Фото: formula1.com

Первая победа Мики Хаккинена в Ф1 или семилетнее ожидание триумфа

McLaren.com
31 января в 9:23

Эта история повествует о том, как после семи лет ожиданий и тяжелейшей травмы, едва не стоившей Мике Хаккинену карьеры, летучий финн смог одержать свой первый в карьере триумф в Больших Призах, после чего настолько вдохновился, что через год стал ни много ни мало чемпионом мира...

Совсем недавно, кажется, прошла финальная гонка завершившегося сезона в Абу-Даби, и официальный сайт команды McLaren решил отмотать маховик времени на 20 лет назад и вспомнить, как финишировал сезон 1997 года, ознаменовавшийся единственным титулом Жака Вильнёва и первой победой Мики Хаккинена в Формуле 1.

И если последний этап в ОАЭ прошел более чем спокойно, то два десятилетия назад страсти в финале сезона были накалены до предела. И развязка оказалась гораздо более драматичной.

В отличие от современной Формулы 1, которая заключительные гонки проводит за пределами Европы, в те времена сезон завершался в Старом Свете, а именно на узкой и извилистой трассе в испанском Хересе.

Главная борьба велась между Жаком Вильнёвом и Михаэлем Шумахером, и финал по напряжению и развязке выдался совершенно потрясающим и незабываемым.

Однако в Уокинге главным образом тот уик-энд вспоминают в связи с дебютной победой Мики Хаккинена, последовавшей после долгих семи лет ожидания. Именно этим триумфом финн проложил себе дорогу к будущим победам и двум чемпионским трофеям.

Но тот день был очень особенным, и не в последнюю очередь потому, что на тот момент прошло как раз ровно два года с ужасной аварии в финале сезона-1995, когда Мика едва не завершил карьеру…

Авария позади, победы впереди

Той зимой руководитель McLaren Рон Деннис и команда делали всё, чтобы Хаккинен как можно быстрее восстановился и был готов к старту очередного сезона. И вопреки всем ожиданиям и прогнозам уже весной финн все же смог выйти на первую гонку чемпионата в Австралии.

«Восстановление заняло очень много времени, – вспоминал позже Мика. – Это был для меня огромный вызов. Меня всего накачали медицинскими препаратами, ни о какой физике и говорить не приходилось. Вернуться было невероятно трудно».

Сама авария и процесс дальнейшего восстановления очень сплотил финна с командой, в которой он дебютировал в качестве резервного гонщика в 1993-м. И с тех самых пор все вокруг ждали, когда же Мика проявит себя на высшем уровне после многочисленных успехов в младших категориях.

Get well soon, Mika © McLaren.com
Get well soon, MikaФото: McLaren.com

За 1996 год сотрудничество McLaren с мотористами из Mercedes достигло качественно нового уровня, и на протяжении сезона Хаккинен и его партнер по команде Дэвид Култхард несколько раз поднимались на подиум. За последующую зиму коллектив сделал еще один шаг вперед, и на старт сезона-1997 они вышли с шасси MP4-12 в обновленной серебристой ливрее.

Соперники из Williams и Ferrari начали год не слишком убедительно, тогда как Култхард уверенно выиграл дебютную гонку сезона в Мельбурне, подарив команде первую победу с конца 1993 года, когда триумфа в Аделаиде добился Айртон Сенна. Тот триумф стал предзнаменованием будущих успехов команды.

С течением чемпионата стало понятно, что гонщики McLaren способны на равных бороться с задававшими темп Шумахером и Вильнёвом. В таланте Мики никто никогда не сомневался, но именно в тот год стало понятно, что он способен выигрывать гонки в Формуле 1. Время от времени ему мешали проблемы с техникой, как, к примеру, в Сильверстоуне и Нюрбурге, когда он лидировал в гонках.

«Да, у нас были обидные сходы в тот год, – продолжил Хаккинен. – Но причиной этого было то, что мы старались выкрутить наш двигатель на максимум. Конечно, нам в Уокинге очень хотелось, чтобы у нас был самый мощный движок, поэтому мы его не щадили».

Близилась развязка сезона, а победы к финну так и не приходили, хотя скорость была…

Первый в последней

На заключительном этапе чемпионата все взгляды были прикованы к противостоянию Вильнёва и Шумахера. В квалификации канадец с немцем, а также напарник Жака Хайнц-Харальд Френтцен показали абсолютно идентичное время и выстроились на решетке в порядке проезда своих финальных кругов. Хаккинен и Култхард замкнули три первых ряда стартового поля.

В самом начале заезда Шумахер вышел в лидеры. Френтцен также прошел напарника и вышел на вторую позицию, тогда как канадец замкнул тройку. Мика и Дэвид прошли Деймона Хилла и закрепились на четвертом и пятом местах соответственно. И хотя у пилотов McLaren было достаточно скорости, чтобы навязать борьбу шедшему впереди гонщику Williams, они не стали вмешиваться в развязку чемпионской борьбы.

Вильнёв в итоге обошел Френтцена и бросился в погоню за Шумахером. В этот момент претенденты на титул шли на первом и втором местах, и в очной борьбе между ними должна была решиться судьба чемпионата.

Во время первой череды пит-стопов пилоты McLaren поменялись местами, после чего прошли поздно заехавшего в боксы Хайнца-Харальда и разместились на третьей и четвертой позициях за лидерами в порядке Култхард, Хаккинен.

Круг за кругом Вильнёв нагонял Михаэля, тогда как пилоты коллектива из Уокинга были секундах в 15 позади. Шумахер заехал на свой заключительный пит-стоп на 43-м круге, канадец последовал его примеру кругом позже. Жак понимал, что на свежей резине у него появится шанс атаковать соперника. Так и произошло – на 48-м круге дистанции Вильнёв неожиданно для лидера нырнул на внутренний радиус правого поворота. В последнюю секунду немец увидел соперника, но ничего лучшего, кроме как повернуть руль в него, не придумал. Результат – столкновение между лидерами чемпионата.

Херес-1997 © McLaren.com
Херес-1997Фото: McLaren.com

В похожем инцидента тремя годами ранее в Аделаиде, когда соперником Шумахера был Деймон Хилл, оба гонщика сошли с дистанции, а титул достался Михаэлю. На этот раз немцу повезло меньше – он один вылетел с трассы и застрял в гравийной ловушке, тогда как Жак продолжил движение по трассе. Ему достаточно было финишировать, чтобы стать чемпионом мира. Но канадец боялся, что его машина серьезно повреждена после столкновения, так что решил спокойно доехать до финиша.

«Машина подлетела в воздух, – вспоминал канадец. – Мне повезло остаться на трассе, но при этом я значительно замедлился, поскольку мне показалось, что что-то сломалось. В итоге оказалось, что повреждены крепления батареи – она болталась на одном электрическом кабеле. До самого финиша я ехал очень аккуратно и едва касался педали тормоза. Хорошо, что я принял такое решение. Иначе бы я просто не финишировал».

Канадцу было прекрасно известно, что ему совсем не обязательно выигрывать заезд, чтобы оформить титул. Знал это и Рон Деннис. Вплоть до этого момента пара пилотов McLaren держалась поодаль от борьбы впереди, чтобы не мешать, но диспозиция изменилась, и в воздухе повеяло возможной победой.

Власть переменилась

Какое-то время Култхард и Хаккинен потеряли за круговым из Jordan Джанкарло Физикеллой, после чего Рон сделал шаг, который впоследствии очень долго обсуждался в прессе – он выразил намерение поменять своих пилотов на трассе местами.

«Я был на радиосвязи с Дэвидом, – вспоминает бывший спортивный директор McLaren Дейв Райан. – Я получил вполне определенные инструкции сказать им, чтобы они поменялись местами. Это был шанс Мики на победу, но за счет Дэвида.

Однако это же Дэвид. Он отличный парень и всегда уважал решения команды. Другой бы просто послал нас куда подальше. Я думал, что он мог запросто сказать нам: «Я вас не слышу». Но он этого не сделал. Он проявил уважение и послушался».

Таким образом, на 67-м круге – за два круга до финиша заезда – Култхард пропустил Хаккинена вперед. В то же время они оба стремительно нагоняли Вильнёва, сбавившего обороты. После этого Мика услышал инструкцию от своего гоночного инженера Стива Халлама о том, что он может атаковать Williams.

«Конечно, я думал, что финиширую вторым, – вспоминает Хаккинен. – Сначала они вышли на связь и сказали мне снизить темп, но вскоре изменили свое решение со словами: «Всё, Мика, тапку в пол, больше никаких ограничений». Это было на последнем круге. Я подумал: «Что, черт возьми, происходит?»

В результате на последнем круге дистанции оба пилота McLaren прошли будущего чемпиона мира, который в благодарность за то, что они не мешали его борьбе с Шумахером на старте заезда, не оказал ни малейшего сопротивления.

С удивлением на лице Хаккинен впервые в своей карьере пересек финишную черту первым. Следом за ним гонку завершили Дэвид, Жак, Герхард Бергер, Эдди Ирвайн и Френтцен. Вильнёв стал победителем сезона-1997, а Хаккинен одержал свой первый триумф в Ф1 с 96-й попытки.

Семилетняя засуха

Поднимаясь на подиум на глазах у огромной толпы в желтых париках в честь триумфа Жака Вильнёва, Мика не скрывал своего изумления произошедшим.

«Это было очень и очень странное чувство, – продолжил финн. – После семи лет в Больших Призах я, наконец, выиграл гонку. Просто нереально. Да, я понимал, конечно, что одержал победу не благодаря своему чистому темпу, и знал, что впереди много работы. Но в тот момент я был счастлив.

Это было невероятно. Последний Гран При сезона! И та победа была очень важна не только для меня, но и для всей команды, потому что нам это наконец удалось. После гонки было большое празднование, ставшее лучшей мотивацией для коллектива. Приятно было выиграть Гран При Ф1. Это был отличный опыт».

Мика Хаккинен © McLaren.com
Мика ХаккиненФото: McLaren.com

При этом Мика понимал, что это был и его год тоже.

«Я мог в том сезоне выиграть далеко не одну гонку, – продолжил вспоминать финн, – но на Нюрбургринге и в Сильверстоуне на моей машине отказал двигатель. Думаю, команда решила: «Ну, хватит, Мика, иди и возьми свой трофей, больше никаких разговоров об этом!»

И я сам испытал огромное облегчение от того, что больше не надо будет всех вокруг спрашивать, когда же я наконец выиграю. Очень многие были счастливы за меня, поскольку знали, какой долгий и трудный путь я прошел».

Но в то воскресенье история не закончилась…

Радио, радио...

Неудивительно, что FIA начала расследование по поводу инцидента между Шумахером и Вильнёвом, в результате которого Михаэль был дисквалифицирован из чемпионата, потеряв второе место, но сохранив при этом все победы в сезоне.

Менее очевидным было разбирательство по поводу того, как Вильнёв пропустил вперед пилотов McLaren. В те времена радиопереговоры не транслировались, но в топ-командах имели доступ к записям.

Через какое-то время после гонки в доступе появились записи переговоров Жака с Williams, по которым некоторые сделали вывод, что пропуск вперед соперников из Уокинга был предопределен заранее. В прессе начали активно обсуждать этот эпизод, и Всемирный совет FIA по автоспорту не смог остаться безучастным. Однако никакого решения после разбирательства властный орган не вынес.

«Вполне очевидно, что результат гонки не был предрешен заранее, – сказал бывший в то время президентом FIA Макс Мосли. – Между McLaren и Williams не было никакой договоренности относительно победы Мики. И они представили нам довольно весомые доказательства этого».

Мосли также заверил всех, что низкий темп Вильнёва на последних кругах был вызван исключительно опасениями Williams, что его машина может просто не доехать до финиша.

«Всем известно, что Жак – довольно неуступчивый пилот, всегда преследующий свои собственные интересы, – продолжил Макс. – И в Williams очень боялись, что на последнем круге канадец решит непременно выиграть заезд. В паддоке началась настоящая паника, ведь команда была на волоске от чемпионства. Они испугались, что в борьбе с McLaren он может допустить контакт и вовсе не финишировать, упустив титул».

В результате никаких действий в отношении Williams и McLaren предпринято не было, и Мика Хаккинен, наконец, официально вписал свое имя в историю Формулы 1.

Важно также отметить, что финну эта победа придала сил, и в межсезонье он здорово подготовился к очередному чемпионату, который уверенно выиграл за рулем шасси MP4-13 с отрывом в 14 очков от Шумахера.

«Как я уже сказал, этап в Хересе стал огромным мотивирующим фактором для команды, – подытожил Хаккинен. – У McLaren очень богатая история, а истории свойственно повторяться. В нашей команде работали великолепные механики и инженеры, так что я знал, что успех рано или поздно придет. Нужно было просто подождать...»

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.mclaren.com/formula1/heritage/driver/mika-hakkinen/mika-scratches-7-year-itch-2377465/?utm_source=Twitter&utm_medium=Social&utm_campaign=Mika

  • Поделиться: