Что именно наладилось в Caterham?
Тони Фернандес возмутил фанатов футбольного клуба Queens Park Rangers, рассказав, сколько потребовалось времени, чтобы навести порядок в его команде Формулы 1. Эд Стро пытается разобраться, как же обстоят дела у коллектива, замыкающего сейчас зачет Кубка конструкторов
Нужно сильно постараться, чтобы усугубить отчаяние преданного футбольного болельщика, чья команда только что вылетела из Премьер-Лиги. Но Тони Фернандесу, возглавляющему клуб Queens Park Rangers, это все-таки удалось.
После того, как команда QPR, которая довольно дорого ему обходиться, потерпела неутешительно поражение – к чему шло уже несколько недель, – Тони решил подбодрить фанатов в Твиттере и написал, что в долгосрочной перспективе у его клуба все будет хорошо.
Твит, вызвавший немалое раздражение фанатов, звучал так: «Простите, все болельщики QPR. Все идет по плану, и сейчас даже в большей степени, чем раньше. Все благодаря вам. На то, чтобы наладить дела в Caterham, ушло три года. Сдаваться никто не собирается».
Наладить дела в Caterham… У тех болельщиков QPR, кто разбирается в Формуле 1, эти слова могли вызвать только непреодолимый страх за будущее своей команды. Что в футболе могло бы стать эквивалентом 62 гонок без единого заработанного очка и последней строчки в Кубке Конструкторов? Подобное сравнение уж точно не вселяет оптимизм.
История этой команды в Формуле 1 помнит моменты, когда она пользовалась немалым вниманием, несмотря на довольно скромные результаты. В последний момент получив право выйти на старт, проект Фернандеса очень неплохо смотрелся в первом сезоне, но с тех пор продвинуться вперед не удалось ни на шаг, несмотря на все ожидания.
Регулярные выходы во вторую часть квалификации так и осталось недостижимой фантазией, а пределом мечтаний по-прежнему является финиш в первой десятке. В 2011 году были признаки прогресса, но дальше дело затормозилось.
Команда нынче известная как Caterham многим запомнилась лишь благодаря неприятной истории вокруг прав на бренд Lotus, из-за которой тот даже потерял часть былого блеска и славы.
Чтобы оставаться объективными, скажем все же, что Lotus/Caterham удавалось на протяжении последних трех лет заканчивать чемпионат на десятом месте, хотя в прошлом сезоне ситуация буквально балансировала на грани, и положение спас только отчаянный финиш Виталия Петрова на 11-й позиции в финальной гонке в Бразилии. Это позволило команде не потерять часть выплат из так называемой «исторической копилки» Формулы 1.
В принципе, достижение вполне приличное для небольшой команды, к тому же претерпевшей некоторые серьезные изменений в техническом штабе. Однако пафос первых дней лишил Caterham многих добрых слов, которых команда вполне и заслуживала.
А по сему, когда коллектив начал этот сезон с машиной, построенной вокруг прошлогоднего монокока, ограничившись весьма незначительными аэродинамическими изменениями – настолько замысловатыми, что Шарлю Пику и Гидо ван дер Гарде никак не удается удержать своенравную машину под контролем, – Caterham тут же стала предметом довольно жестких шуток.
А потом был Гран При Бахрейна, где вернувшийся в команду Хейкки Ковалайнен получил возможность сесть за руль в пятницу. Он подтвердил, что пилотировать машину этого сезона – все равно, что ходить по лезвию ножа. Затем Пик опробовал новое заднее крыло, а также немного измененное переднее – в итоге новинки позволили отыграть почти полсекунды на круге.
В гонке он оказался быстрее обоих пилотов Marussia и не так уж и сильно отстал от Toro Rosso Даниэля Риккардо.
Технический директор команды Марк Смит ожидает, что «еще один значительный шаг вперед» будет сделан благодаря новинкам, которые появятся на Гран При Испании. Но важнее всего – предыдущие доработки принесли ожидаемый эффект на трассе, так как раньше у Caterham это не всегда получалось.
С учетом особенностей нынешнего сезона – в свете перехода в следующем году на новый регламент – это хороший знак.
«Нам удалось сделать важный шаг, – сказал Смит про новые элементы, появившиеся в Бахрейне, – А главный итог в том, что мы получили от машины именно то, чего ожидали.
Мы понимали, как далеко продвинулись [на начало сезона] в сравнении с прошлым годом, и представляли разницу между своими результатами в Бразилии-2012 и Мельбурне-2013. Что невозможно предсказать – так это сколько смогли отыграть нашим соперникам.
Поэтому нужно было посмотреть, где мы окажемся после первой гонки этого года. У всех были ограниченные ресурсы, но у кого-то все же было больше возможностей. Мы действительно должны сосредоточиться на чемпионате 2014 года, но все же Формула 1 – это очень конкурентный вид спорта, и нам не стоит пренебрегать текущим моментом. Здесь важно найти определенный баланс».
Стратегия ясна – в 2013 году необходимо продвинуться вперед ровно настолько, сколько необходимо, чтобы сохранить десятое место в Кубке Конструкторов. До начала сезона это казалось вполне логичным подходом, но теперь прогресс Marussia заставляет пересматривать планы – сейчас именно и парней Джона Бута заветное десятое место в чемпионате – благодаря финишу Жюля Бьянки на 13-ой позиции в Малайзии. А значит, Caterham все же придется серьезно потрудиться.
Но иной мотивации, кроме как сохранение десятого места в общем зачете, в этом сезоне нет. Мы спросили у Смита, действительно ли в 2013 году запланировано минимальное развитие, но за счет этого в 2014-м прогресс должен оказаться более ощутимым, и вот что он ответил: «На самом деле, да. Можно поставить себе задачу и догонять тех, кто впереди нас, но такая ситуация помешает развитию машины к 2014 году. А именно в этом наш приоритет.
В нынешнем году мы будем контролировать развитие событий, и наши акционеры будут решать, в каком направлении лучше всего двигаться на тот или иной момент».
Только не думайте, что в словах Смит звучит знакомая по прежним временам риторика о том, что команде по силам великие свершения в ближайшее время, так что в 2014 году можно ожидать прорыва. Это не так. Он понимает, что Caterham остается маленькой командой (только Marussia меньше) и может рассчитывать лишь на постепенный прогресс.
«Это серьезный шаг с самых разных точек зрения, – говорит Смит о грядущем переходе на новый регламент. – И я хотел бы думать, что мы движемся по пути, который позволит нам безболезненно перейти от 2013 года в 2014-й, не потеряв позиций относительно наших соперников.
Некоторые утверждают, что глобальные изменения правил позволяют сделать пелетон более плотным. Но я не был бы так категоричен. В каком-то смысле это верно, но все же, главную роль играют ресурсы. Чем больше команда – тем больше у нее возможностей опробовать различные варианты, а не скатиться вниз, играя вслепую.
Я не ожидаю, что благодаря изменению регламента мы сможем сделать большой шаг вперед. В то же время я уверен в специалистах, которые сейчас работают с нами, в нашей возросшей способности моделировать, анализировать и прогнозировать, особенно за прошедший год. Мы сейчас идем по пути поэтапного прогресса».
Смит знает, о чем говорит. Команда, где он работал раньше – Force India – сделала большой шаг вперед, когда в 2009 году произошли серьезные изменения правил в области аэродинамики. Это позволило коллективу из Сильверстоуна, который до этого плёлся в замыкающих, добиться поул и второго места на финише Гран При Бельгии.
Подобное невозможно в случае с Caterham, потому Смит не хочет проводить никаких параллелей. Хотя команда сейчас и располагает моторами Renault, которые выигрывают чемпионат за чемпионатом, а также системой KERS и коробкой передач от Red Bull, все же, это еще не тот уровень технического сотрудничества, который существует между McLaren и Force India – и стал залогом описанного выше успеха.
Тем не менее, он признает, что на примере Force India видно, какого уровня можно достичь, если правильно организовать работу. Смит и не менее уважаемый Джон Айли, отвечающий за работу в гонках, – это именно те люди, которые в состоянии помочь команде наладить дела.
«Безусловно, ситуация несколько отличается, – говорит Смит. – У нас [с Renault и Red Bull] отношения поставщик/заказчик, а у Force Indi [с McLaren] a техническое партнёрство.
Но я работал в Force India, когда это партнёрство только начиналось. Конечно, McLaren предоставила нам хорошую коробку передач и гидравлику, но все же главным залогом прорыва стало налаживание рабочих процессов и способности моделировать. Также важно, чтобы у сотрудников было время сработаться друг с другом.
И именно этого я сейчас хочу для своей команды. Если мы будем продолжать работать, как сейчас, то будем двигаться вперед».
Это новое лицо Caterham. Шапкозакидательство первых сезонов оставило свои неизгладимые шрамы, и теперь в команде знают, какими должны быть ожидания на самом деле. В конце концов, если вы десятая по размерам и бюджету команда, то нет особых причин рассчитывать на место выше десятого в общем зачете.
Важно, чтобы сейчас весь коллектив не терял связь с реальностью. Построить команду Формулы 1 с нуля – это огромный труд, и чрезмерный уровень ожиданий может только все испортить.
Время покажет, удастся ли Caterham достичь поставленных целей, или старая слабость вновь возьмет верх. К успеху предстоит двигаться медленными, но уверенными шагами, и процесс займет много лет, а не пару сезонов. Именно такими и должны быть амбиции молодой команды с довольно скромным бюджетом.
Может как раз это и имел в виду Фернандес, когда говорил, что дела Caterham налаживаются?