Чем запомнится сезон DTM 2013 года

29 октября 2013 в 18:34

Прошедший сезон серии DTM стал одним из самых интересных за последние годы, подарив зрителям немало захватывающих гонок и ярких моментов. Главные события 2013 года в немецкой «кузовной» серии вспоминает Сергей Беднарук

Этот сезон стал вторым после возвращения в DTM компании BMW и перехода на машины нового поколения. Несмотря на "заморозку" технического регламента, в серии появились две новинки – регулируемое заднее антикрыло и второй, более мягкий состав шин. Это заметно обострило борьбу на трассах и разнообразило тактику.

Не на всех трассах от работы DRS был одинаковый эффект, но в целом эта система действительно позволила увеличить количество обгонов. Причем сами маневры не потеряли своей значимости – изменение угла атаки антикрыла в DTM не приводит к такому серьезному приросту в скорости, как в Формуле 1, поэтому обгоны не превратились в банальные опережения на прямой.

Благодаря правилу обязательного использования по ходу гонки двух составов резины у пилотов, неудачно выступивших в квалификации, оставалась возможность за счет хорошей тактики и правильного обращения с мягкими шинами прорваться наверх даже из хвоста пелотона. Так что обе инновации зарекомендовали с себя с лучшей стороны, справившись с теми задачами, ради которых они вводились.

DRS поспособствовала увеличению обгонов © Сергей Беднарук
DRS поспособствовала увеличению обгоновФото: Сергей Беднарук

На старт чемпионата вышли 22 участника, из которых все смогли заработать очки, а победы в десяти гонках сезона одерживали семь разных пилотов. Только двоим – Аугсту Фарфусу и Майку Роккенфеллеру – удалось выиграть больше одного раза. А на подиуме в общей сложности побывали 13 гонщиков – более половины пелотона. При этом Кристиан Фиторис, Дирк Вернер, Марко Виттман, Роберто Мери, Роберт Уикенс и Тимо Глок впервые поднялись на пьедестал почета, а двое последних еще и отпраздновали свои дебютные победы в DTM.

Несмотря на отсутствие доминирующей силы, чемпион в этом году определился досрочно – за один этап до окончания первенства победу гарантировал себе Майк Роккенфеллер. Для Рокки этот титул стал первым в DTM. И хотя перед нынешним сезоном в его активе значилась лишь одна победа в гонке за шесть лет выступлений в немецкой «кузовной» серии, Майка едва ли можно назвать случайным чемпионом: в его послужном списке титулы в Кубке Porsche Carrera, FIA GT2, LMS и – наконец – триумф в «24 часах Ле-Мана».

Но все же, даже несмотря на то, что в прошлом году именно Роккенфеллер стал лучшим пилотом Audi по итогам первенства, перед началом нынешнего чемпионата он едва ли входил в число главных фаворитов. Казалось, что в условиях "заморозки" технических правил ингольштадтскому концерну не удастся оправиться от в целом проваленного предыдущего сезона.

Но напряженная работа в межсезонье над улучшением малейших деталей в рамках жесткого регламента принесла свои плоды – Audi RS 5 DTM стала конкурентоспособнее прошлогодней А5 DTM (хотя новое наименование модели – это не более, чем смена вывески). У «Четырех колец» по-прежнему была не самая быстрая машина, но залогом успеха стали грамотные тактические действия команды Phoenix и стабильность самого Роккенфеллера: в сочетании они позволили зарабатывать очки в каждой гонке и добиваться максимально возможного в конкретных условиях результата.

Новый чемпион DTM Майк Роккенфеллер © Сергей Беднарук
Новый чемпион DTM Майк РоккенфеллерФото: Сергей Беднарук

При этом в квалификациях Рокки не всегда удавалось попасть даже в первую десятку, но за счет тактики с ранним переходом на мягкие шины и длинным средним отрезком он регулярно отыгрывал немало позиций. Так, с 14-й, 13-й и 21-й позиций в Хоккенхайме, Шпильберге и Нюрнберге гонщик пробивался на восьмое, четвертое и пятое места соответственно. А на Нюрбургринге, благодаря рискованному решению перейти на дождевую резину, не дожидаясь открытия окна для пит-стопов, Майк, завершившему из-за разворота первый круг в хвосте пелотона, финишировал четвертым.

Триумф Роккенфеллера и команды Phoenix, которая не только выиграла второй за последние три года титул в личном зачете, но и впервые в своей истории стала сильнейшим гоночным коллективом в DTM, выглядит еще более впечатляющим, если учесть, что за весь сезон больше никому не удалось привести Audi к победе.

Впрочем, справедливости ради стоит вспомнить, что на Норисринге первым на финише был Маттиас Экстрём, но заслуженной победы гонщик "Четырёх колец" был лишен из-за неоднозначного эпизода в закрытом парке, когда отец пилота опорожнена ему в карман комбинезона перед взвешиванием бутылку воды. Шведа дисквалифицировали, и хотя позже было установлено, что никакого преимущества за счет этих манипуляций он не получил, протест команды Abt удовлетворен не был. Причем в DMSB (Германском гоночном союзе, отвечающим за регламент серии) приняли решение оставить нюрнбергскую гонку вообще без победителя – такое в истории DTM случилось впервые.

Но если уик-энд в Нюрнберге запомнится в первую очередь главным скандалом сезона, то прошедший следом за ним этап на Moscow Raceway стал несомненным успехом – как для организаторов серии, так и для устроителей гонки. Российская премьера DTM на короткой версии трассы близ Волоколамска, даже несмотря на вынужденную по причине закрывшегося воздушного пространства над автодромом отмену финального сегмента квалификации, прошла с большим успехом, собрав на трибунах за три дня около 45 тысяч болельщиков. Кстати, из всех этапов, которые в 2013-м проходили за пределами ФРГ, именно российский мог похвастать наибольшим зрительским интересом.

Гонка на Moscow Raceway окончательно утвердила Роккенфеллера в ранге лидера первенства. И именно с российского этапа определился главный соперник немца – финишировав под Москвой третьим, Аугусту Фарфус положил начало успешной серии из четырех подиумов подряд. В следующей гонке на Нюрбургринге он стал уже вторым, а затем одержал две блистательные победы в Ошерслебене и Зандворте. Особенно впечатляющим был успех бразильца на Моторспорт Арене, где он оказался единственным представителем BMW в десятке сильнейших, опередив армаду гонщиков Audi, чьи машины на этой трассе имели определенное преимущество.

Фарфус и Роккенфеллер выиграли половину этапов сезона-2013 © Сергей Беднарук
Фарфус и Роккенфеллер выиграли половину этапов сезона-2013Фото: Сергей Беднарук

Однако несколько неудачных выступлений в первой половине чемпионата (из-за технической поломки в Брэндс-Хэтче и проблем с настройками в Лаузице и Нюрнберге), не позволили Фарфусу сохранить шансы на титул до финального этапа. Тем не менее, выиграв в общей сложности три этапа (также бразилец первенствовал на открытии первенства в Хоккенхайме), Густл наравне с Роккенфеллером стал главным героем года, завершив свой всего второй сезон в DTM с вице-чемпионским званием и внеся существенный вклад в победу BMW в зачете производителей, где баварская марка стала сильнейшей второй год подряд.

Причем её пилоты завоевали больше побед, чем соперники - пять. Помимо Фарфуса победные кубки BMW приносили Спенглер в Шпильберге (причем на Red Bull Ринге мюнхенцы вообще заняли весь подиум) и Глок, завершивший дебютный сезон эффектной победой в Хоккенхайме, принеся модели M3 DTM 51-ю и последнюю победу в ее долгой истории (в 2014-м на смену придет обновлённая M4).

А вот Mercedes вновь осталась без титулов. Реструктуризация после отставки Норберта Хауга, сокращение программы до шести машин (на две меньше, чем у соперников) и ставка на молодежь дали о себе знать. В 2013-м штутгартцы выиграли две гонки (Паффет первенствовал в Лаузице, а Уикенс отпраздновал красивую победу в сложных погодных условиях на Нюрбургринге), но в целом сезон оказался провален. За исключением гонок в Нюрбурге и Хоккенхайме, где мерседесовцам помогли сложные погодные условиях, на остальных этапах второй половины чемпионата очки концерну «Трехлучевой звезды» приносил только Паффет, который при этом не поднимался выше пятого места. В итоге ни один из пилотов Mercedes не попал в тройку призеров чемпионата (лучшим из них стал Фиторис, уступивший "бронзу" прошлогоднему чемпиону Спенглеру на финальном этапе), а в зачете команд и производителей компания из Штутгарта проиграла своим принципиальным конкурентам из Audi и BMW.

Подводя итоги прошедшего сезона, нельзя не отметить Марко Виттмана. Из четырех новичков DTM именно немецкий гонщик BMW стал лучшим дебютантом, отметившись подиумом в Шпильберге и поулом в Зандворте. И хотя, в отличие от своего партнёра по команде MTEK (для которой, кстати, это тоже был первый сезон) Тимо Глока, 23-летнему пилоту не удалось отпраздновать победу, в целом он выступал стабильнее и завершил чемпионат на восьмом месте, заработав на девять очков больше экс-пилота Формулы 1.

МНЕНИЕ AUTOSPORT.COM.RU

Сергей Беднарук, обозреватель DTM

Согласитесь, это был славный сезон. Много интересных и красивых гонок, напряженной и бескомпромиссной борьбы. После ухода из DTM звездных ветеранов и девушек-пилотов состав участников сезона-2013 оказался сильным как никогда.

Сергей Беднарук
Сергей Беднарук

Благодаря тому, что в серии выступают только заводские команды трех крупных автопроизводителей, уровень всего пелотона очень высокий – DTM является едва ли не единственной серией в мире, где нет места рента-драйверам. Это вкупе с равными возможностями техники является залогом плотной и непредсказуемой борьбы, что в лучшей мере подтвердилось в этом году, когда каждый из 22-х пилотов потенциально мог стать призером гонки.

В этом году мне довелось побывать на половине этапов DTM, а также на обеих сериях предсезонных тестов. Возможность все видеть изнутри, дышать, не побоюсь этого выражения, паддоком, общаться с действующими лицами, чтобы затем делиться информацией и эмоциями с читателями и телезрителями – это бесценно. Барселона-Хоккенхайм-Хоккенхайм-Нюрнберг-Федюково-Нюрбург-Хоккенхайм – каждая из этих поездок была очень полезна и оставила массу впечатлений.

Но, конечно, самым ярким и эмоциональным моментом сезона для меня, как и, уверен, для большинства отечественных поклонников автоспорта, стал дебют DTM в России. Дебют, которого мы ждали еще в 2005-м, когда планировалось провести гонку на Воробьевых горах, но ставший возможным только сейчас – с появлением автодрома Moscow Raceway.

Солнечная погода и заполненные трибуны – премьера прошла более чем успешно. Зрители, которые приехали 4 августа на Moscow Raceway, создали эту потрясающую атмосферу праздника, сумев поразить своим энтузиазмом участников и организаторов серии. Поэтому именно болельщики, на мой взгляд, стали главными героями этого незабываемого уик-энда.

"Это первый случай за 30 лет существования, когда дебютный этап в новой стране прошел с таким успехом – причем на всех уровнях: от спортивной организации до условий проживания участников и организаторов. Это лучшая премьера за всю историю DTM", - строгий босс серии Ханс Вернер Ауфрехт слов на ветер не бросает, и столь высокая оценка из его уст дорогого стоит.

Уверен, что все, кто побывал на премьере, обязательно приедут и на второй в истории российский этап DTM. А кто по каким-то причинам не выбрался в этом году, смогут исправить это упущение будущим летом. Так что обводите 11-13 июля в календаре красным цветом – это пропустить нельзя!

Сезон DTM 2013 года получился по-настоящему ярким © Сергей Беднарук
Сезон DTM 2013 года получился по-настоящему яркимФото: Сергей Беднарук

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle