Фото: ESPN.com

Будут ли машины 2021 года выглядеть так, как на картинках?

Лоуренс Эдмондсон
12 октября в 10:11

Накануне Гран При Сингапура новые владельцы Формулы 1 – компания Liberty Media – представили свое видение внешних очертаний шасси Больших Призов сезона-2021, когда будет представлен новый технический регламент. Но будут ли машины на самом деле выглядеть так, как на изображениях? Разбирается Лоуренс Эдмондсон...

О том, что через три года вступит в силу обновленный технический регламент, было известно давно, но до конкретных официально представленных концептов машин нового поколения дело пока не доходило.

И вот в далеком Сингапуре руководство Liberty Media решилось показать первые картинки с изображением шасси недалекого будущего, которые в одну секунду разлетелись по интернету. И представлены они были не кем иным, как самим спортивным директором Формулы 1 Россом Брауном – не последним человеком в технической истории Больших Призов, оказавшимся ныне по ту сторону баррикад.

В тесном взаимодействии с дизайнерами и разработчиками технический департамент Ф1 "выкатил" несколько графических представлений концепции машины ближайшего будущего. При этом Браун пояснил, что главной целью руководства спорта является обеспечение более плотной борьбы колесо в колесо непосредственно на трассе, однако об эстетической стороне вопроса они также не забывают.

«Я не вижу причин, почему в Формуле 1 не могут быть потрясающе красивые машины, – сказал Росс. – Меня очень расстраивает, когда я вижу, что в играх на приставке машины выглядят красивее, чем в жизни.

Концепты Ф1 © Formula 1
Концепты Ф1Фото: Formula 1

Нет, я не говорю, что мы стремимся переплюнуть по внешней эстетике видеоигры. В первую очередь нам нужны отличные гоночные машины – машины для гонок. Но и о внешнем виде забывать не стоит, зрителям должны нравиться очертания шасси».

Однако всем известно, что руководство спорта не властно в одиночку решать визуальную судьбу машин будущего. В конце 2019 года Liberty Media совместно с FIA представит проект технического регламента всем без исключения командам, и с этого момента все эстетические аспекты начнут постепенно отходить на задний план, а на передний выйдут скучные технические характеристики.

«На деле машины не будут иметь ничего общего с тем, что мы видим на картинках, – заметил технический директор Force India Энди Грин, когда его попросили высказаться о новом концепте. – Это просто изображения, рисунки. У меня нет никаких сомнений, что сами машины будут выглядеть совершенно иначе.

Кроме того, я лично не слишком обеспокоен тем, какими внешне будут новые шасси. Главное – как они будут ехать. О том, как они будут выглядеть, пусть беспокоятся художники.

Для меня всегда самая красивая машина та, что ведет за собой пелотон».

Также в написании нового технического регламента есть и подводные камни, которые не раз проявлялись на протяжении истории Больших Призов. Вспомните 2014 год, когда законотворцы решили "прижать к земле" носовые обтекатели новых машин в целях безопасности. Чем это всё закончилось – все прекрасно помнят (см. фото ниже).

Caterham CT05 © twitter.com/kevts
Caterham CT05Фото: twitter.com/kevts

По сути, технический регламент FIA в отношении шасси состоит из набора геометрических ограничений, в рамках которых команды обязаны работать, при этом вопросы эстетики у самих гоночных коллективов явно стоят не в приоритете. Технический директор Williams Пэдди Лоу пояснил, что проблемы с разработкой шасси "по образцу с картинки" лежат как раз в области написания правил, а не их исполнения.

«Думаю, эстетика в этом вопросе очень важна, и в руководстве Ф1 правильно делают, что всеми силами стараются ее "проталкивать", – сказал Пэдди. – Но как бы они ни пытались всё сделать красиво, в конечном счете всё сводится к геометрическим рамкам, в которых работают команды при строительстве шасси.

Так что произвести на свет машину "с картинки" будет очень затруднительно. Но я не думаю, что всем так нужны одинаковые шасси. Посмотрим, у кого что в итоге получится».

Для того, чтобы исключить любые неточности в регламенте, руководство чемпионата в тесном контакте работает с командами над опробованием концепции и идей. И главной темой на повестке дня нового регламента сегодня является способность машин следовать в турбулентном потоке позади соперника без существенного снижения аэродинамической эффективности. Когда проект правил будет готов, команды смогут высказать свое мнение во избежание возможных лазеек.

«Все десять команд принимают участие в составлении регламента, и со всеми мы регулярно консультируемся, – продолжил Браун. – Да, сегодня они серьезно ограничены в плане тестового времени своих разработок, однако для работы над проектом нового регламента FIA дает им определенные послабления.

Каждая команда заинтересована в том, чтобы найти как можно больше тонких нюансов и неточностей в правилах. И я рад сообщить, что многие коллективы указывают на одни и те же вещи. Кроме того, наше мнение чаще всего сходится с их позицией – мы в итоге находим те же нюансы, что очень здорово».

Новый технический руководитель Renault Марцин Будковски не понаслышке знает о работе над регламентом с обеих сторон. Ранее он числился в составе технического департамента FIA и отвечал за то, чтобы команды слишком не переигрывали при разработке шасси.

«Быть ответственным за написание регламента очень сложно, – поделился Будковски. – Я рад, что это больше не моя головная боль, но команды тоже вносят свою лепту в формирование правил – мы все хотим, чтобы всё было очень четко прописано, поэтому мы им помогаем.

Но в какой-то момент будет опубликован официальный регламент, и в тот самый день в командах начнется напряженная работа по извлечению из него максимума. Очень хорошо, что команды довольно рано начинают принимать участие в формировании правил – это помогает им не концентрироваться только на своих собственных интересах, а больше действовать в интересах спорта.

Ближе к крайнему сроку все уже начинают смотреть друг на друга и думать, стоит ли им говорить то или это. Но это потом, а сейчас мы действительно стремимся работать открыто и сообща. Как долго продлится эта фаза? В определенный момент в следующем году команды переключатся на собственные амбиции».

Девять лет назад – в 2009 году, когда также был введен новый технический регламент, несколько команд, включая Brawn GP, которой тогда управлял нынешний спортивный директор Ф1 Росс Браун, нашли лазейку в правилах в задней части шасси, что вылилось в изобретение так называемого двойного диффузора.

И хотя всем было совершенно очевидно, что эта новинка шла вразрез с самой идеей регламента, политически Формула 1 была устроена так, что мгновенно запретить эту разработку оказалось просто невозможно.

Лоу считает, что всегда есть определенный риск, когда команды намеренно не обращают внимание законотворцев на определенные серые зоны в регламенте еще до момента его финализации.

Концепт Ф1 © Formula 1
Концепт Ф1Фото: Formula 1

«Самое плохое, что может случиться с командой, это когда она разрабатывает шасси с какой-то ключевой новинкой лишь для того, чтобы в марте узнать о том, что она вне закона и всё надо переделать, – сказал Пэдди. – Здесь есть огромный риск потерять всю зимнюю работу, так что все команды стараются изначально действовать в рамках правил».

Также Лоу надеется, что новый технический департамент чемпионата будет в силах бороться против нарушений правил в этом отношении и вовремя корректировать работу команд.

«Думаю, это хорошо, что в Формуле 1 появился постоянный состав людей, которые будут следить за соблюдением регламента, – продолжил он. – Это позволит повысить эффективность работы команд и быстро выявлять какие-то побочные эффекты в процессе разработки».

Браун в свою очередь полагает, что в первый год правила могут и не быть идеальными, но важно стараться не повторять ошибок прошлого.

«Я не говорю, что с первого же дня у нас не возникнет никаких проблем с новым регламентом, – признался Росс. – Это, возможно, не будут идеальные правила, в особенности с точки зрения эстетики. Ведь, формируя регламент, мы не можем предсказать, как поведут себя команды, когда правила будут опубликованы.

Мы можем лишь предполагать, что возникнут какие-то непредвиденные обстоятельства и последствия, как с двойными диффузорами, которые не были предусмотрены регламентом. Так что нам надо постараться выработать наиболее однозначные правила, в которых не будет места двоякому прочтению.

Но никаких гарантий у нас нет. Максимум, что мы можем сделать, это отладить систему быстрого реагирования на непредвиденные обстоятельства.

Мы очень довольны тем, как сейчас идет работа с командами, но в какой-то момент эта гармония непременно будет разрушена, и произойдет это тогда, когда они переключатся из режима сотрудничества в режим соперничества».

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.espn.co.uk/f1/story/_/id/24741804/will-f1-cars-2021-look-good-concept-drawings

Концепт © hejudge13
КонцептФото: hejudge13

  • Поделиться: