Неожиданное последствие борьбы за безопасность...

Найджел Робак
6 ноября 2017 в 9:21

Если даже сам Джеки Стюарт – главный апологет и сторонник безопасности пилотов в Формуле 1 – заявляет о том, что спорт перешел все допустимые грани в этом аспекте, значит, что-то действительно неладно в королевстве скорости. Слово Найджелу Робаку...

После финиша гонки в Остине Макс Ферстаппен, на последнем круге дистанции опередивший Кими Райкконена в борьбе за третье место, выглядел абсолютно счастливым в церемониальной комнате, беседуя с Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем перед подиумом. Ровно до того момента, как их стало четверо – по лестнице поднялся финн, кто-то что-то сказал голландцу, после чего он, ничего не ответив, внешне спокойно побрел вниз по тем же ступенькам.

У всех есть глаза, и все видели, что Макс действительно выехал всеми четырьмя колесами за пределы дорожного полотна при обгоне, и у судей формально не было иного выбора, кроме как наказать нарушителя.

Их решение было принято неоднозначно по причине того, что внешне обгон выглядел потрясающе, но отрицать очевидное было бы глупо – голландец покинул границы трассы, выполняя этот маневр, и точка.

Руководитель команды Red Bull Racing после гонки сказал, что болельщики как раз и ждут таких смелых обгонов от пилотов, а неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда заявил, что худшего решения от стюардов не видел. В эмоциональном и психологическом плане я с ними абсолютно солидарен, но правила есть правила, и нельзя их трактовать так, как тебе удобно.

О чем действительно можно говорить применительно к этому эпизоду, так это о постоянстве и последовательности принимаемых решений в похожих ситуациях. По всей видимости, на одних автодромах судьи подходят к одним и тем же эпизодам более сурово, чем на других – что-то жестко судится, а что-то упускается из вида.

Можно подумать, что подобные правила были введены исключительно для того, чтобы внести в спорт неразбериху. Но они стали следствием заботы о безопасности гонщиков – не более того. Я помню, как в былые годы наблюдал за гонкой в Монако, стоя за ограждением в левом повороте на входе в связку у бассейна – было страшно даже просто смотреть за тем, как Айртон Сенна управляется здесь со своим автомобилем…

© autosport.com
Фото: autosport.com

В то время за ошибки пилотов наказывали не судьи, а стены, и именно они были мощнейшим стимулом не ошибаться. Но ныне кирпичная кладка осталась в прошлом, а ее заменили белые линии на асфальте, и вместе с этим необходимость проявлять смелость и храбрость заметно поубавилась.

Пару лет назад мы беседовали с Крисом Эймоном по телефону как раз о всех этих срезках на трассе, и он дал мне вполне ясный и лаконичный ответ: «Ну, не знаю, в мое время стены и деревья прекрасно справлялись со своими обязанностями...»

Инстинкт самосохранения – один из мощнейших инструментов человеческого организма, и, конечно, внешние препятствия на трассе являются серьезным стимулом соблюдать правила. В то же время когда вдруг что-то шло не так, наказанием для пилота был отнюдь не выезд на всей скорости в широченную зону безопасности, со всех сторон огороженную отработанными покрышками.

Сейчас мы находимся близко к другому краю спектра, что очень напоминает мне старый комедийный вестерн «Поддержи своего шерифа» с Джеймсом Гарнером в главной роли. Там в одном городе построили новую тюрьму, но само строительство не закончили. И за неимением ограждений герой Гарнера начертил мелом линии на земле, посоветовав заключенным не пересекать их. Надо ли говорить, что мало кто внял этому совету. Ничего не напоминает?..

Я не знаю ни одного гонщика, столь же рьяно проповедующего принципы безопасности в автоспорте, как Джеки Стюарт. Но даже он с укоризной заметил, что на новых трассах Формула 1 перешла, простите за каламбур, всякие границы.

«Все хотят видеть классные гонки с большим количеством обгонов, – сказал шотландец. – Но фундаментальная проблема в настоящее время всеми игнорируется – для этого необходимо менять аэродинамику машин.

На современных автомобилях Ф1 кроме как при помощи DRS обгонять невероятно трудно. И в этой связи неудивительно, что пилоты раз за разом пересекают белые линии или небольшие поребрики, ограничивающие пределы дорожного полотна.

Но я также заметил бы, что практически ни одна трасса, построенная за последние 20 с лишним лет, не приспособлена для нормальных обгонов.

На протяжении долгих лет никого не наказывали за нарушение границ трассы вне зависимости от того, намеренным оно было или нет, и в этом отношении необходимо было принимать меры. Ошибка пилота не должна неизбежно приводить к его гибели или увечьям, но она должна вести к неминуемой потере времени.

Я не сторонник инцидентов на трассе, Бог свидетель, но если на выходе из поворотов и на апексах положить настоящие высокие поребрики или что-то в этом роде, гонщики не смогут допускать ошибки и оставаться при этом безнаказанными – они просто со временем научатся ездить внутри границ трасс.

Риск получить штраф от судей – это одно, а риск неизбежно потерять время на срезке траектории – совсем другое».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Да, формально Ферстаппен нарушил правила, обгоняя Кими на последнем круге Гран При США, но это была настоящая ловкость рук. И, приехав в Мексику через неделю, голландец никак не мог успокоиться после полученного наказания. Добавьте сюда упущенный поул на автодроме имени братьев Родригес, и его одержимость на старте гонки становится абсолютно объяснимой. Ему одному в верхушке пелотона нечего было терять, и он доказал это, выйдя в лидеры и триумфально проведя заезд.

Конечно, совсем не с девятым местом в активе Льюис Хэмилтон хотел завоевать свой четвертый чемпионский титул в карьере, но все же гонка забудется, а достигнутый результат останется.

Что касается других гонщиков, то лично я остался очень впечатлен тем, как провел заезд Кевин Магнуссен, финишировавший восьмым. В команде Haas очень высоко ценят датчанина хотя бы за то, что он, в отличие от того же Ромена Грожана, не жалуется постоянно, а просто делает свою работу.

Кевин – такой олдскульный гонщик, не склонный к проявлению политкорректности.

«Я ни разу не ездил на трассе старой школы, чтобы она мне не понравилась, – сказал он мне как-то. – Они гораздо лучше, чем современные автодромы. И главное, что делает их такими классными, – это отсутствие всех этих огромных зон безопасности.

У всех есть голова на плечах, и все понимают, что если выехать за пределы трассы, будет больно. Конечно, никто не хочет боли, но вне зависимости от того, как ты на это смотришь, это твой выбор: если сделать трассы еще более безопасными, пропадет их атмосферность. Всё очень просто».

Также Магнуссен, боготворящий Стирлинга Мосса, признался, что родился не в то время, и что он с гораздо большим удовольствием гонялся бы в 50-х и 60-х. Думаю, он не кривит душой…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7814/the-unexpected-side-effect-of-f1-safety-push

© autosport.com
Фото: autosport.com

Комментарии для сайта Cackle