Легкой жизни у Mercedes в Японии точно не будет...

Бен Андерсон
6 октября 2017 в 18:36

После двух подряд непростых этапов Льюис Хэмилтон заявил, что Mercedes, наконец, вернулась к своей лучшей форме в Японии. Но в пятницу мы увидели немало свидетельств того, что лучшая форма чемпионской дружины отнюдь не предполагает былого доминирования. Слово Бену Андерсону...

Хотя Льюис Хэмилтон квалифицировался в Малайзии на поуле и приехал к финишу вторым, было совершенно очевидно, что прощальная гонка на Сепанге стала одной из самых трудных для Mercedes в нынешнем сезоне.

Впервые в году сложилось ощущение, что Ferrari перехватила у действующих чемпионов мира пальму первенства в плане аэродинамического прогресса шасси. И то, что Хэмилтон решил прямо по ходу уик-энда вернуться к прежнему обвесу, тогда как Валттери Боттас продолжил обкатывать новинки, лишний раз говорит о том, как много вопросов возникло у Mercedes в Малайзии в отношении процесса доработки аэродинамических элементов.

Новинки Ferrari, наоборот, сработали идеально. И на Сепанге алые машины были, безусловно, самыми быстрыми. Пилоты итальянской команды могли и должны были уверенно выигрывать гонку. Если бы не проблемы с силовой установкой…

Хэмилтон перед этапом в Японии выразил сомнение по поводу перехода на новый аэродинамический пакет. Но все же ему его поставили, поскольку команда посчитала, что у этих обновлений очень серьезный потенциал, который не так просто реализовать. К тому же, в Mercedes явно надеются на более прохладные условия, чтобы шины не успевали перегреваться.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Технический директор коллектива Джеймс Эллисон выразил надежду на то, что шасси следующего года будет более "сговорчивым", тогда как в этом сезоне им приходится всячески подстраиваться под эту диву.

Вполне очевидно, что лучше всего шасси W08 подходят прохладные условия и грязная непрорезиненная трасса.

Что касается сравнения Малайзии и Японии, то контраст здесь разительный. Температура дорожного полотна на Сепанге все время держалась в районе 40 градусов, а воздух уже с субботы прогрелся до +30 и выше.

В первой тренировке на Сузуке температура асфальта не превышала 24 градусов Цельсия, а воздух держался в районе +20. Это неплохие новости для Mercedes, если не считать прогноза на более жаркую погоду в воскресенье.

А что действительно должно волновать Mercedes, так это то, насколько быстро пилоты Ferrari поехали с самого начала дня, несмотря на прохладную погоду, и то, что конфигурации трасс в Малайзии и Японии во многом схожи, что может обернуться для "Серебряных стрел" серьезными проблемами по ходу уик-энда.

Сравнение команд по чистой скорости
  1. Ferrari (Феттель) – 1.29,166
  2. Mercedes (Хэмилтон) – 1.29,377
  3. Red Bull (Риккардо) – 1.29,541
  4. Force India (Окон) – 1.30,899
  5. Renault (Хюлькенберг) – 1.30,974
  6. Haas (Грожан) – 1.31,032
  7. McLaren (Вандорн) – 1.31,202
  8. Williams (Стролл) – 1.31,602
  9. Toro Rosso (Сайнс) – 1.32,252
  10. Sauber (Верляйн) – 1.32,897

«В Японии много скоростных поворотов – к примеру, 130R на современных машинах можно проходить газ в пол, что автоматически исключает его из списка виражей, – сказал один авторитетный инженер в паддоке. – Но есть и два медленных участка – шпилька 11-го поворота и шикана 15-го и 16-го. О них тоже не стоит забывать.

Всё остальное – среднескоростные виражи. При этом ко многим из них машина подъезжает на очень высокой скорости. Допустим, вход в первый поворот очень быстрый, тогда как последующие "эски" проходятся на средней и высокой скоростях – здесь пилоту необходимо точно выставлять машину перед виражами.

В этом состоит отличие Сузуки от того же Сильверстоуна, который является очень скоростным автодромом – все эти Abbey, Copse, Maggotts/Becketts. Там очень важно сцепление. В японских "эсках" присутствуют среднескоростные фазы, и пилотам очень важно точно менять направление движения – надо сделать так, чтобы передние колеса цепко держались за трассу и при этом задок шасси не сваливался.

© autosport.com
Фото: autosport.com

На первом секторе нужна недостаточная поворачиваемость. Необходимо, чтобы гонщик почувствовал уверенность в шасси и понимал, что ни передние колеса, ни задние не сойдут с траектории поворота раньше времени. Это непросто.

Если говорить о втором секторе на Сепанге, здесь важно поведение передней части шасси, и мы слышали по радио, как Боттас жаловался на недостаточную поворачиваемость.

В коротких скоростных виражах это не так важно, но когда повороты затяжные и переходят один в другой, как пятый и шестой в Малайзии, этот аспект выходит на первый план.

И степень важности поведения передних и задних колес может меняться в зависимости от погоды. На заднюю часть больше обращаешь внимание, когда жарко, а на переднюю – когда прохладно. И разницы в 10 градусов вполне достаточно».

И в этом кроется причина опасений для Mercedes. Во-первых, отчасти своими характеристиками трасса в Японии напоминает второй сектор на Сепанге, где обновленное шасси Mercedes под управлением Боттаса уступило в квалификации и Ferrari, и Red Bull.

Во-вторых, для пилота очень важен правильный баланс, чтобы он имел возможность извлечь из машины максимум, и с этим у модифицированного шасси Mercedes в Сепанге были большие проблемы. Ну и, наконец, даже незначительные изменения температуры могут серьезнейшим образом сказаться на эффективности W08.

Конечно, все команды будут в одинаковых условиях, но поскольку шасси Mercedes отличается своим, как выразился Хэмилтон, "упрямством" в сравнении с Ferrari SF70H и Red Bull RB13, у лидеров чемпионата проблем с этим будет больше.

«Исторически команды привозили в Японию крылья с низкой прижимной силой, – продолжил инженер. – Традиционные правила повышения эффективности шасси, состоящие в оптимальном соотношении прижимной силы и лобового сопротивления, заставляют команды снижать здесь прижим по сравнению с Малайзией, но сложности состоят в том, что в этом случае шасси начинает скользить, от чего страдают шины. Поэтому инженеры постепенно стали возвращать своим машинам часть прижимной силы.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Конечно, никто не повезет сюда крылья из Монако, но общие тенденции сегодня таковы, что аэродинамические элементы в Японии выкручивают довольно сильно. При этом некоторым командам приходится искусственно снижать прижим из-за проблем с передними шинами.

В эпоху выдувных диффузоров Red Bull и Себастьян [Феттель] выигрывали гонки с меньшей прижимной силой, поскольку не могли быть полностью уверены в стабильности передней части шасси.

Многое зависит от шин и баланса. Среднескоростные характеристики трассы вынуждают инженеров увеличивать прижим, но обновления шасси способны изменить эту картину.

Люди недооценивают важность баланса. Мы бесконечно говорим о мощности мотора, но если пилот не будет чувствовать оптимальный баланс шасси, ничего не получится. И часто именно поэтому требуется немало времени для адаптации привезенных обновлений шасси».

Вероятно, поэтому в Mercedes решили оставить свои новинки на Японию – они уверены, что пилоты смогут извлечь весь заложенный в них потенциал с ростом уверенности в поведении машины.

После гонки в Малайзии Хэмилтон и руководитель команды Тото Вольф в один голос говорили о том, что провели лучший за сезон разбор полетов, и в Японии собираются воплотить на практике задуманное.

И пока кажется, что в Mercedes действительно сделали серьезный шаг вперед. В Малайзии шасси W08 уступало соперникам в среднем 0,4 секунды на круге. На Сузуке с утра Хэмилтон проехал лишь на две десятки медленнее Феттеля посуху, сказав при этом, что машина пришла в норму.

Но если проанализировать их лучшие сектора из утренней сессии, отставание Льюиса увеличится до 0,329 секунды, а Даниэль Риккардо из Red Bull отстанет от британца еще на десятку.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Третий сектор трассы, включающий 130R и шикану, Хэмилтон и Феттель прошли практически вровень, несмотря на то, что этот участок явно должен лучше подходить Mercedes. На первом секторе ("эски") немец был быстрее на 0,146 секунды, а на втором (два виража Degner, шпилька и "ложка") его преимущество составило 0,186 секунды.

Такой расклад сил лишний раз показывает серьезный потенциал Ferrari в отношении развития шасси, хотя стоит отметить, что пилот Скудерии проехал свои лучшие круги позже по времени, чем гонщики Mercedes и Red Bull.

В любом случае, шасси Ferrari выглядело наиболее сбалансированным как на шинах Soft, так и на Supersoft. К тому же, хоть пилоты и не смогли вдоволь поездить в гоночном темпе, на отрезках с большой топливной загрузкой у итальянской команды также не было проблем, и они сохраняли лидерство.

Хэмилтон оказался на 1,4 секунды медленнее Феттеля, примерно секунду проиграл темпу Кими Райкконена и всего на 0,17 секунды опередил Риккардо. Хотя стоит признать, что пилоты Ferrari проехали намного меньше кругов по сравнению с Mercedes и Red Bull, так что общая картина может быть искажена.

Отрывы будут меньше, но в целом уже видно, что Ferrari в полном порядке. В Маранелло были уверены, что в Малайзии у них была быстрейшая машина, и если бы не проблемы с мотором, они легко взяли бы весь первый ряд на старте.

Вопрос лишь в том, окажется ли преимущества Ferrari в затяжных средне- и высокоскоростных поворотах достаточно, чтобы нивелировать сильные стороны Mercedes, которые проявляются на длинных прямых, особенно с "волшебным" режимом двигателя в третьем сегменте квалификации.

Нехватка в Сузуке откровенно медленных поворотов по сравнению с Малайзией играет на руку "Серебряным стрелам", но совсем необязательно это будет минусом для Ferrari. Важно, что в Mercedes серьезно опасаются Скудерию в Японии, и правильно делают.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что касается Red Bull, то на Сузуке им, пожалуй, блеснуть не удастся, особенно если сохранится прохладная погода. Шасси RB13 вновь великолепно смотрелось в поворотах, несмотря на значительно урезанную прижимную силу, но потери в полсекунды на длинных прямых и в 130R – это непозволительная роскошь. На этих участках силовая установка Renault упирается в ограничитель, тогда как моторы Mercedes и Ferrari продолжают разгоняться.

«У нас был неплохой темп, – сказал Даниэль Риккардо, – но нам по-прежнему необходимо найти оптимальный компромисс по прижимной силе. Мы много теряли на прямых, и мне кажется, что дело не только в двигателе.

При этом мы довольно близко подобрались к Mercedes и Ferrari, так что все нормально. Но мы прекрасно понимаем, что они поедут еще быстрее, так что нам нужно прибавить, если мы хотим составить им конкуренцию в воскресенье».

Если же в субботу пойдет дождь, у пилотов австрийской команды появится шанс сильно выступить в квалификации. Но в целом в обычных условиях стоит ожидать, что Гран При Японии вновь должен стать полем битвы для двоих – Mercedes и Ferrari. И если "Серебряные стрелы" будут опираться на свои последние спорные изменения шасси, то Скудерия попытается противопоставить им свой стабильный прогресс в доработке машины.

Эллисон предположил, что шансы противоборствующих команд в предстоящий уик-энд распределятся с вероятностью 50 на 50. Если будет прохладно, и в Mercedes не ошибутся с настройками, они будут на коне. Но легкой прогулки в Японии у них не будет точно – в Ferrari сделают всё, чтобы так и было...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7760/the-warnings-still-lurking-for-mercedes-in-japan

© autosport.com
Фото: autosport.com