: Льюис уверенно сорвался с решетки, а его напарник Боттас спокойно вынырнул и едва не опередил обоих пилотов Red Bull еще до первого поворота.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но не опередил. Макс Ферстаппен остался на внешней траектории во втором вираже, прошел Mercedes по внутренней в третьем повороте, а в четвертом и пятом потолкался с Боттасом локтями, в итоге оставив финна позади.

Отбив атаки Валттери, Макс, днем ранее отпраздновавший свое 20-летие, не успокоился и бросился атаковать его напарника Льюиса. К концу третьего круга юный голландец вплотную подобрался к лидеру и прошел его, бросив свою RB13 на внутреннюю траекторию в первом повороте трассы.

Хэмилтон, изначально сделавший оборонительное движение рулем, решил все же не препятствовать сопернику – во-первых, Макс действительно был очень быстр в тот день, а во-вторых, вполне способен был на безрассудный поступок в борьбе за лидерство с учетом того, что он не борется за чемпионство.

«У меня были определенные проблемы [с системой ERS], что позволило ему подобраться ближе, – сказал Льюис после гонки. – Если бы я закрыл калитку на этом круге, он все равно попытался бы обогнать меня дальше, поскольку их преимущество исчислялось полусекундой с круга, а иногда доходило и до восьми десяток.

Я тоже спрашиваю себя, нужно ли было жестко обороняться в тот момент. Но мне кажется, что стратегически я принял верное решение. Не было никакого смысла сражаться с Ферстаппеном – он был действительно быстр, но был также и риск столкновения».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Помимо проблем, возникших у трехкратного чемпиона мира с ERS, было очевидно, что неприятности, проявившиеся у пилотов Mercedes на старте уик-энда, так и не были решены к гонке.

На первом отрезке гонки Ферстаппен привозил лидеру чемпионата по полсекунды с круга, к 18-му из 56 кругов увеличив свой отрыв до девяти секунд. Этот интервал сохранился до первой череды пит-стопов.

Что касается Боттаса, то у него дела шли еще хуже, чем у Хэмилтона. На девятом круге он уступил третью позицию Даниэлю Риккардо на подходе к четвертому повороту после плотной борьбы колесо в колесо на протяжении первых трех виражей, а после этого весь первый отрезок гонки уступал лидирующему Ферстаппену по секунде с круга.

«Главная проблема заключается в нестабильности передней части машины, – посетовал финн после заезда. – С этим я уже не раз сталкивался в нынешнем сезоне.

При прохождении поворотов передок сильно сносит. Вообще сложно поворачивать, передняя левая шина перегревается, а в скоростных поворотах все четыре колеса начинают пробуксовывать.

Если пытаться ехать быстро в гонке, то резина перегревается. Так что приходится постоянно контролировать температуру, а это не очень здорово.

Мы думали, что будем конкурентоспособны в Сепанге, но столкнулись с этими проблемами, которые необходимо как можно скорее решить. Чемпионат еще не закончен, и если не разобраться в течение ближайших недель, то будет поздно».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Также Боттас предположил, что проблемы команды в Малайзии могут сказаться на результатах серьезнее, чем неурядицы на старте сезона, когда им не удавалось выжать максимум из шин Ultrasoft, из-за чего были сложности на этапах в России и Монако.

Похоже, у команды-лидера есть целая совокупность проблем с аэродинамическим пакетом с высокой прижимной силой. Они страдали от этого на протяжении всей первой половины сезона, а в Малайзии эти неприятности были усилены высокими температурами.

«Думаю, у нас есть сразу несколько причин для беспокойства, – отметил руководитель коллектива Тото Вольф. – И одна из них – действительно высокие температуры и особенности конфигурации трассы.

Сепанг – не самый традиционный автодром. Конечно, его нельзя напрямую сравнивать с Сингапуром или Монако, но здесь также есть немало медленных поворотов. К тому же, в Малайзии очень жарко. А такое сочетание факторов не идет нам на руку.

Если бы вы спросили меня, какой следующий автодром после Сингапура, Монако и Венгрии, который вам не подходит, я бы назвал Куала-Лумпур».

В итоге гоночного мастерства Хэмилтона на старом аэродинамическом пакете оказалось достаточно, чтобы удержать вторую строчку в протоколе заезда, но проблемы Боттаса с новым обвесом должны серьезно насторожить руководство команды, ведь им так и не удалось продемонстрировать на трассе потенциал, показанный во время испытаний в аэродинамической трубе.

© autosport.com
Фото: autosport.com

При этом Вольф поспешил напомнить, что Mercedes продолжает удерживать лидерство в обоих зачетах в чемпионате, а значит, все в порядке. Но это было больше похоже на браваду, поскольку очевидно, что не всё у них так хорошо, если они впервые в эпоху гибридных силовых установок так много уступали Red Bull посуху на протяжении гонки.

Да, Тото отметил, что в Малайзии шасси W08 не показало своей истинной силы, но не стоит недооценивать и их соперников из RBR, которые всю первую половину чемпионата боролись с проблемами по части аэродинамики, а теперь пожинают плоды своего тяжелого труда. И переломным моментом, пожалуй, стали обновления, привезенные на июльский этап в Венгрию.

На заключительных кругах гонки на Хунгароринге Ферстаппен смог вплотную подобраться к пилотам Mercedes, хоть дело до атаки и не дошло, в Спа Риккардо опередил Райкконена и Боттаса, поднявшись на подиум, а в Монце австралиец совершил успешный прорыв с конца пелотона на четвертую позицию на финише.

При этом в Спа и Монце инженеры RBR вынуждены были искусственно снижать аэродинамическую эффективность шасси, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток мощности мотора Renault. То же самое можно сказать и о Сепанге. Крылья Red Bull были настроены на меньшую прижимную силу по сравнению с Mercedes и Ferrari, но в скоростных виражах пилоты команды все равно выглядели быстрее, чем гонщики "Серебряных стрел".

Таким образом, в оставшихся гонках сезона Red Bull вполне может стать катализатором в борьбе лидеров за чемпионство.

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Честно говоря, наша машина в этот уик-энд была даже быстрее, чем мы сами ожидали, – признался после гонки руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер. – В пятницу шасси показало себя превосходно – в скоростных поворотах не было никаких проблем. Вы видели, что наша машина выступала с меньшей прижимной силой, чем конкуренты – мы даже не ставили Т-образное крыло.

Думаю, нам удалось найти идеальные настройки, и гонщики прекрасно себя проявили.

В квалификации наша проблема заключается в отсутствии специального режима работы двигателя, как у наших главных конкурентов. Полагаю, прибавка в этом отношении составляет около полусекунды. Но в то же время в субботу было заметно, что на трассе нет такого участка, где наше шасси значительно уступает машинам соперников.

В Мельбурне мы уступали Mercedes порядка 1,5 секунды с круга, а в Малайзии у нас была быстрейшая машина. Это фантастика. Значит, мы на правильном пути».

В Mercedes просто не нашли что противопоставить молодому и амбициозному Максу Ферстаппену в этот триумфальный для красных быков день.

После череды остановок в боксах голландец восстановил свой отрыв от Хэмилтона и спокойно довел гонку до финиша, полностью контролируя ситуацию. Единственные проблемы возникли у него при прохождении Джолиона Палмера и Кевина Магнуссена на круг в конце дистанции.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что касается Феттеля, то при старте с конца пелотона ему удалось к финишу подняться на четвертую позицию. За первые два круга дистанции немец вышел уже на 12-е место, после чего ненадолго застрял за Фернандо Алонсо. На восьмом круге Себастьян преодолел эту преграду, после чего довольно быстро вышел на шестую позицию, в частности из-за пит-стопов более медленных соперников.

В Mercedes прекрасно понимали, что на Сепанге Феттель быстрее всех, и даже предупредили своего лидера Хэмилтона о том, что в конце гонки Себастьян подберется совсем близко.

К концу 13-го круга немец был в 30 секундах от лидирующей машины и за оставшиеся 43 круга проиграл еще лишь семь секунд.

В начале 21-го оборота по Сепангу Себастьян опередил в борьбе за пятую позицию Серхио Переса, прошел преграду в виде Боттаса за счет пит-стопа после непродолжительной борьбы на трассе, а затем использовал альтернативную шинную тактику в погоне за Риккардо.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Феттель блестяще провел этот отрезок, пытаясь догнать лидирующее трио, но после одной робкой попытки атаки на Риккардо бросил эту затею – шины больше не позволяли бороться на пределе. Хорнер в этот момент сказал австралийцу по радио, что он «сломил дух Феттеля».

Но после гонки настрой в Ferrari был весьма оптимистичным, несмотря на еще большее увеличение отставание Себастьяна от Льюиса в чемпионской гонке. Очевидно, их обрадовало то, насколько серьезными оказались проблемы Mercedes в Малайзии, тогда как у них самих вопросов к темпу шасси не возникало.

В команде остались довольны аэродинамическим пакетом, привезенным в Куала-Лумпур, и выразили надежду на то, что еще смогут побороться с Mercedes за чемпионство в оставшихся пяти гонках.

Ясно одно – этап в Малайзии стал для Феттеля еще одной – и второй подряд – упущенной возможностью после аварии "на троих" с Ферстаппеном и Райкконеном на первом круге в Сингапуре.

Проблемы Mercedes представлялись блестящей возможностью завоевать победу на Сепанге, но неожиданная поломка силовой установки свела все усилия команды на нет. А в Японии, вполне вероятно, проявятся проблемы с коробкой передач после никому не нужного столкновения немца с Лэнсом Строллом после финиша гонки в Малайзии.

В целом минувший уик-энд был немного противоестественным. Противоестественным, как любое расставание. Сепанг умер, да здравствует Сепанг!

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7750/how-red-bull-stole-the-malaysian-grand-prix

© autosport.com
Фото: autosport.com