Фото: Reddit

Renault R25. Непризнанный гений эпохи

F1 Racing
19 июня в 9:51

R25. Именно такой индекс носило шасси заводской команды Renault 2005 года – кстати, первое чемпионское шасси за 14 лет, руку к которому не приложил ни Эдриан Ньюи, ни Рори Бёрн. Почему же его до сих пор очень неохотно ставят в один ряд с классическими творениями Формулы 1? Слово Дэмьену Смиту из F1 Racing...

Непризнанный гений эпохи. Нет, мы не о Фернандо Алонсо, в минувшие выходные выигравшем суточной марафон в Ле-Мане, а о шасси, сделавшем его самым юным чемпионом мира в истории Формулы 1.

Машина, которая сдвинула с места историю Больших Призов, зациклившуюся на Ferrari и Михаэле Шумахере. Машина, принесшая первый полноценный титул заводской команде Renault. И первая чемпионская машина с 1991 года, которую спроектировал не Эдриан и не Рори.

Однако, несмотря на все эти достижения, многие до сих пор не то что не считают это шасси достойным места в пантеоне триумфальных автомобилей Ф1, но даже не признают в нем лучшую машину чемпионского сезона-2005.

Странно, да? С учетом все возрастающей популярности Фернандо Алонсо, казалось бы, можно было уже отдать дань уважения и его первому чемпионскому шасси. В конце концов, за рулем R25 испанец заработал ровно половину своих титулов, пусть и был на протяжении своей долгой карьеры достоин большего.

Корень непризнания этого шасси лежит в обстоятельствах того сезона, ставшего прорывом для Алонсо и Renault. Во-первых, Ferrari вместе с Шумахером оказались вне игры из-за изменений в регламенте по части шин и неспособности Bridgestone поддержать конкуренцию, а во-вторых, McLaren-Mercedes сделали более быструю машину…

Шасси MP4-20 принесло коллективу из Уокинга десять побед в сезоне против восьми у R25, и только проблемы с надежностью помешали McLaren взять свой первый титул с 1999 года.

Кими Райкконен блистал на трассах, принеся команде семь побед – ровно столько же, сколько и у Алонсо, а Хуан Пабло Монтойя, перешедший из Williams, добавил еще три кубка.

Фернандо Алонсо и Кими Райкконен © Formula 1
Фернандо Алонсо и Кими РайкконенФото: Formula 1

Это был единственный сезон в Ф1, когда было решено, что пилоты должны проводить квалификацию и гонку на одном комплекте резины – это стало отсылкой к стародавним временам и попыткой остановить засилье шаблонных гонок типа спринт-стоп-спринт.

Лишь изменение погодных условий или прокол могли позволить гонщику сменить шины, при том, что поломка подвески на машине Райкконена в конце гонки на Нюрбургринге из-за чрезмерно изношенной резины доказала ущербность этого формата в плане безопасности. Но гонки были классные.

Изменения в регламенте на шины сильнее всего ударили по Bridgestone, которые не смогли предоставить своему приоритетному клиенту Ferrari резину, достаточно быструю и выносливую для 300-километровых гонок. Michelin, напротив, это удалось, что сделало возможным настоящую дуэль между Renault и McLaren и принесло французскому производителю шин первый титул начиная с 1980-х.

Единственным громким провалом Michelin стал Гран При США в Индианаполисе, где французские шины просто не выдерживали нагрузок последнего затяжного виража с бэнкингом.

В результате все клиенты Michelin вынуждены были свернуть на пит-лейн в конце установочного круга гонки, оставив на стартовой решетке лишь шесть машин с резиной Bridgestone.

Это фиаско французского производителя позволило Шумахеру одержать свою единственную победу в сезоне и бросило серьезную тень сомнения на в остальном триумфальный сезон Michelin.

Renault R25 © ewallpapers.eu
Renault R25Фото: ewallpapers.eu

Но можно ли всё перечисленное вменить в вину шасси R25? Ни в коем случае. Более того, это был очень редкий случай поразительно гармоничной и слаженной работы англо-французского сотрудничества в Формуле 1 в сочетании передовой инженерии с удивительно дружным коллективом, который просто сделал свою работу лучше остальных.

Если не считать экстравагантного лидера команды Флавио Бриаторе, в остальном коллектив излишним блеском и помпезностью не отличался. По сути, коллективом изнутри управляли главный инженер, а ныне автор колонки в F1 Racing Пэт Симондс, талантливейший технический директор Боб Белл, шеф отдела проектирования шасси Тим Деншем и специалист по аэродинамике Дино Тозо.

Шасси R25 стало плодом совместного творчества одаренных инженеров с учетом ошибок предыдущих пяти сезонов.

Трудно назвать какую-то одну составляющую, которая бы разительно отличала шасси R25 от остальных машин в пелотоне. Возможно, это также повлияло на недооцененность этого творения со стороны болельщиков.

И все же в целом дизайн шасси был весьма аккуратным и цельным – чего только стоит впервые использованная в Ф1 V-образная геометрия киля под носовым обтекателем в креплении подвески, а также обновленный и облегченный блок электроники, управляющий двигателем и шасси.

Через Ла-Манш – на базе в Вири-Шатийоне – Роб Уайт произвел на свет представителя второго поколения 10-цилиндрового мотора с развалом 72 градуса, более легкого и мощного.

В совокупности шасси и силового агрегата трудно недооценить потенциал R25. Впервые за свою пока еще недолгую карьеру Фернандо Алонсо получил машину, которой, по его собственным словам, мог полностью доверять. С ее абсолютно нейтральным балансом испанец мог по максимуму использовать свой агрессивный стиль закладывания шасси в повороты. В Ф1 и до этого обращали внимание на Фернандо, но в свои 24 года он раскрылся именно в Renault и именно за рулем этого шасси.

Напарником Алонсо по команде был Джанкарло Физикелла, вернувшийся в Энстоун после непродолжительных отрезков карьеры в Jordan и Sauber. И именно он одержал первую победу в сезоне в Мельбурне.

Однако Фернандо не собирался отдавать итальянцу пальму первенства, и своими победами на Сепанге, в Сахире и Имоле он прекратил всяческие разговоры о том, кто является лидером в команде.

Следующие триумфы последовали на Нюрбургринге, в Маньи-Куре и в Хоккенхайме, и все же всем было очевидно, что по чистой скорости шасси Renault уступает творению McLaren.

Renault R25 © MAXF1.net
Renault R25Фото: MAXF1.net

На помощь пришел опыт Пэта Симондса. Будучи сторонником прагматичного подхода, он принял вызов от McLaren, но при этом выбрал консервативный путь развития шасси на протяжении сезона с акцентом на надежность, а не на скорость.

На этапе в Спа Алонсо не выдержал и пожаловался на то, что такая стратегия стоит команде три или четыре десятых секунды на круге, но при этом испанец продолжал стабильно набирать очки.

В итоге третьего места в Интерлагосе оказалось достаточно, чтобы за две гонки до финиша сезона обеспечить себе чемпионский титул. И когда Райкконен в следующей гонке на Сузуке прорвался через весь пелотон и одержал восхитительную победу, она уже ничего не решала.

Завершил тот год новоиспеченный чемпион мира на победной ноте в Китае, прервав серию McLaren из шести триумфов подряд и подчеркнув тем самым заслуженность титула Renault.

«Да, у McLaren была быстрейшая машина в том сезоне, но она не была лучшей», – так охарактеризовал события 2005 года Пэт Симондс.

Год спустя Ferrari и Bridgestone вернут утраченный потенциал с новым 2.4-литровым мотором V8, но в Renault успешно защитят свое чемпионское звание – последнее для себя на данный момент…

R25 © Picssr
R25Фото: Picssr

Результаты шасси Renault R25:

Старты: 19
Сходы: 6
Победы: 8
Поулы: 7
Быстрые круги: 3
Подиумы: 10
Очки: 191

Спецификация:

Шасси: Литое углеродное волокно и алюминиевый композитный ячеистый монокок
Передняя подвеска: Рычаги с толкателями
Задняя подвеска: Рычаги с вертикальными торсионами и горизонтальными амортизаторами
Двигатель: Renault RS25 V10 развал 72°
Объем двигателя: 3,000 куб. см.
Мощность: 900 л.с. @ 19,000 об/мин
Коробка передач: 6-ступенчатая полуавтоматическая
Шины: Michelin
Вес: 605 кг (включая гонщика, камеру и балласт)
Гонщики: Фернандо Алонсо, Джанкарло Физикелла

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8016/why-alonso-first-title-winner-should-be-an-alltime-great

Renault R25 © Мир Автомобилей
Renault R25Фото: Мир Автомобилей

  • Поделиться: