Фото: Racer

Быстрейшей машины уже недостаточно, чтобы бороться за титул в Ф1

Джонатан Нобл
17 августа в 10:14

Знамя лучшей машины уже несколько раз за нынешний сезон переходило от Ferrari к Mercedes и обратно, изредка останавливаясь в Милтон-Кинсе. Но чаще всего команда с быстрейшим пакетом не добивалась победы в очередном Гран При. Вспоминает первую половину сезона и размышляет Джонатан Нобл...

Льюис Хэмилтон любит шутить, что вся его карьера в Формуле 1 проходит под девизом, сформулированным его отцом еще во времена его выступлений в картинге.

«Папа всегда говорил мне, чтобы я пилотировал так, будто что-то ворую, и я стараюсь следовать этому совету», – не раз вспоминал британец.

И хотя такой подход больше относится к ведению гонки, также он прекрасно подходит всей первой половине нынешнего сезона, которая прошла под знаком украденных побед.

Вспомните последние несколько гонок. Машина Ferrari по общему признанию, в том числе и со стороны Льюиса, была быстрейшей, и Себастьян Феттель по-хорошему должен был сделать хет-трик в Сильверстоуне, Хоккенхайме и Венгрии и уйти на летний перерыв с приличным отрывом.

Вместо этого Хэмилтон украл две победы благодаря ошибке немца на домашней трассе и вовремя пошедшему дождю в квалификации на Хунгароринге. Бац – и комфортный отрыв в личном зачете уже у британца.

Что показала первая половина сезона, так это то, что развитие шасси и мотора идут своим чередом, а победы на Гран При – своим, и эти вещи практически никак не связаны, всё зависит от течения конкретного уик-энда.

Mercedes vs Ferrari © autosport.com
Mercedes vs FerrariФото: autosport.com

Победы нынче все больше зависят от сиюминутной формы и действий команд и гонщиков, а также от ошибок конкурентов, а вовсе не от приобретенных на заводе пунктов прижимной силы шасси и лошадиных сил – всё это больше не гарантирует победу на отдельно взятом этапе.

Если такая тенденция продолжится – а пока предпосылок к тому, что какая-то из команд уверенно вырвется вперед, не видно, – то нас ждет увлекательнейшая концовка чемпионата, титул в котором может достаться отнюдь не тому, у кого быстрейшая машина.

Любопытно было послушать слова технического директора Mercedes Джеймса Эллисона на тему того, что участие в столь непредсказуемом сезоне одновременно потрясает и пугает.

Если верить подсчетам специалиста, лишь 5 из 12 гонок нынешнего сезона выиграла команда, машину которой в данный конкретный уик-энд считали быстрейшей.

«Семь заездов из 12 были выиграны против всякой логики, – сказал Эллисон в традиционном командном видео после венгерского этапа. – Три гонки украли мы, две – Ferrari и еще две – Red Bull Racing.

Так что мы проводим удивительный и очень непредсказуемый сезон, в котором решающее значение играют мелочи, ошибки, гениальные озарения и банальная удача – до самого финиша мы не знаем, кто будет по-настоящему радоваться после заезда».

Вспоминая первую часть чемпионата и подсчитывая непредсказуемые победы, понимаешь, что Джеймс был прав.

Джеймс Эллисон © autosport.com
Джеймс ЭллисонФото: autosport.com

ЭтапБыстрейшая машинаПобедитель
АвстралияMercedesФеттель
Бахрейн**FerrariФеттель
КитайFerrariРиккардо
АзербайджанFerrariХэмилтон
Испания**MercedesХэмилтон
Монако**Red BullРиккардо
Канада**FerrariФеттель
Франция**MercedesХэмилтон
АвстрияMercedesФерстаппен
ВеликобританияMercedesФеттель
ГерманияFerrariХэмилтон
ВенгрияFerrariХэмилтон

** – гонки, в которых победу одержала быстрейшая машина

Только в Бахрейне, Испании, Монако, Канаде и Франции выигрывал пилот за рулем машины, считавшейся лучшей на конкретном этапе. Так что франкоязычные страны – пока вотчина предсказуемых гонок Формулы 1.

Иногда быстрейшие машины не выигрывали из-за банального невезения – вспомните Австралию, когда вовремя для Феттеля появившийся режим виртуальной машины безопасности помог немцу опередить Хэмилтона, или Китай, где победы добился Даниэль Риккардо, хотя всем казалось, что убедительный дубль оформит дуэт Ferrari.

Но имели место и ошибки пилотов, повлиявшие на результат, как в случае с Феттелем в Хоккенхайме, когда он не удержал машину на влажной трассе, будучи лидером, или в Баку, где он перетормозил в попытке вернуть себе лидерство после рестарта.

Но ошибались не только гонщики, но и их команды. И здесь сразу вспоминается Гран При Австрии, где из-за механических проблем сошли оба пилота Mercedes после старта с первого ряда. И там также считалось, что победный дубль в кармане у коллектива из Брэкли.

Все эти неслучайные случайности влияют не только на конкретные гонки, но и на положение пилотов в чемпионате в целом.

Если гипотетически исключить все возникавшие проблемы у лидеров в этом году, расклад в личном и командном зачетах сезона сейчас был бы совершенно иным. В частности, без режима VSC в Австралии, машин безопасности в Китае и Баку, схода Льюиса в Австрии, аварии Феттеля в Германии и дождя в квалификации в Венгрии мы увидели бы совершенно другую таблицу результатов перед летней паузой.

Себастьян Феттель © autosport.com
Себастьян ФеттельФото: autosport.com

Хэмилтон выиграл бы в Австралии и Австрии, Феттель одержал бы победу в Баку, Хоккенхайме и Венгрии и, быть может, нашел бы способ опередить Валттери Боттаса в Китае, где у него было преимущество по скорости.

Если посчитать теоретический расклад в случае побед быстрейших машин на этапах, на момент ухода на летний перерыв Себастьян лидировал бы в личном зачете с 245 очками в активе (на 56 баллов больше, чем есть сейчас), а вторым шел бы Льюис – 222 очка против 213 нынешних.

Таким образом, преимущество Феттеля составило бы 23 балла – на одно очко меньше, чем текущий перевес Хэмилтона.

Такая разница лишний раз говорит о том, как важно брать "свои" очки в гонках – побеждать тогда, когда у тебя есть реальное преимущество. И в то же время нужно пользоваться любой возможностью "украсть" победу у соперника, даже не обладая быстрейшей машиной в пелотоне.

Команды Mercedes и Ferrari продолжают тратить все силы и ресурсы на то, чтобы на каждый следующий этап привозить быстрейшее шасси, хотя исходы большинства гонок в результате зависят от других факторов.

Mercedes © autosport.com
MercedesФото: autosport.com

На данный момент сильные и слабые стороны красной и серебристой машин настолько уравновешены, что малейшие случайности могут иметь – и имеют – решающее значение.

Одно обновление пакета, как у Mercedes в Австрии или у Ferrari в Великобритании, способно склонить чашу весов в ту или иную сторону, но лишь ненадолго. А других скрытых ресурсов у противоборствующих сторон нет.

Что касается особенностей машин, то у Ferrari есть преимущество по мощности двигателя, и SF71H лучше чувствует себя в медленных поворотах, тогда как у Mercedes в целом более сбалансированное шасси, которое за исключением узких извилистых трасс, как в Монако и Венгрии (а еще будет Сингапур), ведет себя приемлемо в большинстве типов виражей.

К тому же, в начале чемпионата у пилотов Скудерии было превосходство в отношении стартов, но в Брэкли серьезно поработали над этим аспектом после Гран При Великобритании и практически сравнялись в этом плане с соперниками.

Ferrari © autosport.com
FerrariФото: autosport.com

Что касается пит-стопов, то тут в среднем перевес будет у Mercedes, несмотря на рекорд Ferrari в Германии, где механики обслужили Феттеля за потрясающие 2,09 секунды. В остальном же в восьми случаях из 12 быстрее были в гаражах "Серебряных стрел".

Если говорить о гоночном мастерстве, можно вспомнить, что в Сильверстоуне Хэмилтон финишировал вторым, хотя после проблем на первом круге оказался едва ли не последним. В то же время Себастьян ошибся в Хоккенхайме в совершенно безобидной ситуации, лишив себя заслуженной победы.

Вряд ли стоит ожидать, что во второй половине чемпионата какая-то из команд получит решающее преимущество в техническом отношении, так что неизвестно, какие именно факторы решат исход сезона.

«Пока ничего не ясно, – отметил Джеймс Эллисон. – Что именно станет ключом к победе в сезоне? Процесс доработки шасси, класс пилотов, отсутствие ошибок, способность удерживаться на пике формы дольше соперника. Всё это избитые клише, но именно они окажут решающее значение в итоге».

В общем, если вы горячий поклонник одной из лидирующих команд, вас ждут нелегкие времена в концовке чемпионата, зато нейтральным болельщикам можно только позавидовать!..

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8382/why-the-fastest-car-wont-be-enough-in-f1-title-fight

Формула 1 © autosport.com
Формула 1Фото: autosport.com

  • Поделиться: