Фото: autosport.com

Williams FW08C. Машина Кеке, познакомившая Айртона Сенну с Формулой 1

Дэмьен Смит
7 января в 10:04

Сегодня мы расскажем о модификации шасси FW08 легендарной команды из Гроува, за рулем которой Кеке Росберг одержал победу на Гран При Монако-1983, и с которой великий бразилец Айртон Сенна начал свое знакомство с миром Больших Призов...

Одинаковые, но совершенно разные? Этот логический парадокс очень легко разрешить, если взглянуть на машины команды Williams начала 80-х.

Всего лишь одна литера C отличает чемпионское шасси Кеке Росберга 1982 года FW08 от машины следующего сезона, за рулем которой финн шведского происхождения не смог защитить свой титул, но сумел одержать победу на Гран При Монако.

Видео: Карун Чандок прокатился на винтажной Williams в Гудвуде

Дело в том, что поздней зимой 1982 года руководство чемпионата в том числе и из политических соображений решило кардинально изменить технический регламент. В результате всего за три месяца команды вынуждены были полностью переделывать свои шасси. Новые сделать времени не было, так что всем пришлось латать свои прошлогодние шедевры.

Машина с индексом FW08C, по сути, стала усовершенствованной версией чемпионского болида, поскольку в ее основе лежало то же шасси, но значительно более узкое из-за серьезных изменений в области между передними и задними колесами.

FW08C © autosport.com
FW08CФото: autosport.com

Сегодня такое вряд ли было бы возможно. Для всех без исключения настоящим шоком стал запрет на использования так называемого граунд-эффекта начиная с 1983 года. И это было действительно кардинальное изменение в правилах.

Чемпионат должен был стартовать уже в марте в Южной Америке, а командам лишь незадолго до этого бросили книжку с новым техническим регламентом, требующим, чтобы днище шасси было исключительно плоскими от передней до задней оси, а любые аэродинамические ухищрения в этой области, которые были основой большинства машин с двигателями Cosworth DFV, подпадали под запрет.

Что же привело к таким изменениям? Дело в том, что у турбированного контингента в лице могущественных производителей Renault, Ferrari, а теперь и BMW с Brabham Берни Экклстоуна возникали серьезные проблемы с реализацией граунд-эффекта со своими 6-цилиндровыми моторами.

В результате этих нововведений производители укрепили свое и без того весомое преимущество, а президенту FIA Жану-Мари Балестру удалось вставить очередную палку в колеса так мешающим ему в деле усиления контроля над спортом британским "гаражистам".

Разумеется, официально было объявлено о том, что эти изменения направлены исключительно на повышение безопасности. Стоит признаться, что машины с граунд-эффектом и правда были довольно опасными.

До этого, в конце 1981 года, под запрет попали эластичные "юбки" по бокам шасси – подвижные элементы вдоль боковых понтонов, работающие как присоски. В результате команды перешли на использование более жесткой подвески, что привело к многочисленным жалобам со стороны гонщиков на боли в спине и шее в связи с увеличившимися перегрузками.

FW08C © autosport.com
FW08CФото: autosport.com

С этим что-то однозначно надо было делать. Но так резко?! Законотворцы решили, что командам вполне достаточно и этого времени, а один из конструкторов Williams Фрэнк Дерни тогда сказал, что для команды это просто катастрофа. И не потому что им предстояло серьезно потрудиться, а из-за новых требований к аэродинамике согласно обновленным правилам.

По узким улочкам Монако на историческом Williams FW08C

Новый регламент разом "срезал" около 80% прижимной силы шасси, настроенных на использование граунд-эффекта, к тому же, по словам Дерни, изменения провоцировали команды создавать еще более опасные и несбалансированные машины.

Но Williams не была бы Williams, если бы не взялась за эту работу, засучив рукава. Дерни и сооснователю команды Патрику Хэду, как, впрочем, и другим клиентам Cosworth, пришлось изрядно потрудиться, изменяя геометрию шасси в области боковых понтонов.

В результате от длинных боковин, простиравшихся от передних до задних колес, остались лишь небольшие фрагменты в задней части – достаточные для размещения радиаторов и снижения лобового сопротивления – заклятого врага любого конструктора шасси.

Заднее антикрыло также пришлось уменьшить в размерах для оптимизации уровня лобового сопротивления.

FW08C © autosport.com
FW08CФото: autosport.com

В команде Williams понимали – для того, чтобы продолжать соперничать с "турбированными" оппонентами, необходимо все силы бросить на снижение уровня лобового сопротивления шасси. Ранее Хэд и Дерни с этой целью разработали шестиколесную модификацию с индексом FW08B, у которой, в отличие от Tyrrell 1976 года, сдвоенные колеса располагались не спереди, а сзади.

Шесть колес одинаковой размерности существенно увеличивали коэффициент сцепления с трассой и при этом препятствовали созданию критического лобового сопротивления как в случае с объемными задними колесами.

В команде верили, что их шестиколесная машина станет очень успешной, но проверить им это не довелось. Предвосхищая жалобы от соперников, FIA заранее запретила использование в Ф1 шестиколесных шасси и полного привода. Таким образом, Williams получила сразу два ощутимых удара от законотворцев.

Тем больше уважения испытываешь к обновленному шасси коллектива из Гроува с индексом FW08C. И тем ценнее успех, которого усатый звездный гонщик добился за рулем этой машины.

FW08C © autosport.com
FW08CФото: autosport.com

Титул Росберга 1982 года удивил многих – наверняка и его самого, особенно на фоне происходивших трагедий и политических передряг. В результате одной победы в Дижоне финну хватило, чтобы обеспечить себе чемпионство в противоборстве с турбированными оппонентами.

Но годом позже в FIA сделали всё возможное, чтобы Williams не повторила свой успех.

Однако Росбергу удалось начать новую эпоху с победы – в начале апреля в Брэндс-Хэтче в последний раз была проведена Гонка чемпионов, привлекшая ограниченный состав пилотов Формулы 1. Кеке одержал победу в этом заезде, ставшем последним из внезачетных этапов, а также взял поул – единственный раз в сезоне – на дебютном этапе чемпионата в Рио.

FW08C © autosport.com
FW08CФото: autosport.com

Сама гонка в Бразилии ознаменовала не самое разумное возвращение дозаправок в Формулу 1. Вдохновленные временами Brabham BT52 с маленьким топливным баком на тестах, в Williams решили улучшить свой бак, сделанный из герметизированной пивной бочки.

В гонке Росберг заехал в боксы для дозаправки, но модернизированное оборудование дало сбой, в результате чего произошло небольшое возгорание, и Кеке пулей выскочил из кокпита. Возгорание удалось быстро потушить, после чего в разговоре со своим гонщиком Патрик Хэд произнес знаменитое «Кеке, а ну марш обратно в эту чертову тачку!»

Оторопевший финн не посмел ослушаться, вернулся в кокпит и провел гонку своей жизни, финишировав вторым следом за Brabham Нельсона Пике. К сожалению, впоследствии Кеке был исключен из результатов протокола за то, что механик на пит-стопе помог ему тронуться с места. Увы и ах...

Но никто не в силах отобрать у Росберга его майскую победу на Гран При Монако. Решение команды стартовать на сликах на влажной трассе позволило Кеке продемонстрировать несравненную проворность шасси FW08C – кто видел это своими глазами, не забудет никогда.

Во время гонки финн содрал два слоя кожи на ладонях, а после финиша опустил их в соленую морскую воду. Вряд ли это ему помогло.

Одного этого достижения в сезоне, в котором доминировали производители с турбированными моторами, достаточно, чтобы причислить FW08C к лику святых шасси Формулы 1.

Но есть еще одна немаловажная веха в истории, связанная с этой машиной. В июле того же года молодой гонщик из Формулы 3, имя которому Айртон, впервые опробовал в действии шасси Больших Призов на тестах в Донингтоне. Именно это шасси.

Тестовый гонщик Джонатан Палмер тогда установил ориентир на отметке 61,7 секунды, после чего Сенна проехал круг за 60,1 секунды. Однако каким-то образом Фрэнк Уильямс не подписал с ним контракт. Вернее, подписал, но через небольшую паузу длиной в 11 лет…

FW08C © autosport.com
FW08CФото: autosport.com

Спецификация:

Шасси: Монокок из алюминия
Подвеска: Двойные рычаги с толкателями, стабилизатор поперечной устойчивости
Двигатель: Ford Cosworth DFY V8
Объем двигателя: 2,991 куб. см.
Мощность: 530 л.с./11,600 об/мин
Коробка передач: Hewland FGA 6-ступенчатая ручная
Шины: Goodyear
Вес: 540 кг
Гонщики: Кеке Росберг, Жак Лаффит, Джонатан Палмер, Айртон Сенна

Результаты шасси FW08C:

Старты: 27
Сходы: 7
Победы: 1
Поулы: 1
Быстрые круги: 0
Подиумы: 1
Очки: 36

FW08C © autosport.com
FW08CФото: autosport.com

  • Поделиться: