Гран При Бразилии: обзор гонки от Марка Хьюза

Марк Хьюз
4 декабря 2013 в 5:24

В Бразилии Себастьян Феттель творил историю, Фелипе Масса прощался с Ferrari, а Марк Уэббер – с Формулой 1. Но даже на таком фоне – и вкупе с грядущей неопределенностью зимнего межсезонья – финал чемпионата получился каким-то уж слишком спокойным, считает Марк Хьюз

Себастьян Феттель эффектно "жег резину" после девятой подряд победы, позволившей ему сравнялся по этому показателю с легендарным Альберто Аскари. Его напарник по Red Bull Racing Марк Уэббер, прощаясь с Большими Призами, проехал круг почета по Интерлагосу, сняв шлем. Фелипе Масса тоже крутанул пару «полуоборотов» в честь своей финальной гонки за Ferrari. Даже после финиша он все еще негодовал по поводу решения судей, наказавших его проездом через пит-лейну за регулярные нарушения правила белой линии, расположенной на вершине холма у въезда в боксы.

А когда затих-таки последний мотор – у Массы – в Формуле 1 завершилась целая эра – эра двигателей V8.

И вот на такой, отчасти драматичной, а отчасти даже мятежной ноте и закончился очередной сезон. И сразу же в тесном паддоке Интерлагоса начали свою работу шустрые погрузчики, команды засобирались домой.

Бразильскую трассу накрыл туман. Столь же туманным выглядело в тот момент и будущее некоторых пилотов: кто-то из них не мог быть уверен, что выйдет на старт в следующем году, а кто-то уже точно знал, что не выйдет. Другим же оставалось сомневаются, сможет ли их команда принять участие в очередном чемпионате.

Так как судьба титула определилась уже достаточно давно, в этот раз на Интерлагосе не ощущалось того напряжения, которое обычно сопутствует решающему этапу. Все было как-то тихо и приглушенно, мысленно команды уже вступили в сложное межсезонье, во время которого им наверняка предстоит столкнуться с рядом серьезных проблем.

Тем большим оказался контраст с общими настроениями первых кругов заключительной гонки сезона: они выдались весьма яркими и запоминающимися. Феттель медленно стартовал – колеса слишком сильно пробуксовали – и пелотон возглавил Mercedes Нико Росберга.

Оба гонщика Ferrari яростно рванули в бой, но Алонсо уперся в Феттеля, а когда попробовал сместиться левее, понял, что альтернативная траектория уже занята Mercedes Льюиса Хэмилтона. По крайней мере, испанец не пропустил вперед Уэббера, которого, в свою очередь, прессинговал отлично стартовавший Масса.

На старте Росберг опередил Феттеля, а Алонсо уступил позицию Хэмилтону © LAT
На старте Росберг опередил Феттеля, а Алонсо уступил позицию ХэмилтонуФото: LAT

Все они нырнули в "эску" Сенны и один за другим прошли затяжной "Солнечный поворот" Curva do Sol – к слову сказать, никакого солнца и в помине не было.

Серая туча нависла над трассой, температура гоночного полотна составляла всего 25 градусов по Цельсию. Прогноз обещал, что вскоре пойдет дождь – по идее, все в тому и шло, но на Итерлагосе ни в чем нельзя быть на 100% уверенным.

Феттель мгновенно нагнал Росберга, а Алонсо предпринял атаку на Хэмилтона, попробовав обойти его в вираже Ferradura, но Льюис не уступил.

Фернандо вскоре предпринял еще несколько атак в связке двух медленных поворотов во внутренней секции трассы. Себу же из его кокпита было хорошо видно, что у Mercedes Росберга явные проблемы со сцеплением – о том же рапортовал команде и Хэмилтон, продолжая дуэль с Алонсо.

«Ferrari гораздо быстрее на непрогретой резине, - говорил британец, - их машина лучше держит трассу, даже кажется, словно она мощнее».

В начале длинного подъема на холм, где расположен выход из поворота Juncao, Феттель, до того не прибегавший к помощи KERS, использовал полный заряд и атаковал Росберга. В итоге за счет слипстрима он смог обогнать испытывающего сложности соотечественника еще до того, как пилотам на следующем круге дали право использовать DRS.

