От сельских дорог Реймса до бескрайних полей Маньи-Кура

21 июня 2018 в 10:17
Фото: madmimi.com

В преддверии возвращения Формулы 1 на Поль-Рикар вспоминаем все семь трасс, на которых проходил французский этап во второй половине XX века

В предстоящий уик-энд после десятилетнего перерыва Формула 1 возвращается во Францию, с которой неразрывно связана история всего мирового автоспорта. Ведь именно здесь в 1906 году в окрестностях Ле-Мана прошла первая гонка под официальным статусом Гран При. А во второй половине XX века целых семь трасс приняли этап главного гоночного первенства планеты. Каждая из них была уникальной и оставила свой след в летописи Ф1…

1. Реймс

Джек Брэбэм в повороте Virage de Muizon © Formula 1
Джек Брэбэм в повороте Virage de MuizonФото: Formula 1

11 гонок: 1950-1951, 1953-1954, 1956, 1958-1961, 1963, 1966

Первый в истории Гран При Франции прошел в 1950-м по сельским дорогам к западу от Реймса, между деревеньками Тиллуа и Гу. Трасса в виде треугольника славилась быстрыми прямыми, соединенными связками скоростных поворотов, и была в те времена одной из самых быстрых в календаре – средняя скорость на круге превышала 200 км/ч.

В 1972-м автодром была закрыт, а в 2002-м часть дорог в округе и вовсе была убрана. Но на шоссе D27, где располагалась стартовая прямая, и сейчас можно увидеть здание пит-лейна, трибуны, ставшие местной достопримечательностью.

Памятная гонка: В 1961-м в Реймсе победил Джанкарло Багетти, одержавший свою первую и последнюю победу в Формуле 1. Итальянец навсегда вошел в историю, ведь та гонка была для него первой в Больших Призах. Он и по сей день остается единственным пилотом в истории, которому удалось выиграть в дебюте.

2. Руан

Жаки Икс лидирует на трагическом Гран При Франции-1968 © Formula 1
Жаки Икс лидирует на трагическом Гран При Франции-1968Фото: Formula 1

5 гонок: 1952, 1957, 1962, 1964, 1968

Располагавшаяся на холмистой местности к юго-западу от Руана скоростная трасса Руан-лез-Эссарт приняла всего лишь пять гонок Формулы 1, но, несмотря на это, считается одной из самых образцовых за всю историю проведения Гран Франции и вообще в Европе.

Четырехкилометровый круг состоял из двух частей: первая часть шла под гору и заканчивалась мощеной шпилькой Noveau Monde, а вторая, наоборот, поднималась в гору, почти на 100 метров.

Как и в случае с Нюрбургрингом, комбинация высокоскоростных поворотов и перепадов высот зачастую приводила к авариям, и после гибели Жо Шлессера в 1968-м Формула 1 навсегда покинула Руан.

Памятная гонка: В 1962-м Дэн Герни принес Porsche первую и единственную победу в Гран При в качестве конструктора.

3. Клермон-Ферран

В современном автоспорте такие трассы, как Клермон-Ферран, можно увидеть только на асфальтовых ралли © McLaren
В современном автоспорте такие трассы, как Клермон-Ферран, можно увидеть только на асфальтовых раллиФото: McLaren

4 гонки: 1965, 1969-1970, 1972

Расположенная среди потухших вулканов в центральной части Франции, трасса Клермон-Ферран была больше похожа на асфальтовый спецучасток в ралли, нежели на гоночное кольцо для Формулы 1. Восьмикилометровая трасса, которая также называлась Шараде, насчитывала в общей сложности 58 поворотов и, за исключением стартового отрезка, не имела ни одной прямой.

«Великолепная, потрясающая, превосходная, лучшая в Европе!» – восхищался легендарный журналист Формулы 1 Денис Дженкинсон в 1972-м.

Но за этим великолепием скрывалась коварность: почти полное отсутствие зон вылета, перепады высот и слепые повороты делали трассу Шараде очень опасной. А вдобавок к этому с расположенных рядом гор на асфальт постоянно попадали мелкие камни. И в 1972-м это привело к трагическому инциденту – мелкий камушек прилетел в шлем 29-летнему австрийскому гонщику Хельмуту Марко, лишившемуся в результате левого глаза. В дальнейшем Клермон-Ферран, как и Руан несколькими годами ранее, был исключен из календаря Формулы 1.

Памятная гонка: На Гран При Франции-1972 вечно невезучий Крис Эймон имел все шансы наконец-то подняться на высшую ступень подиума. Стартовав с поула, он лидировал первую половину дистанции. Но внеплановый пит-стоп из-за прокола колеса отбросил его на восьмое место. Тем не менее новозеландец не сдался, продолжил атаковать и вышел на вторую позицию, по ходу своего прорыва трижды обновив рекорд круга трассы Клермон-Ферран, который так и остался за ним навечно.

4. Ле-Ман

Первый и единственный визит Формулы 1 в Ле-Ман обернулся провалом © Formula 1
Первый и единственный визит Формулы 1 в Ле-Ман обернулся проваломФото: Formula 1

1 гонка: 1967

Первый и единственный раз за всю свою историю Формула 1 заглянула в Ле-Ман в 1967-м. Но в качестве места проведения было выбрано не кольцо Сарт, а недавно построенная трасса Бугатти, что понравилось далеко не всем. Основная часть нового трека оказалась расположена на месте бывшей автостоянки, только начало и конец круга находились на участке трассы для знаменитого суточного марафона.

«Гран При на парковке!», – критиковали скептики идею организацию гонки.

Вдобавок ко всему, пит-комплекс, рассчитанный на 55 машин, оказался таким громадным для Формулы 1 с 15 автомобилями, что команды просто затерялись, как и 20 тысяч болельщиков на трибунах с местами для 200 тысяч. Да и на широкой части трассы Сарт пелотон казался слишком маленьким и медленным.

Больше Формула 1 не вернулась в Ле-Ман, хотя, например, Гран При Франции MotoGP, приехавший на кольцо Бугатти двумя годами позже, закрепился там и вполне успешно проходит по сей день.

Памятная гонка: В единственной гонке стартовавший с поула Грэм Хилл на протяжении первых 13 кругов боролся с напарником Джимом Кларком. Но затем оба сошли из-за технических проблем, и победа в результате досталась Джеку Брэбэму.

5. Поль-Рикар

Иван Капелли лидирует на Гран При Франции-1990 © Formula 1
Иван Капелли лидирует на Гран При Франции-1990Фото: Formula 1

14 гонок: 1971, 1973, 1975-1976, 1978, 1980, 1982-1983, 1985-1990

В 1969-м в городке Ле-Кастелле на юге Франции на деньги частного предпринимателя, представителя династии виноделов Поля Рикара, была построена трасса, получившая его имя. Участие в проектировании принимали французские гонщики Жан-Пьер Бельтуаз и Анри Пескароро.

Главной особенностью первоначальной конфигурации была огромная 1,5-километровая прямая Mistral, где в 1985-м Марк Зурер на машине Brabham с мотором BMW мощностью 1000 л.с. разогнался до 337 км/ч. В наше время эта прямая разделена шиканой, но скоростной правый поворот Signes в конце второй части остался.

Серьезной модификации конфигурация Поль-Рикара подверглась после тяжелых аварий Айртона Сенны и Найджела Мэнселла в 1985-м и трагической гибели Элио де Анджелиса на тестах в 1986-м. Протяженность круга тогда сократилась с 5,7 до 3,8 километров, а время прохождения упало на полминуты.

За 28 лет отсутствия в календаре Формулы 1 трасса Поль-Рикар сменила владельца, которым в 1999-м стал Берни Экклстоун, вновь увеличилась в протяженности до 5,8 километров, а также обзавелась уникальными зонами вылетами с абразивным покрытием за счет синих и красных полос и системой искусственного полива дорожного полотна. На протяжении десяти лет автодром в Ле-Кастелле принимал только тесты, но в 2009-м вновь открыл двери гонкам и теперь вернулся в календарь Больших Призов.

Памятная гонка: В 1990-м Ален Прост, выступавший в том году за Ferrari, одержал свою четвертую победу на Поль-Рикаре после успехов в 1983-м, 1988-м и 1989-м. Но главной сенсацией и одновременно разочарованием последнего на данный момент Гран При Франции в Ле-Кастелле было выступление скромной команды Leyton House. Иван Капелли и Маурицио Гужельмин на машине CG901, спроектированной молодым конструктором Эдрианом Ньюи, неожиданно вышли на два первых места. Но, к сожалению, подвела надежность – Гужельмин сошел, а Капелли за три круга до финиша пропустил вперед Проста.

6. Дижон-Пренуа

Рельеф трассы в Дижоне © Formula 1
Рельеф трассы в ДижонеФото: Formula 1

5 гонок: 1974, 1977, 1979, 1981, 1984 и ГП Швейцарии в 1982-м.

Открытая в 1972-м на востоке Франции трасса Дижон-Пренуа была одной из самых современных и безопасных в автоспорте для своего времени, а отличительной чертой первоначальной конфигурации был очень короткий круг, протяженность которого составляла всего-навсего 3,2 километра. Так что в квалификации Гран При Франции в 1974-м в первый и пока единственный раз в истории Формулы 1 гонщики вышли из одной минуты на круге.

К следующему разу, в 1977-м, когда Королевские гонки вернулись в Дижон, длина кольца была увеличена на полкилометра за счет добавления дуги Parabolique. Но в целом трасса сохранила свой уникальными характер с широкими и скоростными поворотами, быстрой сменой направления, а также спусками и подъемами, градиент которых на некоторых участках составлял 11%.

В течение нескольких лет Дижон поочередно с Поль-Рикаром принимал французскую гонку, а в 1982-м стал ареной проведения этапа со статусом Гран При Швейцарии и единственной победы Кеке Росберга на пути к чемпионскому титулу.

Памятная гонка: В 1979-м гонщик Renault Жан-Пьер Жабуй одержал свою первую из двух побед в карьере, и принес первый в истории успех турбомоторам в Формуле 1. Но, к сожалению для бывшего французского летчика, его триумф отошел на второй план на фоне потрясающего сражения Жиля Вильнёва с Рене Арну, которые несколько последних кругов шли бок о бок, прежде чем канадец закрепился на втором месте.

7. Маньи-Кур

Михаэль Шумахер восемь раз побеждал в Маньи-Куре © Formula 1
Михаэль Шумахер восемь раз побеждал в Маньи-КуреФото: Formula 1

Годы проведения Гран При: 1991-2008

Изначально трасса, построенная в 60-х и расположенная во французской глубинке между городками Невер и Маньи-Кур, была базой гоночной школы Winfield, через которую в разные годы прошли Франсуа Север, Ален Прост, Жак Лаффит, Жан Алези. После приобретения местными властями трек был модернизирован и приобрел фактически свой нынешний вид, а в 1991-м принял Гран При Франции и после этого неизменно присутствовал в календаре Формулы 1 вплоть до 2008-го. Восемь из этих 18-ти Гран При здесь выиграл Михаэль Шумахер, всегда уверенно чувствовавший себя на гладком асфальте Маньи-Кура.

Отличительной особенностью современной конфигурации стали повороты «Эшторил», «Нюрбургринг», «Имола» и «Аделаида», которые были названы так не просто ради упоминания других трасс, а потому, что были точной копией самых интересных виражей.

Памятная гонка: В 1999-м в Маньи-Куре Хайнц-Харальд Френтцен в сумасшедшей дождевой гонке принес Jordan вторую победу в Формуле 1. Желтая команда перехитрила в тот день всех своих соперников, в отличие от которых не стала полагаться на метеорадары и отправила в окрестности трассы водителя трейлера, который по телефону сообщил, что на автодром надвигается ливень, но до финиша погода не изменится. В итоге машину Френтцена заправили под завязку до самого конца, и этот ход оказался решающим.

Конфигурация трассы Маньи-Кура была собрана из поворотов с других трасс © Formula 1
Конфигурация трассы Маньи-Кура была собрана из поворотов с других трассФото: Formula 1

По материалам статьи официального сайта Формулы 1: https://www.formula1.com/en/latest/features/2018/6/a-history-of-the-french-gp-in-7-circuits.html

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle