Меняете Формулу 1? Сначала верните нам классические автодромы!

Дитер Ренкен
30 ноября 2017 в 9:22

Голосование, проведенное недавно в социальных сетях, выявило явный интерес со стороны болельщиков к историческим трассам, которые с годами покидают календарь Формулы 1. Причем недостатка в них нет, и они готовы принять у себя этапы. Но прислушаются ли к ним в новом руководстве спорта? Рассуждает Дитер Ренкен...

После Гран При Бразилии появились предположения, что Интерлагос покинет календарь Больших Призов по соображениям безопасности – сразу несколько команд, включая Mercedes, Sauber и Williams, в тот уик-энд пострадали от рук местных криминальных группировок. Представителям FIA и Pirelli тоже досталось. В связи с этим повсеместно стали возникать дискуссии о том, какой автодром может заменить в списке этапов Бразилию.

Накануне финальной гонки сезона в FIA заявили, что эта тема будет обсуждаться на очередном собрании Всемирного совета по автоспорту 6 декабря в Париже, но, если говорить откровенно, одним обсуждением тут не обойтись.

По окончании Гран При Бразилии также было запущено глобальное голосование в среде болельщиков, главной темой которого стала возможная замена Интерлагоса в календаре Больших Призов. Какую трассу фанаты Ф1 хотели бы видеть в списке этапов вместо легендарного автодрома, уютно расположившегося между двумя озерами в Сан-Паулу?

Конечно, проведенное голосование для болельщиков едва ли можно назвать полноценным научным исследованием, но при ближайшем рассмотрении его результатов трудно не заметить, что классические автодромы получили гораздо большую поддержку по сравнению с современными трассами. И на большинстве из них в прошлом проходили гонки Формулы 1.

Также любопытно отметить, что в списке фаворитов не присутствовали городские автодромы, если не считать одного респондента, выбравшего Кейптаун в качестве кандидата на проведение Гран При ЮАР, но не уточнившего при этом, где, по его мнению, должен проходить этап – на стационарном автодроме, о строительстве которого в Южной Африке заявили еще десять лет назад, или на уличной трассе, включающей в себя стадион, оставшийся после чемпионата мира по футболу.

Так или иначе, власти Кейптауна вряд ли рассматривают Формулу 1 в качестве своего спортивного приоритета, ведь они они уже объявили о соглашении с чемпионатом мира по ралли-кроссу сроком как минимум на три года.

В списке фаворитов также присутствовали Имола (Италия), Кьялами (ЮАР), Эшторил (Португалия), Уоткинс-Глен и Лонг-Бич (обе – США), плюс Турция/Индия, совсем недавно принимавшие Гран При своих стран. Кто-то даже выбрал Сильверстоун – видимо, намереваясь оставить трассу в календаре, несмотря на то, что BRDC, владеющий британским автодромом, воспользовался опцией расторжения контракта после 2019 года.

Трассы, никогда не принимавшие Формулу 1, вроде американской Лагуны-Секи и австралийского Батхёрста также присутствовали в списке претендентов. Как и ежегодный Гран При Германии на постоянной основе без обмена этапами, и Аргентина. Последняя, разумеется, располагает серьезными шансами, если речь идет именно о замене Интерлагоса, поскольку находится на том же континенте.

Были в списке и совсем уж романтические, но несбыточные кандидаты вроде Маунт-Панорамы в австралийском Новом Южном Уэльсе. Вероятность того, что владельцы этого потрясающего автодрома когда-нибудь получат необходимую категорию лицензии от FIA, практически равна нулю. Что касается захватывающей дух Лагуны-Секи с ее умопомрачительным "штопором", то, хотя в 80-х эта трасса и рассматривалась в качестве альтернативы городскому треку в Финиксе, все же ее шансы также стремятся к "баранке".

Многие из автодромов, предложенных болельщиками, уже порядка 30 лет не принимали Гран При Формулы 1, а значит, юные болельщики просто не могут о них помнить. Тем не менее респондентами была охвачена полная мировая география, за исключением разве что Юго-Восточной Азии, что должно встревожить новых владельцев коммерческих прав на Ф1 – компанию Liberty Media, которая выбрала этот регион во главе с Вьетнамом в качестве приоритетного вектора развития спорта.

Также никто не отдал голос за городскую трассу в Майами, которая числится вторым после Вьетнама кандидатом на проведением этапа в блокнотах Liberty, и никому не интересна гонка в Нью-Йорке, хотя оба города включены владельцами Ф1 в список так называемых "городов назначения".

Да и в самом Майами Формулу 1 никто не ждет. Доказательства? Достаточно того, что ежедневная городская газета The Miami Herald недавно вышла с громким заголовком «Скажем "нет" Формуле 1, приближающейся к улицам Майами». И причины понятны – глобальная реконструкция, перекрытые улицы, загрязнение окружающей среды и высокие расходы из бюджета – кому это все нужно на благополучном восточном побережье Штатов? Они и этап Формулы Е провели всего однажды, в первый год серии, после чего отказались от него и вспоминают это как страшный сон.

Нью-Йорк уже не в первый раз появляется на повестке дня при обсуждении календаря Больших Призов. Все мы помним, что в предварительном календаре 2013 года даже появилась городская трасса в близлежащем Нью-Джерси, но гонка так и не состоялась. Вряд ли этот проект будет воскрешен, а если Нью-Джерси не сможет достойно провести этап Формулы 1 в этом регионе, то кто сможет?

Если в Liberty Media всерьез озабочены расширением календаря Ф1 – или поддержанием его на отметке 20-21 этапа с учетом ухода Малайзии и слухов о возможном расторжении контрактов с другими этапами, – им стоит внимательнее присмотреться к историческим классическим автодромам, кандидатуры которых были отклонены бывшими владельцами спорта – фондом CVC Capital Partners.

Основные фавориты в списке этих трасс – Имола, Кьялами и Эшторил. Все эти автодромы, а также возможное возвращение в календарь Аргентины, будут встречены болельщиками на ура, чего не скажешь о том же Вьетнаме. Минувший Гран При Мексики посетил предполагаемый промоутер будущего этапа в Буэнос-Айресе, а также заинтересованные аргентинские политики и бизнесмены. Так что лёд тронулся…

Что касается Имолы, то этот автодром еще совсем недавно рассматривался в качестве кандидата на проведение Гран При Италии, к тому же, трасса обладает необходимой категорией лицензии FIA. Более того, владельцы автодрома имени Энцо и Дино Феррари даже подписали предварительное соглашение на проведение этапа с бывшим владельцем коммерческих прав Берни Экклстоуном, но Монца все же сохранила – не без помощи политиков и юристов – за собой итальянский Гран При. И все же, если родина Ferrari способна принимать два этапа MotoGP в году (в Муджелло и Мизано), почему бы не вернуть эту традицию прошлого и в Формулу 1?

Владельцы трассы Кьялами совсем недавно потратили порядка 30 млн фунтов на реконструкцию автодрома и практически подошли к получению лицензии первой степени от FIA – осталось достроить трибуны. Так что в принципе легендарная трасса готова к принятию Гран При, если новые владельцы обратят на нее внимание. Но пока их взор не направлен в сторону Южной Африки и Португалии, и причиной тому готовность развивающихся стран платить за проведение гонки больше – всё просто.

Если в Liberty заинтересованы, а сами они так и утверждают, в том, чтобы привлечь внимание болельщиков к спорту, начать стоит с того, чтобы сбить чрезмерно раздутый уровень взноса за право провести у себя этап, ведь этот фактор влияет на жизнеспособность Гран При в дальнейшем и в конечном итоге – на цены на билеты. Но это уже совсем другая история.

Еще одним автодромом, который не прочь вернуться под крыло Больших Призов, особенно с ростом популярности в Ф1 фигуры Макса Ферстаппена, это голландский Зандворт. Однако здесь есть один нюанс. Дело в том, что поклонники Ферстаппена, по сути, рассматривают его присутствие в Ф1 как возможность путешествовать по миру, одновременно болея за своего любимца. И вполне вероятно, что владельцы автодрома сильно переоценивают популярность будущего Гран При.

Этап в Германии также заслуживает возвращения в календарь, однако без этого удобного, но недальновидного правила обмена Гран При между Хоккенхаймом и Нюрбургрингом. Ведь достаточно одному из них выйти из игры ввиду банкротства, как произошло с Нюрбургрингом, и вся схема рушится. Благо, что историческая трасса вовсе не исчезла с лица земли благодаря усилиям и финансам российского олигарха Виктора Харитонина.

Автодром в Индии? Пока шансов вернуться в Ф1 у него не так много, кроме того, источники передают, что с момента проведения там последней гонки Больших Призов в 2013-м шагов к модернизации сделано не было. И пока государство не определится со своими налоговыми структурами на местах, вероятность возвращения в календарь Турции будет значительно выше, чем у Индии.

Ранее в этом году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригласил нового председателя Ф1 Чейза Кэри и представителей местных автоспортивных властей в президентский дворец для обсуждения перспектив возвращения Гран При в страну в 2018-м впервые за последние семь лет. И хотя согласие достигнуто не было, очевидно, что какие-то подвижки в этом направлении наблюдаются.

Остаются два классических американских автодрома – Лонг-Бич и Уоткинс-Глен. Что касается последнего, то шансы на проведение Гран При на этой трассе, располагающейся в 200 милях к северо-западу от Нью-Йорка, минимальны, ведь местные власти благосклонны лишь к американским гоночным сериям, да и запланированный на 2018 год этап первенства IndyCar здесь, как стало известно, не состоится. А если заокеанская трасса не может удержать у себя IndyCar, каковы шансы на то, что им удастся подписать долгосрочное соглашение с чужеродной Формулой 1?

Согласно достоверной информации от наших источников, в октябре 2016-го власти города Лонг-Бич выражали готовность провести на своей исторической городской трассе один из этапов – IndyCar или Ф1. В какой-то момент они даже рассматривали идею проведения обеих гонок, но отказались от нее по различным соображениям, включая экономическую целесообразность, к тому же, в Формуле 1 заявили, что считают проведение этапа в один год с IndyCar для себя неприемлемым.

В результате были рассмотрены две заявки – одна от Ассоциации Гран При Лонг-Бич (GPALB), которая планировала продвигать этап IndyCar, а вторая – от Всемирного чемпионата Калифорнии, возглавляемого ветераном продвижения Ф1 в Лонг-Бич Крисом Пуком, который свято верил в то, что приезд в этот город этапа Больших Призов окажет втрое лучший экономический эффект по сравнению с IndyCar.

После продолжительного рассмотрения была принята к реализации заявка от IndyCar. В Liberty поспешили подчеркнуть, что не имели никакого отношения к заявке от Формулы 1, поэтому от комментариев по этому поводу отказались. Но в целом надо признать, что эта сделка с американским первенством, по сути, поставила крест на надеждах болельщиков вернуть Формулу 1 в Лонг-Бич, где с успехом прошли восемь этапов с 1976 по 1983 год.

Ясно то, что поклонники Больших Призов по-прежнему жаждут увидеть своих любимцев за рулем машин Ф1 на исторических автодромах прошлых лет. Но проблема заключается в неспособности владельцев этих трасс платить чрезмерно завышенные суммы за проведение этапов. В Liberty должны принять взвешенное решение по этому поводу, поскольку снижение статьи доходов от взносов неизбежно скажется и на командах, участвующих в чемпионате…

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7853/the-change-f1-must-make-to-bring-back-classic-races