На скорости под 300 км/ч Себ вынырнул из-за спины Нико и сместился на внешнюю траекторию. На стартовой отсечке он опережал соперника всего на две сотых, но уже в шикане Сенны без малейшего сопротивления вернул себе лидерство в гонке.

А чуть дальше Хэмилтон ничего не смог противопоставить натиску Алонсо. Он было попытался, но пилоту алой машины удалось чисто выйти вперед по внешней стороне первого поворота – а на хвосте у Льюиса по пути к Descida do Lago уже повис Марк Уэббер.

Австралиец следовал по пятам, вынудив Хэмилтона пожертвовать выходом из поворота – после чего нырнул внутрь в следующем левом изломе, и соперники оказались бок о бок, вместе устремившись к Ferradura. Там места хватало только на одну машину.

После затяженной борьбы колесо в колесо Уэббер опередил Хэмилтона в повороте Ferradura © LAT
После затяженной борьбы колесо в колесо Уэббер опередил Хэмилтона в повороте FerraduraФото: LAT

Уэббер начал поворачивать руль, когда соперник все еще был рядом, не оставив тому выбора, кроме как уступить четвертое место.

Казалось, что на этот раз все складывается в пользу Марка. Он проводил последнюю гонку в Формуле 1 свободно и раскованно – и без передышки бросился в погоню за Алонсо, который на отсечке второго круга отставал от Феттеля на 1,4 секунды.

Чемпион же, вернув себе лидерство, вновь чувствовал себя как рыба в воде: поймал собственный ритм и полностью контролировал гонку, поддерживая темп, позволяющий отрываться от соперников. «Первые круги получились восхитительными: мы впервые за весь уик-энд мы ехали по сухой трассе, потому требовалось находить точки торможения и определять пределы возможностей машины», - объяснил он позже.

Тем временем второй круг ознаменовался появлением огромного облака белого дыма на выходе из Juncao. Оно знаменовало конец жизненного цикла двигателя на машине Ромена Грожана.

Пилот Lotus только что выпустил вперед в борьбе за восьмое место Нико Хюлькенберга, но в этот раз пилот Sauber не мог похвастаться особой скоростью, он испытывал сложности из-за недостаточной поворачиваемости, а резина на переднем левом колесе его машины очень быстро начала гранулироваться. На старте Нико обошел пару гонщиков Toro Rosso и даже постепенно отъехал от Даниэля Риккардо, но от Фелипы Массы отставал все сильнее.

Что касается парней Франца Тоста, то у них в воскресенье явно не было того баланса, который помог столь здорово выступить в квалификации, проходившей накануне при дождевых условиях. Риккардо пришлось пропустить Дженсона Баттона, у которого дела, наоборот, пошли на лад – в субботу же он мучился из-за того, что не мог прогреть резину.

Другой пилот McLaren Серхио Перес, получивший штраф за смену коробки передач и стартовавший из последних рядов, также активно отыгрывал позиции.

На четвертом круге Алонсо смело проскочил мимо Росберга перед Descida do Lago. Эта борьба была важна еще и потому, что Mercedes и Ferrari продолжали сражение за второе место в Кубке Конструкторов.

На первом комплекте шин Нико досаждали отсутствие баланса и недостаток сцепления. Как и все остальные – за исключением лишь Баттона и Эстебана Гутьерреса – Росберг стартовал на составе Medium, но задняя резина отказывалась работать как следует, и вскоре немец стал легкой добычей для Уэббера, потеряв и третье место.

Австралиец был явно нацелен догнать Алосно, потому на седьмом круге при помощи DRS атаковал Росберга на стартовой прямой, первым войдя в шикану Сенны.

Пока других донимали проблемы, Баттон и Перес буквально летели по трассе © LAT
Пока других донимали проблемы, Баттон и Перес буквально летели по трассеФото: LAT

Заморосил лёгкий дождик, погодные станции команд сигнализировали, что скоро он может превратиться в ливень, но никто не был уверен наверняка, когда же в точности это случится.

Тактические штабы команд теперь более всего думали о том, что нужно как можно дольше оттягивать первый пит-стоп, чтобы затем при необходимости совместить его с переходом на промежуточную резину. Все больше и больше команд из-за этого склонялись к тактике двух, а не трех заездов в боксы, хотя при моделировании оба варианта были почти идентичны по времени.

На восьмом круге Уэббер отыграл у Алосно пару десятых, а на девятом – уже более ощутимые полсекунды, благодаря чему оказался непосредственно за задним крылом Ferrari. Феттель в этот момент опережал их на восемь полновесных секунд.

Фернандо был быстр во всех сложных и важных местах трассы, потому его сражение с Марком продолжалось еще довольно долго. Одноко на 13-м круге Уэббер оставил полный заряд KERS до подъема на холм после Juncao, благодаря чему смог обойти соперника по внешней стороне в "эске" Айртона Сенны.

Алосно не отставал от Марка в последующих нескольких поворотах, не давая ему расслабиться, но Уэббер и не надеялся на легкую жизнь. Позади остались 14 кругов из 71 запланированного – пара пилотов Red Bull вышла на позиции, необходимые для завоевания очередного победного дубля.

Примерно в десяти секундах позади первой тройки Баттону наконец-то удалось отобрать у Хюлькенберга седьмую позицию: они практически параллельными курсами проехали послестартовую связку, после чего Дженсон умело использовал DRS. Еще через пару кругов Масса в том же месте опередил продолжавшего испытывать проблемы Росберга. Теперь второй гонщик Ferrari уже был в первой пятёрке, не так много уступая Хэмилтону.

В этот момент зоркий Росберг углядел, что Фелипе смещается всеми четырьмя колесами за линию, отделяющую въезд на пит-лейн, спрямляя траекторию и добиваясь лучшего выхода на стартовую прямую. Своим наблюдением Нико не преминул сразу же поделиться Чарли Уайтингом, руководителем гонок FIA.

Ferrari получила указание проинструктировать Массу больше так не делать – и на какое-то время Фелипе перестал заезжать за линию. При этом периодически такой же спорный маневр совершали и другие пилоты, включая Баттона и обоих представителей RBR.

Между тем, как только на вторую позицию вышел Уэббер, Феттель подстроился под скорость напарника и по-прежнему поддерживал 10-секундный отрыв от него.

Если бы события происходили на какой-то другой трассе, то уже в этот момент можно было бы с уверенностью говорить о неотвратимой победе Себа. Но у Интерлагоса свои законы. Угрозу дождя никто не отменял, и это могло все изменить.

Пока преследователи выясняли отношения, Феттель отрывался всё дальше © LAT
Пока преследователи выясняли отношения, Феттель отрывался всё дальшеФото: LAT

Для того, чтобы реализовать тактическую схему с двумя пит-стопами, следовало оставаться на трассе еще кругов десять. В этой фазе гонки особых бурных событий уже не было, пелотон уже "отсортировался" исходя из того, чья машина лучше подходила для сухих условий.

После того, как температура шин на Mercedes Хэмилтона достигла рабочих значений, дела у британца стали складываться не в пример лучше, чем у Росберга. Пилоты поменялись позициями.

Между 13-м и 20-м кругами Льюис поддерживал отставание от Алонсо в районе пяти секунд. Но затем задняя резина на Ferrari стала сдавать, и Льюис почувствовал, что вполне может догнать лидера Ferrari.

У Массы шины выдержали еще на пару кругов меньше, чем у напарника. В свою очередь обогнав Росберга, Фелипе смог примерно на секунду отъехать от него, а потому команда пригласила его в боксы на 19-м круге: бразилец вернулся на трассу на очередном комплекте резины Medium.

Через два круга пит-стоп провёл и Алонсо, но он получил в свое распоряжение слики Hard. Хэмилтон отправился переобуваться следом и тоже перешел на более жесткую резину.

Фернандо вернулся на трассу перед Массой, а вот Хэмилтон – позади Фелипе. Сказались те три круга, что Льюис провел на изношенном комплекте Pirelli, в то время как кумир трибун уже ехал на новом, что и позволило ему опередить гонщика Mercedes. Это обстоятельство несколько нарушило планы Хэмилтона догнать и перегнать Алонсо.

Механики Red Bull Racing во время пит-стопа допустили нехарактерную заминку с левым передним колесом на машине Уэббера. Из-за этого – а также из-за того, что Алонсо останавливался на два круга раньше – Марк вернулся на трассу в тот момент, когда Ferrari испанца уже промчалась мимо выезда с пит-лейна.

Казалось бы, это давало Фернандо отличную возможность зацепиться за вторую позицию, но Уэббер почти сразу снова провел обгон в шикане Сенны. Алонсо попробовал контратаковать, но его соперник вновь действовал безошибочно, а вскоре смог создать небольшой отрыв.

Погоня Хэмилтона – теперь уже за парой гонщиков Ferrari – тем временем одновременно осложнилась и упростилась. За очередное пересечение белой черты на въезде в боксы Масса получил-таки от судей штрафной проезд через боксы.

Он не стал спешить отбывать наказание, оставшись на трассе на все три максимально допустимых круга. При этом темп Фелипе ощутимо упал, из-за чего Льюис еще больше отстал от Алонсо. Получается, что бразилец вновь подыграл команде – той самой, что не продлила с ним контракт, и за которую он проводил свою последнюю гонку. Или все это лишь домыслы?

К огорчению Хэмилтона, темп Массы заметно упал после судейского решения о штрафе © LAT
К огорчению Хэмилтона, темп Массы заметно упал после судейского решения о штрафеФото: LAT

До того, как бразилец узнал о штрафе, он проходил свои круги за 1.17 с небольшим. Три следующих результата составили 1.18,1, 1.18,4 и 1.18,3.

«Он меня сдерживает», – жаловался Хэмилтон команде, которая попросила его не атаковать Массу.

Но и после того, как на 34-м круге Фелипе отбыл наказание, активно жестикулируя на пути вдоль боксов, его темп оставался в районе 1.18,5 – хотя теперь трасса впереди и позади была пустой.

Так что, возможно, что Масса просто вновь преждевременно исчерпал ресурс своей резины, пусть даже он и побывал в боксах всего за 10 кругов до этого эпизода.

В итоге всех событий Масса оказался восьмым, позади Переса, но и Хэмилтон уступал Алонсо уже семь секунд.

На каждом из оставшихся до второго пит-стопа 13 кругов Льюису удавалось отыгрывать по паре десятых, но этого явно было недостаточно.

Сам же Фернандо тем временем уже на шесть секунд отстал от Уэббера – тот, в свою очередь, уступал 13 секунд неугомонному Феттелю. Дождь то начинал моросить с новой силой, то заканчивался, а ожидаемое начало ливня все откладывалось раз за разом. Пилоты вновь пытались оставаться на трассе как можно дальше, чтобы – если дождь все-таки пойдет – сразу переобуться в подходящую резину.

В McLaren удачно воспользовались моментом и провели пит-стоп Баттона, который почти догнал Росберга, чтобы дать ему возможность опередить немца за счет более ранней остановки. В Mercedes же предпочли оставить Нико на трассе еще на пару кругов, чтобы у него не возникло проблем с резиной под конец дистанции. В итоге Дженсон оказался впереди, когда пилот Mercedes выехал из боксов после пит-стопа.

Перес остановился на том же круге, что и Росберг, и вернулся на трассу непосредственно позади него.

На 47-м круге течение гонки чуть было не оказалось перевернутым с ног на голову. Валттери Боттас, остановившийся немногим ранее, оказался на трассе непосредственно позади Хэмилтона, отставая при этом на круг.

Столкновение Боттаса с Хэмилтоном едва не перевернуло ход гонки © LAT
Столкновение Боттаса с Хэмилтоном едва не перевернуло ход гонкиФото: LAT

На свежей мягкой резине гонщик Williams имел преимущество в скорости на секунду с круга, ведь у его соперника из Mercedes шины работали уже более 20 кругов. Финн решил выйти вперед, используя DRS на прямой после Curva do Sol и заняв внешнюю траекторию перед поворотом, хотя до конца поравнялся с Льюисом ему все же не удалось.

«Я не понимал, что его машина все еще там, - прокомментировал эпизод Хэмилтон, - он отставал на круг и пытался провести обгон по внешней стороне».

Британец на входе в поворот избрал обычную траекторию, не предусматривающую наличие поблизости соперников, в итоге его правое заднее колесо соприкоснулось с левым задним Williams, шина Боттаса тут же разлетелась на части, и финна вынесло с трассы.

Хэмилтон также получил прокол и вынужден был почти целый круг ковылять до боксов.

Решат ли судьи в такой ситуации выпустить машину безопасности? Момент был решающим, у Red Bull Racing оставалось всего 12 секунд, чтобы решать – отдавать ли Феттелю команду ехать в боксы, пока тот преодолевал Juncao, а потом мчался наверх в сторону заезда на пит-лейн.

«Если бы автомобиль безопасности выехал на трассу сразу же после того, как Себ начал новый круг, то все остальные могли бы совершить пит-стоп, не потеряв времени, а Феттелю это бы стоило лишних 20 секунд», – объяснил Кристиан Хорнер.

В такой ситуации чемпион рисковал оказаться третьим, а Уэббер вышел бы в лидеры своей последней гонки!

«Я получил распоряжение заезжать в боксы, - рассказывал Себ. - Мне хватило на это времени, но вот у них его явно было недостаточно, чтобы ко всему подготовиться».

Тем временем аналогичные инструкции получил и отстававший на 13 секунд от напарника Уэббер. В теории такой отрыв позволял обслужить Феттеля до того, как к механикам подъедет австралиец. Но на деле же к машине Себастьяна из гаража вытащили колесо, приготовленное для Марка – ушло несколько секунд, чтобы разобраться в сложившейся ситуации.

Феттель потерял 11 секунд, пять из которых у боксов следом за ним вынужден был стоять и второй пилот RBR. Алонсо также остановился в боксах в этот момент и смог за счет этого отыграть у соперников достаточно много времени. Вдобавок, на финальный отрезок Феттель и Уэббер получили Hard, а Алонсо – Medium.

Уэббер неожиданно обнаружил, что Алонсо вновь совсем рядом © LAT
Уэббер неожиданно обнаружил, что Алонсо вновь совсем рядомФото: LAT

Преимущество лидера сократилось до семи секунд, а Фернандо вновь оказался непосредственно позади Марка.

Что до машины безопасности, то она на трассе так и не появилась… Хэмилтон доплёлся до боксов и тоже получил новый комплект резины, после чего узнал, что оштрафован проездом по пит-лейну за создание аварийной ситуации.

В итоге всех злоключений Льюис оказался вне очковой десятки.

Феттель вновь стал наращивать преимущество, Уэббер был с подобной постановкой вопроса не согласен, что выразил лучшим временем круга, что заодно помогло ему оторваться от Алонсо.

Баттон теперь оказался на той позиции, которую вполне могли бы занимать Хэмилтон, Масса или Грожан, если бы их не постигли разнообразные напасти – то есть, вышел на четвертое место, опережая Росберга, на которого непрерывно наседал Перес.

На некотором отдалении от них на седьмой позиции шел оштрафованный Масса, он отъезжал все дальше от Хюлькенберга, тогда как Хэмилтон обогнал Риккардо в борьбе за девятое место. Таким образом, все шло ко второй итоговой позиции Mercedes в Кубке Конструкторов.

Вокруг трассы сгущался туман и дождь все накрапывал, но ливня так никто и не увидел.

Феттель вновь продемонстрировал, кто чемпион по действующей формуле. Пока тройка лидеров дожидалась начала церемонии награждения, Алонсо и Уэббер тепло общались друг с другом.

Себастьян же стоял чуть поодаль вместе с Хорнером. Он произнёс много громких слов о своем завершающем карьеру напарнике и позже даже добавил наравне с другими гонщиками свое имя на бразильский флаг, подаренный Марку от имени бывших коллег.

Уэббера все это не особо впечатлило, он обронил пару слов о любителях пиара, оставаясь прямолинейным, честным и быстрым до самого конца. Что поделаешь, если пять последних лет ему приходилось противостоять явлению особого порядка…

ГП Бразилии: обзор гонки от Марка Хьюза
ГП Бразилии: обзор гонки от Марка Хьюза

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle