Фото: Твиттер Hendrick Motorsports

Чемпионский обмен. Как Джимми Джонсон и Фернандо Алонсо поменялись машинами

Владимир Башмаков
27 ноября в 20:38

Двухкратный чемпион мира Формулы 1 и один из трёх семикратных чемпионов NASCAR Cup Series совершили уже третий подобный обмен в истории. Владимир Башмаков подробно рассказывает, как это было...

Немного истории

Впервые на подобный обмен машинами согласились четырёхкратный чемпион NASCAR Джефф Гордон и Хуан-Пабло Монтойа в 2001 году. Тогда Монтойа уже был прекрасно знаком с американским автоспортом, выиграв титул в ChampCar и гонку Инди 500, но вот мир сток-каров был для него чем-то неизведанным. Он и не предполагал, что потом проведёт в NASCAR семь лет. Тогда пилоты ехали на машинах 2001 года, а происходило всё на дорожной трассе в инфилде Индианаполиса.

Второй раз это произошло через 10 лет, в 2011 году, на дорожной трассе Watkins Glen в штате Нью-Йорке, где 20 раз проходил Гран При Формулы 1, а сейчас проходит этап NASCAR. Тогда главными действующими лицами были Льюис Хэмилтон и Тони Стюарт.

Попытка №3

На этот раз обмен проходил на трассе в Бахрейне. От предыдущих его в первую очередь отличало то, что он не был сильно ограничен временными рамками, так как не был привязан к прямой трансляции на телевидении, а команда Hendrick Motorsports, за которую всю жизнь в Кубке NASCAR выступает Джимми Джонсон, взяла с собой большое количество шин, чтобы Фернандо сполна насладился сток-каром.

Фернандо Алонсо и Джимми Джонсон © twitter
Фернандо Алонсо и Джимми ДжонсонФото: twitter

Эта идея возникла, когда Джимми Джонсон и Фернандо Алонсо познакомились во время медиа дня NASCAR, где Фернандо представлял гонку 24 часа Дайтоны (организация IMSA, которая проводит суточный марафон, как и весь американский чемпионат СпортКаров контролируется семьёй Франсов, которой принадлежит NASCAR).

«Это сногсшибательно». Фернандо Алонсо и Джимми Джонсон поменялись машинами

На следующий день после своей пока последней гонки в Формуле 1 Фернандо Алонсо отправился в Бахрейн, где его уже ждала команда Джимми Джонсона, который в субботу вместе с семьёй и командой посетил этап Формулы 1 в Абу-Даби. Там же присутствовал уже упомянутый выше Джефф Гордон, создавший в своё время команду для Джимми Джонсона в коллективе Рика Хендрика. Джефф был на трассе в качестве представителя совместного спонсора c командой Mercedes, и он рассказал Джимми о своём опыте.

Команда Hendrick Motorsports привезла с собой в Бахрейн вполне боевое шасси. Это Chevrolet в новом корпусе Camaro, который дебютировал в Кубке NASCAR в 2018 году. Шасси и мотор построены командой Hendrick Motorsports. Данная машина служила запасной у Джимми Джонсона во время этапа на «РОВАЛЕ» (комбинация овала и дорожной трассе в инфилде) в Шарлотте.

В качестве крю-чиффа у команды NASCAR был Алан Гастафсон, который работает с напарником Джонсона Чейсом Эллиоттом, а ранее работал с Джеффом Гордоном.

Джонсон серьёзно подошёл к тестам

В распоряжении Джимми Джонсона был McLaren MP4-28 2013 года с атмосферным мотором. Накануне он побывал на базе команды из Уокинга, где весь день работал на симуляторе.

День начался с того, что Джимми Джонсон проехал несколько кругов по незнакомой трассе за рулём дорожного спорткара McLaren. Затем он обкатал Chevy №48 для Фернандо Алонсо, проехав установочный круг за 2 минуты и 14 секунд.

Изначально не планировалось, что Алонсо в понедельник будет пилотировать машину Формулы 1, но он проехал один быстрый круг, показав время 1:40.204 секунды. Затем на трассу отправился Джимми Джонсон, но вначале у него были проблемы с тем, что его шлем поднимался от воздушного потока (подобное год назад было на свободных заездах у Брендона Хартли во время его дебюта).

Проехав пять быстрых кругов Джонсон уступил времени Алонсо лишь 0,2 секунды, пройдя круг за 1:40.462. Сам Алонсо был приятно впечатлён тем, как Джонсон прогрессировал за рулём машины Формулы 1.

«Я думаю, что он серьёзно прибавлял каждый раз, когда выезжал на трассу, – сказал Алонсо. – Иногда, когда ты первый раз ставишь новые шины на эту машину, то не можешь извлечь из них максимальную выгоду, потому что немного промахиваешься с точками торможения и не пользуешься всем доступным держаком. А Джимми смог получить преимущество от новой резины и воплотить его в скорость на круге.

Он получил большое удовольствие и очень серьёзно отнесся к этим тестам. У меня было не так много времени на подготовку, так как последние две или три недели я был очень занят на гонках, особенно в этот уик-энд в Абу-Даби. Но я думаю, что главной целью для для нас было получить удовольствие. Обычно во время подобных мероприятий пилотов просто фотографировали и они проезжали по одной попытке. Мы же провели полный тестовый день.

Джимми использовал три или четыре комплекта шин, я использовал четыре. Нашей целью было не просто поменяться машинами и повеселиться, но и понять эти автомобили, понять другие гонки, на что эти машины способны в боевом режиме».

Джимми Джонсон отметил, что машина Формулы 1 превзошла его ожидания. В первую очередь это касалось ощущений за рулём, которые не сможет передать ни один симулятор, в том числе и тот, на котором он почти целый день готовился к тестам.

«Это просто не укладывается у меня голове, – сказал Джимми Джонсон, обладатель 83 побед в высшей лиге NASCAR. – Ты чувствуешь высокую скорость. На симуляторе я получил очень полезный опыт, но тут ты слышишь шум ветра, чувствуешь скорость и перегрузки. Требуется время, чтобы всё это переварить и привыкнуть к этим ощущениям, прежде чем ты сможешь сосредоточиться на том, что ты делаешь.

Мне кажется, что с каждым новым выездом на трассу всё, что происходило вокруг, буквально замедлялось, и мне было проще найти правильные точки торможения. Во время моего первого выезда на трассу шлем чуть не сорвало с моей головы, и я сказал по радио, что не хочу останавливаться, но похоже мне придётся вернуться на пит-лейн.

Как только мы решили эту проблему, я начал заранее готовиться к повороту. А в конце я сосредоточился на точках торможения, я смотрел на апекс и понимал, когда нужно ударить по тормозу, и в этот момент я начал собирать хорошие круги. Это было весело».

Джимми Джонсон и Фернандо Алонсо © Hendrick Motorsports
Джимми Джонсон и Фернандо АлонсоФото: Hendrick Motorsports

Алонсо побил отметку, установленную Джонсоном

Алонсо в свою очередь смог побить ориентировочное время, установленное Джимми Джонсоном за рулём сток-кара Chevtoler №48 более, чем на три секунды, показав результат 2:10.830. При этом Алонсо сказал, что ему было довольно сложно освоиться с машиной серии NASCAR.

«Я думаю, что можно проехать намного лучше, это был далеко не самый хороший круг, – сказал Алонсо. – Мне до сих пор непонятно, как именно пилотировать эту машину. Было много проблем на торможении, машина очень плохо замедляется, потому что она очень тяжёлая, а стальные тормоза ведут себя совсем не так, как я привык.

Что касается сцепления колёс с трассой, то с такой мощностью (725 л.с.) и на первой, и на второй, и на третьей передаче есть пробуксовка колёс, и я так и не понял, было ли лучше ехать газ в пол с пробуксовками или меньше открывать газ на выходе из поворотов. Так что за один день я не смог во всём разобраться».

Подводя итоги дня, Джимми Джонсон отметил большой талант Алонсо за рулём любой машины.

«Я очень рад, что мы смогли попробовать свои силы на одинаковой технике. Я не знал, насколько близко смогу к нему подобраться, но гонщик внутри меня всё время думал об этом и о том, смогу ли я, посмотрев на телеметрию, собрать всё воедино?

У Фернандо также была возможность изучить мою телеметрию. Думаю, что если бы мы смогли поработать несколько дней, настроить под себя подвеску, погонять на других шинах, машина Формулы 1 могла бы быть чуть быстрее.

Алонсо прокатил меня на спорткаре по трассе Абу-Даби и сегодня. Мне кажется, ему бы понравилось выступать в гонках на грунте. Он любит ездить боком и дымить шинами. За рулём моего Chevrolet он всегда дымил шинами, даже на тех кругах, когда его не снимали. Должен отметить, он очень талантливый пилот и может гонять на чём угодно».

Итоги тестов

Джимми Джонсон © autosport.com
Джимми ДжонсонФото: autosport.com

Конечно, всем понятно, что этот обмен хотя и был более показательным, чем самый недавний в Уоткинс-Глен в 2011 году, но всё же в первую очередь был сделан ради удовольствия самих пилотов. Впрочем, у гонщиков всегда есть дух соперничества.

Итак Алонсо и Джонсон совершили по одному кругу. Их времена за рулём Формулы 1 соответственно составили 1:40.204 и 1:40.462.

Я думаю, что сравнивать это время с квалификаций некорректно. Давайте возьмём за пример результаты свободных заездов 2013 года и лучший круг в гонке. В первой тренировке Баттон прошёл круг за 1:35.069. При этом его лучший круг в гонке был 1:37.743.

Разница, составившая всего лишь несколько секунд на шинах для демо-заездов, с неоптимальными настройками подвески и другими подобными ньюансами говорит о том, что пилоты действительно ехали серьёзно и о том, что Джимми показал неплохую скорость для первого опыта. Ну и отметка Алонсо была более-менее реальной.

Что касается тестов сток-кара, то установочный круг Джонсона на незнакомой трассе составил 2:14 секунд. Алонсо проехал свой лучший круг за 2:10.830 и отметил, что мог бы проехать быстрее. Неизвестно атаковал ли Джонсон на установочном круге на незнакомой для себя трассе.

Хочется отметить, что это совсем не оптимальная среда для такой машины, и для того, чтобы получить на ней максимальное удовольствие. Кто любит гоночные симуляторы – может лично в этом убедиться. Да, в NASCAR есть дорожные трассы, в частности Уоткинс-Глен и Сонома, но они другие по динамике и больше соответствуют духу сток-каров. Как и Мид-Огайо, и Роуд Америка, которые входят в календарь второго дивизиона NASCAR.

«Я не думаю, что сегодня он смог как следует почувствовать нашу машину, – сказал Джонсон – Наши машины более тяжёлые, у них выше центр тяжести, и когда ты пилотируешь на овале, особенно с большим наклоном в повороте, то это может впечатлить. Я думаю, что его бы очень впечатлила эта машина в Довере или Бристоле, да даже на любом полуторамильном овале с большим бэнкингом».

Возможно, что в будущем мы увидим Алонсо в NASCAR, как минимум на дорожной трассе. Зак Браун очень бы этого хотел.

«Я пытаюсь убедить его проехать гонку на дорожной трассе в NASCAR, – сказал Зак Браун. – Он пока что не согласился, но я ещё поработаю над этим! Он очень быстр, и прежде он не управлял подобными машинами. Но это показывает, что чем бы не управлял чемпион мира, ему не потребуется много времени, чтобы найти скорость».

Семикратный чемпион NASCAR Cup Series Джимми Джонсон в свою очередь думает о возможности попробовать что-то новое. Ранее он отказывался от возможности проехать Инди 500 по примеру того же Курта Буша. Семья против, и он сам не очень хочет ехать по быстрому овалу без крыши над головой.

«Вне всяких сомнений я хотел бы проехать гонку на машинах с открытыми колёсами, – сказал Джимми Джонсон. – Мой контракт с Hendrick Motorsports заканчивается в 2020 году. На меня много раз выходили по поводу участия в Инди 500, но мне не очень нравится тип гонок на быстрых овалах (в IndyCar ). Но я думаю, что мой статус и связи помогли бы для начала проехать гонку на дорожной трассе».

А вот Алонсо поедет как раз Инди 500 уже в мае 2019 года в погоне за «Тройной короной». В Дайтону он вернётся уже ближайшем январе, за рулём спорткара в суточном марафоне. Увидим ли мы его когда-нибудь за рулём машины NASCAR? Очень хотелось бы на это надеяться, было бы очень интересно на это посмотреть.

Фернандо Алонсо и Джимми Джонсон © twitter
Фернандо Алонсо и Джимми ДжонсонФото: twitter

  • Поделиться: