Фото: dnaindia.com

Следующий сезон будет интереснее? С чего бы это? Предложения Гэри Андерсона

Гэри Андерсон
19 февраля в 9:22

В прошлом году на протяжении большей части сезона за титул боролись две команды – Mercedes и Ferrari, да и парни из Red Bull Racing при любом удобном случае наказывали лидеров за ошибки. Сохранится ли эта тенденция в наступившем году? Технический эксперт AUTOSPORT Гэри Андерсон считает, что есть другие факторы, которые могут поспособствовать более плотной борьбе...

Первый вопрос, который я слышу от людей, знающих мою склонность анализировать происходящее в Формуле 1, – будет ли следующий сезон интереснее предыдущего? И мой ответ прост: с чего бы ему быть интереснее? Люди, ответственные за принятие решений, их не принимают. А изменения, которые нас ожидают в ближайшем будущем, касаются исключительно шоу до и после гонки, но никак не непосредственной борьбы на трассе.

Формула 1 – это не спорт. Это огромный бизнес, обеспечивающий десятки тысяч людей рабочими местами – будь то занятость в командах или на производстве. И хотя бы даже поэтому Большие Призы должны сохранять свою привлекательность для рядового зрителя. Иначе он просто уйдет, а за ним потянутся и спонсоры, и призовые, а далее спорт начнут покидать команды, поскольку их участие просто окажется невыгодным.

Необходимо, чтобы обычный зритель включил телевизор и тут же увидел что-то интересное и захватывающее – только в этом случае он останется на канале, а не переключит и не займется чем-то другим.

Сейчас же очень мало кто смотрит гонки от начала и до самого конца – такова статистика. Несколько минут после старта – вот где происходит всё самое интересное, плюс, может, пара-тройка эпизодов на протяжении гонки.

Почему так происходит? Это что-то новое для спорта, или так было всегда, начиная с гонок на колесницах? В определенной степени, конечно, так было всегда. Любой гоночный спорт во все времена делился на сильных мальчиков и остальных. Разница лишь в том, что раньше случайности в гонках и целых чемпионатах в виде победы андердогов происходили гораздо чаще. Сегодня же победу любой команды не из первой тройки можно считать настоящей сенсацией.

Сливки всегда всплывают, и в лучших командах во все эпохи будут выступать лучшие гонщики, у них будут самые сильные инженеры, конструкторы и механики. Так что с большой долей вероятности они будут выигрывать куда чаще и прилагать все усилия, чтобы правила игры не менялись.

Но что-то необходимо делать, чтобы случайные и непредсказуемые исходы гонок все же были возможны, хоть время от времени. А если нет, то хотя бы чтобы борьба между топ-командами была более плотной.

Ф1 © skysports.com
Ф1Фото: skysports.com

Не думаю, что кому-то будет интересно наблюдать за десятками обгонов на каждом круге. Но чуть больше неопределенности никому не помешает. Это поможет удержать зрителей у телеэкранов, они должны сохранять надежду на неожиданный исход.

Чтобы понять суть доминирования в Формуле 1, я пробежался по командному и личному зачетам за последние 20 лет и собрал небольшую аналитику.

Я выбрал пять сезонов, когда лидеры максимально приближались к предельно возможному набору очков. Посмотрим на разрывы в первых тройках в Кубке конструкторов и в личном зачете в эти годы. Информация указана в процентах от максимально возможного набора.

Пять наиболее доминирующих результатов в Кубке конструкторов

Пять наиболее доминирующих результатов в личном зачете

Для сравнения я также выбрал пять сезонов с наименьшим набором очков лидерами, чтобы показать, насколько плотной может быть борьба.

Пять самых плотных сезонов в Кубке конструкторов

Пять самых плотных сезонов в личном зачете

Я выбрал интервал с 1998 по 2017 год, поскольку на протяжении этого времени в спорте было три разных системы начисления очков. Так что можно посмотреть, как она влияет на исходы.

Что означают все эти цифры? В первую очередь они показывают, что за два десятилетия ничего, по сути, не изменилось – лучшие гонщики за рулем лучших машин всегда были и будут быстрее всех. Так что не нужно считать, что эта проблема возникла только в последние годы.

Подиум Ф1 © torque.com.sg
Подиум Ф1Фото: torque.com.sg

Изменение системы распределения баллов дает не так много. Но все же шаг в семь очков (между 25 и 18) за первое и второе места в гонке, введенный в 2010 году, – это слишком большой разрыв. Я бы давал за победу 22 очка. Если с учетом этого пересчитать приведенные выше результаты, победители, конечно, не изменятся, но борьба немного уплотнится. К тому же, такое изменение повлияет на давление, которое испытывают пилоты и команды.

Но главная проблема состоит в том, что нам нужно больше конкурентоспособных гонщиков и команд. В этом случае на победу смогут претендовать больше пилотов. Вопрос в том, как этого достичь, особенно с учетом того, что топ-команды существуют в своем собственном коконе и совершенно не собираются обращать внимание на проблемы остальных.

Если бы они хоть на минуту покинули свои пузыри, они очень быстро поняли бы, что жизнь продолжится и без Формулы 1, никто не умрет. Но компании, дающие им деньги, не будут продолжать это делать, если не будет спонсоров, зрителей и энтузиастов в спорте, которые хотят наслаждаться зрелищем.

В 2021 году Большие Призы откроют очередную эпоху, и к этому времени необходимо внести важные изменения в регламент, которые позволят повысить конкуренцию в чемпионате и хоть немного облегчат жизнь командам не из первой тройки.

Также нужно все-таки постараться снизить планку бюджетов. Увы, сегодня у руля законодательного органа FIA стоят люди, в свое время сделавшие всё возможное и невозможное для обеспечения того превосходства, которое было показано на графиках выше. Именно они первыми стали тратить такие огромные суммы на спорт.

У меня лично есть несколько предложений, которые мне хотелось бы внести в новый регламент. Конечно, они понравятся далеко не всем командам, и это понятно. Но они помогут сократить разрывы в пелотоне и стабилизировать баланс.

Спецификации крыла © autosport.com
Спецификации крылаФото: autosport.com

1. Ограничение на изменение спецификации элементов

Спецификации переднего и заднего антикрыльев, днища, боковых дефлекторов и воздуховодов тормозов должны оставаться неизменными на протяжении минимум пяти этапов. С чем команды приехали в Австралию, с тем они должны доехать до Барселоны.

Изменения настроек антикрыльев, конечно, должны быть допустимы, но спецификацию необходимо заморозить.

При этом можно дать каждой команде возможность один раз вне очереди изменить конструкцию любого из этих элементов на протяжении сезона – на случай, если была допущена серьезная ошибка.

Это позволит сократить расходы командам и поможет небольшим коллективам, которые и сегодня привозят обновления далеко не на каждую гонку.

2. Изменение системы начисления очков

Я бы изменил нынешнюю систему начисления баллов на следующую: 22-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Это позволит удержать разрывы на старте сезона и не даст лидерам слишком быстро уйти в отрыв от преследователей.

На итоговый результат это изменение не окажет существенного влияния, но команды и пилоты будут испытывать гораздо меньшее давление.

3. Изменение настроек шасси после квалификации

Сегодня в Формуле 1 есть три явных лидера: Mercedes, Ferrari и Red Bull. Так что, если не брать в расчет возможные штрафы, первые шесть позиций на стартовой решетке более или менее определены заранее. Так позвольте командам, чьи пилоты занимают позиции на старте ниже шестой, менять настройки шасси непосредственно перед гонкой.

Угол атаки антикрыльев, включая снятие и установку открылка Герни, вертикальные настройки пружин и торсионов, жесткость стабилизатора поперечной устойчивости, дорожный просвет, настройки амортизаторов, добавление/удаление проставок в подвеске, положение колес, включая их развал – всё это нужно позволить менять на машинах далее шестого места.

Спецификации деталей должны оставаться прежними, а настройку нужно разрешить. Причем все корректировки могут быть внесены за час до открытия пит-лейна в воскресенье, и список изменений должен передаваться FIA и публиковаться в прессе.

Это позволит пилотам из средней группы подтянуться к лидерам без дополнительных затрат. А прессе это даст возможность писать о чем-то кроме нарушений границ трассы…

4. Границы трассы

Пока не придумана какая-то интеллектуальная и инновационная система контроля границ дорожного полотна, нужно позволить гонщикам ехать так, как им заблагорассудится.

Есть там немного асфальта, травы или гравия, и пилот хочет попробовать проскочить – да пусть скачет!

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7961/why-f1-wont-get-better-this-season

  • Поделиться: