Как же он докатился до такой жизни? Путь Шарля Леклера
Незадолго до Нового года команда Ferrari пролонгировала контракт с Шарлем Леклером до пяти лет, что для Формулы 1 является большой редкостью. Как же юный монегаск в буквальном смысле докатился до такой жизни? Элементарно – прокатился во всех молодежных сериях и выиграл их...
Это может показаться странным с учетом такого быстрого и стремительного раскрытия своего огромного потенциала в Больших Призах, но до триумфального сезона-2017 в Формуле 2 Шарль Леклер отнюдь не считался будущим звездным покорителем Королевы автоспорта. В конце концов, далеко не всем юным талантам, обладающим достаточной финансовой и промоутерской поддержкой, удается проявить себя в гонках Гран При так, как они делали это в молодежных сериях.
Но на старте сезона 2017 года 19-летний монегаск был не просто талантливым юниором – несколько месяцев назад он завоевал чемпионский титул в GP3, а в прошлом уже одного этого достижения многим, в числе которых Эстебаны Гутьеррес и Окон, а также Валттери Боттас и Даниил Квят, было достаточно, чтобы дебютировать в Формуле 1. Однако вряд ли сам Шарль был абсолютно доволен тем, как именно он выиграл этот трофей.
После своего второго сезона во "взрослых" гонках – в европейской Формуле 3 в 2015 году, где он стал четвертым и завоевал приз как лучший новичок, – Леклер удостоился такой фразы от британского Autosport: «Пожалуй, из этого поколения гонщиков у Шарля больше остальных шансов пробиться в Формулу 1».
В то же время Леклер явно утратил былую скорость после аварии в Зандворте в середине того сезона. Судите сами – в первой половине чемпионата он одержал четыре победы и еще девять раз поднимался на подиум, а после инцидента в Нидерландах ни разу не финишировал выше четвертого места в 13 (!) гонках. Было вполне очевидно, что монегаск начал избегать прямой конфронтации с соперниками на трассе, фактически отказавшись от борьбы за титул.
Последствия этого психологического надлома были видны и годом позже – в 2016-м в GP3, когда Шарль с трудом выдерживал натиск со стороны напарников по ART Grand Prix Алекса Албона и Ника де Вриса. Да, Леклер выиграл тот чемпионат, но сделал это далеко не в блестящей манере, под конец еще и столкнувшись с Сантино Ферруччи.
Монегаск присоединился к молодежной академии Ferrari в 2016 году, на протяжении которого тестировал современную машину Ф1 команды из Маранелло и поучаствовал в четырех пятничных тренировках на Гран При в составе Haas.
Так или иначе, выиграв трофей в GP3, Шарль перешел на следующую ступеньку – в Формулу 2, где стал напарником по Prema Racing еще одного юниора Ferrari Антонио Фуоко. Сразу было очевидно, что дебют Леклера в новом окружении станет главной темой сезона – либо он сможет выстоять и навязать соперникам свою игру, либо будет начисто разбит опытными бойцами Оливером Роулендом и Артёмом Маркеловым.
При этом стоит упомянуть, что на тот момент никому не удавалось выиграть титул в Формуле 2 (ранее GP2) с первой попытки уже долгих восемь лет – последним это сделал Нико Хюлькенберг в 2009-м.
Для монегаска сезон начался очень неплохо. Он взял поул в Бахрейне в сокращенной квалификации, но в главной гонке стал лишь третьим из-за проблем с шинами. Однако в спринте Шарль отыгрался с лихвой. Заехав на необязательный пит-стоп, он сумел впоследствии прорваться и одержать свою первую победу в категории.
На протяжении всего чемпионата Леклер не выпадал из борьбы за титул. Более того, на четырех из следующих пяти этапов он брал поулы и выигрывал основные гонки – в Барселоне, Баку, Австрии и на Сильверстоуне. Юный талант очень быстро приспособился к новым шинам, которые обычно доставляют серьезные проблемы новичкам.
Череда поулов от Шарля в том сезоне была очень показательной, убедив всех, кто сомневался, в его скорости, а также в присущем ему духе соревновательности.
После шести поул-позиций подряд Леклер также проехал быстрее всех в квалификации в Венгрии, но впоследствии был лишен поула из-за обнаруженной в диффузоре на его машине медной шайбы вместо регламентированной стальной.
Эта дисквалификация не позволила монегаску побить рекорд Стоффеля Вандорна по количеству подряд заработанных поулов в сезонах 2014-15. Но больше всего удивила реакция Шарля на это решение судей.
«Честно говоря, мне все равно, – сказал он в телефонном интервью британскому Autosport после злополучной квалификации. – Я даже рад буду стартовать последним. В детстве я любил начинать гонки с конца пелотона и прорываться. И завтра я попробую сделать то же самое».
И у него получилось это в великолепной манере. При старте 19-м он поднялся на финише на четвертую позицию на сложной для обгонов венгерской трассе.
В целом же весь сезон-2017 для Леклера был ознаменован его блестящими ответами на все невзгоды, свалившиеся на его голову. В Сильверстоуне перед стартом заезда на его машине загорелись тормоза, а в гонке протекло масло и отвалилось зеркало – но всё это не помешало Шарлю одержать очередную победу.
В бельгийском Спа монегаск вновь попал под дисквалификацию – на этот раз в основной гонке, по итогам которой на его машине была зафиксирована чрезмерная выработка материала на планке днища. И снова он не опустил голову, а блестяще отыгрался в спринте, стартовав 19-м и приехав к финишу пятым. В дальнейшем с завоеванием титула у гонщика академии Ferrari никаких проблем не возникло.
Были в том сезоне и не самые выдающиеся моменты в исполнении Леклера, в числе которых его неуместная попытка обгона Нормана Нато в Монако и контакт с Албоном во второй гонке в Абу-Даби, который, к счастью для Шарля, не помешал ему выиграть заезд. Но в целом он показал себя потрясающе боевитым гонщиком как на трассе, так и за ее пределами.
Мне довелось освещать Формулу 2 и GP3 в качестве корреспондента британского Autosport, так что я не понаслышке знаю, как достойно держался Шарль вне гоночного полотна.
После его неудачи в Монако я написал ему смс-ку, спросив, не хочет ли он поговорить и объяснить, что же там все-таки случилось. Я особо не ждал от него ответа с учетом того, что мы виделись всего пару раз на этапе в Испании – к тому же этап в Монако был для него домашним, а значит, очень насыщенным. Но вдруг, на мое удивление, телефон зазвонил, и мы довольно долго и обстоятельно поговорили о том, что на этапе пошло не так, и как ему удалось оставить неудачи позади. Тогда я подумал, что мало кто из гонщиков был бы готов потратить так много времени на воспоминание о столь болезненных событиях.
А затем был Баку, где Шарль спустя всего три дня после смерти отца завоевал поул и выиграл главную гонку. Только желтые флаги помешали ему повторить свой успех в спринте, но и второго места ему оказалось вполне достаточно. Мало кто может представить, как трудно дался тот уик-энд 19-летнему парню.
Концовку чемпионата Леклер провел очень сдержанно и размеренно – ровно так, как надо было для завоевания заветного трофея и обеспечения себе места в Формуле 1 на будущий год. Но о таком развитии событий он ожидаемо не желал говорить, и понять его было несложно.
Последним штрихом к тому сезону Шарля для меня стало то, как он подошел к гоночному уик-энду в жарком Хересе. Монегаск выиграл основную гонку, гарантировав себе чемпионский титул, но при этом пожертвовал шинами для спринта, чтобы лучше выступить в квалификации. Это могло означать лишь одно – он планировал повторить свой подвиг с необязательным пит-стопом из Бахрейна, но не сумел так же здорово проехать гонку и финишировал лишь седьмым.
После того заезда Шарль был абсолютно изможден, но все же ему удалось добиться главного на тот момент достижения в своей карьере – он стал первым гонщиком, которому с первой попытки покорился титул в Формуле 2 в эпоху шин с повышенным износом.
«Этот парень планирует выиграть всё на свете», – подумал я тогда.
Дебютировав в Больших Призах, Леклер сохранил свой подход к гонкам и становился сильнее после каждой неудачи. Проведя всего один год в Sauber, он перешел в Ferrari и совсем скоро поднялся на первую ступеньку подиума в домашней для Скудерии Монце.
Что касается среднесрочного будущего, то Шарль наверняка станет одним из главных действующих лиц в чемпионате наряду с Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном. И его талант еще не раз проявится в гонках Формулы 1 – талант, искра которого впервые вспыхнула в не столь еще далеком 2017-м…
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f2/feature/9793/the-year-leclerc-fully-revealed-his-star-status