Фото: Twitter

Гран При США: Красивая победа

Владимир Башмаков
26 октября в 12:21

Минувший уик-энд на трассе COTA подарил болельщикам интересную гонку, непредсказуемую и сложную стратегически. Наверное, это один из немногих Гран При, от которых ты получаешь по-настоящему правильные эмоции. Вспомним события 18 этапа чемпионата мира Формулы 1 вместе с экспертом AUTOSPORT.com.ru Владимиром Башмаковым

Уик-энд в техасском Остине начался непросто. Дождь «смыл» всю пятницу, так как обе тренировки прошли по сырой трассе. У пилотов было желание выезжать и работать, но лимитированное количество комплектов промежуточной и дождевой резины сильно ограничивало их возможности. Вопреки прогнозам, суббота вышла сухой. Гонщики впервые выехали на сликах в третьей тренировке, в которой за час нужно было подготовиться и к гонке, и к квалификации. Ситуация тяжелая, но у всех хотя бы появилась возможность попробовать трассу на сухом асфальте, а не ставить вслепую настройки, найденные на симуляторе.

С самого утра субботы у Ferrari был хороший темп. Ещё после Сузуки Феттель сказал, что в команде нашли причину проблем. Говорят, что предыдущие новинки негативно изменили баланс машины SF71H: задняя резина стала перегреваться и уходить, а в Скудерии старались компенсировать это большим углом атаки заднего крыла, теряя в максимальной скорости. Сейчас пока сложно понять на сто процентов, удалось ли решить все проблемы, так как на руку Ferrari была прохладная погода.

Долгожданная победа

Кими Райкконен © Twitter
Кими РайкконенФото: Twitter

Кими Райкконен провёл сильную и уверенную гонку. Учитывая, что он покидает коллектив из Маранелло в конце этого года, можно сказать, что он красиво хлопнул дверью. Кими побил несколько рекордов, став единственным пилотом, одержавшим победы в трёх моторных эпохах – V10, V8 и турбо-гибридов V6. Также финн установил новый рекорд по продолжительности между первой и последней победами.

Но самое главное для всех его болельщиков было то, что он смог выиграть впервые с 2013 года и впервые после своего возвращения в Ferrari. В этой гонке мы увидели сильного и быстрого Кими –   того, кто за рулём McLaren боролся с Шумахером, того, кто выиграл титул в 2007-м.

Стоит отметить и работу команды. Они смогли собраться после провалов и критики последних недель. Кто-то скажет, что им повезло с погодой. Но скорее стоит отметить то, как блестяще команда сориентировалась в сложных условиях. Кими грамотно сдерживал Льюиса тогда, когда это было нужно. А Ferrari выбрала верную стратегию и правильно рассчитала расход резины.

Райкконен неоднократно за последние годы был близок к победе. Барселона-2016, Монако-2017, Монца-2018. Как говорят сами пилоты, если ты часто находишься на грани победы, то рано или поздно ты выиграешь. И эта победа случилась очень вовремя – Кими смог показать, что не только он, но и вся команда Ferrari может быть лучшей. И именно это качество отличает настоящих лидеров.

Невероятный Макс

Макс Ферстаппен © Twitter
Макс ФерстаппенФото: Twitter

Пилоту Red Bull Racing в этом году нередко приходиться стартовать из хвоста. На этот раз старт с низкой 18-й позиции был вызван его собственной ошибкой в квалификации, когда он сломал подвеску о жёлтую часть поребрика на выходе из 15-го поворота, попутно повредив коробку передач.

Конечно, мы уже много раз видели, как пилоты топ-команд быстро прорываются. Ферстаппен был девятым (!) уже после первого круга, а на седьмом занимал пятую строчку протокола. Особенно поражают сами старты Макса – то, сколько позиций он отыгрывает в этот момент, и то, как он это делает. А его борьба с Хэмилтоном стала настоящим украшением гонки. Тактику голландцу поменяли по ходу дистанции, и вместо двух пит-стопов он совершил один, благодаря тому, что шасси RB14 бережно относится к резине. Да и сам Макс очень чисто выполнил свою работу. В отличие от Mercedes.

Провал Мерседеса

Инженеры Mercedes © Twitter
Инженеры MercedesФото: Twitter

Стратеги коллектива из Брэкли хотели, чтобы Льюис сохранил шансы на победу, получив более свежие шины в конце гонки. Но в итоге, пожадничав, британский пилот потерял и второе место.

Началось все с того, что Хэмилтон, стартуя с поула, не смог его реализовать, и на выходе из первого поворота лидировал Райкконен, стартовавший на более мягком Ultrasoft. Когда на 11-м круге на трассе бы установлен режим виртуальной машины безопасности после поломки на машине Даниэля Риккьярдо, в команде из Брэкли решили перевести Хэмилтона на Soft и зазвали его на пит-стоп. В тот момент, казалось, что это правильное решение. Льюис потерял меньше времени и догнал Кими на более свежих шинах. Но сам финн несколько кругов красиво держал оборону, а в Mercedes не рассчитали, что Soft не хватит. Причем этот состав сыграл с командами злую шутку уже не первый раз. Шины слабо изнашивались, и из-за этого толстый рабочий слой перегревался, особенно в быстрых поворотах, что приводило к пузырению. Эффект, который мы часто видели в прошлых гонках и которого скорее всего не будет в 2019 году из-за более тонкого слоя. С этим столкнулся и Льюис. Ситуация по резине оказалось не такой, как ожидали в боксах Серебряных стрел.

Боксы Ferrari © Twitter
Боксы FerrariФото: Twitter

Кроме этого, по данным немецких журналистов, чтобы скорректировать подъём минимального давления в шинах [в день гонки в Pirelli решили поднять минимальное давление на 1,5 фунта на квадратный дюйм], который отразился на дорожном просвете, в Mercedes решили поставить меньший угол атаки переднего крыла, что усложнило задачу в трафике и помешало Льюису после второй остановки на 37-м круге, когда он оказался за Хартли. Британец чувствовал влияние турбулентного воздуха уже на расстоянии в пять секунд.

В итоге, как уже было написано выше, остановись Хэмилтон раньше, в районе 32-го круга, сохранил бы второе место. Но стоит отметить, что в конце дистанции в очном сражении с Максом, Льюис не стал рисковать слишком сильно, понимая, что даже в его ситуации нужно набирать очки, а не лезть на рожон. Против Феттеля действующий чемпион боролся бы жёстче.

Кроме этого утром механикам Mercedes пришлось перебрать обе W09 из-за подтекающих водяных насосов. Не исключено, что эти пертурбации тоже могли оказать негативное влияние на баланс машины, который в свою очередь неблагополучно сказывался на ситуации с резиной.

Кими Райкконен и Себастьян Феттель © Twitter
Кими Райкконен и Себастьян ФеттельФото: Twitter

Новый разворот

Неудачи продолжают сыпаться на Себастьяна Феттеля. И уик-энд, в котором у него уже и так было мало шансов сохранить надежды на титул, начался со штрафа. Немец недостаточно замедлился под красным флагом в первой тренировке и его наказали на три позиции на стартовой решётке. Наказание слишком суровое, но судьи на этот раз решили не расходиться с прецедентами этого года.

В квалификации Феттелю не хватило до поула совсем немного, и хотя он обеспечил бы Себастьяна максимум четвёртой позицией на старте, это был важный психологический момент.

Стартовав с пятого места, учитывая темп Ferrari в Остине и их верную стратегию, не исключено, что Феттель, как минимум, мог быть на подиуме. Но опять не хватило терпения. Картина уже до боли знакомая – третий раз за последние пять гонок разворот в самом начале гонки, 15-я позиция, затем прорыв.

Давайте ещё раз вспомним самые критичные ошибки Феттеля в этом году, где он потерял много очков. Здесь я бы начал с необдуманного рестарта в Баку. Если бы он не стал атаковать Боттаса, будто это был его последний шанс в жизни, то скорее всего выиграл ту гонку. Вторым моментом был контакт с тем же Валттери на старте во Франции, затем ошибка в Хоккенхайме. Ну и эпизоды осени: излишне эмоциональная атака напарника в Монце и слишком оптимистичная на Ферстаппена в Сузуке. Как недавно сказал Бриаторе, так титул не выиграешь.

В этот раз, на мой взгляд, ошибка была куда меньшей, чем в Италии и Японии. Феттель уже прошёл Риккьярдо перед 12-м поворотом, но затем его машину дёрнуло, и это дало возможность австралийцу контратаковать. Затем у Феттеля вновь повело машину, и после коррекции он коснулся автомобиля пилота Red Bull. Здесь это, скорее, был гоночный инцидент, а не на плохо просчитанный манёвр. Но в совокупности всех эпизодов немца за последние месяцы выглядело это нелепо. В итоге Феттель смог улучшить свою стартовую позицию и финишировать четвертым, хотя мог бы побороться за более высокую позицию.

Мексика, где в эти выходные пройдёт 19-й этап Формулы 1, отличается необычными условиями, так как трасса находится в высокогорье. У пилотов Red Bull здесь будут шансы вмешаться в борьбу за победу, ну а Льюису Хэмилтону будет достаточно проиграть меньше 20 очков, чтобы стать чемпионом за две гонки до конца сезона...

Гран При Мексики-2017 © Twitter
Гран При Мексики-2017Фото: Twitter