Фото: RaceFans

Большой технический обзор новинок Гран При Испании

Николя Карпентье
21 мая в 9:23

Как и ожидалось, в Барселону команды привезли серьезные пакеты обновлений, и на фоне остальных в этом отношении выделялись Ferrari, Red Bull Racing и McLaren. Технический эксперт F1i.com Николя Карпентье присмотрелся к новинкам шасси. Присмотримся и мы...

Мертворожденные зеркала на «ореоле»

В столицу Каталонии команда Ferrari привезла новые крепления зеркал заднего вида – вместо кокпита они стали крепиться прямо к защитной конструкции «ореол».

Напомним, что в промежутке между Гран При Китая и Азербайджана FIA разрешила командам использовать подобное ухищрение в ответ на жалобы гонщиков о том, что из-за более широкого и низкого заднего антикрыла, введенного годом ранее, обзор в зеркалах сильно ухудшился.

Тут, как обычно, появились толковые инженеры и предложили вариант получения дополнительного аэродинамического преимущества от креплений зеркал. Ну кто же от такого богатства откажется?

И в Скудерии с удовольствием разместили над креплением зеркал дополнительный открылок, поддерживаемый вертикальной растяжкой.

И если сама растяжка аэродинамического превосходства не дает, того же нельзя сказать об открылке. Его изогнутый профиль явно отражает желание специалистов по аэродинамике направить воздушный поток вниз, чтобы таким образом оптимизировать поток, поступающий на заднее антикрыло.

Техника © F1i
ТехникаФото: F1i

Именно из-за этого дополнительного элемента команды-соперники обратились к гоночному директору FIA Чарли Уайтингу за разъяснением, результатом чего стал выпуск новой технической директивы от делегата FIA Николаса Томбасиса с уточнениями легального размещения зеркал на «ореоле».

Уже к Монако Ferrari вынуждена будет изменить систему крепления зеркал. Дело в том, что в Маранелло слово "крепление" интерпретировали весьма вольно, в результате чего FIA посчитала их подпорку не креплением как таковым, а отдельным аэродинамическим элементом, размещение которых в этой области недопустимо.

И разъяснения от FIA очень помогут остальным командам, ведь многие из них также присматриваются к этой возможности.

«Мы тоже работаем в этом направлении, – сказал технический директор Renault Боб Белл в интервью Auto Motor und Sport. – Думаю, все команды захотят реализовать нечто подобное».

На изображении выше видно, что французская команда уже протестировала прототип зеркал на «ореоле», отпечатанный на 3D-принтере.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

В Маранелло пошли по пути Уокинга

Продолжая развивать шасси SF71H, в Ferrari привезли в Испанию модифицированное днище.

Три прорези перед задними колесами были немного видоизменены, а перед ними были добавлены две продолжительные продольные расщелины. При этом геометрия их сильно напоминает представленную McLaren на своем шасси MCL33 в Бахрейне.

Эти расщелины призваны изолировать воздушный поток в районе днища для оптимизации работы диффузора.

Как давно известно, вращающиеся колеса очень сильно нарушают течение воздуха вокруг шасси. Этот феномен известен как эффект шинных струй. В задней части машины турбулентный низкоэнергетический воздушный поток, создаваемый колесами, проникает в область диффузора, тем самым нарушая его работу.

И этот эффект стал еще более пагубным после появления тенденции делать шасси клиновидными, с большим дорожным просветом сзади, чем спереди. Вдобавок воздушный поток из внешней среды под высоким давлением пытается "залезть" под днище – в зону пониженного давления.

Для того, чтобы справиться с двумя этими паразитными потоками, специалисты по аэродинамике и придумывают различные прорези в этой области днища – либо короткие перед задними колесами, либо продольные – вдоль всей кромки днища. Основная цель тут одна – позволить воздушному потоку высокого давления над днищем нырять под шасси, создавая тем самым своеобразную заслонку, запечатывающую диффузор.

Как это работает? В точке столкновения потоков высокого и низкого давления создаются завихрения, образующие невидимую стену, не позволяющую грязному воздуху от вращающихся колес проникать к диффузору.

И это также более важно в нынешних обстоятельствах, когда команды используют клиновидные шасси – в том числе и Ferrari.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Оптимизация диффузии (1)

Около половины прижимной силы современных шасси Ф1 создается днищем и диффузором – это факт.

В обобщенном смысле вся эта система работает по принципу трубки Вентури. Как и в случае с трубкой Вентури, каналы днища направляют воздушный поток в сужающуюся секцию, из-за чего скорость потока в самой узкой горловине достигает предела. Этот эффект способствует созданию зоны пониженного давления, а с ней и прижимной силы.

На выходе потока из диффузора во внешнюю среду за счет увеличения площади поперечного сечения его скорость постепенно и контролируемо снижается, без создания эффекта расщепления потока.

В Барселоне Скудерия изменила геометрию диффузора сразу в нескольких отношениях. Центральная секция (под структурой безопасности) стала более вогнутой (желтые стрелки на изображениях вверху), окантовка первого открылка стала менее угловатой (голубые стрелки), одно из ребер диффузора стало более подрезанным в основании (оранжевые стрелки), а количество генераторов завихрений увеличилось с пяти до семи (белые стрелки и нижнее изображение).

Можно заметить также, что и ребра торцевых пластин были немного модифицированы (фиолетовая стрелка).

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Подвеска Ferrari – прочь былые привязанности

Наконец-то Скудерия изменила геометрию креплений подвески в задней части шасси SF71H, сделав их более угловатыми.

Как видно на изображениях, теперь крепления образуют прямой угол – это сделано больше с целью улучшить аэродинамику, а не из-за структурных причин.

В Испании подобная конфигурация подвески была установлена только на машине Себастьяна Феттеля.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Когда Голиаф берет пример с Давида

Любопытно, что и Mercedes привезли в Барселону несколько новинок – по крайней мере, видимых глазу.

Специалисты по аэродинамике из Брэкли добавили небольшой вертикальный плавник к верхнему рычагу передней подвески, который сильно напоминает элемент, установленный на шасси Sauber C37 с самого старта сезона.

Бывает и такое…

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Оптимизация диффузии (2)

По примеру своих коллег из Ferrari и McLaren специалисты по аэродинамике Mercedes пересмотрели геометрию диффузора на своей машине.

В частности, они дополнили его одним новым ребром (обратите внимание на желтую стрелку).

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Уокинг вдохновляет Брэкли

Не только в Хинвиле подсматривают идеи для своих новинок действующие чемпионы мира. В этот раз их вдохновили сотрудники McLaren.

На постгоночных тестах в Барселоне на шасси Mercedes нетрудно было обнаружить по шесть генераторов завихрений на каждом из боковых понтонов – по примеру MCL33.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

«С дырочкой в правом боку...»

В Барселоне мы, наконец, дождались серьезных новинок от McLaren. И наиболее заметным изменениям подвергся носовой обтекатель.

Классический дизайн, рожденный в 2016 году, уступил место обтекателю с тремя отверстиями. Центральная часть в целом повторяет концепцию Red Bull прошлого года, но оборудована по бокам "ноздрями" по принципу, реализованному на Sauber C37.

Что касается носового обтекателя в целом, то он стал гораздо стройнее, а по бокам отчетливо видны своеобразные лезвия, идущие до самых треугольников подвески.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Два выпускных отверстия

Внутри обтекателя центральная секция раздваивается, чтобы присоединиться к боковым каналам, которые раскрываются по бокам под обтекателем.

И если такого вывода центральной секции вполне можно было ожидать, то два других отверстия содержат датчики скорости и дорожного просвета (желтые стрелки).

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

В Уокинге сглаживают углы

В связи с изменением геометрии носового обтекателя были модифицированы и направляющие в этой области.

Теперь эти элементы имеют по две прорези (голубые стрелки) и скругленную кромку (белая стрелка).

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Постепенные усложнения

Во второй раз в нынешнем сезоне команда McLaren пошла на изменение дефлекторов в области боковых понтонов, в функции которых входит изоляция грязного воздушного потока, исходящего от вращающихся передних колес.

В Бахрейне McLaren установила в этом месте более привычные двойные пластины, а в Барселоне пластин стало три и появилась связка с углом днища (белые стрелки).

Шаг за шагом McLaren приближается к дизайну, который использует большинство команд, но пока у них всё намного проще.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Оптимизация диффузии (3)

Наконец-то на машины Фернандо Алонсо и Стоффеля Вандорна был установлен обновленный диффузор, переработанный в центральной секции (белые и красные стрелки).

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

В Red Bull подрезают боковые дефлекторы

Как Ferrari и McLaren, команда Red Bull Racing также привезла в Барселону серьезные обновления.

Боковые дефлекторы на шасси RB14 получили еще больше прорезей. При этом первая панель оказалась разрезана (оранжевые стрелки), как и верхняя часть второй (желтые стрелки).

В нижней части дефлектора количество элементов было увеличено с четырех до шести (красные стрелки), тогда как скругленный открылок был раздвоен (голубые стрелки).

В целом в этой области наблюдается влияние команды Mercedes, которые первыми начали мельчить с элементами и увеличивать их количество для лучшего контроля воздушного потока.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

У бычка растут зубки

Позади боковых дефлекторов под впускными отверстиями понтонов специалисты по аэродинамике из Милтон-Кинса добавили открылки к передней кромке днища – теперь их стало шесть вместо четырех.

Эти открылки работают как генераторы завихрений для запечатывания днища от воздействия турбулентных потоков.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

В Renault пошли по пути усложнения

В Испании команда Renault представила модифицированное переднее антикрыло.

Две направляющие были вставлены между крылом и торцевой пластиной с целью усилить "отводящий эффект" потока от колес.

При этом в Баку французы испытывали и обновленные боковые понтоны, однако в гонке новинка пока представлена не была.

«Мы очень часто будем привозить обновления и испытывать их на тренировках перед тем, как внедрять на квалификациях и в гонках», – сказах технический директор Renault Боб Белл.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Haas присоединилась к клубу

В Барселоне на машине Ромена Грожана команда Haas протестировала защитную конструкцию «ореол» с тройным дефлектором по примеру McLaren, Toro Rosso, Renault и Force India, убрав свои "акульи зубы", генерирующие завихрения.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Force India тоже нашла ножницы

В Барселоне на шасси VJM11 Эстебана Окона и Серхио Переса было установлено новое днище. Девять коротких прорезей были заменены на длинные продольные расщелины – их назначение мы уже описывали выше.

Эффективность работы треугольного открылка, добавленного в Баку, контролируется на шасси при помощи датчика давления (желтая стрелка на нижнем изображении).

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

А Sauber-то, Sauber!..

После представления нового переднего антикрыла в Баку (первое изображение) в команде из Хинвила подрезали переднюю кромку днища (желтые стрелки), в связи с чем им пришлось рассекать и крылышко чуть выше для соответствия регламенту.

Техника © f1i
ТехникаФото: f1i

Фундаментальные проблемы Williams?

В Испанию команда из Гроува привезла не так много видимых глазу новинок. Алекс Вурц пояснил, что корень проблем команды лежит в конструкции диффузора, которая не работает должным образом: «Мы теряем прижимную силу в области диффузора и днища. В прошлом году у нас были похожие проблемы, но сейчас они только увеличились. В результате пропадает сцепление с трассой, и гонщики очень неуверенно чувствуют себя за рулем».

В коллективе полагают, что раньше начала лета эти проблемы им решить не удастся.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.f1i.com/magazine/magazine-technical/304196-tech-f1i-upgrades-reign-spain.html

  • Поделиться: