GP3: Путеводитель по сезону

Гленн Фриман
10 мая 2013 в 5:18

Обновленная машина, модернизированный двигатель и большая группа дебютантов – серия GP3 в предстоящий уик-энд на трассе в Барселоне вступает в новую эпоху. Глен Фримен изучает список участников нового сезона

Предстоящий уик-энд откроет второй трёхлетний цикл серии GP3 – её четвертый сезон стартует в рамках Гран При Испании.

В этом году первенство претерпело большие изменения, получив обновленное шасси, принципиально иной двигатель, а также модифицированный календарь и две новые команды. Ocean Racing и Atech CRS покинули чемпионат, а их место заняли Koiranen GP и Bamboo Engineering соответственно.

Новая спецификация машины заметно отличается от предыдущей, своим внешним видом она все больше напоминает технику ‘старшей’ серии GP2. Впрочем, здесь перемены не столь ощутимы: в основном они коснулись новых кузовных панелей и аэродинамических элементов, сами же шасси Dallara используются в GP3 с самого старта серии в сезоне 2010 года.

Двигатель – намного более значимое и при этом долгожданное новшество. Четырехцилиндровый агрегат, оснащенный турбонаддувом и развивающий мощность в 280 л.с. (при этом отличающийся большой задержкой отклика) остался в прошлом – на его место пришел более традиционный (и намного лучше звучащий) 'атмосферный' мотор мощностью 400 л.с., корни которого ведут к тем двигателям, что прежде использовались в Мировой серии Nissan/Renault.

Увеличение мощности позволило сделать большой шаг вперед: по ходу предсезонных тестов в Барселоне Патрик Нидерхаузер практически на пять секунд перекрыл время прошлогоднего поула Антониу Феликса да Кошты. Но у роста скорости есть и обратная сторона: в чемпионате вновь будут использоваться шины Pirelli, пусть и не совсем такие, как год назад. В результате по ходу предсезонных заездов выяснилось, что провести на трассе столько времени, сколько хочется, не выходит – приходится экономить резину. Стартовая гонка чемпионата в ближайшую субботу обещает для всех стать весьма непростым испытанием.

В том, что сезон начнется в Барселоне (в третий раз за четыре года), нет ничего нового, как и этапы в рамках Гран При Ф1. Однако календарь все же претерпел некоторые изменения.

В июне пройдет первый в истории отдельный этап серии GP3 на автодроме имени Рикардо Тормо в Валенсии. В известном смысле, это замена вылетевшей из календаря Формулы 1 гонки на уличной трассе в этом же городе.

После череды прошлогодних аварий GP3 в этот раз не приедет в Монако, зато впервые один из этапов этап серии пройдет за пределами Европы: в ноябре на трассе Яс-Марина состоится финал сезона. Будем надеяться, что судьба титула решится именно там, в заключительном уик-энде чемпионата, поскольку перерыв между предпоследним этапом в Монце и финалом сезона в Абу-Даби составляет аж два месяца.

ART Grand Prix
Побед: 17
Титулы в личном зачете: 2(Эстебан Гутьеррес в 2011-м, Валттери Боттас в 2012-м)
Титулы в командном зачете: 3 (2010, 2011, 2012)

ART Grand Prix
ART Grand Prix

№1 Конор Дэли (21 год, США)
24 старта в GP3, 1 победа
№2 Факундо Регалья (21 год, Аргентина)
4 старта в GP3, л.р. - 12-е место; в 2012-м - 7-ой в Auto GP, 4-й в Ф3 Open
№3 Джек Харви (Великобритания)
Дебютант GP3, в 2012-м - чемпион британской Ф3

Пилоты, выступающие в рамках уик-эндов Формулы 1, и так испытывают дополнительный прессинг, но в случае Дэли, Регальи и Харви его будет много больше. Ведь они выступают за команду ART, которая еще ни разу упустила титул сильнейшей за все время существования чемпионата. Дэли, в апреле уже принявший участие на этапе GP2 в Малайзии и завоевавший очки, в этом году также выступит в "500 милях Индианаполиса". Но главной целью американца станет именно третий сезон в GP3 – Конор, чей отец выступал в Ф1 проведет в составе ART уже второй сезон, поэтому в этот раз у него не будет оправданий неудачам.

Регалья, карьерой которого занимается Адриан Кампос, в прошлом году провел два этапа в GP3, выступая за разные команды. Контракт на 2013-й он подписал с третьей, а на тестах показывал неплохую скорость. Но удастся ли аргентинцу, уже много лет живущему в Испании, сохранить её в гонках – совсем не факт.

Харви постарается повторить путь своего товарища по молодежной программе Racing Steps Foundation Джеймса Каладо, который в 2011 году, не меняя команды, перешел из британской Формулы 3 в GP3, чтобы дать новый импульс своей карьере.

MW Arden
Побед: 6
Титулы в личном зачете: 1 (Митч Эванс в 2012-м)

MW Arden
MW Arden

№4 Карлос Сайнс-младший (18 лет, Испания)
Дебютант GP3, в 2012-м - 5-й в европейской Ф3, 6-й в британской Ф3
№5 Роберт Вишую (16 лет, Румыния)
16 стартов в GP3, л.р. - 2-е место
№6 Даниил Квят (19 летРоссия)
Дебютант GP3, в 2012-м - чемпион Альпийской Формулы Renault 2.0, 2-й в Еврокубке Формулы Renault 2.0

В этом сезоне впервые участники молодежной программы Red Bull примут участие в чемпионате GP3 - Карлос Сайнс-младший и Даниил Квят, выступая в цветах компании, привлекают к себе большое внимание.

Сайнс, вероятно, будет испытывать больший прессинг, поскольку имеет за своими плечами годичный опыт выступлений в Формуле 3, в то время как Квят переходит в серию из Формулы Renault 2.0 - в прошлом году в Еврокубке россиянин до последней гонки сражался за титул с теперешним участником программы поддержки молодых пилотов McLaren Стоффелем Вандорном. Роберт Вишую, в прошлом году также принимавший участие в Auto GP, уже поднимался на подиум в GP3, но с новыми товарищами по команде ему не стоит надеяться на легкую жизнь.

Carlin
Побед: 4

Carlin
Carlin

№7 Луис Са Силва (22 года, Ангола)
Дебютант GP3, в 2012-м - 13-й в европейской Ф3
№8 Ник Йеллоли (22 гола, Великобритания)
16 стартов в GP3, л.р. - 3-е место, в 2012-м - 5-й в ФR3.5
№9 Эрик Личтенстейн (18 лет, Аргентина)
Дебютант GP3, в 2012-м - 3-й в британской Формуле Ford

Надежды Carlin в чемпионате прочно связаны с Ником Йеллоли, поскольку британец возвращается в GP3 после успешной прошлогодней кампании в Мировой серии Renault. Из-за нехватки финансирования он не смог остаться в WSR в этом году - благодаря обновленной машине возвращение в GP3 стало для пилота не столь большим шагом назад, как было бы прежде.

Не стоит однозначно оценивать предыдущие выступления Йеллоли в серии, поскольку в его распоряжении была далеко не самая техника команды Atech CRS. Кроме того, его прошлогодние результаты в ФR3.5 лучше демонстрируют, на что пилот реально способен. От африканца Луиса Са Силвы вряд ли стоит ожидать высоких результатов на таком уровне, а Эрику Личтенстейну после выступлений в Формуле Ford потребуется сделать большой шаг вперед (как в вопросе мощности техники, так и в отношении конкуренции).

Jenzer Motorsport
Побед: 6

Jenzer Motorsport
Jenzer Motorsport

№10 Самин Гомес (21 год, Венесуэла)
Дебютант GP3, в 2012-м - 7-я в европейской и итальянской Формуле Abarth
№11 Патрик Нидерхаузер (21 год, Швейцария)
16 стартов в GP3, 2 победы
№12 Алекс Фонтана (20 лет, Швейцария)
6 стартов в GP3, л.р. - 4-е место; в 2012-м - 7-й в Формуле 2

Патрик Нидерхаузер заложил хороший базис для борьбы за титул в этом году: швейцарец сильно провел дебютный сезон в 2012-м, записав на свой счет две победы. Они стали совершенно заслуженными - потому вполне естественно, что в этом году от пилота стоит ждать еще одного шага вперед.

Jenzer всегда была сильным соперником в чемпионате GP3 - в предстоящем сезоне Нидерхаузер должен стать лидером команды, в то время как Фонтане (недавно включенному в молодежную программу Lotus Ф1) и особенно Гомес еще предстоит обрести скорость.

Marussia Manor Racing
Побед: 6

Marussia Manor Racing
Marussia Manor Racing

№14 Тио Эллинас (21 год, Кипр)
16 стартов в GP3, 1 победа
№15 Райан Каллен (22 года, Ирландия)
Дебютант GP3, в 2012-м - 6-й в британской Формуле Ford
№16 Дино Дзампарелли (20 лет, Великобритания)
Дебютант GP3, в 2012-м - 8-й в Формуле 2

Руководитель одной из топ-команд GP3 недавно рассказал AUTOSPORT, что считает Эллинаса едва ли не главным претендентом на титул в предстоящем сезоне. Киприот отлично завершил свой дебютный сезон, финишировав в первой четверке в четырех из пяти последних гонок, а в финале сезона в Монце в прекрасном стиле одержал свою первую победу в чемпионате, невольно оказав помощь Митчу Эвансу в завоевании титула.

Финансовые проблемы на родном острове привели к тому, что Тио долго не мог подписать контракт, однако представители Marussia Manor совершили бы большую ошибку, отпустив этого парня.

Дзампарелли и Каллену предстоит сделать большой шаг вперед в сравнении с тем, к чему они привыкли в своей карьере, чтобы выйти на столь же высокий уровень.

Status Grand Prix
Побед: 7

Status Grand Prix
Status Grand Prix

№17 Джимми Эрикссон (22 года, Швеция)
Дебютант GP3, в 2012-м - чемпион немецкой Формулы 3
№18 Эддерли Фонг (23 года,Китай)
Дебютант GP3, в 2012-м - 2-й в Кубке Audi R8 LMS, 3-й в британской Ф3 (национальный класс)
№19 Джошуа Уэбстер (19 лет, Великобритания)
Дебютант GP3, в 2012-м - 2-й в британской Формуле Renault 2.0 BARC

Пилоты Status выигрывали гонки в каждом из трех прошедших сезонов GP3, но комбинация обновленной машины и трех новичков чемпионата вряд ли поможет команде продолжить наметившуюся тенденцию. Немецкая Ф3 - уже не та, что была раньше, но и по сей день в серии чемпионами становятся по-настоящему сильные гонщики, так что Эрикссон - за плечами которого трехлетний опыт выступлений в этом первенстве - должен стать лидером команды. Правда, на тестах он был не очень заметен.

Уэбстер неплохо показал себя в относительно сильной британской Формуле Renault 2.0, но переход на обновленную машину GP3 потребует от него большого шага вперед. Полноценные выступления Фонга в Кубке Audi R8 LMS в прошлом году не дают оснований говорить о нехватке опыта за рулем формульных машин, поскольку в 2012-м пилот также принимал участие в серии Indy Lights, Формуле 3 и Auto GP.

Bamboo Engineering

Bamboo Engineering
Bamboo Engineering

№20 Льюис Уильямсон (23 года, Великобритания)
23 старта в GP3, 1 победа
№21 Мелвиль МакКи (18 лет, Великобритания)
Дебютант GP3, в 2012-м - 8-й в Еврокубке Формулы Renault 2.0
№22 Кармен Хорда (24 года, Испания)
14 стартов в GP3, л.р. - 13-е место

Льюис Уильямсон все-таки получил шанс вновь заявить о себе после неудачного прошлого сезона, который лучше стоит забыть. Он был исключен из молодежной программы Red Bull уже после пяти этапов Мировой серии Renault, а его место занял Антониу Феликс да Кошта.

В оставшейся части сезона Уильямсон вернулся в GP3, где в составе Status принял участие в восьми гонках - в этом году шотландец должен стать лидером новой команды Bamboo в её дебютном сезоне GP3. МакКи надеется закрепить свои сильные выступления второй половина прошлого сезона Еврокубка Формулы Renault 2.0 , по итогам которого в личном зачете британец занял вполне достойное восьмое место.

Испанка Хорда, не впечатлив в прошлом сезоне в составе Ocean, и на зимних тестах заметно уступала лидерам. Она располагает уже немалым опытом, который теперь нужно постараться конвертировать в скорость.

Trident

Trident
Trident

№23 Джованни Вентурини (21 год, Италия)
10 стартов в GP3, л.р. - 3-е место
№24 Дэвид Фуманелли (21 год, Италия)
14 стартов в GP3, л.р. - 3-е место
№25 Эмануэле Дзонцини (19 лет, Сан-Марино)
Дебютант GP3, в 2012-м - 3-й в итальянской Формуле Abarth, 5-й в европейской Формуле Abarth

В лице двух итальянцев Вентурини и Фуманелли в Trident располагает парой пилотов, способных бороться за высокие результаты, если все факторы сложатся воедино. Фуманелли перешел в команду из MW Arden, где в своем дебютном сезоне находился в тени напарников, занявших по итогам чемпионата первое и пятое места, в то время как сам итальянец оказался лишь 11-м. Маловероятно, что в этом году у него будет столь же сильная машина.

Вентурини намного увереннее чувствует себя в GP3, чем в Мировой серии Renault, где итальянец отметился недолгими выступлениями в начале прошлого сезона. В этот раз он постарается соединить все факторы кспеха, чтобы успешно выступить в чемпионате.

Новичок Дзонцини тестировался с ART, а потом раньше всех подписал контракт с Trident. Пилоту пока явно недостает опыта, который нужно как можно активнее перенимать у напарников.

Koiranen GP

Koiranen GP
Koiranen GP

№26 Патрик Куяла (16 лет, Финляндия)
Дебютант GP3, в 2012-м - 6-й в Альпийской Формуле Renault 2.0
№27 Ааро Вайнио (19 лет, Финляндия)
32 старта в GP3, 1 победа
№28 Кевин Корьюс (20 лет, Эстония)
Дебютант GP3, в 2012-м - 10-й в ФR3.5

Koiranen сделала логичный шаг, перейдя в GP3 - команда добилась заметных успехов в чуть менее мощной Формуле Renault 2.0, где в последние годы одержала победы во многих чемпионатах. Родившийся и выросший в Испании Патрик Куяла и бывший участник молодежной программы Lotus Ф1 Кевин Корьюс уже работали с ней ранее, а результаты Ааро Вайнио, в прошлом году сражавшегося за титул в GP3, позволят оценить, насколько быстро прогрессирует команда.

Переход в стан дебютантов - неважно, каких успехов они добились в других сериях - весьма рискованное решения для Вайнио, карьерой которого до недавнего времени занимался Николя Тодт. Финн вынужден будет провести в GP3 уже свой третий сезон, отказавшись от первоначальных планов полноценного участия в Мировой серии Renault, на нескольких этапах которой он выступил в конце прошлого года.

Календарь серии GP3 на 2013 год

1  11-12 мая     Каталунья, Барселона, Испания
2  15-16 июня    Автодром имени Рикардо Тормо, Валенсия, Испания*
3  29-30 июня    Сильверстоун, Великобритания
4  6-7 июля      Нюрбургринг, Германия
5  27-28 июля    Хунгароринг, Будапешт, Венгрия
6  24-25 августа Спа-Франкоршам, Бельгия
7  7-8 сентября  Аутодромо Национале, Монца, Италия
8  2-3 ноября    Яс-Марина, Абу-Даби, ОАЭ

* - отдельно от Гран При Формулы 1

Участники GP3 2013 года
Участники GP3 2013 года

  • Поделиться: