Лучшие пилоты Формулы 1 в сезоне 2013 года

Марк Хьюз
2 января 2014 в 5:16

В чемпионате, где Себастьян Феттель безоговорочно превосходил соперников, устанавливая новые стандарты, остальным пилотам оставалось лишь сражаться между собой, чтобы произвести впечатление. Марк Хьюз предлагает свою десятку лучших гонщиков прошедшего сезона Ф1

10. ВАЛТТЕРИ БОТТАС

Валлтери Боттас
Валлтери Боттас

В дебютном сезоне Больших Призов Боттасу досталась ужасная машина, но финн не сник и постарался наилучшим образом использовать свои шансы, терпеливо выжидая возможности, за которую можно было бы ухватиться. И когда такое происходило, Валттери раскрывался во всей красе – как, например, во время квалификации в Монреале.

Для тех, кто непосредственно работал с Боттасом, его третий результат в субботней сессии Гран При Канады не стал сюрпризом. «Он напоминает мне Мику Хаккинена, - поделился своим мнением один из сотрудников, который в свое время входил в бригаду двукратного чемпиона мира. – Валттери отличают такие же упорство, вера в себя и талант. Он далеко пойдёт».

Как только в Williams окончательно махнули рукой на попытки "приручить" выхлоп с эффектом Коанда, с машиной FW35 наконец-то стало более-менее возможно работать. В Остине финн вышел в финал квалификации с четвёртым временем, и лишь излишнее желание сделать всё безупречно в финальных поворотах его решающей попытки в третьем сегменте помешало подняться на такой же уровень в итоговом протоколе. Машина просто не позволила добиться этого.

Сколь бы нестабилен не был Пастор Мальдонадо, он все же победитель Гран При, но Боттас в дебютном сезоне смог уверенно оставить более опытного напарника в тени. Так держать!

9. Дженсон Баттон

Дженсон Баттон
Дженсон Баттон

Дженсон провёл ряд не слишком ярких, но действительно хороших гонок за рулём весьма посредственной MP4-28. Выступления британца на Нюрбургринге, в Бразилии, Китае, Монако и Венгрии отличались выдающимся пилотажем, который смог отчасти компенсировать некоторые недостатки машины.

Но также у Дженсона случались и довольно невыразительные гонки, особенно во второй половине сезона, когда его ставшая привычной фраза "баланс изменился" означала одно – британец потерял ту тонкую путеводную нить, которая ему была необходима, чтобы продемонстрировать свой максимум.

Это негативно сказывалось на его результатах за рулём машины, которая даже при идеальных условиях не гарантировала ему попадания в третий сегмент. Иногда же британцу нужно было проявить некоторую агрессию и даже грубость в работе с техникой, чтобы найти недостающие десятые секунды, что ему не всегда удавалось.

Для любого пилота, добившегося прежде столь же громких успехов, как Дженсон, всегда крайне тяжело вкалывать на пределе за рулём второсортной техники. Однако оснований полагать, что он не сможет побеждать вновь, если получит правильную машину, у нас нет.

8. МАРК УЭББЕР

Марк Уэббер
Марк Уэббер

Современные машины и резина не созданы для Марка Уэббера. Получи австралиец быструю машину в дни активной электроники и "шинных войн", он был бы грозной силой. Впрочем, в быстрых поворотах, где нужно действовать твёрдо, решительно и тонко чувствовать работу техники, Марк по-прежнему превосходен.

К сожалению, при разработке современного поколения машин ставка делается на медленные повороты, где предельно важно грамотно использовать энергию выхлопа, в чём так преуспел Феттель. А Уэбберу уже 37 лет, и отчасти он растерял те желание и задор, которыми славился во времена своих выступлений в Jaguar десяток лет назад.

И все же, в Бразилии Формула 1 сняла перед ним шляпу: Марк смог на протяжении всей гонки поддерживать темп Феттеля и к тому же отобрал у немца лучший круг.

Победа в Малайзии должна была достаться ему – Уэббер справился с очень трудной задачей, максимально грамотно действуя в непредсказуемых условиях и выехав на финальный отрезок впереди напарника. Никто не мог посягать на его позиции – и в случае лидерства Феттеля именно так оно и было бы. На Сузуке австралиец также мог рассчитывать на успех, но ему немного не повезло с тактикой. В любом случае, Марк уходит с высоко поднятой головой.

7. КИМИ РАЙККОНЕН

Кими Райкконен
Кими Райкконен

«Возможно, это была одна из самых лёгких моих побед», - сказал Кими после триумфа на открывающем сезон Гран При Австралии. В дальнейшем финн больше не побеждал – Red Bull Racing и другие сделали верные выводы, – но весь год оставался грозной силой.

Техника Lotus не была "заточена" под квалификации, потому Райкконен делал ставку на способность машины бережно расходовать резину, чтобы пробиваться вверх по ходу гоночной дистанции. Не стоит винить финна за его субботние выступления – таковы уж особенности автомобиля, – но из-за этого ему никак не удавалось вновь оказаться в той яркой роли, которую он исполнял, гоняясь в McLaren. Действительно ли Кими по-прежнему быстр, когда нужно выжимать из машины все соки? Нам нужно дождаться следующего сезона, чтобы получить ответ.

Он сохранил свой прекрасный чистый стиль пилотирования, выжимая из передней резины все, чем та может ему дать, и молниеносно адаптируясь к изменениям условий по ходу круга. Но во второй половине сезона после возвращения Формулы 1 к прошлогодней конструкции шин, финн начал проигрывать Ромену Грожану.

Такое произошло уже не в первый раз: в первой части сезона-2012, пока Грожан не снискал себе репутацию "человека-аварии", он тоже был быстрее напарника – до такой степени, что команда начала отдавать именно ему предпочтение в вопросе внедрения новинок. Лишь череда неудач француза поспособствовала возвращению Кими на лидирующие роли в команде.

Можно ли говорить, что в конце 2013-го мы увидели что-то похожее на начало 2012-го? Если да, то приходится признать – лучшие дни Кими остались позади. Однако даже при этом его средневзвешенный уровень выступлений все равно намного выше, чем пиковая форма большинства остальных пилотов.

6. РОМЕН ГРОЖАН

Ромен Грожан
Ромен Грожан

Ромена, пожалуй, можно назвать главной звездой второй половины сезона – он смотрелся невероятно быстрым и абсолютно бесстрашным, а также избегал ошибок, которые омрачали его карьеру пилота Формулы 1 до этого момента.

Благодаря возврату к конструкции резины 2012-го года француз и его Lotus стали главными соперниками Себастьяна Феттеля в период с августа но ноябрь. Грожан непосредственно боролся с Себом на Нюрбургринге и Сузуке, а также держался поблизости в Остине, уверенно оставив позади более именитого Кими Райкконена.

Примечательно, что в первой половине сезона для такого поворота событий не было никаких оснований: Ромен стабильно проигрывал напарнику пару десятых и даже близко не показывал ту скорость, которой запомнился на старте чемпионата-2012 еще до своей череды аварий.

Не раз складывалось впечатление, что пилот боится быть отчисленным из команды в случае очередного происшествия, что не может не сказываться на его выступлениях. Затем Формула 1 приехала в Монако: француз был чрезвычайно быстр на улочкам княжества, но постоянно попадал во всевозможные передряги. После двух аварий на выходе из поворота Ste Devote можно было подумать, что он может ехать либо быстро, либо безошибочно – но никак не сочетать эти умения.

Однако именно оттуда началось его перерождение. Через два этапа во время гонки в Сильверстоуне Грожан уже не уступал по темпу Кими, а после изменения конструкции резины вдруг поехал даже на две-три десятых быстрее. В Нюрбургринге Ромен провёл невероятный первый отрезок, в какой-то момент даже возглавив пелотон: он смог заставить свою резину работать много дольше, нежели у соперников.

Это позволило ему непосредственно угрожать позициям Себастьяна Феттеля, которому пришлось сильно постараться, чтобы остаться впереди. С самого начала карьеры Ромен демонстрировал, что имеет потенциал для выступлений на столь высоком уровне. И выступлениями именно такого Грожана мы в дальнейшем наслаждались до самого конца сезона.

5. НИКО РОСБЕРГ

Нико Росберг
Нико Росберг

Росберг оказался слишком умён и талантлив: Льюис Хэмилтон не удалось вот так запросто прийти в Mercedes и стать там первой скрипкой. Да, случались дни, когда британец ехал быстрее, однако в равной степени часто возникала и совершенно противоположная ситуация. Особенно превосходство Нико было заметно на технически сложных автодромах, где немцу помогал его интеллектуальный подход.

Пока Хэмилтон привыкал к особенностям новой техники, Росберг стабильно был быстрее, доказательством чему стали три подряд поула. Победой в Монако Нико обязан умелому сочетанию таланта и дисциплины. За рулём машины, беспощадной к задней резине, он ювелирно использовал преимущество поул-позиции и стал сильнейшим, проехав дистанцию с минимально возможной скоростью.

Выжать максимум из своей безжалостной к особенно "нежным" в нынешнем сезоне шинам Mercedes было весьма непростой задачей, и иногда Росбергу добиться этого не удавалось. Порой, если уик-энд начинался для немца плохо, ситуация не менялась до клетчатого флага. Виноваты ли в это особенности машины или сам пилот, сказать с уверенностью сложно.

Сезон-2013 ознаменовался практически полным отсутствием гонок по сырой трассе, в ином же случае Росберг мог бы рассчитывать на более успешную кампанию, поскольку в дождевых тренировках в Мельбурне и на Интерлагосе он выглядел впечатляюще, полностью затмив своего напарника. Возможно, если бы погода сыграла на руку Нико и во время гонок, ему удалось бы переиграть всех, включая пилотов Red Bull Racing.

4. НИКО ХЮЛЬКЕНБЕРГ

Нико Хюлькенберг
Нико Хюлькенберг

В первой половине сезона, когда Sauber C32 хронически недоставало сцепления в задней части, Хюлькенберг потрясающе справлялся со своей работой, пусть заметить это не всегда было просто. Ему приходилось постоянно искать настройки для машины, которая просто по своей природе не способна была одновременно обеспечить хорошую управляемость и при этом не изнашивать мгновенно резину. Часто Нико не хватало самой малости, чтобы попасть в третий сегмент, и в любом случае немец выжимал из автомобиля все, на что тот был потенциально способен.

Однако затем появились новинки. И вновь – за рулём техники, которая позволяла рассчитывать на место в конце первой десятки, Хюлькенберг добивался куда большего, показав третий результат в квалификации в Монце, пятый в Абу-Даби и четвёртый в Остине.

Эти результаты имели мало общего с возможностями машины, поэтому в гонках немецкий пилот неизбежно терял позиции, когда недостатки шасси в работе с резиной давали о себе знать. Однако защищая квалификационные завоевания, Нико выглядел феноменально. В Корее он впечатлил многих, выстояв под натиском Льюиса Хэмилтона, а затем и Фернандо Алонсо, не дав испанцу ни малейшего шанса на атаку: Хюлькенберг не допускал ошибок и был быстр именно там, где требовалось, чтобы остаться вне досягаемости для соперника из Ferrari.

Обладая менталитетом победителя, он так и не нашёл по-настоящему подходящей атмосферы среди консерваторов из Sauber, да и финансовые проблемы команды не способствовали хорошим отношениям в коллективе. Нико уже сделал достаточно, выступая в Williams, Force India и Sauber, чтобы получить шанс проявить себя за рулём по-настоящему быстрой машины.

3. ЛЬЮИС ХЭМИЛТОН

Льюис Хэмилтон
Льюис Хэмилтон

В конце предыдущего сезона Льюис Хэмилтон тщетно пытался угнаться за Себастьяном Феттелем и Red Bull Racing в стремлении положить начало периоду своего собственного превосходства. Больше всего британец грезил сразиться с Себом на одинаковой технике – его менеджмент предпринял в своё время две попытки, чтобы превратить эту мечту в реальность, но, в конце концов, пилоту пришлось смириться с тем, что этому не суждено случиться. После этого все шло к тому, что он останется в McLaren, несмотря на весьма заманчивое предложение от Mercedes.

Но события Гран При Сингапура 2012-го года, где поломка лишила его почти одержанной победы, в итоге привели Льюиса в команду "Трёхлучевой звезды". Он отправился в новый для себя коллектив, не питая каких-либо особых надежд и чаяний.

Его ждал приятный сюрприз: новая W04 оказалась быстрой, хотя и коварной в работе с резиной, однако гораздо более конкурентоспособной, чем машина Михаэля Шумахера годом ранее. Хэмилтон начал получать удовольствие на новом месте, а уж когда разобрался с непривычными для себя системами и тормозами, стал выигрывать квалификации и время от времени лидировать в гонках.

На Хунгароринге, где Льюис всегда выступал очень сильно, одной небольшой ошибки Феттеля хватило, чтобы британец оказался лучшим в субботу. Это стало прекрасным фундаментом для великолепной победы днём позже.

Однако британцу не удавалось стабильно демонстрировать свою лучшую форму. С одной стороны, новая резина, требующая бережного обращения, нивелировала эффект от его чистой скорости. С другой – его невероятное ощущение тормозов на грани инстинктов было притуплено из-за особенностей реакции педали Mercedes. На тех автодромах, где ни один из этих факторов не имел решающей роли, Льюис выглядел феноменально.

2. ФЕРНАНДО АЛОНСО

Фернандо Алонсо
Фернандо Алонсо

Алонсо опять сделал то, что умеет лучше всего – целиком и полностью использовал потенциал машины, которая не подразумевала спора за лидерство. В те моменты, когда техника Ferrari переставала быть решающим фактором, испанец неизменно оказывался на первых рядах.

Стоило появиться машине безопасности – он был тут как тут, четвертый за лидером. Отставание благополучно умножалось на ноль, и Фернандо вновь включался в борьбу – и можно было не сомневаться, что он использует свой шанс. Нюрбургринг стал одним из ярких тому примеров.

В удачные дни испанец каким-то образом на первых же секундах гонки отыгрывал все, что уступил в квалификации из-за недостаточного темпа машины. В домашней Барселоне он по внешней траектории обошёл в третьем повороте Льюиса Хэмилтона и Кими Райкконена – рискованным, но превосходно выполненным маневром, ставшим залогом его дальнейшей победы.

Если Алонсо удавалось квалифицироваться в первой шестёрке или восьмёрке, в гонке он всегда становился грозной силой. Но в те дни, когда Ferrari катастрофически не хватало темпа, Фернандо по вполне понятным причинам испытывал отсутствие интереса к происходящему. Такое случалось довольно часто, и негатив от пришедшего в середине чемпионата осознания, что очередной год потерян, в итоге взял верх над испанцем.

Его реакция на такое положение вещей негативно сказалась на отношениях с командой, что испортило его дальнейшие перспективы. Ситуация для Алонсо в коллективе, который больше не будет строить всю свою работу вокруг него, может заметно осложниться в те дни, когда Райкконен окажется быстрее.

1. СЕБАСТЬЯН ФЕТТЕЛЬ

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель

За рулём лучшей машины, с которой они идеально подходили друг другу, Феттель сделал то, что и должен был сделать. Постоянная работа Red Bull Racing в области использования выхлопных газов и выключения цилиндров позволила отлично умеющему адаптироваться немцу наращивать свое преимущество. Выдающейся особенностью таланта Себа является его умение легко войти в поворот, контролируя нестабильное поведение машины. Этот факт не вызывал сомнений на протяжении нескольких сезонов, но особенно поразительно, как часто пилот использовал его в минувшем сезоне.

«После пятничных тренировок он всегда определяет участки, где сможет добиться максимально возможного преимущества, - рассказал Кристиан Хорнер. – Конкретное место варьируется от трассы к трассе, от года к году – но Себастьян всегда точно определяет, что ему необходимо сделать, где можно отыграть время – а затем садиться за руль в субботу и добивается своего. Это весьма примечательно».

Во второй половине сезона-2013 Феттель добился серии побед, пробуя различные вариации общей темы: он мог сразу создать отрыв от преследователей, а затем беречь шины в ущерб темпу, потому что имел возможность себе это позволить (Остин); или атаковать изо всех сил перед тем, как отправиться в боксы (борьба против Ромена Грожана на Нюрбургринге); или просто исчезнуть за горизонтом (Сингапур); или даже прорываться из глубины пелотона так, словно соперников и нет на трассе (Индия) – точные сценарии зависели от того, что именно могли дать ему машина и резина в конкретном случае.

В его голове всегда проигрывается столько вариантов, в нём самом столько природного таланта, что он всегда держит под контролем любую ситуацию, как бы она не развивалась. Радость от побед также играет свою роль, поддерживая энергию и мотивацию Феттеля на высоком уровне.

Его неготовность уступать отлично демонстрирует та диковатая ухмылка, которая отчётливо проглядывала из-под привычной улыбки на пьедестале в Малайзии. Да, он пошёл против приказа команды, но все же не стоит забывать, что в той ситуации Уэббер сдерживал его на трассе, а их обоих настигал Хэмилтон. Именно тогда все договорённости и были безжалостно выкинуты на обочину – как в Турции в 2010-м.

Феттель с такой лёгкостью, непринуждённостью и улыбкой выбирается из кокпита под подиумом, что порой даже не верится, что на трассе – в тех редких случаях, когда это действительно жизненно важно – он абсолютно беспощаден и неудержим. Как и подобает быть чемпиону.

Комментарии для сайта Cackle