Гран При Бахрейна: Обзор гонки от Марка Хьюза

Марк Хьюз
26 апреля 2013 в 23:46

В Бахрейне Себастьян Феттель одержал вторую в этом сезоне победу – но даже сам немец был удивлен тем, как легко она ему досталась. Марк Хьюз анализирует гонку, чтобы понять, каким образом чемпион мира вновь покорил вершину пьедестала

Формула 1 представляет собой своего рода замкнутый мир, за пределами которого, по мнению его обитателей, ничего не существует. Так что вас бы простили, доведись вам подумать о том, что самым важным моментом по ходу уик-энда в Бахрейне было поведение шин.

Сезон все еще в начальной фазе, и команды, даже уже познавшие вкус победы, все еще не совсем понимают, как же работает резина Pirelli в 2013 году. В теории все, конечно, осознавали, что на сухом и абразивном асфальте в Сахире ключевой фактор – это термическая деградация задних шин, вызванная необходимостью атаковать на выходе из медленных поворотов, а также многократно серьезно оттормаживаться и понижать передачи в различных секторах трассы.

Но как достичь столь важного и хрупкого баланса в настройках машины, который помог Red Bull Racing и Себастьяну Феттелю одержать безупречную победу, в то время как обладатель поула Нико Росберг из Mercedes был вынужден откатиться на далекую девятую позицию? Вот это пока не совсем понятно.

«В квалификации мы уступили времени поул-позиции одну секунду, – говорил после гонки Пол ди Реста, которому совсем чуть–чуть не хватило до подиума, – но в гонке я финишировал, опередив на 20 секунд ту машину, которая стартовала первой. Может быть, в сравнении с техникой соперников, нашей VJM06 больше подходит жаркая погода. Но, с другой стороны, в Китае мы ехали быстрее, когда было прохладно!»

Жаркий Бахрейн принес много загадок. В их числе, правда, не было вопроса о том, что участники чемпионата вообще делают в стране, где продолжаются волнения (хотя тут ответ как раз понятен – все дело, как обычно, в деньгах).

Но если оставить в стороне этот вопрос, да и все остальные – по крайней мере, в этот раз мы увидели гонку, где пилоты бились колесо в колесо за каждый дюйм, включая попытки впечатать в стену пит-лейна соперника, пытающегося совершить обгон в первом повороте без возможности использовать DRS. А еще были моменты на подходе к жесткому четвертому повороту, где можно нырнуть внутрь, а можно остаться снаружи и постараться выйти вперед до того, как соперник постарается выдавить вас за пыльный бордюр.

В Бахрейне вновь многое зависело от резины © LAT
В Бахрейне вновь многое зависело от резиныФото: LAT

Кольцо в Сахире очень требовательно к тормозам. С фактическим износом резины дело обстоит несколько лучше, но весь вопрос в том, чтобы продержаться на трассе как можно дольше, пока задние шины неизбежно не сотрутся «в хлам», будь это Hard или Medium.

Различные темпы термической деградации на машинах разных команд заметно сказались на результатах тех или иных пилотов, позволив нам увидеть множество тактических решений, начиная от схемы с двумя пит-стопами для Lotus Кими Райкконена и Force India Пола ди Ресты, наиболее типичного плана с тремя остановками в боксах, и заканчивая вынужденными четырьмя визитами к механикам для Нико Росберга из Mercedes и Дженсона Баттона на McLaren.

Но здесь, по крайней мере, пилоты могли сражаться друг с другом, а не ехать, как в Китае – сосредоточившись исключительно на времени круга и длине отрезка, пропуская при этом соперников без малейшего сопротивления.

В Бахрейне сухой жар близкой пустыни, температура дорожного полотна в 42 градуса (притом, что оно уже начинало остывать, так как старт гонки был в 3.30 пополудни), а также сильный встречный ветер на прямой вдоль пит-лейна немедленно вступили в игру и продолжали оказывать влияние по ходу всей гонки.

Встречный ветер усиливал преимущество от использования DRS на стартовой прямой, из-за чего шедшим впереди было особенно сложно удержать позицию, так как ветер гасил скорость. В другой же зоне, где было разрешено открывать крыло, и где машины едут в обратном направлении – на более короткой прямой к 11-м повороту, – ничего особенно интересного не происходило.

На старте Нико Росбергу удалось сохранить лидерство. Фернандо Алонсо на Ferrari резво объехал Red Bull Себастьяна Феттеля в первом повороте. Какое-то время соперники оставались бок о бок, а к четвертому повороту испанец все же взял в этом споре верх.

Ди Реста отобрал у другого пилота Ferrari Фелипе Массы четвертое место. Бразильца попробовал обойти и Адриан Сутиль по внешней стороне четвертого поворота, но тот решил преградить ему путь, и переднее крыло алой машины моментально проткнуло правую заднюю шину на автомобиле немца.

В планы Феттеля совершенно не входило ехать на третьем месте. Он вновь бросился в атаку на Алонсо, поравнявшись с ним в четвертом повороте. Их сражение на высоких скоростях в быстрой связке пятого и шестого поворотов – вправо-влево, где место есть только для одной машины, – было захватывающим.

У Алонсо не осталось другого выбора, кроме как уступить, а когда они начали спуск с холма, ди Реста был у него уже на хвосте. Чуть поодаль Масса с поврежденным крылом пытался отбиться от преследующего его Марка Уэббера на Red Bull.

Сутилю пришлось долго ковылять до боксов, и вернулся он с отставанием почти в круг. Несмотря на то, что о хорошем результате можно было просто забыть, получив оперативный простор, его машина летела по трассе. Последующую дистанцию немец преодолел быстрее победителя, и его лучшее время на круге смог перекрыть только Феттель. Force India, безусловно, отлично смотрелась в Бахрейне.

Феттель сразу же пошел в атаку © LAT
Феттель сразу же пошел в атакуФото: LAT

Как только Феттель прошел Алонсо, у немца появилось подозрение, что лидер гонки его сдерживает. У Росберга, в свою очередь, тоже возникло такое ощущение.

«Судя по тому давлению, которое оказывали преследователи, начиная уже с третьего поворота, у меня были серьезные проблемы», – говорил позже Нико. На прямой вдоль боксов он пытался защитить внутреннюю траекторию от пилота Red Bull Racing, в то время как Алонсо также был не прочь отыграть позиции в этом месте и в это же время.

Сражение продолжалось, на подходе к четвертому повороту Феттель шел параллельным курсом с Росбергом по внешней стороне. Нико вновь удалось остаться впереди, но обгон был всего лишь вопросом времени. Задние шины Mercedes уже перегрелись.

За пределами первой шестерки по пути к четвертому повороту Баттону удалось опередить Райкконена, его примеру вскоре последовал и другой гонщик McLaren Серхио Перес. Это было весьма удивительно, потому как на протяжении всех пятничных тренировок Lotus оставалась самой быстрой машиной, в то время как McLaren выглядела очень средне. Здесь тоже сыграла роль температура шин: у финна резина прогревалась гораздо медленнее, у его соперников такой проблемы не возникало. На короткое время пилоты Мартина Уитмарша получили преимущество, но затем все довольно быстро вернулось на круги своя.

После того, как Кими не удалась квалификация, в Lotus решил использовать для него тактику с двумя пит-стопами. «Если бы он пробился на первый-второй стартовый ряд, мы бы выбрали план с тремя остановками, – пояснял гоночный директор Алан Пермейн, – потому что так вышло бы быстрее. Но при старте с восьмой позиции приходилось выбирать отличную от других тактику, чтобы подняться повыше».

Ромен Грожан, в распоряжении которого была такая же машина Lotus, стартовал на составе Hard и планировал три пит-стопа, так как не мог столь же делиатно, как Райкконен, работать с задними шинами. На втором круге французу удалось отобрать десятое место у Льюиса Хэмилтона, и дальше они с Кими ехали тандемом.

Сам Льюис испытывал те же проблемы с температурой задней резины, что и Росберг. Британец ехал в плотной группе, а потому получил распоряжение перейти в режим экономии топлива. Команды выходят на старт, имея примерно 10%-ный дефицит горючего, так как заранее понимают, что в гонке неизбежно возникнут моменты, когда его можно будет сэкономить.

На третьем круге Феттелю удалось-таки опередить Росберга. Босс Red Bull Racing Кристиан Хорнер на стартовой решетке проинструктировал своего пилота, что в четвертом повороте, когда заходишь с внешней стороны, если немного «не дорезать», то соперник будет вынужден проходить первую часть поворота по центру, а когда его неизбежно начнет выносить наружу, можно перекрестить траектории и оказаться внутри – подобный маневр прекрасно работал в гонках поддержки.

При обгоне Алонсо Феттелю удалось реализовать эту схему, с Росбергом тоже все получилось. «Я знал, что должен как можно быстрее захватить лидерство, чтобы затем иметь возможность контролировать ход гонки, – комментировал Феттель. – Это давало возможность лучше работать с резиной». У него, как и у многих других, было запланировано три пит-стопа.

У Алонсо вскоре начались проблемы с DRS © LAT
У Алонсо вскоре начались проблемы с DRSФото: LAT

Росбергу теперь нужно было отбиваться от Алонсо, при помощи DRS в первом повороте пилот Ferrari вышел вперед, но Нико был на более выгодной внутренней траектории перед вторым поворотом и вернул позицию. Фернандо все же прошел его в пятом повороте на пятом круге, но Феттель к этому времени уже оторвался на 3,5 секунды и продолжал наращивать преимущество.

Росберг же терял позицию за позицией – в первом повороте следующего круга его обошел, открыв крыло, ди Реста, а вскоре подъехал и Масса, стартовавший на жестком комплекте.

Фелипе опередил гонщика Mercedes на седьмом круге. А его напарник в этот момент в десятом повороте почувствовал, что с задней частью машины что-то не так. «Я вошел в одиннадцатый поворот, – пояснял испанец, – и почувствовал, что машина ведет себя как-то слишком неустойчиво. Я решил, что, должно быть, поплыла резина, и сообщил команде, что еду в боксы. Но они уже видели, что проблема не с резиной, а с DRS».

Подвижный элемент каким-то образом поднялся выше крайнего положения, из-за чего в задней части машины ощущался заметный недостаток прижимной силы. Испанец заехал на пит-стоп, и пока меняли резину, механикам удалось вновь опустить крыло. Но как только Фернандо выехал на трассу и попробовал использовать DRS, плоскость вновь осталась в открытом положении – и испанцу пришлось вновь ехать в боксы, чтобы механики вторично ее опустили.

В итоге Алонсо потерял огромное количество позиций, но боролся на протяжении всей гонки и был достаточно быстр, показав лучший для себя круг всего на несколько десятых медленнее Феттеля, это при том, что у него не было возможно использовать DRS, а Себ отметился лучшим временем с открытым крылом, когда проходил на круг Даниэля Риккардо. Впрочем, это едва ли означает, что Фернандо мог бы выиграть, будь его машина в исправном состоянии. Феттель был в ударе и уезжал от Ferrari еще до того, как заклинило крыло. Ну а на второй позиции теперь обосновался ди Реста.

Перед Феттелем было открытое пространство, позволявшее ему поддерживать необходимый темп, но при этом следить за резиной. А его напарник Марк Уэббер в это время шел первым в «очереди» из семи машин, сдерживаемых Росбергом. На прямых в зоне использования DRS австралийцу не хватало скорости для обгона, и он уже чувствовал, что задняя резина начала приходить в негодность. Стремясь вывести своего пилота на оперативный простор, команда зазвала его в боксы на восьмом круге.

Шедшего на третьей позиции Росберга Mercedes зазвал кругом позже, в это же время Баттон, занимавший пятое место, посетил боксы McLaren. В Ferrari провели пит-стоп для Массы на десятом круге, не использовав возможности пройти более длинный первый отрезок за счет старта на более жестком комплекте резины.

Лидировавший Феттель заехал в боксы после десяти кругов и вернулся на трассу пятым, на три секунды опережая Уэббера, переобувшегося на два круга раньше и получившего за счет этого возможность ехать быстрее, пусть и не очень продолжительную. Это помогло австралийцу опередить Росберга, который отстал от Феттеля уже на девять секунд – и это через восемь кругов после того, как чемпион опередил обладателя поула.

За ними Баттону удалось пройти Массу, а второй Lotus Грожана, совершившего пит-стоп на восьмом круге, оказался на трассе впереди McLaren Переса. Изначально француз не должен был заезжать в боксы так рано, но обломки переднего крыла от чьей-то машины застряли у него в радиаторе и воздуховоде задних тормозов, из-за чего начался перегрев, так что пришлось менять планы.

Грожан прорывался наверх с 11-й стартовой позиции © LAT
Грожан прорывался наверх с 11-й стартовой позицииФото: LAT

Гонку возглавили двое пилотов, избравшие тактику с двумя остановками в боксах – ди Реста опережал Райкконена, но тот настойчиво сокращал отставание. Кими оставалось отыграть всего три секунды, когда ди Ресту на 14-м круге все же зазвали в боксы, а Феттель на свежей резине в этот самый момент догнал и опередил самого финна, вернув себе лидерство.

Другими словами, Себастьян уже в этот момент нивелировал разницу с Кими в количестве пит-стопов, хотя прошла всего лишь четверть гонки. Райкконен остановился на 16-м круге и вернулся н трассу далеко позади. На этом промежуточном отрезке перед ним стояла задача постепенно подниматься наверх, за счет пит-стопов тех пилотов, у кого было запланировано на одну остановку больше.

Расклад в этой игре уже был практически понятен. Феттель мчался впереди, наращивая преимущество, а более аккуратная работа с резиной и тактика двух пит-стопов должны были позволить Lotus Кими Райкконена и Force India Пола ди Ресты примчаться к финишу раньше всех остальных, выбравших тактику с тремя пит-стопами. Более того, хотя Грожан также должен был останавливаться трижды, его машина бережно расходовала резину, за счет чего он оказался быстрее Mercedes, McLaren и Ferrari Фелипе Массы. Пройдя их всех, француз смог подобраться на финальном отрезке к Полу ди Ресте и побороться с ним за место на подиуме.

Масса выпал из группы товарищей, запланировавших три заезда в боксы, когда на 18-м круге проколол заднее правое колесо, и ему пришлось ехать на незапланированный пит-стоп. В Pirelli настаивали, что протектор получил повреждение из-за обломков на трассе. Но на 36-м круге бразилец вновь был вынужден был менять проколотое колесо, в этот раз из-за повреждения стенки шины. Все это, в сочетании с субботним инцидентом Хэмилтона, заставило многих хмурить брови.

Далее по ходу гонки основным развлечением стала многосерийная дуэль пилотов McLaren. На каждом отрезке Пересу удавалось лучше, чем Баттону, сохранить задние шины, но на трассе Дженсон оказывался впереди. На второй пит-стоп мексиканец заехал на круг раньше Баттона, за счет чего в первый раз оказался впереди напарника.

На 23 круге они оба нагнали теряющего позиции Росберга. Оба имели право использовать DRS, и Баттон попробовал проскользнуть между напарником и пилотом Mercedes. Это была красивая тройная борьба, по итогам которой пилоты расположились в последовательности Перес – Баттон – Росберг, а на пару секунд их опережал недавно побывавший в боксах Марк Уэббер.

Баттон продолжал оказывать давление на своего партнера по команде. На 27-м круге на пути к первому повороту он открыл крыло системы DRS и вновь выitk вперед. «Я уверен, – сказал Мартин Уитмарш, – что Дженсон всегда хочет опережать Переса на трассе». Казалось бы, статус-кво восстановлен, но Перес почему-то был не согласен с таким положением дел. Он принял во внимание недавний совет Уитмарша «быть поактивнее» – кроме того, Серхио просто был быстрее Дженсона в заключительной части каждого из отрезков дистанции.

«Мне не удавалось так же хорошо, как ему, беречь резину, – пояснял Баттон, – Похоже, что когда все зависит от температуры, обстоятельства складываются именно так. Помню, и в прошлом году у меня возникали схоже проблемы». Но большая часть комментариев англичанина сводились к порицанию агрессии Переса: «На скорости 300 км/ч ты не ожидаешь сцепиться колесами с другой машиной, кто бы ей не управлял, не говоря уже о твоем собственном товарище по команде».

Баттон ничего не мог поделать с Пересом © LAT
Баттон ничего не мог поделать с ПересомФото: LAT

За счет лучшего состояния задней резины к 30-му кругу Перес вновь догнал Баттона. Они прошли первый и второй поворот бок о бок, Дженсон смог остаться впереди. Перед четвертым поворотом Серхио попытался перекрестить траектории, но слишком рано нажал на газ, машина быстро начала ускорятся – в то время как Дженсон находился рядом на неидеальной траектории. В итоге один автомобиль поддел другой, и полетели обломки от переднего крыла McLaren Серхио. Баттон по радио вышел на связь с командой и попросил «успокоить» мексиканца.

Двумя кругами позже Перес вновь попытался пройти Дженсона по внешней стороне в третьем повороте, затем в четвертом. В тот раз он попробовал остаться снаружи на выходt, но Дженсон довольно жестко выдавил его в пыльную зону безопасности и по-прежнему остался впереди.

В итоге уже Перес оказался под атаками со стороны Грожана. На 33-м круге представители McLaren и Lotus вошли в первый поворот вместе. Перес довольно брутально подсек соперника, вынудив того резко тормозить, из-за чего машина чуть не пошла в занос. Но на выходе из четвертого поворота француз все-таки дожал мексиканца.

Между тем Райкконен в это время вновь, как и на первом отрезке, до минимума сократил отставание от Ди Ресты. В этот раз он довольно легко прошел шотландца на стартовой прямой при помощи DRS.

В Lotus были уверены, что без проблем смогут пройти оставшиеся 23 круга на уже прикатанном комплекте Hard, так что быстренько зазвали Кими в боксы, чтобы Force India не смогла последовать их примеру и вернуть позицию ди Ресте за счет пит-стопа. «Зачем вы меня позвали? – недоумевал Кими, так как в пылу борьбы ему было не до тактических тонкостей, – шины же были во вполне нормальном состоянии».

Райкконен вернулся на чистую трассу на некотором удалении от Хэмилтона, у которого дела наконец-то пошли на лад. «Я смог кое-что подрегулировать, – объяснил Льюис. – И во второй половине гонки баланс стал гораздо лучше. К тому же, больше не требовалось экономить топливо».

Хэмилтон оказался в небольшой плотной группе, где отрывы были невелики, а, следовательно – возможно было отыграть еще пару мест. Возглавлял группу Уэббер, за ним расположились Баттон, Грожан и Перес. Грожан смог обойти McLaren Дженсона во втором повороте, так как его Lotus даже визуально гораздо лучше держала трассу. Таким образом, Баттон вновь оказался непосредственно перед своим напарником, который был быстрее и через два поворота наконец-то смог окончательно опередить британца.

Дженсон предпочел совершить в этот момент очередной, третий для себя пит-стоп. Перес продержался на пять кругов больше – это означало, что на трассу он вернулся позади Баттона, но ему уже не нужно было ехать на имеющемся комплекте резины так уж много кругов, а это неминуемо означало новую эскалацию борьбы между пилотами McLaren.

Первым же в этой группе пит-стоп совершил Уэббер – это произошло на 37-м круге. «Скорость износа резины на задних колесах машины Марка была невероятной, – объяснял Кристиан Хорнер. – Основную тактическую ошибку он допустил в начале второго отрезка, который начал слишком быстро, из-за чего в итоге не смог продержаться на трассе столько, сколько было запланировано, и ему пришлось раньше времени возвращаться в боксы. На следующем отрезке картина складывалась аналогично, и в какой-то момент мы уже думали, что Марку придется совершать четвертый пит-стоп».

В гонку австралиец вернулся прямо перед Росбергом, который попытался пройти второй поворот по внутренней траектории, но Уэббер, несмотря ни на что, тоже сместился туда, и в результате ударил машину Нико и заставил соперника проскакать по бордюрам. Позже Марк получил за этот эпизод официальное предупреждение от судей гонки.

Хэмилтон смог реализовать задуманную тактику © LAT
Хэмилтон смог реализовать задуманную тактикуФото: LAT

После того, как все провели пит-стопы, Уэббер вновь оказался первым в этой 'дружелюбной' компании – он занимал в гонке четвертую позицию, опережая Грожана, Баттона, Росберга, Хэмилтона и Переса. Здесь кипела отличная борьба, в которой были и сражения колесо в колесо, приводившие к обгонам, и дым из-под колес, причем даже пилоты в кокпитах не могли в полной мере ощущать остроту некоторых моментов.

Высокие позиции Уэббера, Баттона и Росберга объяснялись лишь тем, что они раньше других совершили свои пит-стопы. С тактической точки зрения они были обречены, так как им необходимо было пройти на последнем комплекте слишком много кругов – столько, сколько резина никак не могла выдержать.

На 44-м круге Грожан прошел Уэббера, и перед ним наконец-то появилось свободное пространство. Машина Lotus ехала невероятно быстро, резина была довольно новой, так что Ромен очень быстро догонял ди Ресту.

Росбергу пришлось останавливаться в четвертый раз, что позволило Хэмилтону оказаться непосредственно за «хромой» машиной Баттона, и он смог обогнать бывшего напарника. Перес вновь оказался на хвосте у Дженсона, шины у него были свежее на пять кругов. Алонсо, который сумел отыграть много позиций, был уже рядом, когда Серхио опередил напарника. Фернандо смог воспользоваться ситуацией и нырнул ранше Дженсона в восьмой поворот. Англичанину в итоге пришлось ехать за четвертым комплектом резины (жестким), вернулся он позади Росберга на десятом месте.

Так что на последних кругах мы смогли увидеть, как Грожан догоняет ди Ресту, Хэмилтон –Уэббера, а Алонсо –Переса. И только Феттель безмятежно катил в гордом одиночестве, опережая Райкконена на всю длину прямой вдоль боксов.

За шесть кругов до финиша Грожан при помощи DRS смог без особых усилий опередить ди Ресту и выйти на третье место. Пол не пытался бороться, так как его резина была на шесть кругов старше, чем у француза.

Не имевший возможности открывать крыло Алонсо подобрался совсем близко к Пересу и попытался пройти его по внешней стороне четвертого поворота, но мексиканец жестко вытеснил соперника в придорожную пыль. Алонсо повозмущался, но попыток обгона предпринимать больше не стал. Уэббер и Хэмилтон попеременно опережали друг друга то в первом, то в четвертом повороте.

Все это время Хэмилтон выискивал слабое место в обороне Марка и в итоге решительно прошел его старомодным маневром в первом повороте последнего круга. Марк оказался вне траектории и на изношенной резине, так что к четвертому повороту его прошел еще и Перес, девиз которого в тот день гласил: «пленных не брать».

«Все получилось гораздо лучше, чем мы ожидали», – не меньше остальных удивлялся после гонки Феттель.

«Сегодня он был просто неподражаем, – сказал про своего пилота-победителя Хорнер, – Нам удалось найти верный для таких условий баланс, а Себ феноменально работал с шинами. Когда с этой резиной удается попасть в рабочий диапазон, можно говорить о подавляющем превосходстве. Но ‘окно’ это очень-очень узкое, и если вы в него не попали, то можно совершить и четыре, и пять пит-стопов».

Ночью погрузчики вывезли из паддока все гоночное добро. Цирк Формулы 1 уехал, так и не соприкоснувшись с реальной жизнью за пределами своего уютного маленького мирка.

Подиум Гран При Бахрейна
Подиум Гран При Бахрейна

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle