Фото: McLaren

McLaren MP4/8. Шасси, удивившее дующегося Айртона Сенну

F1 Racing
28 июня в 9:23

Свою последнюю победу в Формуле 1 легендарный бразильский гонщик Айртон Сенна одержал именно за рулем шасси McLaren MP4/8. Кроме того, свое триумфальное чудо в дождевом Донингтоне в 1993-м трехкратный чемпион мира также сотворил при помощи этой восхитительной, пусть и не чемпионской машины. Слово Дэмьену Смиту...

В сезоне-1993 Ален Прост выиграл свой последний титул в карьере за рулем невероятного шасси Williams FW15C и заявил об уходе из спорта непобежденным. Но основное внимание в том году все же было приковано не к триумфатору, а к его бывшему напарнику и сопернику, а ныне только сопернику Айртону Сенне.

Великий бразилец на протяжении всего сезона жаловался на его снизившийся статус в ослабленной команде McLaren, но в то же время наслаждался борьбой на трассе – особенно в тех гонках, когда ему удавалось оставить ни с чем заклятого врага, пилотировавашего поистине чемпионское шасси Williams, построенное под пристальным взором Эдриана Ньюи и оборудованное двигателем Renault.

Будучи с самого старта сезона андердогом в чемпионской битве, Сенна провел несколько потрясающих гонок на протяжении года, ставшего не только последним в его карьере в Формуле 1, но и последним полным годом, прожитым на этом свете…

Проделки и уловки Айртона держали болельщиков и прессу в напряжении весь год, и на этом фоне поблекла ключевая истина – пусть McLaren MP4/8 не обладала всеми качествами чемпионского шасси Williams FW15C, но это была по-настоящему великая машина. К тому же, она унаследовала все внешние прелести своих предшественниц и по красоте не только не уступала им, но даже в чем-то превосходила.

McLaren MP4/8 © autosport.com
McLaren MP4/8Фото: autosport.com

Конструктору MP4/8 Нилу Оутли есть чем гордиться – факт. Лишь в ноябре 1992-го он и его коллеги узнали, что Honda собирается свернуть свою программу в Ф1. В ответ руководитель команды Рон Деннис сделал всё, чтобы заполучить 10-цилиндровый мотор Renault на следующий сезон, но потенциальная сделка сорвалась, и коллективу пришлось довольствоваться силовой установкой Ford HB V8.

При этом у американской компании было заводское партнерство с Benetton, а команде из Уокинга достался статус клиента и мотор предыдущей спецификации.

Это был серьезный удар по некогда доминирующей дружине, но Оутли не пал духом и проявил свой истинный талант в сложные для команды времена. Еще перед стартом сезона они знали, что у них будет не самый мощный двигатель, но на машине это никоим образом не отразилось.

Из новшеств на McLaren MP4/8 можно отметить модернизированную систему электроники и программное обеспечение, позволяющее лучше контролировать шасси и сбор данных и телеметрии. Плюс к тому в кокпите был установлен значительно облегченный управляющий блок электроники. Всё это добро было произведено в дочерней компании McLaren Group – TAG Electronics.

Вкупе с отличным шасси с улучшенной активной подвеской и системой трекшн-контроля не хуже, чем у Williams, всё смотрелось весьма перспективно.

McLaren MP4/8 © autosport.com
McLaren MP4/8Фото: autosport.com

Всю зиму перед сезоном, пока инженеры и конструкторы напряженно работали на базе, Айртон дулся в Бразилии. Отказ мотористов Honda и Renault его не радовал, а необходимость сражаться с давним недругом Аленом Простом за рулем заведомо уступающей в скорости машины также не добавляла оптимизма.

В итоге бразилец просто пригрозил остаться дома. Началась сага под названием «поедет/не поедет».

Но когда Айртон прибыл на тесты и впервые сел за руль новой машины, он был просто поражен ее проворностью и управляемостью. С более короткой колесной базой, чем у Williams, и, как оказалось, достаточно мощным мотором, у MP4/8 были все необходимые ингредиенты для сражений на узких извилистых трассах. Сенна решил принять этот вызов, ему стало попросту интересно.

Но при этом ретивый бразилец продолжал держать Денниса и спонсоров McLaren на коротком поводке. На какие только ухищрения ни шел Айртон, чтобы создать фон недовольства – достаточно вспомнить его условие о продлении контракта после каждой следующей гонки с оплатой за уик-энд в размере одного миллиона долларов. Такие причудливые подробности сделки тут же облетели все первые колонки спортивных газет.

В тот год все вокруг говорили только о Сенне и McLaren, несмотря на отсутствие у них чемпионской машины. Но сами они расписываться в этом факте не собирались.

Прост выиграл дебютную гонку сезона в Южной Африке, но Айртон тут же отыгрался на домашнем автодроме в Интерлагосе в триллере с переменными погодными условиями. Затем был Донингтон Парк...

McLaren MP4/8 © autosport.com
McLaren MP4/8Фото: autosport.com

Владелец английского автодрома Том Уиткрофт буквально выкрутил Берни Экклстоуну руки, в ответ получив право провести у себя долгожданный этап Формулы 1 под вывеской Гран При Европы.

Апрельская дата уик-энда почти гарантировала гонщикам проливной дождь – так и случилось. В такую погоду зрители не спешили приезжать на автодром, что повлекло за собой большие убытки Уиткрофта, но он ни разу не пожалел о своем решении.

Итогом стала одна из лучших гонок в истории Формулы 1, в которой Сенна продемонстрировал свой истинный талант. То, как он на первом круге опередил четырех соперников и вышел в лидеры гонки, забыть непросто. Айртон полностью доминировал в этом заезде, тогда как Прост и его напарник Деймон Хилл беспомощно барахтались позади – на мелководье.

Ален постарался стереть из памяти болельщиков это обидное поражение при помощи побед в Имоле и Барселоне, но в мае Сенна в шестой раз покорил Гран При Монако. Однако в дальнейшем McLaren и Айртону было очень трудно поддерживать заданный Williams и Простом темп. И проблемы с надежностью им также не помогали.

Но про бразильца не перестали говорить, а новая волна интереса к нему появилась после известия о переходе в команду из Гроува, что, по сути, и вынудило Проста завершить карьеру.

Ален не собирался второй раз входить в одну и ту же реку и сопер(напар)ничать с Сенной в Williams после двух совместных взрывоопасных сезонов в Уокинге.

Что касается напарников Айртона по McLaren в 1993-м, то Майкл Андретти испил эту чашу до дна, на собственной шкуре испытав, что значит ездить в одной команде с бразильцем. Однако в своих бедах американец в том числе был виноват сам.

После блестящего выступления в Indycar все ожидали, что он проявит себя и в Формуле 1, однако сокращенное количество тестов сыграло с ним злую шутку – не помогли и первые дождевые этапы сезона.

McLaren MP4/8 © autosport.com
McLaren MP4/8Фото: autosport.com

Последней каплей терпения стало намерение Андретти летать на каждую гонку из США. Он правда собирался это делать? И в сентябре, несмотря на подиум в Монце, Майкл был уволен из команды, а на его место пришел молодой тест-пилот Мика Хаккинен, переквалифицировавший Сенну на первом же совместном этапе в Эшториле.

В тот уик-энд Прост выиграл свой четвертый титул и заявил об уходе из спорта. В концовке сезона Айртон уверенно выиграл на Сузуке и в Аделаиде, где очень тепло поприветствовал своего уже бывшего заклятого врага на подиуме. Это был очень важный момент для Формулы 1 той эпохи, особенно в свете трагедии, которая произошла с бразильцем полгода спустя.

Что касается McLaren, то в 1993-м они тестировали спецификацию B машины MP4/8 с 12-цилиндровым двигателем Lamborghini с брендингом Chrysler. Сенна и Хаккинен остались очень довольны испытаниями, но дальнейшего развития это сотрудничество не получило. В результате на 1994 год Рон Деннис заключил соглашение на поставку моторов с Peugeot – не самый лучший ход.

В канун гонки в Аделаиде никто и не догадывался, что в следующие три года McLaren не добьется ни единой победы в Ф1, а для Айртона Сенны этот триумф станет последним в карьере.

Подводя итог, можно сказать, что шасси MP4/8 зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, позволив команде одержать пять побед, включая одну из самых значимых и зрелищных в истории Формулы 1. Эта машина навсегда останется в сердцах настоящих поклонников Больших Призов…

McLaren MP4/8 © autosport.com
McLaren MP4/8Фото: autosport.com

Спецификация McLaren MP4/8:

Шасси: Углеродное волокно и композитная ячеистая структура
Передняя и задняя подвеска: Двойные рычаги с толкателями, пружины, амортизаторы
Колесная база: 2845 мм
Двигатель: Ford HBD7 V8
Объем двигателя: 3,494 куб. см.
Мощность двигателя: 680 л.с.
Коробка передач: McLaren поперечная полуавтоматическая 6-скоростная
Шины: Goodyear
Вес: 505 кг
Гонщики: Айртон Сенна, Майкл Андретти, Мика Хаккинен

Результаты шасси McLaren MP4/8:

Старты: 32
Победы: 5
Поулы: 0
Быстрые круги: 1
Подиумы: 4
Очки: 84

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8198/the-mclaren-that-surprised-sulking-senna

McLaren MP4/8 © autosport.com
McLaren MP4/8Фото: autosport.com