Фото: КАМАЗ-Мастер

7 главных вопросов перед стартом ралли-марафона Дакар-2019

Иван Беликов
5 января в 10:26

Какие интриги готовит нам 41-й в истории ралли-марафон Дакар? AUTOSPORT.com.ru выбрал семь главных вопросов…

Станет ли самый короткий Дакар в истории самым сложным?

Маршрут Дакара-2019 © Dakar
Маршрут Дакара-2019Фото: Dakar

Впервые за четыре десятка лет проведения ралли-марафон Дакар пройдёт по территории одного государства – Перу, и по количеству этапов будет самым коротким с 1993 года, когда в программе соревнования было 11 этапов. Меньше спецучастков было лишь в 1979-м и 1980-м – восемь и семь соответственно. Да и по боевому километражу предстоящий Дакар будет рекордно коротким: 2878 км для мотоциклистов и квадроциклистов, 2956 км для автомобилей и мотовездеходов и 2954 км – для грузовиков. Никогда прежде ещё участники главного ралли-рейда планеты не проезжали меньше 3 тысяч километров. Предыдущий рекорд минимальной протяжённости был установлен в первом Дакаре – 3168 км. Но значит ли это, что гонка 2019 года превратится в лёгкую прогулку? Отнюдь! Ведь 70% всей дистанции пройдёт в песках, в которых в прошлом году за первые шесть дней гонки сошли четверть всех участников. В этом году гонщикам и штурманам будет ещё тяжелее, ведь надежд на смену ландшафта почти не окажется, а, значит, придётся искать предел возможностей, атаковать и рисковать в коварных дюнах.

«Победит тот, кто сохранит спокойствие и уверенность», – дал свой прогноз действующий триумфатор в зачёте грузовиков, гонщик «КАМАЗ-Мастер» Эдуард Николаев.

Кто займёт трон в категории внедорожников после ухода Peugeot?

X-Raid Mini © MINI Canaauto
X-Raid MiniФото: MINI Canaauto

С уходом заводской команды Peugeot, доминировавшей три последних Дакара, в зачёте внедорожников появилась интрига. Кто займёт место «Французских львов» на вершине? X-Raid Mini или Toyota Gazoo Racing? С одной стороны, Mini серьёзно усилила свой состав, пригласив разом трёх бывших гонщиков Peugeot Стефана Петеранселя, Карлоса Сайнса и Сирила Депре, на троих 20 раз выигравших сложнейший в мире ралли-рейд. Но как проявит себя багги John Cooper Works, дебютировавшее на Дакаре всего год назад? Надёжность и совершенство новой техники Mini пока вызывает определённое беспокойство, в том числе у самих гонщиков. Но на подстраховке у команды Свена Квандта по крайней мере будет проверенная годами модель Mini All4 Racing, которую поведут в бой двукратный победитель Хоан Нани Рома, Орландо Терранова, Язид Аль-Раджи и Якуб Пшигонски. Так что хотя бы за счёт большей численности X-Raid Mini способна взять верх над своими главными соперниками из Toyota.

Хотя у японцев тоже есть некоторое преимущество. Во-первых, машина Hilux куда обкатаннее и надёжнее, чем John Cooper Works. А во-вторых, состав Toyota – трёхкратный обладатель Кубка мира FIA по ралли-рейдам Нассер Аль-Аттия и победитель первого южноамериканского Дакара Жиньель де Виллерс – всё-таки посильнее второго состава X-Raid Mini, который поедет на All4 Racing. В конце концов на двух последних Дакарах Toyota Gazoo Racing уступала лишь непобедимой Peugeot. Так что шансы примерно равные. И на самом деле будет красиво, если после долгожданного покорения Ле-Мана в прошлом году Toyota возьмёт вершину в ещё одной престижной гонке, которая никогда прежде этой японской марке не покорялась.

Что станет главной проблемой Себастьена Лёба – частная машина или дюны?

Себастьен Лёб © lequipe.fr
Себастьен ЛёбФото: lequipe.fr

Учитывая, казалось бы, неразрывные связи с концерном PSA Group, перспектива продолжения участия Себастьена Лёба на Дакаре после закрытия программы Peugeot выглядела крайне маловероятной. Но ещё до сенсационного ухода в Hyundai легендарный гонщик всё-таки нашёл вариант и поедет на клиентской машине Peugeot 3008 DKR, техническим обслуживанием которой займётся коллектив PH-Sport. Вариант, надо признать, не самый плохой, поскольку в прошлом году гонщик французской команды Халид Аль-Кассими, пилотируя такую же машину, завершил восемь из 14-ти этапов в топ-10 и финишировал шестым в общем зачёте. Так что отсутствие заводской поддержки ещё не значит, что Лёб ни на что не сможет претендовать и сойдёт уже на второй день из-за поломки машины.

Да, повторить успех последнего частника – Жана-Луи Шлессера в 2000-м, – победившего в зачёте внедорожников на Дакаре, будет непросто, учитывая большое представительство X-Raid Mini и солидный потенциал Toyota. Однако оказаться где-то рядом с подиумом Лёб может. Есть только одно «но». Главная опасность, скорее всего, будет даже не в форме частной машины Peugeot, а в том, как легенда классического ралли справится с этими 70% песков на маршруте. За три предыдущих старта на Дакаре Себ не очень-то подружился с дюнами, ошибки в которых стоили ему шансов в 2016-м и 2018-м. А, учитывая всего один день на тестах в Марокко перед выездом в Перу, опыта за минувший год у него не прибавилось. Так что, скорее всего, Лёбу придётся крайне тяжело, и без помощи госпожи фортуны ему не обойтись.

Что интересного готовит новая глава противостояния «КАМАЗ-Мастер» и Жерара де Роя?

Жерар де Рой © truckunity.com
Жерар де РойФото: truckunity.com

Сражение гонщиков «КАМАЗ-Мастер» и Жерара де Роя на Iveco стало уже классикой современного Дакара. Чех Алеш Лопрайс на Tatra как-то ушёл в тень после переезда ралли-рейда из Африки в Южную Америку в 2009-м, Мартину ван ден Бринку на Renault чуть-чуть не хватает везения и стабильности, а аргентинец Федерико Виллагра, также выступающий на Iveco, только набирается опыта в категории грузовиков. Так что пока только де Рою, пожалуй, по силам на протяжении всего ралли-марафона идти в одном темпе с гонщиками «Синей Армады». Голландец вообще единственный, кто смог потеснить представителей нашей команды с вершины пьедестала почёта за последние десять лет.

Нет, конечно, победа «КАМАЗ-Мастер» это всегда здорово и приятно, тогда как в поражениях нет ничего хорошего. Но без поражений побед, как известно, не бывает. И ещё приятнее, когда дружина из Набережных Челнов побеждает при наличии достойных соперников. Поэтому, когда в прошлом году де Рой решил поехать в Африка Эко Рейс, грузовой зачёт Дакара лишился серьёзной интриги. Но теперь де Рой возвращается, а это значит, что нас ждёт новая глава противостояния голландца с гонщиками «КАМАЗа», которая, как и всегда, будет яркой и запоминающейся.

«Ничего, кроме первого места, меня не устроит. Многие гонщики не любят на протяжении всего маршрута находиться в дюнах. Знаю, что многие даже напуганы маршрутом предстоящей гонки, но я не боюсь», – заявил острый на язык Жерар де Рой.

Что же, ждём ответа гонщиков «КАМАЗ-Мастер» Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева, Дмитрия Сотникова и Андрея Каргинова... на трассе.

Как проведёт Сергей Карякин свой первый Дакар на багги?

Сергей Карякин © static.ngs.ru
Сергей КарякинФото: static.ngs.ru

Предстоящий «Дакар» будет шестым в карьере Сергея Карякина и первым не в седле квадроцикла, а за рулём багги категории SSV, куда также в этом году перешёл его соперник по прошлым годам чилиец Игнассио Касале. Однако назвать гонщика из Екатеринбурга дебютантом класса мотовездоходов нельзя. У него достаточно большой опыт выступлений на багги и внушительный список достижений. Только в прошлом году он в паре со своим штурманом Антоном Власюком выиграл в категории Open и стал четвёртым в абсолютном зачете «Шёлкового Пути», завоевал титул в российской внедорожной квадросерии Can-Am X Race, а затем победил в классе мотовездеходов на престижном Ралли Марокко, традиционно считающемся главной тренировкой перед Дакаром. Так что подготовка прошла достаточно успешно, и экипаж победителя категории квадроциклов 2017 года нацелен на борьбу за «Золотого бедуина». Но борьба будет очень острой, учитывая, что на старт выйдут 33 экипажа против 11-ти год назад.

«Есть ли волнение в связи с тем, что я впервые проеду Дакар на багги? Конечно, я волнуюсь, но это нормальные, здоровые переживания. У нас нет сомнений в том, что мы достойны победы. Есть все шансы», – поделился своими ощущениями перед стартом Сергей.

На втором багги Maverick X3 команды Карякина поедут Александр Доросинский и Олег Уперенко. Таким образом, Snag Racing станет второй российской командой после «КАМАЗ-Мастер» в истории Дакара, которая выставит на старт более одного экипажа.

Ну и, конечно, болеем за российских гонщиков не только в категориях грузовиков и мотовездеходов: на мотоциклах в классе Original by Motul, где по регламенту запрещено пользоваться техничкой и помощью механиков, поедут Анастасия Нифонтова и Дмитрий Агошков. Владимир Васильев и его штурман Константин Жильцов возвращаются на Дакар после двух лет выступлений в Африка Эко Рейс, а наряду с экипажем G-Energy Team в зачёте внедорожников также выступит Денис Кротов со своим украинским штурманом Дмитрием Цыро.

Пожелаем удачи всем российским экипажам и добраться до финиша в Лиме 17 января на максимально высоких позициях.

Остановит ли кто-нибудь доминирование KTM?

Маттиас Валкнер © KTM
Маттиас ВалкнерФото: KTM

На протяжении последних десяти лет австрийская KTM ежегодно обновляет рекорд по числу побед и на Дакаре-2018 довела этот показатель до невероятных 17-ти триумфов кряду. Да, с 2001 года «Оранжевые» не оставляют шансов соперникам. Чтобы ни делали и как ни боролись Honda, Yamaha и Husqvarna, а в ключевой момент гонки инициатива раз за разом уходит в руки их австрийских конкурентов. Повторится ли этот сценарий на предстоящем ралли-марафоне? Молодое поколение гонщиков KTM Сэм Сандерленд, Тоби Прайс и Маттиас Валкнер уже доказали свою способность побеждать. И главный вопрос в том, насколько за минувший год выросли их соперники? Научился ли лидер Honda Хоан Барреда Борт, наконец-то, избегать ошибок? Готов ли первый номер Yamaha Адриен ван Беверен сделать очередной шаг вперёд и доказать, что по праву считается будущей звездой Дакара? Добавит ли главная надежда Husqvarna Пабло Кинтанилья к своей стабильности чуть больше скорости? Если хотя бы на один из трёх этих вопросов предстоящий ралли-марафон даст положительный ответ, то вполне возможно, что в категории мотоциклов произойдёт смена лидера.

Закрепится ли «МАЗ» в лидерах?

МАЗ © bdg.by
МАЗФото: bdg.by

На прошлогоднем «Дакаре» белорусская команда «МАЗ-Спортавто» совершила долгожданный рывок вперед, одержав первую победу на спецучастках и финишировав на подиуме, причём сразу на втором месте. Затем было провальное участие в российской части «Шелкового Пути», ознаменовавшееся серией технических проблем и снятием с дистанции в знак протеста против решения судей засчитать время по первой контрольной точке, а не по второй на третьем этапе. Зато через полтора месяца «Мазовцы» одержали первую победу в международных ралли-рейдах, опередив в прямом сражении гонщиков «КАМАЗ-Мастер» Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова в гонке «Амуль-Хазар-2018» в Каракумах. Так что потенциал есть, но пока не хватает стабильности и надёжности, и в какую сторону качнётся маятник в песках Дакара-2019, пока предсказать тяжело.

«Главный вывод, который мы сделали после прошлогоднего Дакара, – наша команда конкурентоспособна и при определенном элементе удачи ралли-марафон может нам покориться, – заявил лидер «МАЗ-Спортавто» Сергей Вязович. – Мой автомобиль и машина Алексея Вишневского были модернизированы с учетом технического регламента. Сейчас разрешено свободное размещение силового агрегата, что позволяет улучшить развесовку автомобиля, и мы этим, конечно, воспользовались».

Бивуак в Лиме © Dakar
Бивуак в ЛимеФото: Dakar