Хочу быть гонщиком. Пусть меня научат!

Виктория Ганеева, Анна Завершинская
17 ноября 2017 в 9:51
Фото: Мария Мельникова

Появление россиян в мировых сериях, а также в известных автоспортивных академиях, заставляет родителей задуматься...
С какого возраста можно отдавать ребенка в автоспорт? Какие варианты развития гоночной карьеры существуют? И самый главный вопрос – какая нагрузка ложится на семейный бюджет? AUTOSPORT.com.ru не мог остаться в стороне от столь животрепещущей темы и поговорил со специалистами, которые претворяют в жизнь программы по развитию детского автоспорта в России.

Первое, что приходит на ум при слове детский автоспорт – это картинг. И действительно, картингом можно заниматься, начиная с шести лет. Для начала попробовать прокатный картинг, а потом при желании выступать на официальных соревнованиях.

Специально для самых маленьких организована Академия РАФ и класс Микро, где юным спортсменам рассказывают основы пилотирования картов, объясняют правила и учат выигрывать гонки. Возраст – главный принцип разделения на классы. В каждой старшей группе увеличивается размер рамы карта и мощность двигателя.

«Перед нами стоит амбициозная задача – чтобы российский чемпионат по картингу стал по уровню не ниже чемпионата Европы, – говорит председатель Комитета по картингу РАФ Василий Скрыль. – Для этого нужно работать во многих направлениях: развитие картодромов, улучшение состояния трасс, удобный календарь, минимизация расходов на логистику, стабильные и прозрачные технические требования».

Фото Мария Мельникова
Фото Мария Мельникова

Еще один вариант для самых маленьких – это кросс. Сейчас в рамках этой дисциплины тоже организована Академия кросса, где можно заниматься, если ребенку исполнилось шесть лет. Мини-багги российского производства оснащены мотором 6,5 л.с и имеют всего две педали – газ и тормоз. Сначала для новичков проводятся учебно-тренировочные сборы, и только потом можно выходить на старт.

Возрастные группы и принципы выдачи гоночных лицензий в картинге и кроссе одинаковые, а значит ребенок может попробовать обе дисциплины и понять, что ему больше нравится.

Расходы на выступления в кроссе немного ниже по сравнению с картингом за счет технической составляющей, все остальные – практически одинаковые. Получение лицензии пилота на сезон – 2000 рублей, стартовый взнос за этап – 2000-3000 рублей.

Но основная статья расходов – это логистика. Сами соревнования проводятся в европейской части России и включают шесть или семь этапов. Но, учитывая масштабы нашей страны, расстояние до места проведения соревнования, даже если вы живете в Центральном Федеральном Округе, может быть и 1500, и 2000 километров. Нужно приехать самим, привезти технику, оплатить проживание и питание. Некоторые берут в аренду или покупают кемперы, решая таким образом сразу несколько задач.

Фото Мария Мельникова
Фото Мария Мельникова

Стоимость багги порядка 80 тысяч рублей. А вот карт несколько дороже. Для начала нужно купить раму (150 тысяч рублей), а все остальные комплектующие можно взять в аренду на гонку. Чаще всего технику обслуживают сами родители, но можно нанять на гонку механика. Также нужно не забыть про топливо, шины и ремонт после гонки.

Кросс для самых маленьких находится только в начале своего развития. В 2017 году в кроссовых соревнованиях приняли участие 35 юных спортсменов. А вот в картинге, где желающих выйти на старт первенства России гораздо больше, уже выстроена система отборочных соревнований на уровне федеральных округов. Такой подход позволяет, с одной стороны, снизить на первоначальном этапе расходы на логистику, а с другой – уменьшить аварийность, ведь пилоты уже хорошо знают принципы борьбы на трассе.

«Именно детские соревнования на региональном уровне должны стать первой ступенькой для будущих чемпионов, – считает Евгений Аксаков, президент Федерации автомобильного спорта Московской области. – При этом каждый субъект должен сам принимать решение, где и какие трассы нужно строить, какие школы открывать. И здесь нужна именно помощь правительства региона и выделение преференций. Такие моменты нужно закреплять на законодательном уровне через региональное собрание».

Еще одна из возможностей попасть в автоспорт – стать участником всероссийского картингового турнира SMP Racing / Газпром – детям. Основное условие – не иметь гоночной лицензии.

В 2017 году отборочные этапы прошли на 24 картодромах в 21 городе России. В программу входит обучение с профессиональным тренером, мастер-классы со звездами российского автоспорта и региональные соревнования. В финал турнира попадают шесть лучших от каждого региона в трех возрастных группах. Призеры и победители турнира имеют возможность продолжить свою гоночную карьеру в Академии SMP Racing.

«Всероссийский турнир по картингу мы проводим уже второй год, – отметил основатель и руководитель программы развития российского автоспорта SMP Racing Борис Ротенберг. – В 2016-м интерес нему был колоссальным: тогда в турнире приняли участие почти 500 юных спортсменов, многие из которых специально приезжали на картодромы за сотни километров.

В этом году численность участников увеличилась более чем втрое. Это говорит о том, что в России очень много молодых ребят, интересующихся этим видом спорта. В глазах каждого из них видна жажда победы, спортивный азарт. Очень приятно, что наша дружная автоспортивная семья пополнилась новыми талантами, из которых, я уверен, вскоре загорятся новые звёзды российского автоспорта!».

Фото Марат Даминов
Фото Марат Даминов

Когда юному пилоту исполняется 15 лет, вариантов куда пойти и чем заниматься становится гораздо больше: юношеские и взрослые классы в кроссе или картинге, класс Формула 4 или кузовные гонки.

Уже третий сезон в рамках Российской Серии Кольцевых Гонок проходит первенство России в классе Национальный Юниор. В 2017 году в нем приняли участие семнадцать юношей и девушек.

«Далеко не все дети могут проявить себя в картинге, и происходит это по разным причинам. Но эти же дети могут хорошо выступать в кузовах, где все чуть-чуть проще, – рассказывает руководитель и преподаватель собственной гоночной академии Антон Захаров. – Не надо быть таким высушенным, не такие высокие требования к весу, чуть-чуть пониже конкуренция, другие вещи работают, чтобы ехать быстро.

Этот класс, во-первых, дает возможность показать себя тем, кто не смог сделать это в картинге, а во-вторых, это все-таки правильная ступень в сторону грамотных участников дорожного движения. Потому что среди картингистов и даже среди формулистов не все могут нормально управлять обычным дорожным автомобилем».

Организаторы РСКГ стараются снизить материальные расходы для родителей и компенсируют часть затрат. Но в любом случае одна гонка на арендной технике в классе Национальный Юниор обходится в 130-150 тысяч рублей. О доставке техники, обслуживании ее на гонках и о питании позаботится команда. К этой цифре нужно прибавить проживание юного пилота и стоимость проезда к месту проведения соревнования. Расходы на восстановление машины в случае аварии тоже ложатся на плечи родителей.

Если вы считаете, что ребенок готов выступать на международном уровне на машинах с открытыми колесами, то добро пожаловать в чемпионат в классе Формула 4, который в нашей стране проходит под патронажем программы развития российского автоспорта SMP Racing. Сюда можно попасть и по результатам выступлений в картинге (все этапы российского первенства посещает спортивный директор молодежной программы SMP Racing Петр Алешин), и просто оплатив сезон. Турнир проходит в статусе чемпионата северо-европейской зоны и включает этапы в России, Эстонии, Финляндии и Голландии.

Когда родители отдают своего ребенка в автоспорт, поначалу, конечно, все мечтают увидеть его чемпионом мира в классе Формула 1. Но позже появляются и более земные цели. Дети, которые занимаются автоспортом, более собраны, лучше учатся, быстрее развиваются по сравнению со своими одноклассниками, и увлечены серьезным делом. Автоспорт учит быть не только быстрым и уметь побеждать, но и держать удар, концентрироваться на главном, заранее просчитывать ситуацию. Согласитесь, это не так уж и мало.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle