Все ли в Lotus сделали правильно?

Эд Стро
22 июля 2013 в 23:26

Кто-то считает, что на Гран При Германии команда Lotus упустила возможность побороться за победу с Себастьяном Феттелем, допустив тактические ошибки. Эд Стро пытается понять, а были ли у коллектива из Энстоуна шансы на победу в гонке

В автоспорте традиционно много "диванных знатоков" стратегии и тактики. Особенно они сильны задним умом, не говоря уже о том, что им никогда не приходилось испытывать свои знания на практике.

Прошедший Гран При Германии дал таким экспертам отличную возможность заявить, что пилоты Lotus, понятное дело, должны были выигрывать, а вовсе не занимать второе и третье места.

Несомненно, команда из Энстоуна великолепно выглядела на Нюрбургринге. Так где же она все-таки допустила ошибку – и допускала ли она ее вообще?

Оба пилота Lotus после квалификации на четвертой и пятой позициях говорили, что были способны на большее. По мнению Райкконена, он мог побороться с Уэббером за третье место. И правда, если сложить все лучшие сектора Кими, выходит, что он в теории имел возможность проехать круг на три десятых быстрее.

То же самое с Роменом Грожаном. Перекинувшись парой фраз с обоими пилотами после квалификации, я понял, что свои неудачи они связывают с работой шин - на первом секторе ни финну, ни французу не удавалось прогреть резину до необходимой температуры. Возможно, на круге выезда из боксов они могли работать с шинами более эффективно, но так как первый ряд в любом случае был вне их досягаемости, пилоты Lotus могли подняться всего на одну позицию вверх.

Результаты квалификации квалификации
1. Льюис Хэмилтон: 1.29,398
2. Себастьян Феттель +0,103
...
4. Кими Райкконен +0,494
5. Ромен Грожан +0,561

Старт гонки Райкконен и Грожан провели нормально, сохранив свои квалификационные позиции. На первых кругах Кими не мог ничего поделать с идущим впереди Хэмилтоном, в то время как Ромен жаловался, что напарник по команде его сдерживает.

Пилоты Lotus вынуждены были прорываться, тогда как RBR удалось сразу захватить инициативу © LAT
Пилоты Lotus вынуждены были прорываться, тогда как RBR удалось сразу захватить инициативуФото: LAT

Позиции после первого круга
1. Себастьян Феттель
...
4. Кими Райкконен +0,494
5. Ромен Грожан +0,561

Поскольку все три гонщика ушли на дистанцию на одинаковых мягких шинах, на первом отрезке задача у них была схожей - продержаться на трассе как можно дольше, пока шины не начали терять работоспособность.

Феттель начал действовать первым. Показав на третьем и четвертом кругах время в районе 1.37,5, вскоре немец оказался не в состоянии поддерживать темп выше 1.40,0 и в конце седьмого круга заехал в боксы.

Позиции после шести кругов
1. Себастьян Феттель
...
3. Кими Райкконен +3,568
4. Ромен Грожан + 4,294

Себастьян выехал из боксов позади Нико Хюлькенберга из Sauber, тогда как Райкконен отправился на пит-стоп уже на следующем круге. Настало время Ромена Грожана показать, действительно ли он быстрее напарника, как говорил команде на первых кругах. Оказалось, что это действительно так. Получив свободное пространство, француз тотчас улучшил свое время круга на полсекунды - с 1.37,743 до 1.37,276.

Кто-то считает, что Райкконену также следовало дольше оставаться на трассе – но этого уже не позволяли шины. Если бы финн не поехал на пит-стоп, то в итоге проиграл бы Феттелю больше, к тому же, все это время он продолжал бы сдерживать Грожана.

А вот Ромену, к удивлению многих, удалось на протяжении четырех кругов - с восьмого по 11-й - поддерживать темп Феттеля, который уже ехал на свежем комплекте Medium. На 12-м круге темп француза упал на шесть десятых, после чего гонщик без промедления направился в боксы, потеряв на круге заезда еще около полусекунды.

Очень длинный первый отрезок Грожана застал соперников врасплох © LAT
Очень длинный первый отрезок Грожана застал соперников врасплохФото: LAT

Пит-стоп Ромена оказался более долгим, чем у его главных соперников (Грожану меняли колеса на 1,294 секунды дольше, чем Феттелю, и на девять десятых - чем напарнику). В итоге француз выехал на трассу вслед за немцем с тем же отставанием, какое было до начала пит-стопов.

В этот же момент занимавший со старта второе Марк Уэббер выбыл из борьбы за подиум из-за известных событий в боксах, да и Льюис Хэмилтон более не претендовал на пьедестал, так что картина более или менее стабилизировалась.

Из пилотов Lotus первым в этот момент шел Грожан - из-за раннего пит-стопа Райкконена на какое-то время застрял позади пары пилотов Mercedes, отставая от Феттеля.

Позиции после 14 кругов
1. Себастьян Феттель
2. Ромен Грожан +4,333
...
6. Кими Райкконен + 11,006

На этой стадии гонки шансы Lotus выглядели более предпочтительно. Грожан смог сократить отставание от лидера до двух с небольшим секунд – к тому же, Ромен пока что сохранял возможность доехать до финиша с двумя пит-стопами.

Позиции после 23-го круга
1. Себастьян Феттель
2. Ромен Грожан: +2,613
3. Кими Райкконен: + 12,318

Появление на трассе машины безопасности вследствие путешествия 'беспилотника' Marussia через трассу все изменило, уравняв шансы пилотов. Все три лидера заехали в боксы по окончании 24-го круга.

Несомненно, это было правильным решением для Lotus, но нейтрализация гонки потенциально стоила Грожану победы, учитывая его поздний первый пит-стоп и свежие шины – к тому же, теперь у Райкконена уже не осталось вариантов: финну можно было идти только на три пит-стопа.

Выезд машины безопасности навредил Грожану и дал шанс Кими © LAT
Выезд машины безопасности навредил Грожану и дал шанс КимиФото: LAT

«До появления на трассе машины безопасности мы рассматривали возможность перевести Кими на тактику с двумя пит-стопами, – прокомментировал после финиша гоночный директор команды Алан Пермейн, – поскольку ему удавалось экономно использовать более жесткую резину.

Мы рассчитывали подольше остаться на трассе и заехать в боксы еще лишь один раз. Но появление автомобиля безопасности смешало нам все карты - пришлось останавливаться немедленно. В этот момент мы поняли, что будем продолжать с тремя пит-стопами».

И хотя этот эпизод лишил Кими дальнейшего выбора тактики на гонку, все же он помог финну компенсировать десять секунд отставания от лидера. В случае с Грожаном, возможно, именно нейтрализация помешала пилоту стать первым за долгое время французом, победившим на Гран При (представители Пятой республики не выигрывали в Формуле 1 с 1996 года, когда сильнейшим на Гран При Монако за рулем Ligier стал Оливье Панис).

«Появление на трассе машины безопасности стоило Грожану преимущества в гонке, - продолжил Пермейн. - Кими этот эпизод помог отыграть потерянное время, но если бы не такое развитие событий, шансы Ромена на победу были бы выше, чем у Себастьяна».

На третьем отрезке положение пилотов еще больше выровнялось. Грожан не мог приблизиться к лидеру на дистанцию атаки, и в команде решили задействовать тактику, проведя финальный пит-стоп своего пилота на 40-м круге из 60.

Позиции перед заключительными пит-стопами
1. Себастьян Феттель
2. Ромен Грожан +1,143
3. Кими Райкконен + 1,951

Феттель должен был отвечать, и заехав в боксы на круг позже Грожана – это позволило немцу вернуться на трассу непосредственно впереди соперника.

«Мы пытались опередить Феттеля на пит-стопе, но у нас ничего не получилось, - объяснил Пермейн. - Кими и так был позади, так что для нему такой прием не сработал бы. Единственным вариантом было продержаться на трассе подольше, поставить мягкие шины и посмотреть, что из этого выйдет. Но ничего не вышло. Похоже, нам просто не хватало скорости».

Если учесть, что до своего пит-стопа финн проиграл пару секунд драгоценного времени, кто-то скажет, что ему следовало заехать в боксы раньше.

«Мы всячески стремились избежать возможности более раннего пит-стопа, так как не были уверены, что мягкие шины выдержат больше 12 кругов, - пояснил Алан. - Поэтому и откладывали до последнего момент остановки в боксах.

Не знаю, сколько можно было максимально проехать на мягкой резине, но во время пятничной тренировки шины приходили в негодность очень быстро. Слики Pirelli очень недолговечны, поэтому мы решили не рисковать. В действительности оказалось, что мягкая резина, помимо прочего, не дала нам той скорости, на которую мы рассчитывали. Я думал, что Кими сможет ехать быстрее».

Позиции после заключительных пит-стопов
1. Себастьян Феттель
2. Ромен Грожан +1,598
3. Кими Райкконен + 3,993

Дальше все развивалось так, как и можно было ожидать. На 55-м круге гонки Райкконен без труда обошел в борьбе за второе место своего напарника, который на финальном отрезке уже не мог претендовать на борьбу с лидером RBR, а за круг до финиша смог при помощи DRS приблизиться к Феттелю на дистанцию атаки.

Грожан и Райкконен поднялись на подиум, но не на верхнюю ступень © LAT
Грожан и Райкконен поднялись на подиум, но не на верхнюю ступеньФото: LAT

Итоговое положение в гонке
1. Себастьян Феттель
2. Кими Райкконен +1,008
3. Ромен Грожан + 5,830

После гонки Райкконен сказал, что, возможно, сумел бы добраться до финиша без третьей остановки в боксах. В этом случае ему требовалось преодолеть на одном комплекте шин 35 кругов дистанции, пусть и с небольшой помощью машины безопасности.

«У нас были определенные проблемы с радиосвязью, - посетовал Алан Пермейн, - в результате мы вынуждены были попросить Кими отвечать на вопросы односложно - да или нет. Мы спросили его, считает ли он, что сможет доехать до конца на этих шинах, на что он ответил отрицательно».

Предположительно, если бы Райкконен все же остался на трассе, то после пит-стопа Феттеля имел бы преимущество в 16 секунд – после чего должен был отстаивать лидерство на протяжении оставшихся 19 кругов. Кроме того, у Себастьяна на пути был трафик, что также могло помочь финну. Но вспомните, как на прошлогоднем Гран При Китая Кими [из-за чрезмерного износа шин незадолго до клетчатого флага] всего за пару кругов откатился со второго места далеко назад и в итоге не смог заработать ни одного очка.

Трудно сказать, как все сложилось бы в этот раз. Некоторые гонщики, поменяв резину во время выезда на трассу машины безопасности, смогли доехать до конца - например, это удалось Серхио Пересу и Полу ди Ресте.

А что, если бы на месте Серхио, который на последнем круге пропустил вперед пилота RBR Марка Уэббера в борьбе за седьмое место, оказался бы Райкконен? А ведь это вполне возможно, особенно если учесть, что в этом случае финн с недостаточным сцеплением задних шин не смог бы долго удерживать позади себя Себастьяна Феттеля, который, вдобавок, имел бы дополнительный козырь в виде DRS.

Да, Райкконен мог не тянуть столь долго с переходом на мягкие шины. Другой пилот - Дженсон Баттон из Mclaren – сделал это на пару кругов раньше. Но в борьбе за пятую позицию под самым клетчатым флагом его прошел Льюис Хэмилтон на более жесткой резине.

Очень похоже, что оба эти варианта [финиш на старом комплекте и более ранний переход на слики] могли позволить финну финишировать в тройке, создавая при этом беспроигрышную ситуацию – однако проблемы Кими мог доставить также рвущийся наверх Фернандо Алонсо. А в случае с двумя пит-стопами и потерей лидерства в конце гонки многие наверняка стали бы упрекать Lotus - говоря, что конечно же стоило заехать за мягкой резиной за 12 кругов до финиша.

Добавьте сюда также значимость двойного подиума Lotus после нескольких сложных Гран При – и станет ясно, что риск в данной ситуации был просто неоправданным.

В любом случае, окажется альтернативная тактика успешной или провальной – решали доли секунды. Решающими факторами стали более выгодная позиция Себастьяна Феттеля на трассе и скорость Lotus, которая не давала пилотам команды возможность рассчитывать на успешную атаку.

«Мы испробовали все возможные варианты, - подвел итог Пермейн, - но у нас ничего не получилось. Если бы не машина безопасности, кто знает, возможно, оба наши пилота смогли бы финишировать впереди Феттеля».

Все ли в Lotus сделали правильно?
Все ли в Lotus сделали правильно?

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle