Как начинали наши: первые тесты в Ф1 Петрова, Алёшина, Злобина и других российских пилотов

Дмитрий Захарченко
30 сентября 2020 в 16:44
Фото: FDA

Роберт Шварцман стал девятым российским гонщиком, который оказался за рулём машины Больших Призов...

30 сентября во Фьорано свои первые тесты в Формуле 1 провёл Роберт Шварцман. Россиянину, который входит в состав Академии Ferrari, досталась машина SF71H, на которой Феттель и Райкконен выиграли шесть гонок в сезоне-2018. Маттиа Бинотто, руководитель Ferrari, поддерживает Шварцмана, и предполагается, что если не в следующем, то в 2022 году Роберт дебютирует в Больших Призах. Ну а пока мы вспоминаем, как проводили свои первые тесты в Ф1 другие российские пилоты.

Роберт Шварцман: Вау! День, который я никогда не забуду!

Сергей Злобин © @UnracedF1
Сергей ЗлобинФото: @UnracedF1

Сергей Злобин

Первым россиянином, проехавшим за рулём автомобиля Формулы 1, в 2002 году стал Сергей Злобин — дебют, к слову, состоялся на тестах во Фьорано — там же, где за руль Ferrari впервые сел Роберт Шварцман. Злобин, у которого к тому моменту из международного опыта было лишь несколько гонок европейской Формулы 3000, попал в Minardi благодаря спонсорскому контракту с «Газпромом». На кожухах двигателей появились мощные логотипы российской компании, а Minardi обязалась подготовить Злобина к дебюту в Формуле 1.

Во Фьорано Злобин, правда, не блистал скоростью, уступив другому тестеру команды больше секунды — 1.08,148 против 1.09,464. Это, впрочем, не остановило россиянина, и он принял участие в коллективных тестах в Валенсии, где не поделил дорогу с Хуаном-Пабло Монтойей, а в 2003-м получил контракт тест-пилота команды. Правда, на этом история фактически и окончилась — в том же году логотипы «Газпрома» исчезли с машин Minardi, Злобин пытался найти других спонсоров, но в команду в итоге взяли венгра Жолта Баумгартнера.

В гонках Формулы 1 Злобин так и не выступил, зато долгие годы выступал в гонках спортпрототипов и на автомобилях GT, а также стал одним из идеологов проекта BR01 — автомобиля SMP Racing категории LMP2. Позже — уже без Злобина — SMP Racing построила прототип LMP1, который в 2019 году занял третье место в «24 часах Ле-Мана».

Сергей Злобин: Квят – не чемпион, он не будет рвать и метать

Роман Русинов © @Motorsport_Nut
Роман РусиновФото: @Motorsport_Nut

Роман Русинов

В следующий раз россиянин сел за руль машины Формулы 1 в 2005 году. В то время в Больших Призах выступала команда Midland, которой управлял канадский бизнесмен Алекс Шнайдер, старавшийся за счёт своих русских корней и российской лицензии команды привлечь спонсоров. Одним из шагов Шнайдера стало приглашение Русинова на роль тест-пилота — Роман даже поучаствовал в презентации команды на Красной площади в феврале.

За руль Русинов сел лишь в конце года — на коллективных тестах в Хересе. Роман в общей сложности проехал 29 кругов, поставив время 1.21,990 и уступив Маркусу Винкельхоку более секунды. Зато россиянин превзошёл Кристиана Альберса, который провёл в Minardi сезон-2005, а в 2006-м занял место боевого пилота команды. Дело в том, что уже в 2006-м Шнайдер продал Midland голландскому производителю спорткаров Spyker, и те предпочли своего соотечественника.

Русинов так и не получил места в Формуле 1, зато после этого построил великолепную карьеру в гонках на выносливость, в которых выступает до сих пор. С 2008 года Роман 11 раз стартовал в марафоне «24 часа Ле-Мана», где его команда G-Drive Racing каждый год сражается в группе лидеров класса LMP2. В 2018-м экипаж Русинова первым пересёк линию финиша, однако затем судьи дисквалифицировали команду за доработку заправочного оборудования. В 2019-м экипаж Романа вновь был быстрее всех, но отошедший провод — поломка была устранена за пять секунд, но на её поиски ушло более 20 минут — опять лишил команду шанса на победу.

Роман Русинов: В «Ле-Мане» мы столкнулись с нетипичной проблемой

Виталий Петров © @zdravkost
Виталий ПетровФото: @zdravkost

Виталий Петров

Виталий Петров впервые сел за руль машины Формулы 1 в феврале 2010 года — почти сразу после объявления о контракте призового пилота Renault. К тому моменту Виталий стал одним из лидеров GP2 (сейчас — Формула 2), выигрывал гонки и занял второе место по итогам чемпионата, уступив лишь Нико Хюлькенбергу.

В первый день тестов Петров показал шестое время среди семи участников, правда, и кругов россиянин проехал меньше других. Во второй и третий дни россиянина в кокпите сменил Роберт Кубица, и лучшее время поляка оказалось всего на 0,6 секунды быстрее результата Виталия: 1.12,426 против 1.13,097. Это при том, что куда более опытный Кубица проехал 188 кругов, а Петров — 75.

Виталий в итоге стал первым россиянином на старте гонки Формулы 1 и выступал в Больших Призах три года и принёс стране первый подиум — на Гран При Австралии-2011. После сложного сезона с Caterham Петров покинул чемпионат мира, но затем дважды поднимался на подиум гонки «24 часа Ле-Мана»: в 2016-м в классе LMP2 и в 2019-м в абсолютном зачёте. Кроме того, Петров работает с Робертом Шварцманом, и тесты последнего с Ferrari — отчасти заслуга Виталия.

«Со стороны всё выглядит печально». Виталий Петров – о выступлениях Даниила Квята

Михаил Алёшин © XPB
Михаил АлёшинФото: XPB

Михаил Алёшин

В конце 2010 года на тестах в Абу-Даби выступил ещё один российский гонщик — Михаил Алёшин. В том сезоне Алёшин победил Даниэля Риккардо в борьбе за титул чемпиона Мировой серии Renault и в качестве награды получил от французской команды один день на молодёжных тестах.

В общей сложности в тот день в тестах участвовали 15 человек, и по итогам дня Михаил показал шестое время. Россиянин уступил более двух секунд лидеру дня Риккардо, зато оказался быстрее таких пилотов, как Жан-Эрик Вернь, Пол ди Реста и Жюль Бьянки. На этом, правда, всё и закончилось: шанса попасть в Формулу 1 ввиду отсутствия больших спонсоров Михаилу так и не выпало.

Зато Алёшин стал первым россиянином в гонках IndyCar. В Америке Михаил дважды едва не выиграл гонку и лишь по случайности терял победы, зато дважды поднимался на подиум — в Хьюстоне и на овале Поконо. После ухода из IndyCar Алёшин попробовал силы в гонках на выносливость и состязаниях автомобилей GT.

Михаил Алёшин: Чемпионат не заканчивается, у Роберта ещё четыре гонки

Даниил Квят © Red Bull
Даниил КвятФото: Red Bull

Даниил Квят

Даниил Квят — второй россиянин на стартовой решётке Формулы 1 — впервые опробовал технику Больших Призов на тестах молодых пилотов в Сильверстоуне летом 2013-го. Для россиянина день прошёл не слишком здорово — он должен был сесть за руль после обеда, но потерял некоторое время из-за технических проблем, а под конец дня вылетел с трассы. В общей сложности Даниил в тот день проехал лишь 22 круга и показал 11-е время среди 16 пилотов.

В следующем сезоне Квят, выигравший титул чемпиона GP3 (сейчас — Формула 3), получил место в Toro Rosso, а когда в конце 2014-го Феттель объявил о переходе в Ferrari, россиянин пришёл ему на смену в Red Bull. В старшей команде австрийского концерна Даниил продержался год с небольшим и был заменён после столкновения с Себом в Сочи, но за этот срок Квят успел дважды подняться на подиум, став самым успешным российским гонщиком в Формуле 1.

Сейчас Даниил выступает за AlphaTauri, но выдаёт куда более слабые результаты, чем Пьер Гасли. Продолжение карьеры Квяту в Формуле 1 не гарантированно — в паддоке всё чаще звучат слухи о замене россиянина на Юки Цуноду, который блестяще дебютировал в этом году в Формуле 2. Правда, помимо скорости японец запомнился ещё и рядом ошибок, а потому его переход в Большие Призы в 2021 году — серьёзный риск. Это, впрочем, касается любого дебютанта.

«Там всё настолько политично». Егор Оруджев – о шансах Квята остаться в AlphaTauri

Сергей Сироткин © Sauber
Сергей СироткинФото: Sauber

Сергей Сироткин

В июле 2013 года стало известно о контракте Сергея Сироткина с Sauber. Детали соглашения не раскрывались, но предполагалось, что Сергей проведёт несколько пятничных сессий со швейцарской командой, а в следующем году дебютирует с ней в Формуле 1. В итоге же всё оказалось совсем не так, и впервые за руль машины Сироткин сел только в апреле 2014-го — спустя короткое время после того, как стало известно, что Мониша Кальтенборн подписала контракты с четырьмя пилотами на два места.

Первые тесты Сироткина за рулём машины Формулы 1 состоялись в Бахрейне. Россиянин проехал 75 кругов и показал восьмое время среди одиннадцати пилотов, но в конце концов из контракта с Sauber так ничего и не вышло. Зато в 2015 году Сироткин дебютировал в GP2 и с ходу занял третье место в чемпионате, одержав победу в Сильверстоуне, а в 2018-м получил контракт призового пилота Williams.

Сергею всё-таки удалось пробиться на стартовую решётку Больших Призов, но ему крайне не повезло с машиной — Williams, которая ещё год назад была крепким середняком, внезапно провалилась на самое дно Кубка конструкторов, а новая машина, построенная под руководством Падди Лоу, оказалась медленной и ненадёжной. После одного года в статусе призового пилота Сироткин вновь вернулся к роли резервиста и продолжает работать с Renault.

Сергей Сироткин: Точно я не стал бы вставать на колено

Никита Мазепин

Для Мазепина первая проба машины Формулы 1 состоялась в 2016-м, когда Никите было 17 лет. Россиянин к тому моменту стал девелопмент-драйвером Force India и в Сильверстоуне показал пятое время. И это были далеко не последние тесты Мазепина в Формуле 1 — он время от времени работал с Force India, а в прошлом году на тестах в Барселоне показал лучшее время за рулём Mercedes, более чем на секунду опередив всех остальных.

Никита Мазепин © Crash.net
Никита МазепинФото: Crash.net

Сейчас Мазепин проводит свой второй сезон в Формуле 2 и за два этапа до конца сезона занимает шестое место в чемпионате. 2020 год принёс Никите первую победу в этой серии — на Сильверстоуне, где четыре года назад он дебютировал за рулём автомобиля Формулы 1. Затем Мазепин выиграл гонку на трассе Муджелло и по-прежнему сохраняет шансы на чемпионство, хотя и не слишком высокие.

Никита Мазепин: В Формуле 2 нет возможности расслабиться

Артем Маркелов © amarkelov.com
Артем МаркеловФото: amarkelov.com

Артём Маркелов

1 августа 2018 года за рулём машины Формулы 1 провёл тесты на Хунгароринге Артём Маркелов — после контракта Сироткина с Williams, именно он занял место соотечественника как девелопмент-драйвер Renault. В первый день Маркелов проехал свыше сотни кругов и показал восьмое время среди одиннадцати пилотов, при этом Артём превзошёл время Нико Хюлькенберга, которое немец поставил накануне.

С Renault, увы, у Маркелова ничего не вышло, и в 2019-м Артём перебрался в Японию для выступлений в местной Суперформуле, но постоянные проблемы с настройками не позволили россиянину раскрыться. В 2020 году Маркелов вернулся в Формулу 2, однако и здесь гонщику не везёт: по ходу всего сезона BWT HWA Racelab не хватает скорости, а Джулиано Алези, сын знаменитого пилота Ferrari, даже покинул команду посреди сезона.

Артём Маркелов: Судьи в Формуле 2 просто играются с нами

Роберт Шварцман на тестах во Фьорано © FDA
Роберт Шварцман на тестах во ФьораноФото: FDA

Комментарии для сайта Cackle