Фото: FIA WTCC

От дебюта Алонсо в «Инди 500» до последнего чемпиона WTCC. Обзор главных событий в автоспорте в 2017 году

Иван Беликов, Владимир Башмаков
2 января в 9:18

Конфуз и кошмар года, мальдонадо и бунтарь года, пришелец и потеряшка года, а также развязка года и многое другое в необычном рейтинге событий минувшего автоспортивного сезона от AUTOSPORT.com.ru

Перфоманс года: Фернандо Алонсо в «Инди 500»

Фернандо Алонсо в "Инди 500" © AutoCar
Фернандо Алонсо в "Инди 500"Фото: AutoCar

Выступление Фернандо Алонсо в «Инди 500» в этом сезоне вне всяких сомнений стало одним из самых ярких событий уходящего года. Действующий пилот Формулы 1 в одной из двух самых престижных гонок Америки – такого не было давно. А когда-то было нормой. Алонсо попал в удачную команду – Andretti, где смог раскрыть весь свой талант.

Алонсо и Андретти об Инди 500. Так ли важен итоговый результат?

Это был новый уровень скоростей, совсем другая машина, другой тип гонок, другой стиль пилотирования. Алонсо мог быть на поуле, но помешал «овербуст». Испанец проводил хорошую гонку, но тут его по иронии судьбы Фернандо подвёл мотор Honda. Говорить, что у него до самого схода были шансы на победу, несколько громко, в какой-то момент он немного потерял импульс, но выступление, вне всяких сомнений, было ярким.

Себ года: Себастьен Ожье

Себастьен Ожье за рулем M-Sport Ford © AutoHedbo
Себастьен Ожье за рулем M-Sport FordФото: AutoHedbo

Невероятно, но факт: с далекого 2004 года имя Себастьен (или Себастьян на немецкий манер) неизменно присутствует в списке чемпионов мира по итогам автоспортивного сезона. Начали эту великолепную серию Бурдэ и Лёб в IndyCar и WRC, затем продолжил Феттель в Формуле 1, Ожье сменил тезку на вершине олимпа в классическом ралли в 2013-м, а Буэми сначала выиграл титул в WEC, а затем добился успеха в Формуле E.

В минувшем гоночном сезоне эра Себов в автоспорте была близка к завершению. Буэми успешно начал защиту титула в электрической серии, но к последним гонкам серьезно сдал. Феттель растерял очки после летнего перерыва, а Лёб даже близко не был к чемпионской короне в ралли-кроссе.

Перспективы Ожье в ралли тоже были далеко не радужные – за рулем частной машины M-Sport чемпион четырех предыдущих лет выиграл лишь два этапа, в Монте-Карло и Португалии. Это один из самых минимальных показателей с 2001 года, когда британец Ричард Бёрнс завоевал титул с одной победой. Тем не менее, благодаря своему академическому подходу и стабильности, а также ошибкам и техническим проблемам у главного конкурента Тьерри Нёвиля французский гонщик не просто стал чемпионом, а сделал это досрочно на предпоследнем этапе в Уэльсе.

Кошмар года: Toyota в «Ле-Мане»

Три прототипа Toyota на стартовом поле в Ле-Мане © SoyMotor
Три прототипа Toyota на стартовом поле в Ле-МанеФото: SoyMotor

Как описать выступление Toyota в «24 часах Ле-Мана» в трех словах? Грустная история любви. За последние 20-25 лет японская компания как минимум пять раз была близка к триумфу в знаменитом суточном марафоне на кольце Сартэ, но постоянно мешали какие-то обидные технические проблемы, как, к примеру, замыкание проводки в 2014-м.

Казалось, пиком невезения стал «Ле-Ман-2016», когда лидировавшая машина Toyota TS050 HYBRID, управляемая Себастьеном Буэми, Энтони Дэвидсоном и Казуки Накаджимой, сломалась за несколько минут до финиша 24-часовой гонки. В качестве подстраховки в 2017 году японский концерн выставил дополнительный третий автомобиль, понадеявшись взять «Ле-Ман» если не надежностью, то численностью.

«Если бы мы выступали в прошлом году тремя машинами, то выиграли бы гонку», – прокомментировал тогда Toyota Motorsport Паскаль Васселон.

"Пункт назначения" или тайны краха Toyota в Ле-Мане из первых уст

Но никакой гарантии три машины не дали. Экипаж #7 во главе с Камуи Кобаяши, стартовавший с поула, лидировал до десятого часа, а затем сошёл из-за поломки сцепления. Машина Накаджимы, Буэми и Дэвидсона загорелась после заезда на пит-лейн, и на устранение неполадки ушло 28 кругов, а третья машина под управлением Николя Лапьера выбыла из борьбы в результате контакта с одним из автомобилей категории LMP2. По злой иронии, в дальнейшем руководство Toyota признало, что третий прототип был лишним.

В 2018 году Toyota будет просто обязана реабилитироваться, ведь в свете ухода Porsche. Если не получится даже в таких условиях, то значит, кто-то точно проклял японскую компанию в «Ле-Мане».

Слив года: Honda в WTCC

Монтейру и Мичелис на первом этапе в Марракеше © FIA WTCC
Монтейру и Мичелис на первом этапе в МарракешеФото: FIA WTCC

После ухода Citroen Racing, доминировавшей в Мировом Туринге три года, заводская команда Honda автоматически стала главным фаворитом в чемпионате 2017 года. В дополнение к этому, в свете свертывания программы Lada Sport вторым и последним заводским коллективом осталась Volvo, проигравшая 354 очка японской марке годом ранее.

В общем, у JAS Motorsport, представлявшей Honda, были все составляющие: лучшая машина, опытные гонщики, которые не раз поднимались на вершину подиума.

Первая половина сезона подтвердила ожидания: лидер команды Тьягу Монтейру выиграл две гонки, еще пять раз поднялся на подиум и отправился на трехмесячный перерыв с преимуществом в 13 очков. Но с этого долгого перерыва 41-летний португалец не вернулся. Тяжелая авария на тестах в Барселоне выбила его из строя до конца чемпионата, хотя математические шансы он сохранял до предпоследнего этапа в Макао.

Единственной надеждой Honda остался Норберт Мичелис. Венгр был нестабилен в первой половине сезона, но в ключевой момент собрался и включился в чемпионскую гонку, и мог выиграть титул, если бы не дисквалификация в Китае. В связи с использованием неомологированных топливных форсунок все пять автомобилей Honda Civic были исключены из протоколов обеих гонок. Мичелис, финишировавший четвертым и вторым, потерял разом 35 очков. По итогам сезона ему не хватило до чемпионства 28,5 баллов, столько же японская марка проиграла Volvo в зачете производителей…

Единоличник года: Шарль Леклер

Портрет чемпиона Ф2 2017 года Шарля Леклера © FIA Formula 2
Портрет чемпиона Ф2 2017 года Шарля ЛеклераФото: FIA Formula 2

Давно в GP2 (ведь в 2017-м молодежная серия Формула 2 сменила только название) не было супер-новичка, который сходу становился чемпионом. После Нико Хюлькенберга в 2009-м никому не удавалось выиграть главное молодежное первенство в дебюте. Ближе всех к этому были Стоффель Вандорн и Антонио Джовинацци, но повторить достижение Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона не смогли, а Шарль Леклер смог, причем попутно монегаск стал первым в истории гонщиком, которому удалось выиграть титулы в GP3 и GP2/Ф2.

Но если у Росберга был конкурент в лице Хейкки Ковалайнена, оппонентом Хэмилтона был Нельсиньо Пике, а Хюлькенберг вздохнул с облечением после ухода Ромена Грожана в Ф1 посередине сезона, то Леклер провел сезон в отдельной лиге.

Знакомьтесь, Шарль Леклер – будущая звезда Формулы 1!

Семь побед, восемь поулов, девять подиумов и отрыв в 72 очках при 282 заработанных. В некоторых гонках, как в Бахрейне и Абу-Даби, где приходилось прорываться, юниор Ferrari просто проезжал мимо соперников.

«Все мы очень опытные и быстрые гонщики, но так ехать, как Леклер... Это просто невероятно», – высказал свое недоумение по ходу сезона гонщик Russian Time Артем Маркелов, ставший вице-чемпионом, но не получивший ни малейшего шанса на титул в борьбе с монегаском.

Везунчик года: Скотт Диксон

Полет Скотта Диксона в "Инди 500" © AutoWeek
Полет Скотта Диксона в "Инди 500"Фото: AutoWeek

Авария Скотта Диксона в 101-й в истории гонке «Инди 500» многих серьёзно напугала. Она произошла на 53-м круге дистанции, когда Джей Ховард оказался на червячках отработанной резины на внешнем радиусе, куда его выдавил Райан Хантер-Рей, опережая на круг. Ховард не смог избежать контакта со стеной, его развернуло, и в него на полной скорости врезался Скотт Диксон, машина которого взлетела и перевернулась в воздухе.

При приземлении на внутреннее ограждение перед вторым поворотом на его машине вырвало коробку передач и заднюю ось, а сама машина разорвала оградительную металлическую сетку. В момент аварии под летящей машиной Диксона оказался ещё и Элио Кастроневес.

Последствия аварии выглядели устрашающе. Машина, развалившаяся практически на две части, разорванная рабица. Но всё обошлось. Тут роль сыграли и усиленные меры безопасности, и везение. Диксон отделался лёгкой травмой, которая не помешала ему выступить уже через неделю на двойном этапе в Детройте.

Мальдонадо года: Мануэль Мальдонадо

Мануэль Мальдонадо © Sinimi
Мануэль МальдонадоФото: Sinimi

С номинацией «Самая зрелищная авария-2017» мы разобрались. Но если говорить о самом нелепом происшествии, то здесь впереди планеты всей курьез в гонке британской Формулы 3 на трассе Рокингем. 17-летний дебютант из команды Fortec на торможении с разницей в несколько секунд выбил двух соперников.

Звали этого новичка Мануэль… Мальдонадо. Да, это двоюродный брат бывшего гонщика Формулы 1 Пастора Мальдонадо, который точь-в-точь таким же маневром вынес Адриана Сутиля и Пола ди Ресту в «Автобусной остановке» на Гран При Бельгии-2013. Видимо, неопределимая тяга к авариям у представителей семейства Мальдонадо в крови…

Бунтарь года: Себастьен Буэми

Себастьен Буэми после финиша первой гонки в Монреале © Tuttomotorsport
Себастьен Буэми после финиша первой гонки в МонреалеФото: Tuttomotorsport

После финиша субботней гонки финального этапа Формулы E в Монреале действующий чемпион Себастьен Буэми метал гром и молнии в закрытом парке, предъявляя претензии то одному, то другому сопернику.

Швейцарец хотел выяснить, кто во втором повороте после старта атаковал его на внутренней стороне, допустив контакт.

«Эй, ты ударил меня! Ты ударил меня во втором повороте после старта!» – набросился он на Антониу Феликс да Кошту, который вообще был не при делах.

Добравшись до своего обидчика, которым оказался Робин Фрейнс, Буэми продолжил гневную тираду: «Зачем так делать?! Ты повредил мне рулевую тягу!»

«Кто ударил меня во втором повороте?!» Гром и молнии Себастьена Буэми после финиша первой гонки в Монреале

После долгой перепалки гонщик Renault E.dams наконец-то отправился в расположение команды, но по дороге решил проучить еще одного гонщика, Даниэля Абта, который заблокировал его на пит-лейне.

Может быть, подобное поведение было неподобающим для чемпиона мира, но, согласитесь, здорово, что в современном автоспорте еще можно увидеть подобные эмоции.

Пришелец года: Брендон Хартли

Брендон Хартли на Гран При США © Toro Rosso
Брендон Хартли на Гран При СШАФото: Toro Rosso

Количество серий, из которых гонщики напрямую переходят в Формулу 1, в последние годы значительно сократилось. С 2010 года в «Больших призах» дебютировали 36 пилотов, 18 из которых пришли из GP2, семеро из Мировой серии Renault, двое из GP3, трое из DTM, двое из Европейской Ф3, двое провели сезон в японской Суперформуле перед дебютом и двое пришли из WEC, если считать единичное появление Андре Лоттерера в Caterham на Гран При Бельгии-2014. Вторым из гонщиков спортпрототипов стал Брендон Хартли в конце сезона-2017.

Получить шанс, выступая в спортпротипах, вообще мало кому удавалось в современном автоспорте: Михаэль Шумахер (да-да, в 1990-м и 1991-м будущий семикратный чемпион мира Ф1 гонялся за Sauber-Mercedes в чемпионате мира по гонкам на спорткарах), Алан Макниш в 2002-м и Брендон Хартли, неожиданно занявший место в Toro Rosso в конце сезона-2017. Ирония в том, что новозеландец с позором был выкинут из программы поддержки Red Bull шесть лет назад. Провалив всю формульную карьеру, он сумел найти себя в WEC и в 2015-м вместе с напарником по Porsche Марком Уэббером стал чемпионом мира в LMP1, а в 2017-м поднялся на вершину подиума в «Ле-Мане» и устремился ко второму титулу. Вот тут его и подметили в руководстве Red Bull, когда Карлос Сайнс ушел в Renault, а Даниил Квят окончательно потерял доверие к себе.

Правда, есть одно но: Хартли сам позвонил Хельмуту Марко, когда летом стало известно, что Porsche уходит из чемпионата мира по гонкам на выносливость.

Теперь в Формуле 1 наряду с победителями молодежных первенств Ф2, Европейской Ф3 и GP3 есть и двукратный чемпион мира WEC.

Конфуз года: Сход всех машин в азиатской Формуле 4

Старт гонки Азиатской Ф4 в Сепанге © AutoWorld
Старт гонки Азиатской Ф4 в СепангеФото: AutoWorld

Последний Гран При Малайзии Формулы 1 прошел при достаточно скудной программе гонок поддержки. В отличие от прошлых лет, в Сепанг не приехали GP2/Ф2, Международная серия TCR и тем более GP3. Развлекать публику в перерыве между заездами «Больших призов» позвали азиатскую Формулу 4.

Привлечение соревнования такого уровня дорого обошлось организаторам в плане репутации. Мало того, что в пелотоне было всего девять гонщиков, так во втором заезде ни один из них не добрался до финиша, хотя дистанция составляла всего-навсего восемь кругов.

Комичность ситуации состояла в том, что в субботу утром было решено провести две гонки подряд и, следовательно, заправить машины на две дистанции. Но монопольные заправщики, занимавшиеся обслуживанием всех участников, допустили просчет и всем не долили топливо на три последних круга. В результате гонщики начали один за одним парковаться на обочине. Не помог остановить эту серию сходов даже режим сейфти-кара.

Никто не увидел клетчатый флаг, и результаты гонки были зафиксированы по состоянию на шестой круг.

Развязка года: Финал сезона WTCC в Катаре

Тед Бьорк и Норберт Мичелис перед финальным уик-эндом в Катаре © autosport.com © FIA WTCC
Тед Бьорк и Норберт Мичелис перед финальным уик-эндом в Катаре © autosport.comФото: FIA WTCC

В большинстве чемпионатов мира в 2017-м финальная гонка сезона ничего не решала. Формула 1, Формула 2, GP3, WEC, WRC, WRX – везде чемпионы определились досрочно. Даже в Международной серии TCR имя победителя стало известно в предпоследней гонке сезона. Одним из немногих исключений наряду с Формулой E и MotoGP стал Мировой Туринг.

Финал в Катаре был особенным по целому ряду причин. Во-первых, впервые с 2012 года интрига в чемпионате пилотов сохранилась до последнего этапа. Судьба первого места в зачете производителей и вовсе в предыдущий раз определялась в конце года в далеком 2009-м. Во-вторых, уже было известно о планах по объединению WTCC и TCR, и было понятно, что в Мировом Туринге заканчивается целая эпоха. Так что уик-энд стал эмоциональным.

Лидером чемпионата на ночную трассу Лосаил приехал Тед Бьорк с преимуществом 6,5 очков над Норбертом Мичелисом. По ходу сезона швед не был самым быстрым из трио гонщиков Volvo. Ник Катсбург и Нестор Жиролами были быстрее, но допустили слишком много ошибок и столкнулись с большим количеством проблем, тогда как Бьорк был стабилен. Он одержал всего две победы – в главных гонках в Монце и Нюрбурге – но при этом стабильно финишировал в топ-5, собирая важные очки.

Что нужно знать о последнем чемпионе мира WTCC Теде Бьорке

Гоночный уик-энд в Катаре начался с доминирования Мичелиса на свободных заездах, что серьезно озадачило Volvo и вынудило искать способы добиться прогресса к квалификации. Но снова, как и по ходу всего сезона, Honda сама дала им фору – из-за проблем с тормозами венгерский гонщик не прошел дальше второго сегмента и обе гонки был вынужден начинать с 11-й позиции, а Бьорк квалифицировался седьмым и четвертым. Это предопределило исход чемпионского сражения: Мичелис ничего не смог поделать при старте из глубины пелотона, в то время как лидер чемпионата вполне комфортно финишировал в топ-5 в обоих заездах и в конце главной гонки даже вернул подиумную позицию напарнику Катсбургу, который пропустил его на третьем круге. Четвертого места ему хватило с лихвой, чтобы оформить чемпионство. Таким образом, Тед Бьорк и Volvo стали последними чемпионами WTCC.

Лошадка, вышедшая из тени: Андреа Довициозо

Андреа Довициозо празднует победу на домашнем этапе в Муджелло © MotoGP
Андреа Довициозо празднует победу на домашнем этапе в МуджеллоФото: MotoGP

В мировом моторспорте редко бывает такое, чтобы после 8-9 лет средних выступлений в одной категории гонщик вдруг совершал рывок и включался в чемпионскую гонку. За последнее время можно вспомнить Марка Уэббера и Нико Росберга в Формуле 1, Сете Жибернау, который оказался одним из главных соперников Валентино Росси в MotoGP в начале нулевых.

В 2017 году таким открытием стал Андреа Довициозо. Перед стартом сезона в Катаре букмекеры оценивали шансы итальянского гонщика Ducati на титул как 12 к 1 и вряд ли кто-нибудь действительно был готов поставить на него. За девять предыдущих лет в элитном классе «Дови» одержал всего-навсего две победы, которые разделяли более ста гонок – Донингтон-2009 и Сепанг-2016. Да, было 30 с лишним подиумов, даже выступления за Repsol Honda, но чемпионских задатков за ним не замечалось.

Однако в сезоне-2017 Андреа словно подменили. Именно он, а не новобранец Ducati, трехкратный чемпион мира Хорхе Лоренсо, стал лидером команды и выиграл пять гонок. В том числе дважды – в Шпильберге и Мотеги – он обыграл самого Марка Маркеса, главную звезду современного MotoGP. Вплоть до финального этапа в Валенсии Андреа сохранял математические шансы на титул, оставшись единственным конкурентом Маркеса. Пусть смазанная концовка сезона не позволила ему одержать заветную победу, но своим прорывом он оставил такое благоприятное впечатление, что говорить о поражении просто неуместно.

Голливудский сценарий: Чемпионство Мартина Труэкса в NASCAR

Мартин Труэкс отмечает победу в чемпионате NASCAR © NASCAR
Мартин Труэкс отмечает победу в чемпионате NASCARФото: NASCAR

AUTOSPORT.com.ru не освещает американские гонки NASCAR, но нижеприведенная история однозначно заслуживает места в нашем рейтинге.

В общих чертах восхождение Мартина Труэкса на вершину схоже с прорывом Андреа Довициозо в MotoGP. Но его история более сложна, драматична и вдохновляюща.

За первые восемь сезонов в высшем дивизионе Мартин не добился громких успехов и только дважды побывал на «Аллее победителей», а в конце года со скандалом лишился спонсорской поддержки и места в Michael Waltrip Racing. Команда с помощью второго гонщика Клиента Бойера специально спровоцировала желтые флаги в Ричмонде, чтобы помочь ему в чемпионате. Но если в краш-гейте на Гран При Сингапура-2008 Фернандо Алонсо был вроде как не при делах, то здесь именно Труэкса сделали крайним.

Он остался в чемпионате, но перешел в 2014-м в одну из слабейших команд Furniture Row Racing. Почти одновременно началось испытание на прочность в личной жизни – у его давней подруги Шерри Поллекс диагностировали онкологическое заболевание.

Но Труэкса это все не сломило. Наоборот, он собрался с силами, сплотил команду вокруг себя и с каждым сезоном прогрессировал семимильными шагами, в 2017-м достигнув вершины. Восемь побед, 19 финишей в топ-5, 26 попаданий в топ-10 и 2250 кругов лидирования. Абсолютно все статистические показатели оказались на его стороне. Помешать выиграть чемпионат Труэксу могла только спорная система «Плей-офф», из-за которой он начинал финальную гонку в Хоумстеде с одинаковым количеством очков с тремя другими претендентами. Борьба продолжалась до последнего круга, но Мартин выстоял и выиграл заветный кубок. Ну а на «Аллее победителей» чемпиона встретила Шерри, которая идет на поправку после двух операций и 35 процедур химиотерапии за последние три года.

Будет неудивительно, если однажды на основе этой истории снимут художественный фильм.

Потеряшка года: Крис Мик на парковке в Мексике

Крис Мик на Ралли Мексика © AutoBild
Крис Мик на Ралли МексикаФото: AutoBild

Ралли, в отличие от кольцевых гонок, проходит на незамкнутых трассах, и, следовательно, вылет может закончиться где угодно, даже на парковке. Именно это произошло с гонщиком Citroen Крисом Миком в начале сезона в WRC.

На последних метрах заключительного спецучастка Ралли Мексика ирландец потерял управление, но оказался не в кювете, как с ним часто бывает, а среди автомобилей болельщиков!

Видимо, не сразу сориентировавшись, Мик и его штурман Пол Нэгл вместо того, чтобы повернуть направо и вернуться на трассу, направились в сторону скопления машин и в своем слаломе даже задели VW Passat, сломав зеркало со стороны штурмана. Эти зигзаги Citroen C3 продолжались 18 секунд, показавшиеся экипажу вечность. Ведь на тот момент они лидировали в гонке. И что еще удивительнее, сохранили первое место! Задел в 37 секунд перед стартом финального допа пришелся как нельзя кстати.

Инженерная мысль года: BR1

BR1 на тестах © BR Engineering
BR1 на тестахФото: BR Engineering

Не каждый год российские инженеры могут похвастать разработкой гоночной машины для чемпионата мира. В 2015-м компания BR Engineering под руководством Бориса Ротенберга спроектировала и построила первый российский спортпрототип категории LMP2, с которым финишировала на подиуме в «Ле-Мане».

Инженер-конструктор из России удивил всех в Dallara

Следующим шагом стало создание машины главного класса LMP1. О начале совместной работы с итальянской Dallara было объявлено 17 ноября 2016-го, и ровно год спустя в паддоке в Бахрейне состоялась презентация, на которой был представлен результат работы.

Буквально неделю назад SMP провела трехдневные тесты на португальской трассе в Портимане в рамках подготовки к дебюту, а в начале декабре испытания прошли в испанском Арагоне. Боевой дебют BR1 состоится 5 мая, когда в Ле-Кастелле стартует Суперсезон WEC-2018/2019. Пожелаем удачи первого российскому спортпрототипу LMP1.

Комплимент года: Лучшее автоспортивное СМИ

"Лучшее автоспортивное СМИ" © РДС
"Лучшее автоспортивное СМИ"Фото: РДС

В уходящем 2017 году AUTOSPORT.com.ru получил очень важную и приятную награду. За последовательность и объективность в освещении автоспорта победителем в номинации «Лучшее автоспортивное СМИ» Человеком года назвали нашего главного редактора Викторию Ганееву.

Произошло это событие на Церемонии награждения второй Национальной Премии «Человек года в автоспорте», состоявшейся в середине октября в рамках Russian Autosport Show.